Сегодня — "Весёлые картинки" за два года: 1975-й и 1976-й. Доступные подписки за эти годы с большими пробелами (за 1975 год не хватает двух номеров, а за 1976 год — шести).
Весёлые картинки
Мне родители выписывали "Весёлые картинки" только до школы. Так что, начиная с 1976 года, "Весёлые картинки" у меня с личными детскими воспоминаниями не связаны. Но номера за 1975 год легко восстанавливаются в памяти.
Клуб весёлых человечков
Весёлые человечки всем клубом трудятся на производстве сахара (из свёклы). Незнайка освоил профессию машиниста паровоза (на картинке — именно паровоз).
Амплуа Незнайки
Очередная аттестация (представление весёлых человечков). На сей раз всё сказано без слов: Незнайка раскрасил морковь наоборот (ботва — красная, а корнеплод — зелёный). Карандаш (начальник) орёт на Незнайку, машет руками. Незнайка пришибленный и красный как рак. Такое вот публичное унижение перед читателями. Вернулся лозунг "Незнайка безнадёжен".
Незнайка тупит
Ну, раз Незнайка безнадёжен, то он и тупит от души. Правда, очень однообразно. Никаких новых тупостей художники выдумать не могут.
1) Незнайка купается в одежде. Незнайка готовясь к зиме, решил починить байдарку.
2) Все надели маски, а Незнайка — палец в рот и глазами хлопает: видимо, никого не узнаёт. И, кстати, среди человечков появился Чебурашка. Ожидается пополнение членов клуба?
3) Расслабляются все! Если Незнайка с рыбалки тащит сапог — это приговор; но если при этом Карандаш поймал на удочку картинку с рыбой, а Дюймовочка — рыбу с ценником, то это называется "Весёлые рыболовы".
4) Перевёртыши. Тупят все, но Незнайка опять не как все — он не тупит! Нормально запускает бумажного змея.
Незнайка в комиксах
Тему комиксов продолжает поддерживать художник Василенко. Незнайка у него забавный, другие человечки Незнайку не шпыняют.
Незнайка и политические праздники
На 7 Ноября Незнайке доверили поддерживать длинное полотнище, чтобы по земле не волочилось.
Новый год и 8 Марта
На 8 Марта допускались шутки. Человечки испекли (они в поварских колпаках) и несут Дюймовочке торт, а Незнайка с вилкой следом несётся.
Незнайка нормальный (как все)
В спорте Незнайка на равных с другими человечками.
Кстати, на второй картинке среди зрителей опять Чебурашка. По своей популярности он, конечно, имел право быть принятым в клуб весёлых человечков. Но дальше пробных появлений дело не пошло.
Старое и новое
Бялковская и Битный продолжали рисовать милые картинки.
Среди художников журнала появился старый мастер А.Брей. Он рисует безмятежного Незнайку среди спокойных друзей.
И вдруг — как током ударило. Прыжок во времени. Рисунок художника Бланкмана 1975 года как будто из современной масскультуры. Диссонанс на общем фоне.
На самом-то деле всё не так однозначно. Вот рисунок Бланкмана того же периода, но из другого журнала — "Колобок" (1976. № 5). Рисунок очень стильный, что-то из усмирённого психоделического стиля.
"Колобок" — звуковой журнал с приложенными гибкими пластинками — это с 1969 года художественная альтернатива "Весёлым картинкам". Авангардист В.Стацинский с поста главного художника "Весёлых картинок" ушёл главным художником именно в "Колобок". Иллюстрации в "Колобке", особенно поначалу, выглядели очень стильными и современными на фоне всех остальных детских журналов (и для малышей, и для октябрят-пионеров). Команда постоянных художников в "Колобке" была иная, чем в "Весёлых картинках" и "Мурзилке". В детстве я о "Колобке" не слышал, сейчас только с изумлением открыл его для себя.
А в "Весёлых картинках" на протяжении 20 лет рисунки по стилистике больше были карикатурами, причём карикатурами вторичными по сравнению с "Крокодилом" (я вот со младенчества "Крокодил" больше любил).
Бланкман был как раз постоянным художником "Колобка". Его иллюстрация в "Весёлых картинках" была пробой по расширению круга художников. Но манера Бланкмана была упрощена: никакой полноценной заливки цветом, никакого напряжения в фигурах. Видимо, это упрощение было проведено в соответствии с редакционной политикой. И рисунок стал ужасным. В таких "Весёлых картинках" современным художникам делать было нечего.
