Появилось (у меня) кое-что новое и по сказке «Василиса Прекрасная».
Сборник издательства «Лабиринт» 2019 года. Художник М.Митрофанов. Художник популярный и многими обожаемый.
К этому художнику у меня предубеждение, но, по случаю огромных скидок, решил ознакомиться поближе, чтобы составить более объективное мнение.
Василиса, оставшаяся без матери, ведёт полную лишений жизнь с мачехой и её дочками. От матери ей досталась куколка-советчица, которую надо подкармливать. Василиса уделяет ей крохи от своей скудной пищи.
Рисунок отличный — у Митрофанова рука профессионала. Куколка несколько озадачивает: сидит такая барыня...
Мачеха решила погубить Василису и отправила её к Бабе-Яге на верную погибель. Митрофанов нарисовал Бабу-Ягу кокетливой старушкой.
Чудеса: по дороге к Бабе-Яге встречаются всадники, олицетворяющие рассвет, день, ночь. Художникам здесь есть где высказать свою оригинальность. Митрофанов даёт такой образ ночи-чёрного всадника
Есть чудеса и в избушке Бабы-Яги: какие-то отрубленные руки, которые выполняют работу по дому. Мотив непрояснённый, вставлен в сказку достаточно механически. Для современных читателей — это, скорее, плюс: прогнать расслабленность, озадачиться вопросом о генезисе этих рук. Не все художники их рисуют, но Митрофанов рискнул. Правда, получился мешок с руками, а в сказке руки носят мешки.
Как-то так получилось в академическом варианте сказки, который дал Афанасьев, что Баба-Яга прониклась симпатией к Василисе и даже дала ей череп с лучами смерти. Василиса череп доставила домой, и лучи сожгли мачеху и её дочерей. Хорошо эта сцена у Митрофанова получилась. куколка вот только в этой сцене...
У куколки в этой сказке не до конца раскрытая роль. Кажется, она должна представлять из себя нечто большее, но ожидания обманываются. Никто из художников куколку не очеловечивал. А вот Митрофанов показывает её разбитной девчонкой-обжорой.
Вот эта болезненная жизнерадостность и смущает меня в Митрофанове — хорошем, наверное, художнике.
«Василиса Прекрасная» — это сказка всё же про Бабу-Ягу, она там центральный персонаж.
Только в процессе сравнения разных пересказов «Василисы Прекрасной» понял, что в русских сказках существует две Бабы-Яги: одна психованая, но помогает избранным в тяжёлых ситуациях, другая является абсолютным злом. У Афанасьева в «Василисе Прекрасной» — Баба-Яга выступает помощницей: она в конечном итоге отпускает (выгоняет) Василису и сама даёт ей смертоносный череп (по описанию радиоактивный), чтобы решить проблему с мачехой и сводными сёстрами. А вторая ипостась — порождение ада — показана Афанасьевым в другой сказке с очень похожими исходными данными: мачеха гонит падчерицу к Бабе-Яге, та собирается её сожрать; девочка сбегает; слуги Бабы-Яги — работница, кот, собака и т.д. — помогают девочке в побеге, потому что тронуты её добротой и заботливостью, которых сроду от хозяйки не видали. Эта сказка так и называется «Баба-Яга» (в сборнике Афанасьева — № 103). В детских книгах часто встречалась «Василиса Прекрасная» в советских обработках, когда сюжеты были совмещены и Баба-Яга выступала абсолютным злом (лишь бы котика в сказку ввести). А в первоначальном варианте «Баба-Яга» публиковалась редко.
В.Каневский (Каневский-младший), замечательный советский художник с забавными персонажами. Есть такой сборник сказок с иллюстрациями разных художников: «Русские волшебные сказки» — М.: Советская Россия, 1989.
В этом сборнике В.Каневский иллюстрировал именно «Бабу-Ягу». Но картинок всего две и собственно Баба-Яга едва заметна.
Оказывается было отдельное издание: Сказка про Бабу-Ягу: Сказка/ Худож. В.А.Каневский; Обраб. М.А.Булатов. — М.: Советская Россия, 1989.-16c.
У меня этой книги нет. Представление можно получить по фотографиям, выложенным на Авито и др. Видно, что картинки классные.
Художник Г.Новожилов. Переиначенные сказки: Г.Новожилов. Русские сказки для детей и взрослых / рисунки автора. — М.: НорВэй-Си, 2007.
Здесь, видимо, Баба-Яга олицетворяет собой абсолютное зло (девочку защищает ангел).
Николай Кочергин неоднократно рисовал Бабу-Ягу. На открытках:
Очень похожий силуэт у Бабы-Яги из ширмочки «Лукоморье».
И совсем другая Баба-Яга — старая измученая женщина — в сказке «Баба-Яга» из сборника «Русские волшебные сказки» (1958). Посмотреть сборник тут: https://shaltay0boltay.livejournal.com/65...
Есть иллюстрации к «Бабе-Яге» и у Забирохина в сборнике афанасьевских сказок, изданных «Вита Нова».
Видно, что эта Баба-Яга (на переплёте тоже она) — исчадие ада. К «Василисе»-то нарисована другая Баба-Яга: нос крючком, но взгляд живой и заинтересованный, в чём-то можно убедить. Для сравнения — Яга-помощница из «Василисы прекрасной».
Когда я показывал «Лукоморье» — пролог к «Руслану и Людмиле», упоминание о Бабе-Яге я оставил без внимания (это не пушкинский персонаж). А зря. Пушкин не раскрывает, какую Ягу он имеет в виду: вменяемую или невменяемую. Поскольку «Лукоморье» в советское время адресовалось издателями маленьким детям, художники Ягу изображали не совсем уж страшной.
У Мавриной Баба-Яга вроде бы не злая, но зверей обижает — кубарем они летают.
Огромный разворот не берётся сканером. Иллюстрация с Бабой-Ягой из «Лукоморья» взята с сайта художника: http://www.bychkov-books.spb.ru/ob/Luk
Поближе Баба-Яга (это уже сканер смог кусочек из книги переснять). Сдержанная Баба-Яга, держит себя в руках.
У Артюшенко комическая Баба-Яга.
Из трёхмерной складной книжки-панорамы. Типичная Баба-Яга, без глубокой проработки характера.
Много сказочных персонажей было в «Весёлых картинках». Часто там переиначивали старые сказки в духе пост-модернизма для детей.
Художник Битный — очень добрый. Но он добрый к положительным персонажам. Баба-Яга недовольна тряской.