Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 15 февраля 19:26

Разумеется, такое культовое произведение как "Золотой ключик" не может существовать без пост-модернистских выворачиваний наизнанку. Этим фанфикам почти автоматически полагается название "Золотой ключ". Сегодня — комикс (графический роман) , изданный в 2018 году. Автор — Е.Волжина.


Худ. Е.Волжина (2018)

Е.Волжина — известная современная художница-иллюстратор.

Действие перенесено в наши дни. Место действия — Россия. Комикс без слов — они без надобности, сюжет все помнят (некоторые линии подрезаны, но это восприятию не мешает).


1. Джузеппе и Карло

Никаких столяров-алкоголиков в этом графическом романе нет. Есть кризис творческой интеллигенции (запоям не мешает). Папа Карло — модный художник (скульптуру тоже освоил). И, таки, есть сизый нос! Это он у Папы Карло сизый. Ну а как иначе — богема. Немытые чайные чашки на полу, забытый бюстгальтер на топчане... Наверное, бревно должно изменить жизнь такого Папы Карло к лучшему.

2. Буратино

Ну вот, наконец-то, куклу из бревна вырезал профессионал. Безупречная анатомия у Буратино.


3. Карабас (и Дуремар)

1) Внешний облик Карабаса меняется, а типаж эффективного менеджера — нет.


2) Дуремар в этой реальности не кажется каким-то экстравагантным персонажем — обычный типаж.


3) Художницу Карабас с Дуремаром не заинтересовали — она прерывает их линию задолго до счастливого конца. Полиция загребла парочку — оружие, наркотики...

4. Кот и Лиса

1) Алиса и Базилио остались животными на лицо, но полностью очеловечились по повадкам.


2) Юмористический налёт с этой парочки исчез полностью — остались только совершенные жуткие реалии.

5. У Мальвины

1) А вот лесные лекаря очеловечены. И опять ни следа от юмора. Безрадостная реальность.


2) Мальвина, понятно, здесь не капризная девчонка, а самостоятельная молодая женщина. Очень современная (интересно, на какие пристрастия в наши дни должна указывать карта острова Кубы над кроватью Мальвины с предыдущей картинки).


3) Никакой романтичности в образе Мальвины нет. Пьеро для неё не чужой (его портрет висел в спальне Мальвины) — но смотрит она на него с большим разочарованием. На заднем плане носится немецкая овчарка по кличке "Пудель Артемон".

6. Город Дураков

Все до единого локации — из серого и тоскливого города.


7. Драки

Когда жизнь тоскливая, то и драки тоскливые.

8. Концовка

А вот и счастье в конце — толпы поклонников, просмотревших кинофильм "Золотой ключ".


Статья написана 12 февраля 09:11

Сегодня — незаурядная сюита иллюстраций к "Золотому ключику" от современной очень известной художницы В.Кирдий. Книга выпущена издательством "Речь" в 2020 году.


Худ. В.Кирдий (2020)

Художница Кирдий (тоже, кстати, отметилась в мультипликации) работает в жалостливом стиле — самый проверенный детский стиль ("Зайку бросила хозяйка..."). Успех бешенный. Ей одной удалось не впасть в слащавость. Слёзки капают исключительно чистые. Ещё и баланс трогательного с весёлым соблюдён. Она и нехорошую крыску Шушарочку нарисовала так, что на неё приятно глянуть издалека.


Умиротворённость во всём. Вот титул.

Пёс в колпаке (как будто из мемов) — это совсем не Артемон. Мы с этим псом встретимся в неожиданном месте.

1. Джузеппе и Карло

Какие потасовки? Что вы! Художница даже может себе позволить нарисовать по-настоящему сизый нос Джузеппе. Детишки ничего плохого не подумают.


2. Буратино

Тонюсенькие ручки-ножки, реденькие волосики. Самый трогательный Буратино.


3. Карабас (и Дуремар)

1) Карабас-Барабас — нехороший. Внешность у него, однако, не звериная. На стене висит Буратино — блеклая бумажная одёжка, вырезанная Папой Карло.


2) Взволнованно-сдерженные эмоции отрицательных персонажей.

4. Кот и Лиса

Эти персонажи у такой художницы как Кирдий могут быть только хитами.


Спокойные улыбчатые зверюшки эти Базилио и Алиса.