Реформа "Весёлых картинок", конечно, назревала.
Ну а сходство рисунка Бланкмана в "Весёлых картинках" 1975 года с современной низкокачественной массовой иллюстрацией, видимо, объясняется тем же упрощением — то есть профанацией идей советского квази-психоделического стиля Семидесятых.
Незнайка в журнале "Весёлые картинки" за два года — 1973-й и 1974-й (обзоры даже за три года становятся громоздкими, поскольку Незнайка очень плотно занимает пространство журнала).
Весёлые картинки
Клуб весёлых человечков
Весёлые человечки посещают производство (рассказы об этом вполне научные) и травят байки на заседаниях своего клуба.
Амплуа Незнайки: безобидный двоечник
1) Интересная характеристика дана всему коллективу весёлых человечков в январском номере 1973 года. Идеальных персонажей, как выяснилось, нет: все хвастают, грубят, жадничают (ну, разве что Карандаш и Самоделкин сугубо положительные). Незнайка тут ещё не самый потерянный: он всего лишь заявляет, что он самый знающий. Все весёлые человечки стали вести себя как обычные малыши. Незнайка изгоем не выглядит.
А по форме — на этой картинке пробует себя в разной манере А.Семёнов (всё-таки сын главреда И.Семёнова, как мне сообщил в комментариях ув. AndrewBV). Что-то очень яркое (потом художник от режущих глаз цветов откажется)
2) Но всё же при очередной аттестации весёлых человечков, все они заслужили похвалу кроме Незнайки. У Незнайки амплуа — типичный двоечник. Но терпимее стали относится к двоечникам.
Карандаш (он главный) открывает заседание и тут же обращает внимание на Незнайку: "Незнайка, не вертись". Незнайка реагирует: "А я и не верчусь. Петрушка, пойдём в кино". В прошлый раз на аттестации Незнайку признали безнадёжным, но всё же надеялись перевоспитать. Сейчас его принимают таким, как есть. Карандаш мягко убеждает Незнайку не уходить (а то ребята про него ничего не узнают). Чтобы поддержать интерес Незнайки к заседанию, Карандаш делает его докладчиком, предлагая давать характеристики другим человечкам. Что характерно, самому Незнайке открытую характеристику никто не даёт. Тоньше и умнее становится наша педагогика.
Весёлые человечки на этой картинке нарисованы разными художниками (кто кого придумал). Незнайкин отец — Лаптев.
Незнайка тупит не один
Признание того, что все весёлые человечки не идеальны, привело к тому, что появляется некоторое количество рисунков, где все они тупят, а значит, веселят читателей, повышая их самооценку.
Давненько уже не было этой парочки, где один другого стоит: Буратино и Незнайка.
Незнайка тупит в одиночку
Но всё же, в подавляющем большинстве случаев Незнайка показывает своё невежество в одиночку. Здесь уж проще по художникам распределить: какой у каждого карикатуриста юмор был.
1) В.Чижиков
2) В.Жаринов
3) Ю.Фёдоров и М.Вайсборд
4) Ю.Узбяков
5) Н.Щербаков
6) Разные художники
Незнайка в комиксах
1) Традиционно художник Василенко поддерживает жанр комикса.
А вот следующий комикс — редкий. Он с текстом. При этом автор текста — Ю.Коваль. Хотел обогатить ковалиану, ведь на Фантлабе "Весёлые картинки" представлены очень мало. Но именно номер с миниатюрой Коваля представлен (см.). Опередили...
2)Хороши также всегда были комиксы Филипповой.
3) И.Семёнов, рисовавший комиксы в самых первых номерах 1956 года, в том числе и по рассказам Носова про Незнайку, сделал симбиоз: сюжет про Незнайку-музыканта перенесён в среду весёлых человечков.
Незнайка и политические праздники
1) Напоминаю, что я отслеживаю только картинки, связанные с Незнайкой. Конечно, в 1973-1974 гг. были обложки, посвящённые годовщине Октябрьской революции и празднованию 1 Мая. Но вот с Незнайкой (в компании весёлых человечков) попалась только одна небольшая картинка в ноябрьском номере 1974 года: Карандаш нарисовал буквы на воздушных шарах и весёлые человечки идут с этими шарами под надписью "Октябрь". Сегодня, за давностью лет, такая картинка далеко не сразу вызывает ассоциации с демонстрацией на 7 Ноября.
