Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 9 декабря 2023 г. 11:48

Худ. И.Шаймарданов (2023)

В этом году опубликована новая сюита к "Евгению Онегину" (в выходных данных уже 2024 год). Событие. Художник — уже известный нам И.Шаймарданов.

Концепция иллюстрирования пушкинских произведений сложилась у Шаймарданова в книге "Стихи, написанные в Михайловском" (см.). Теперь вот "Онегин", о подготовке которого было известно давно со странички художника во "ВКонтакте".

Пушкинизм-ревизионизм

Вот первые развороты в книге: всё Пушкин да Пушкин в разных видах. Онегин уже не так интересен. Отражение странного факта: место, какое личность Пушкина занимает даже в литературоведении. Но там хоть об "Онегине" изредка вспоминают. В быту уже не все, наверное, об этой связке помнят.

Художник играет с образом Пушкина, дублируя и масштабируя его.

Вот опытный Онегин снисходительно думает о молодом Ленском — а на рисунке Пушкин обращается с этими словами к беспородному щенку.

Вот сам Пушкин пишет "дай оглянусь" — художник рисует, как Пушкин с дворнягой оглядываются.

"Рады мы проказам матушки зимы". А снег кто убирать будет? Арина Родионовна?

Любовно-панибратский образ Пушкина — это уже тенденция в самой что ни на есть современной ("прогрессивной") графике (Двоскина вон книжку сделала "Пушкин с нами").


Пушкинизм-постмодернизм

1) Вообще, Шаймарданов знатный постмодернист. Был у него отменный опыт иллюстрирования "Повестей Белкина" (см.), когда в стиле примитивизма идёт перепев русской академической живописи. Вот и сейчас: трудно отделаться от впечатления, что Шаймарданов специально выбирает сцены, которые у других иллюстраторов были пронизаны нравоучением или пафосом.

а) "...Опершись задом на гранит, сам Александр Сергеич Пушкин с месье Онегиным стоит" (справа — иллюстрация Тимошенко в сталинском стиле).

Шаймарданов (2023)
Шаймарданов (2023)
Тимошенко (1950-е)
Тимошенко (1950-е)

б) Мишка косолапый бережно несёт Татьяну (справа — иллюстрация Тимошенко в "оттепельном" стиле).

Шаймарданов (2023)
Шаймарданов (2023)
Тимошенко (1960-е)
Тимошенко (1960-е)

в) "С колен поднимется Евгений, но удаляется поэт..." (справа — академическое послевоенное полотно Герасимова).

Шаймарданов (2023)
Шаймарданов (2023)
Герасимов (1940-е)
Герасимов (1940-е)


2) Постмодернизм ("раскавыченная цитата") начинается уже с обложки.

Шаймарданов (2023)
Шаймарданов (2023)
Самокиш-Судковская (2010)
Самокиш-Судковская (2010)

На странице выходных данных содержится занудное объяснение, отметающее подозрения в плагиате: "В оформлении обложки использован фрагмент обложки "Евгений Онегин. Лирические сцены", издание П.И. Юргенсона, по рис. Е. Самокиш-Судковской, 1910 г.".


3) Собственно лирические отступления, где Пушкин намеренно выпячивает себя, тоже представлены на рисунках Шаймарданова, но не часто и с ленцой. Интонация у Шаймарданова, конечно, совсем другая. Например, постмодернисты вообще не могут всерьёз иллюстрировать строфы про ножки (слева — весёлый Шаймарданов, справа — высоколобый Костин).

Шаймарданов (2023)
Шаймарданов (2023)
Костин (1980-е)
Костин (1980-е)


4) Перепевы народной темы, которые так любили советские иллюстраторы, тоже переосмыслены Шаймардановым: дворовые девки поют песни, а любострастный Пушкин за ними подглядывает.

Сюжетная линия

1) Онегин. Простой малый, без демонического шлейфа.

2) Ленский и Ольга. Уж куда проще?


3) Сон Татьяны. Две из трёх картинок посвящены медведю.

Татьяна входит в притон, где Онегин руководит всякой нечистью. Но нечисть художник рисовать не стал.


4) Дуэль. Художник печаль, как мог, изобразил.


5) Первый разговор Онегина и Татьяны. Отлично у художника получился напыщенный туповатый Онегин. Прав Шаймарданов: эту сцену надо изображать в сатирическом, а не в мелодраматическом ключе.