5. У Мальвины

1) Лесные доктора — одна из самых экстравагантных сцен в повести. Потому её всякий раз и рассматриваю у разных художников: кто смешнее нарисует. Но такие сцены не для Кирдий.


2) Вот появляется сама Мальвина — ещё сонная, непонятная.


3) Гораздо подробнее характера Мальвины выписывается её быт: как там всякие милые зверушки Мальвину содержат, кто ей что на стол тащит. Большинство продуктов ворованные.


4) Представлены нам и лесные портные, обновившие гардероб Буратино.


5) И вот про новый гардероб Буратино художница (в отличие от подавляющего большинства коллег) не забыла. Вот он — Буратино в сиреневой блузочке с рукавами-буфф. Штанишки тоже буфф — их на титульном листе было видно.

Ну а сама Мальвина — ??? Видимо, этот типаж никак не вписывается в мировоззрение Кирдий. Видно только, что художница от Мальвины не в восторге.


6. Город Дураков

Городской пейзаж художница нам не даёт, но показывает тяжёлую жизнь простого трудового скота. Вот так в представлении Кирдий выглядят истощённые животные (пса режима не касается).


Зато показан Начальник Города, прохлаждающийся в рабочее время. Здесь все художники сосредоточиваются на фасоне трусов. Кирдий материала не пожалела — телеса прикрыла. А домашняя-то собачка у Начальника Города — та самая, с титульного листа! Что она там в дурацком колпаке рядышком с Буратино делает? Переметнулась на сторону сил добра?


7. Драки

1) Нет более миролюбивых персонажей "Золотого ключика", чем у Кирдий. Но Буратино всё же выполнит свой долг — скоро.


2) Армия сил добра: лягушка тащит на верную смерть ужа. Зайца с розгами из чертополоха в тексте не было. Ёж с семейством был, но орудовал он не мухомором, а собственным телом.


8. Концовка


Статья написана 10 февраля 13:25

Продолжаем смотреть иллюстрации к "Золотому ключику". Сегодня два издания: 1) Представительский "Золотой ключик" (М.: ИД Мещерякова, 2020) с иллюстрациями В.Гагурина; 2) Массовый "Золотой ключик" (М.: ЭКСМО, 2020) с иллюстрациями А.Храмцова. Особенность в том, что оба художника являются представителями анимации. Можно представить, как выглядели бы современные мультфильмы про Буратино.

Что-то не срабатывает моя теория насчёт всплеска переизданий "Золотого ключика" в 2021 году. Плохо считаю. В 2019 году закончился срок действия исключительного права на "Золотой ключик". С 1 января 2020 года — в общественном достоянии. 2020-й — всплеск переизданий.

Худ. В.Гагурин (2020)

1. Джузеппе и Карло

Признак современной мультипликации (под влиянием Диснея): улыбчивые задорные персонажи. Один — алкоголик, другой — нищий, но это не влияет на их жизнерадостность. Страна возможностей.

2. Буратино

Не всегда персонажи улыбаются — есть в мультфильмах и драматические моменты. Буратино угловат (части тела не закруглены), но традиционен. Крыса Шушара выразительна.


3. Карабас (и Дуремар)

Карабас энергичен. Гримасы его нестрашные.

4. Кот и Лиса

Алиса и Базилио опустились на четыре лапы — необычно! — и очень натурально нарезают круги вокруг Буратино: поведение хищников. Одежда у них только намёком.


5. У Мальвины

1) Хорошо прорисованные лесные доктора в белоснежных халатах. Важности не имеют — всё больше улыбаются. Сцена подана просто юмористически, без сатирической едкости. Ми-ми-мишности добавляет белая мышка-санитарка.


2) Мальвина — типичная мульт-куколка. А ведь какой был богатый по характеру персонаж!


3) И вот впервые — напоминание о том, что утренний туалет делала не одна Мальвина. Ей притащили живого карпа, а Буратино и Пьеро чистили зубы той пастой, которую им гусеницы из своего заднего прохода выдавили. Прежние художники, видать, не могли преодолеть брезгливость.

6. Город Дураков

Нет, не интересны современным художникам запущенные города капиталистического мира с тощими коровами.

7. Драки

Мультики, так мультики — режиссёрская раскадровка сцены обматывания бороды Карабаса вокруг смолистой сосны.