С ещё большим трудом устанавливается связь главного советского праздника со следующей картинкой: детсадовцы в затылок друг другу идут с красными флажками и воздушными шарами, а на палочках несут трёхмерные портреты весёлых человечков (Незнайку в том числе).
Номер ноябрьский. Шествие с флажками и шарами — это признак праздничной демонстрации. Взрослые на демонстрации несли портреты членов Политбюро. А для малышей, значит, Буратино вместо Брежнева. Выходит, в 1974 году режим добродушно к таким пародиям относился.
2) Фестиваль молодёжи и студентов. Летом 1973 года он проходил в Берлине (ГДР).
Через год, в июле 1974 года, как будто какое-то эхо: дети разных народов едут на слоне — это типичная фестивальная картинка (поскольку не только народы СССР присутствуют, но и иностранцы). Незнайка с лесенкой бежит сзади. Наверное, в прошлом фестивальном году картинка не вошла в номер, сейчас пристроили.
3) А были ещё съезды ВЛКСМ. Раньше, вроде, в этом журнале малышей комсомолом не загружали, но время пришло.
Незнайка здесь что-то очень оживлённо рассказывает (внизу слева): Дюймовочка млеет, ребята задерживаются. А ведь пару лет назад Незнайка даже в пионеры не годился. Видать, идейно вырос.
Новый год и 8 Марта
Почему-то народные праздники в эти два года Незнайка не отмечал.
Незнайка как все
Удивительно: в моей сформированной по остаточному принципу рубрике "Незнайка такой же как остальные весёлые человечки" всего одна картинка. Это закономерно: никому неинтересен Незнайка-паинька.
Старое и новое
Три номера подряд из 1974 года.
Старые мастера, стоявшие у истоков журнала, продолжают рисовать весёлых человечков. Художники Битный и Мигунов совсем разные: у Битного очаровашки (Незнайка просто красавец), у Мигунова — цирк и гротеск. Но смотрятся оба художника одинаково как милое ретро — эстетика Пятидесятых двадцать лет спустя.
И появляются новые тенденции. Вот резкий очень современный стиль художника К.Борисова.
Этот художник будет часто мелькать в журнале в 2000-е годы. У меня с ним ассоциируется упадок "Весёлых картинок". Не знал, что он в такой приличной компании начинал.
"Весёлые картинки" начала 1970-х гг. У меня уже личностное отношение к журналу — в память трёхлетнего ребёнка навсегда врезались образы из журналов, начиная с 1971 год. Удивительно было спустя столько лет снова полистать эти номера.
Весёлые картинки
Клуб весёлых человечков.
Весёлые человечки теперь гораздо больше управляют внутренней логикой журнала — это уже не просто набор рисунков. Постоянно возникают какие-то проекты, появляются постоянные (в течение года) рубрики.
1) Чижиков на протяжении 1971 года вёл рубрику "Весёлая арифметика", где давали миниатюрные изображения весёлых человечков. Для Незнайки было придумано два трафарета, которые чередовались из номера в номер: Незнайка у доски и Незнайка валяется.
Вот чижиковский Незнайка крупным планом.
2) Весёлый зоопарк — более-менее постоянная рубрика. Впервые появился художник А.Семёнов (однофамилец главреда, который более прославился комиксами про Ябеду-Корябеду в "Мурзилке"). Очень оригинальные человечки. Незнайка у художника — как Колобок в котелке.
3) В 1972 году постоянной была рубрика "Весёлые рассказы". Все иллюстрации там были Ю.Фёдорова. На заставках весёлые человечки поднимают руки, им предоставляется слово, они рассказывают историю со своим участием. Жаль, рассказа Незнайки нет.
4) Вот ещё какое-то клубное мероприятие. Незнайка тоже присутствует. Кроме шляпы ничего не видно, но шляпа для Незнайки и есть отличительный признак.
Амплуа Незнайки: всё делает неправильно
Скучно, когда все герои положительные и примерные. Начало Семидесятых ознаменовалось изменением отношения к Незнайке. Недолго он пробыл в самых весёлых человечках. При очередной аттестации (представлении новому поколению читателей) в 1972 году его всё-таки зачислили в неумехи: "Незнайку ни о чём нельзя попросить", "Незнайка ничего не знает и ничего не умеет".
Менее любимым Незнайка у детей от этого не стал, и даже наоборот: благодаря этой своей роли он попадал в смешные ситуации, что поддерживало программный характер журнала. Но накал критики в адрес Незнайки возрос.