6) Финальная встреча. Татьяна настолько упивается своей отповедью, что тоже получается комический эффект. Но на это, наверное, художник не рассчитывал, разве что, действительно, не пародировал пафосные финалы у академических художников. Теперь такие сцены только юмористы могут рисовать — иллюстраторы, претендующие на глубокое раскрытие темы, должны рисовать Онегина у ног Татьяны (а ноги Татьяны на подставочке).




P.S. Гламур.

Шаймарданов шутит кощунственно? Есть альтернатива: иллюстрации к "Онегину" от издательства "Омега" (художника не разглядел).

Позитивные цвета.

Правильные ракурсы.


Статья написана 6 декабря 2023 г. 12:28

Ошеломляющий эпизод — Мюнхаузен вытаскивает себя (вместе с конём) из болота за волосы. В детстве очень хотелось понять, почему это невозможно. Объяснение непростое. В одной из книг Перельмана ("Занимательная физика"?) мне в начальной школе попадался ответ с формулами, с рисунками векторов... Ничего не понял. Шок от невозможности понять научные объяснения был силён — думаю, в мозгу тогда заблокировалась область, отвечающая за точные науки (не оставив выбора на будущее). За что я Мюнхаузену и Перельману признателен.

Эпизод 26. Дело рук самих утопающих.

Как мне кажется, вытягивание себя за волосы — последнее достойное приключение Мюнхаузена, которое выдерживает линию невозможных технических решений. А эта линия, видимо, и обеспечила успех. В книге остаётся ещё чуть ли не половина эпизодов, но они уже являются простым плагиатом из сказок. Сказки люблю, но не в исполнении Мюнхаузена. Поэтому сегодня просто прощаюсь с художниками. Славненько они все этот эпизод рисуют.

1) Доре. 1862. Классицизм и гравюризм.

Худ. Г.Доре
Худ. Г.Доре


2) Тандем Скобелев-Елисеев в 1971 году с мягким юмором, а в 2014 году — один Елисеев с юмором утробным.

Худ. М.Скобелев и А.Елисеев (1971)
Худ. М.Скобелев и А.Елисеев (1971)
Худ. А.Елисеев (2014)
Худ. А.Елисеев (2014)


3) Майофис. 1981-1988. Грациозность и утончённость.

Худ. М.Майофис (1981)
Худ. М.Майофис (1981)
Худ. М.Майофис (1988)
Худ. М.Майофис (1988)

Худ. М.Майофис (1988)
Худ. М.Майофис (1988)


4) Самойлов. 1993. Холодность и строгость.

Худ. Г.Самойлов (1993)
Худ. Г.Самойлов (1993)


5) Гальдяев. 2008. Лёгкость и прозрачность.

Худ. В.Гальдяев (2008)
Худ. В.Гальдяев (2008)


6) Устинов. 2014.Реализм и добродушие.

Худ. Н.Устинов (2014)
Худ. Н.Устинов (2014)


7) Фёдоров. 2018. Переменчивость и восприимчивость.

Худ. М.Фёдоров (2018)
Худ. М.Фёдоров (2018)


8) Акатьева. 2013. Нео-конструктивизм.

а) Сложенная страница:

Худ. С.Акатьева (2013)
Худ. С.Акатьева (2013)

б) Разложенная страница.

Худ. С.Акатьева (2013)
Худ. С.Акатьева (2013)


9) Воронцов. 1994. Задор и буффонада.

Худ. Н.Воронцов (1994)
Худ. Н.Воронцов (1994)


10) Белякова. 1992. Романтизм и небрежность.

Худ. Н.Белякова (1992)
Худ. Н.Белякова (1992)
Худ. Н.Белякова (1992)
Худ. Н.Белякова (1992)


11) Двоскина. 2015. Ненависть и презрение.

Худ. Е.Двоскина (2015)
Худ. Е.Двоскина (2015)


Статья написана 3 декабря 2023 г. 15:36

Мюнхаузен верхом на ядре — визитная карточка персонажа.

В основном-то художники изображают просто Мюнхаузена на просто пушечном ядре. Без всяких пояснений, в лучшем случае на фоне мельтешащих в воздухе ядер — Алимов...

Худ. С.Алимов (1992)
Худ. С.Алимов (1992)

...Гальдяев,

Худ. В.Гальдяев (2008)
Худ. В.Гальдяев (2008)

...Филоненко.

Худ. Ю.Филоненко (1989)
Худ. Ю.Филоненко (1989)

А история-то увлекательная.