8. Концовка

Традиционный Карабас в луже отсутствует.


Худ. А.Храмцов (2020)

Художник Храмцов — очень интересный иллюстратор. Участвовал в создании мультипликационной версии "Кин-Дза-Дза", там его персонажи запомнились. Тоже переносит приёмы мультипликации в книжную иллюстрацию, и гораздо смелее, чем Гагурин (иногда даже кажется, что современная оптимизированная мультипликация отказывается воспроизводить его необычные ракурсы, и он самовыражается в книге).

Сюита к Буратино (как и в других проиллюстрированных Храмцовым массовых книгах "ЭКСМО") неполная, рисунки помещены на цветных вклейках, тексту непараллельные.

Папа Карло и Буратино

Вот оно — лицо Папы Карло из мультфильма "Кин-Дза-Дза". Буратино учится ходить, пошатываясь.

Карабас (и Дуремар)

Вид сверху на злодея Карабаса. Да, это не Дисней.


Поиски необычных ракурсов: вид со дна кувшина, из которого Буратино пугает Карабаса и Дуремара.

Кот и Лиса

Опять вид сверху на схематичных Алису и Базилио.

Драки

И на драку мы смотрим сверху. В мультфильме было бы наглядно видно, как борода Карабаса наматывается на сосну.


Ну, и остальные рисунки (кликабельно):

Мальвина единственный раз (жаль!) меленько-меленько дана на последней картинке:


Статья написана 9 февраля 11:52

Сегодня две книги эпохи общественного достояния текста "Золотого ключика". Авторское право художников отдельно: "Золотой ключик" (М.: ЭКСМО, 2021) с иллюстрациями А.Власовой и "Золотой ключик" (СПб: Качели, 2021) с иллюстрациями О.Попугаевой и Д.Непомнящего.

А.Н.Толстой, автор "Золотого ключика" умер 23 февраля 1945 года. С 1 января 2021 года окончательно закончился срок действия исключительного авторского права для его наследников (до этого была чересполосица: периоды нахождения "Золотого ключика" в общественном достоянии дважды — в 1993 г. и в 2008 г. — неожиданно сменялись периодами восстановления правовой охраны).

Нельзя сказать, что были сложности с получением у наследников лицензии на переиздания: "Золотой ключик" активно выпускался всё это время разными издательствами (т.е. наследники не допустили установления монополии каким-то одним издателем).

Но традиционно окончание срока правовой охраны вызывает всплеск переизданий популярных произведений. И, действительно, 2021 год стал-таки урожайным, хотя дело не только в стремлении сэкономить — "Золотой ключик" выходит с новыми иллюстрациями (на новых художниках не экономят).

А были и вовсе неожиданные курьёзы: мы видели, что "Нигма" выпустила свою книгу с иллюстрациями О.Давыдовой в 2019 году (см.), как будто с целью успеть до перехода "Золотого ключика" в общественное достояние — видимо, чтобы интересная книга не затерялась в общем вседозволенном потоке.


Худ. А.Власова; Худ. О.Попугаева и Д.Непомнящий (2021)

А.Власова — современная художница, очень востребованная (и очень работоспособная). Её "Золотой ключик" выпустило "Эксмо" сразу в нескольких сериях (одна книга разная по цене). Манера — классическая, близкая к реализму; персонажи спокойные и чуть меланхоличные. Вот форзац — переполненные сценические подмостки итальянской комедии дель'арте. Чисто "Мир искусства" начала XX века.

Власова
Власова

Художники О.Попугаева и Д.Непомнящий — тоже активно публикующиеся. Они даже не то чтобы карикатуристы — они жуткие эксцентрики (за что их и ценят). В последние годы они немного сглаживают свою манеру, но их "Золотой ключик" всё равно самый фееричный из имеющихся. Вот их форзац — сцена пустая.

Попугаева
Попугаева

Мне показалось интересным посмотреть две разных сюиты параллельно, на контрасте.

1. Джузеппе и Карло

1) Умеренно сизоносый столяр с нормальным пост-алкогольным синдромом у Власовой.

Власова
Власова


Безумное волшебство у Попугаевой. Такому Джузеппе сизый нос на нужен, и так видно, что у него тремор.

Попугаева
Попугаева


2) Элегантный Папа Карло у Власовой. Скучающий Буратино лениво показывает ему язык.