1) Автором аттестации был художник Ю.Фёдоров — он и дал наибольшее количество ситуаций, где Незнайка показан туповатым. Это относится даже к тем ситуациям, где все весёлые человечки не блещут интеллектом. Вот показано, как они укрываются от дождя: листом бумаги, гармошкой... У Незнайки есть зонт, но он его не открывает. Как мне в прошлые разы в комментариях подсказали, у Незнайки шляпа вместо зонта. Но здесь явно намекают на то, что Незнайка не знает, как пользоваться зонтом.
Излюбленный образ: Незнайка тупо смотрит на надпись, засунув палец в рот.
Образцы Незнайкиной расхлябанности.
Апофеоз: в весеннюю пору Незнайка оделся по-зимнему.
2) Другие художники не отстают в высмеивании Незнайки даже тогда, когда он поступает разумнее всех: например не плюхается в бассейн в одежде и с гармошкой.
Ну а уж в остальных случаях надеяться на снисхождение к Незнайке и вовсе не приходится.
3) Даже когда кажется, что Незнайка такой же, как другие, мелкие чёрточки выдают его. Вот все спасают зверей в половодье, а Незнайка просто восседает на лосе. Вот все несут фигурные скворечники, а у Незнайки скворечник в форме кошки (птицы должны, видимо, бояться такой формы).
4) В журнале появляются новые художники. К очернительству Незнайки присоединился М.Вайсборд — один из тех, кто определял лицо нашей карикатуры в то время.
Незнайка и политические праздники
1) На 1 Мая весёлые человечки опять парят в высоте.
2) В 1972 году Незнайка стал участвовать в праздновании Дня Советской Армии.
3) В 1972 году весёлые человечки отмечали 50-летие пионерии.
Весёлые человечки поют "Взвейтесь кострами" — гимн пионеров. "Мы пионеры — дети рабочих" (стихи-то из Двадцатых годов). А Незнайка слов не знает! Наверное, его не примут в пионеры.
4) Мелькнула и тема космоса. Обычные полёты человека в космос стали рутиной. Отметили лишь успех с высадкой на Луне беспилотного лунохода. Праздник политический — хоть какая-то компенсация боли от высадки американцев на Луне. Стихи соответствующие. Когда в наши дни в современных "Весёлых картинках" рисунок перепечатают, стихи придётся заменить.
Новый год и 8 Марта
В эти праздники раньше царило благодушие — никто Незнайку не шпынял. Эта традиция, конечно, продолжилась.
Но тема Незнайки-неумехи проникает и в новогодние картинки. Вот здесь, например, все нормально сидят на транспортируемой ёлке, а Незнайка сорвался — сейчас упадёт под колёса или под коньки Дюймовочки.
У Чижикова Незнайка тоже выделился — но, скорее, как рассеянный индивидуалист: на зайчиков засмотрелся, пока все в едином порыве тащат на почту под Новый год конверт в свой собственный адрес.
Незнайка в комиксах
Комиксов не так много, но они есть. От простых к сложным:
Подключаются всё новые и новые известные художники. В февральском номере за 1970 год появился Незнайка в изображении карикатуриста Е.Ведерникова.
Незнайка как все
1) Хорошо, когда Незнайка не мальчик для битья, а нормальный человечек.
2) Фёдоров нарисовал Незнайку, который тупит. Но у Фёдорова на этой картинке все весёлые человечки тупят, пусть тут будет: Незнайка тупит как все.
3) В 1971 году впервые Незнайку рисует С.Алимов. Иногда вместо Незнайки — вид на его шляпу. Этого уже достаточно для идентификации.
Незнайку рисуют М.Битный и С.Бялковская
Были у нас два мастера, участвовавшие в журнале с самого начала, манера рисования которых была доброй. Все у них красивыми пупсиками выходили. Это М.Битный и С.Бялковская. Надо их уже выделить в отдельный раздел.
1) М.Битный
Вот они — очаровашки Битного. Незнайка среди них
Пришлось и Битному, подчиняясь редакционной политике, высмеивать Незнайку. Но он подошёл к этому формально. На рисунке все весёлые человечки скачут на кузнечиках, ну а Незнайка скачет задом наперёд (полно таких изображений у других художников). В этой картинке интересно, что Битов переделал характерные головные уборы весёлых человечков в жокейские шапочки (козырьки приставил) — у Незнайки на шляпе обрезал поля сзади и с боков и готова кепочка оригинального фасона.
2) С.Бялковская
У Бялковской мимимишность зашкаливает.
Но и Бялковская вынуждена была отчитаться в критике Незнайки. В августовском номере 1971 года на обложке тема борьбы за урожай: весёлые человечки дружно несут сноп пшеницы, а Незнайка тащит цветок василёк.
Незнайка — любитель прекрасного. А жизни-то не знает: василёк — это сорняк, враг хлебороба.
Незаметно "Весёлые картинки" справили первый круглый юбилей — 10 лет. Интересно обыграл это художник А.Сазонов: как будто первоклассники с обложки первого номера 1956 года пришли — уже выпускниками школы — в гости к весёлым человечкам. Сидят на почётном месте. А Незнайка — по правую руку от почётного гостя. Тоже вырос за эти годы — какой без Незнайки праздник!
Клуб весёлых человечков.
Обратил внимание на такую деталь, удивительную по нынешним временам. Во всяком журнале есть повторяющиеся рубрики, выделяемые рисунками-заставками. В "Весёлых картинках" рубрики прямо или косвенно касались "Клуба весёлых человечков". Удивительно то, что заставки к ним были на одну тему, но разными в зависимости от художника, который их рисовал. В 1969 году в журнале была рубрика "Двенадцать волшебных палочек", где весёлые человечки сидели за партой. Авторство для этих заставок не указывалось, хотя многих художников можно угадать.
А вот по сути тоже заставка к рубрике "Клуб весёлых человечков". Но получилась небольшая иллюстрация, и автора указали. Ценность в том, что это ранний рисунок В.Дмитрюка и, возможно, первый портрет Незнайки этого художника.
Были попытки целиком строить сюжетные рассказы на деятельности Клуба (не прижились). Но вот одна из попыток и картинка, на которой весёлые человечки сидят за своим круглым столом. Здесь интересно, что мы в первый раз встречаемся с Ю.Фёдоровым, узнаваемым карикатуристом.
Ещё один групповой портрет.
Незнайка и государственные праздники
Слежу за тем, как Незнайка празднует 7 Ноября и 1 Мая. Особо буйных празднований полувекового юбилея Октябрьской революции в "Весёлых картинках" не было.
1) Сумбурные сценки нарисовал в ноябрьском номере 1966-го года художник Узбяков. Мальчиш-Кибальчиш в будёновке пробирается куда-то с секретным пакетом (тема, скорее, гражданской войны, а не революции). Первым ему навстречу попадается бдительный Незнайка с окриком: "Стой! Куда?". Вязать красногвардейца весёлые человечки не стали, довезли до главного (Карандаша), где и вскрыли секретный пакет.
Комикс — так себе. Но вот эклектика замечательнвя: крупным планом Незнайка и Мальчиш-Кибальчиш.
2) Тема крейсера "Авроры" как символа Октябрьской революции — в ноябрьском номере 1969 года. Весёлых человечков в первый раз рисует дуэт (пока ещё) А.Елисеева и М.Скобелева. Незнайка, кстати, палец в рот засунул, с испугом на воду косится. Раньше он себе такого не позволял на государственных праздниках. Да, Шестидесятые заканчиваются...
3) Но неподобающее поведение Незнайки на обложке с лихвой компенсируется внутренней иллюстрацией в этом же номере, на который именно Незнайка догадался надуть шарик, чтобы создать пятиконечную звезду из лент.
4) Первого мая весёлые человечки парят на воздушных шарах над демонстрацией. Парящие шары (наполненные газом легче воздуха) я в детстве видел в кино и на картинках. Считал это сказкой.
5) Но на 1 Мая тогда были ещё и военные парады. Эту тему обыгрывали на обложках. Именно обыгрывали: непосредственно в парадах Незнайка не участвовал.
6) Игра в первомайском номере 1968 года. Зачин: собрался Карандаш на демонстрацию...
7) Хоть и не официальный праздник, но годовщина с политическим окрасом. Комсомолу — пятьдесят лет. Совершенно нейтральный групповой портрет весёлых человечков. Первое изображение Незнайки от замечательной художницы Т.Колюшевой.
Новый год и 8 Марта
Помимо политических праздников были и "народные". Таких праздников в советское время было немного, предвкушение их было настоящей радостью. Давайте уж посмотрим, как весёлые человечки к Новому году и Международному женскому дню готовились.
1) Новый год (новогодние каникулы)
1.1) Весёлые человечки в виде малышей-детсадовцев.
1.2) Художница С.Бялковская хорошо известна (книжки переиздают и сейчас). У неё все рисунки бесконфликтные. Персонажи — милые очаровашки, чуть задумчивые. Вот и здесь уравновешенный милый Незнайка несётся с друзьями с горы, ничем не отличаясь от них.