Власова
Власова


У Попугаевой — Папа Карло в виде безумного творца квантовых сущностей (отощавший Эйнштейн); меры нет ни в чём — нос у Буратино стрельнул как у Пиноккио.

Попугаева
Попугаева


2. Буратино

Анатомия Буратино хорошо проработана у всех художников. Разница проявляется в Шушарах.

Власова
Власова
Попугаева
Попугаева

3. Карабас (и Дуремар)

1) Устало-злобный Карабас у Власовой.

Власова
Власова
Власова
Власова


2) Взвинченно-злобный Карабас у Попугаевой. А какая одёжка!

Попугаева
Попугаева
Попугаева
Попугаева

4. Кот и Лиса

Элегантно-нищенский наряд у Власовой.

Власова
Власова


Попугаева продолжает разрабатывать для своих персонажей одежду в рамках "стиля бохо" (и бегема, и цыганщина).

Попугаева
Попугаева


5. У Мальвины

1) Лесные доктора. Сцена настолько комична, что даже Власова позволила себе улыбнуться.

Власова
Власова
Попугаева
Попугаева


2) Мальвина воспитывает Буратино. Власова разгадала тайну Мальвины: конечно же, вот она какая — чопорная маленькая леди.

Власова
Власова


У Попугаевой — традиционная "девочка с голубыми волосами".

Попугаева
Попугаева

3) Мальвина глядится в карпа.

Власова
Власова
Попугаева
Попугаева


6. Город Дураков

Раньше художники любили рисовать Город Дураков — сатира на буржуазный Запад; интересно было одним глазком глянуть: "приятно, и страшно вместе". Потом (как мы уже долгое время наблюдаем по иллюстрациям) рисовать городской пейзаж стало неинтересно (сатира вышла про нас самих). Но заодно ведь и уморительную сцену "Карабас у Начальника Города" перестали рисовать! Власова вон нарисовала в скучающей манере, а Попугаева — нет, не стала.

Власова
Власова

7. Драки

Кто из художников умеет — может в сценах драки показать бешеную экспрессию.

Власова
Власова
Попугаева
Попугаева

8. Концовка

Поверженный Карабас (в луже, вообще-то). Власова традиции блюдёт, а Попугаева — нет.

Власова
Власова


Статья написана 6 февраля 10:17

"Золотой ключик", выпущенный в 2009 году харьковским издательством Mikko. Художник А.Джаникьян.

Худ. А.Джаникьян (2009)

Джаникьян — художник концептуальный. Сопровождающих иллюстраций, дублирующих текст, у него нет. Но и зауми тоже нет. Художник разработал собственный почерк, и теперь может просто представлять статичных персонажей — их необычный вид привлекает внимание. Вот — в качестве примера — второстепенные скучные персонажи: хозяин харчевни и черепаха Тортилла. Полный восторг.


В эпизоде "Пьеро мчится на зайце" — маленький Пьеро сидит на огромном зайчище (он здесь главный персонаж), а псы режима ещё не взяли след.

Страничные иллюстрации разделены на два блока — это такой монтаж, вырезана середина рисунка.


1. Джузеппе и Карло

Никаких столяров-алкоголиков в рисунках нет. Благообразный и ухоженный Папа Карло. Сверчок сверху, белая домашняя крыса (Шушара, конечно) — внизу.


2. Буратино

Анатомия Буратино в иллюстрациях не акцентируется, да и сам Буратино в эпоху постмодерна — не главный. На служебном авантитуле показался, и ладно.


3. Карабас (без Дуремара)

Вот и Карабас — гориллоподобный, но не страшный. Скорбный труженик культуры, непонятый современниками.


4. Кот и Лиса

Алиса и Базилио — два пушистика. Внизу — новый персонаж, введённый для поддержания интереса.


5. У Мальвины

Стервозный характер Мальвины художником не раскрывается, но её печаль при виде выходок Буратино очевидна. Кончик хвоста Артемона внизу рисунка. Что-то случится — но мы этого не узнаем. Интрига для японских хокку.


6. Город Дураков

Нету.


7. Драки

Что-то уже случилось — но мы этого не узнаем. Все бури прошли. Раздумья для японских хокку.


8. Концовка





  Подписка

Количество подписчиков: 81

⇑ Наверх