1.3) Легендарный В.Лосин тоже в молодости рисовал Незнайку. Незнайка набедокурил: наследил краской. Весёлые человечки в некоторой растерянности. Незнайка испортил праздник?
2) 8 Марта.
2.1) В этот день во взрослых изданиях было много шуток про мужчин, которые пытались выполнять женскую работу по дому. Карикатуристы Караваевы принесли эту тему в малышовский журнал: Незнайка следит за тестом, чтобы не убежало (с ружьём сторожит). Не справляется, конечно. Комический ужас.
2.2) Художник Узбяков обыграл тему Незнайки попросту: он на заднем плане с новогодней ёлочкой ходит. Совсем не соображает, какой праздник.
2.3) Художница Бялковская никаких приколов не придумывает: просто праздник, просто дружная компания.
Незнайка спортсмен и турист
1) Весёлые человечки много путешествовали по родным местам и занимались массовым спортом. Незнайка мог в этой ситуации послужить обучающим примером: что он сделал не так?
2) Незнайка мог показывать, что он никудышный спортсмен.
3) Незнайка мог совсем не выделяться на фоне своей компании или выделяться чуть-чуть (сидит на коллективных водных лыжах в спасательном круге).
4) Незнайка мог быть просто забавным. Вот в эстафете он преодолевал свой участок в лодке, но опустил эстафетную палочку в воду, её схватила щука. Незнайка догнал вплавь щуку, но палочку у неё отобрать не смог. Пришлось передавать эстафетную палочку вместе со щукой.
Незнайка в комиксах
Комиксы — графические истории на на один-два разворота — в "Весёлых картинках" присутствовали изначально. Начал их рисовать в 1950-х гг. главред И.Семёнов ("Про Петю Рыжикова"). Это были немного тяжеловесные рассказы. А вот изящные современные комиксы с участием Незнайки я отметил только со второй половины 1960-х. Причём все три комикса одного художника (он же автор сценария). В первый раз встречаемся с художником А.Василенко, у которого Незнайка в многочисленных рисунках получился особенно забавным.
1) Смешная история: Незнайка испугался в лесу волка, а волк на Незнайку и внимания не обратил, он бежал к Карандашу позировать.
2) Усложнённый вариант с прятками, когда все обводят Незеайку вокруг пальца, но он всё-таки не остаётся водить по второму кругу.
3) Очень сложный комикс с пиратами и милиционерами.
Незнайка как все
Картинки, где Незнайка не выделяется своими чудачествами (или ведёт себя как все, или чудит не больше других: например, засевает поле бабочками, в то время как другие засевают его конфетами да матрёшками). Художники разные — и Незнайка разный. Удивительное многообразие.
Потихоньку появляются новые художники — вот и Чижиков нарисовал весёлых человечков на полноценной сюжетной иллюстрации.
Амплуа Незнайки: не тупой, а смешной
С точки зрения морализаторства Незнайка должен был служить отрицательным примером. Случалось художникам изображать Незнайку-неудачника. Вот, например, сентябрьский номер за 1967 год: у всех детей радость — уроки в школе начались, а Незнайка опоздал на 5 минут, и плачет теперь на улице. Это нарисовал замечательный график Сазонов.
Ещё из рисунков Сазонова. В знойный летний день Незнайка украшает ёлку новогодними шарами. Перебор даже для Незнайки. Художник Сазонов суров к этому персонажу.
Трактовка Незнайки как паршивой овцы для Шестидесятых была, конечно, непедагогичной. Вот представление весёлых человечков новому поколению читателей (а поколения раз в три года обновлялись). У Незнайки единственного характеристика: весёлый (это при том, что он в команде весёлых человечков).
Вот этой-то характеристики Незнайки "Весёлые картинки" во второй половине Шестидесятых и придерживались. Заодно и другие персонажи перестали быть совсем уж идеальными. Хотя иногда было не понять: Незнайка весёлый или всё же тупой.
1) На этой странице сразу два сюжета. Первый сюжет — Незнайка в толпе прочих спасает Самоделкина (худ. О.Теслер). Самоделкин — ну очень положительный персонаж — попал в нелепую ситуацию. Ага, не один Незнайка такой! А второй сюжет: Незнайка делает зарядку в точности по инструкции (худ. А.Цветков). Смешно!
2) Художник А.Цветков был известным карикатуристом — много их сотрудничало с "Весёлыми картинками". Иногда кажется, что представление о советской графике 1960-х — 1980-х гг. всё сосредоточено в серии "Мастера советской карикатуры". Особенность карикатуристов в том, что они, как правило, самостоятельно придумывали сюжеты своих рисунков. Вот у Цветкова и получились забавные сюжеты с пониманием композиции. У Цветкова Незнайка точно не тупой, а смешной.
3) Забавный Незнайка у Вышенской, Василенко и Филипповой — ну они Незнайку никогда не делали мальчиком для битья. Наверное, это добрые художники.
4) Фёдоров тоже не практиковал злобность в своих рисунках-карикатурах.
5) Странную неоконченную сказку малолетней читательницы, где Незнайку проглотил крокодил, проиллюстрировал Чижиков. Сказка-то морализаторская — дети думают, что так у них получается писать как у взрослых. У Чижикова морализаторства в рисунках, конечно, нет.
6) У Бялковской (которая бесконфликтная) странность Незнайки, чистящего вместе со всеми снег на крыше, лишь в том, что он вымазался в золе — ну, может, он и не виноват, такой ему участок поручили.
7) На рисунке Караваевых Незнайка ловит рыбу на конфету. Но он не один такой: Самоделкин и какая-то собака тоже не очень разбираются в рыбной ловле.
Незнайка сообразительный
Чем большую популярность набирал Незнайка, тем чаще он обходил своих более развитых коллег.
1) Характерное название рисунков: "Догадливый Незнайка"
2) Мини-комиксы, нарисованные А.Василенко. Художник явно симпатизирует Незнайке. Он побеждает волка (убивает волкак, чего уж тут) и удачлив в рыбалке.
3) Ну а уж найти путь к сердцу Дюймовочки у Незнайки получается гораздо лучше, чем у его заумных приятелей.
В 1960 году в журнале "Весёлые картинки" ещё встречались иллюстрации к рассказам из повести Носова про Незнайку (худ. И.Семёнов). Но уже безоговорочно Незнайка присутствовал как член Клуба Весёлых Человечков. Какие-то ассоциации с повестью Носова ещё прослеживались. Вот весёлые человечки пилят грибы (худ. Е.Мигунов) — а это ведь одна из первых сцен "Приключений Незнайки".
Незнайка и государственные праздники
Отдельно отмечаю то, как в журнале для самых маленьких (дошкольников) подавались политические советские праздники — 7 Ноября и 1 Мая. Но ограничиваюсь сценами, где присутствует Незнайка.
1) Вот ноябрьский номер 1960 года. Разворот с надписью "Вся власть советам!". А справа — весёлые человечки дают концерт, посвящённый годовщине Октябрьской революции. Незнайка гудит в автомобильный клаксон. Но он не один такой — Карандаш играет на скрипке карандашом вместо смычка. Какофония. Но весело, как и должно быть на празднике. Видимо, отмечание Октябрьской революции ещё не забронзовело — всего-то 43 года прошло, многие свидетели событий были живы.
2) Первомайская демонстрация. Родители ведут детей, а дети ведут весёлых человечков (и Незнайку тоже).
Незнайка и космос
Понятно, что начало Шестидесятых в СССР — это тема космоса.
1) Вот обложка февральского номера за 1960 год. Человек в космос ещё не летал, но все живут в ожидании этого. Пока в космос на ракете собрались весёлые человечки. Шлемы сложной конфигурации повторяют форму головы (вон для ушей Гурвинека какие полости выдули). Незнайку, Буратину и Дюймовочку оставили на земле. Буратине с Незнайкой в космос ещё рано. Надо было лучше учиться. А Дюймовочку оставили за ними приглядывать.
2) Майский номер 1961 года. На обложке весёлые человечки вглядываются в космическое пространство через трубу из свёрнутого листа ватмана. Гагарин уже слетал. Но ещё по инерции на картинке собаки Белка и Стрелка восторженно следят за полётом ракеты. Незнайка тоже смотрит в небо через свёрнутую газетку, но в другую сторону (ему Петрушка что-то указывает).
3) Незнайка в ракете. В первый раз его нарисовал известный художник А.Брей. Незнайка получился очаровательным пупсиком.
4) А вот весёлые человечки несут портреты первых космонавтов. Незнайка тоже допущен к этому почётному шествию.
Скан сделан с журнала, из которого портрет, который несёт Незнайка, вырезан. Журнал у нас за октябрь 1963 года. Полётов человека в космос в СССР к этому времени было шесть. Столько портретов космонавтов и несут весёлые человечки. Хронология полётов, конечно, восстанавливается. Карандаш несёт портрет Гагарина (космонавт № 1), Буратино — портрет Титова (космонавт № 2), Петрушка — портрет Николаева (№ 3), Гурвинек — Поповича (№ 4), Чиполлино — Быковского (№ 5). Ну а Незнайка, значит, несёт портрет Терешковой. Хотя, вроде бы, напрашивается, что портрет женщины-космонавта должна была бы нести Дюймовочка...
И, кстати, это первое появление Незнайки в числе весёлых человечков в 1963 году. Долгие месяцы был он в опале.
Незнайка в опале
В начале 1963 года Незнайка попал в опалу. Может быть, это было продиктовано художественными мотивами: главный редактор решил, что Незнайка чужеродно смотрится в компании весёлых человечков. А может это было политическое давление кураторов: уберите Незнайку, он показывает плохой пример детям. Как бы то ни было, почти на весь 1963-й год Незнайка выпал их компании. Не зря те годы потом назвали эпохой волюнтаризма.
Вот изображения весёлых человечков в усечённом составе, без Незнайки.
Эх, а художники-то какие! Знаменитый художник Вальтер ("Муфта и полботинка") нечасто публиковался в московских журналах (он из Эстонии). Больше он весёлых человечков не рисовал, Незнайку в его исполнении мы так и не увидим.
Но всё-таки Незнайка вернулся — думаю, читатели высказали своё недоумение. Незнайка вновь появился на страницах журнала в октябрьском номере за 1963 год (как мы помним, нёс портрет Терешковой). Но ещё в ноябрьском номере были колебания: то его включали в число весёлых человечков (картинка Мигунова), то нет (картинка Андрианов).
И в дальнейшем случалось, что Незнайка выпадал из компании. Например, в 1966 году на всех обложках была компания весёлых человечков, но без Незнайки. Но на внутренних иллюстрациях Незнайка был, и очень даже раскрепощённый. Чувствуется, что прошли времена волюнтаризма.
Незнайка как все
Весёлые человечки создают фон журнала: они мелькают на обложках, служат внутренним соединительным звеном. Они выступают командой, часто от отдельных человечков не требуется индивидуального поведения. Тогда и Незнайка ничем не выделяется, но взглядом его всё равно отыскиваешь.
1) Продолжает рисовать Незнайку главный редактор журнала — И.Семёнов.
2) И любимый детьми художник Е.Мигунов тоже продолжает рисовать Незнайку.
Новый год! При самом первом появлении в новогоднем номере 1957 года Незнайка подправлял на ёлке часы и его поднимал на высоту страус. Незнайка снова на высоте, но уже настала эпоха автоматизации.
А вот Первое сентября.
А вот заплыв по реке во время весеннего ледохода.
UPD/05.09.2020
Апрельский номер 1961 года. Был готов до полёта Гагарина. Поэтому весёлые человечки не знают ничего о главном событии этого года, а готовятся к встрече перелётных птиц.
3) Рисуют Незнайку среди весёлых человечков другие художники, которые не забыты и сегодня.
4) Вот про художника Чупрыгина ничего не могу сказать — много было хороших художников второго плана.
5) О, в первый раз Незнайка в исполнении замечательных карикатуристов супругов Караваевых.
Незнайка в своём амплуа
Но, конечно, интереснее всего был Незнайка-неформал. Который делал что-то не так, как все.
1) Вот Незнайка складывает книжки в холодильник.
Холодильник пока ещё редкость. Это, видимо, рабочий холодильник. А вот лет через десять, когда первые советские пузатые холодильники переставали работать, их действительно могли использовать как шкафчик. У моей бабушки в таком нерабочем холодильнике студентка-квартирантка в 1977 году учебники и книжки по программе литературы держала. Я летом на каникулах, пока студентки не было, много интересного познал из того холодильника.
2) Петрушка обогатился за счёт Незнайки. Несправедливо.
3) Все смеются над Незнайкой.
4) Незнайка чудит, но на сей раз его более опытные товарищи поправляют
5) А вот на обложке Незнайка-индивидуалист. Все жмутся под зонтом, а Незнайка отдельно шпарит под октябрьским холодным дождём. По тем временам это, кстати, могло бы и уважение вызвать — изнеженных малышей тогда не жаловали.
Не правда ли, у Вышенской самый забавный Незнайка получается?