Эпизод 25. Из пушки на разведку

1) С самого начала эпизод показан Елисеевым в сюите 2014 года. Русская армия осаждает турецкую крепость. Командующий желает знать, сколько у осаждённых пушек. Мюнхаузен вызывается произвести разведку.

Худ. А.Елисеев (2014)
Худ. А.Елисеев (2014)

Он поджидает момент, когда из нашей пушки вылетит ядро, вскакивает на него, сверху высматривает всё, что нужно и возвращается с ценными сведениями на встречном ядре, которое из турецкой пушки неслось в наше расположение. Здравое технико-организационное решение.

Худ. А.Елисеев (2014)
Худ. А.Елисеев (2014)
Худ. А.Елисеев (2014)
Худ. А.Елисеев (2014)

На картинке 1971 года тандем Скобелев-Елисеев нарисовал только впечатляющее возращение героя.

Худ. М.Скобелев и А.Елисеев (1971)
Худ. М.Скобелев и А.Елисеев (1971)

2) В сжатом виде эпизод изложен у Можаевой.

Худ. С.Можаева (1976)
Худ. С.Можаева (1976)


3) У Мюнхаузена был ещё один полёт из пушки, когда он в стволе заснул, и им выстрелили. Для уяснения техники художника пойдёт и второй эпизод. Как у иностранца Роналда...

Худ. Ronald Searle (1969)
Худ. Ronald Searle (1969)
Худ. Ronald Searle (1969)
Худ. Ronald Searle (1969)

...и промелькнувшего в Перестройку художника Самойлова.

Худ. Г.Самойлов (1993)
Худ. Г.Самойлов (1993)


4) Ага, у Устинова технические подробности полёта хорошо отражены. Заскочить сразу на ядро — это, конечно, нереализуемая идея. Надо ядро подкараулить и схватить его руками (в перчатках!).

Худ. Н.Устинов (2014)
Худ. Н.Устинов (2014)

Потом уже удобно на ядре расположиться, чтобы всё спокойненько осмотреть.

Худ. Н.Устинов (2014)
Худ. Н.Устинов (2014)

А обратно — встречное ядро опять по-вратарски руками перехватить.

Худ. Н.Устинов (2014)
Худ. Н.Устинов (2014)


5) Понятно, что Устинов не смог обойтись без роскошной панорамы, открывающейся сверху. Какой-никакой пейзажик был задан и на рисунке Доре из первой сюиты...

Худ. Г.Доре
Худ. Г.Доре

...наш современник Фёдоров тоже не забыл полюбоваться на землю с высоты ядриного полёта.

Худ. М.Фёдоров (2018)
Худ. М.Фёдоров (2018)


6) Майофис увлечён самим столкновением пушечных держав. Мюнхаузен — маленький человечек.

Худ. М.Майофис (1981)
Худ. М.Майофис (1981)
Худ. М.Майофис (1988)
Худ. М.Майофис (1988)
Худ. М.Майофис (1988)
Худ. М.Майофис (1988)


7) Ну а что ж наши неформалы? Видно, что у перспективной художницы Беляковой в 1992 году еще не устоявшаяся манера. Атмосферный рисунок на весь лист со сложной композицией и вымученная эмблема на иллюстрации в тексте.

Худ. Н.Белякова (1992)
Худ. Н.Белякова (1992)
Худ. Н.Белякова (1992)
Худ. Н.Белякова (1992)


13) Двоскина продолжает принижать Мюнхаузена. Не летит он у неё. Скачет с ядром между ног.

Худ. Е.Двоскина (2015)
Худ. Е.Двоскина (2015)


14) Дядя Коля Воронцов провёл серьёзные изыскания...

Худ. Н.Воронцов (1994)
Худ. Н.Воронцов (1994)
Худ. Н.Воронцов (1994)
Худ. Н.Воронцов (1994)

...протянул ниточку в наши дни.

Худ. Н.Воронцов (1994)
Худ. Н.Воронцов (1994)


Статья написана 29 ноября 2023 г. 10:38

Военные подвиги Мюнхаузена занимают незначительный объём от всех его приключений. И собственно подвигов-то на войне чуть-чуть (если не считать пчеловодства в плену и т.п.). Но про три военных подвига знают все-все-все. Первый подвиг — история про разрубленного коня.

Худ. Н.Устинов (2014)
Худ. Н.Устинов (2014)

Познавательный характер эпизода наличиствует: приходится задумываться о физических и биологических принципах, которые делают невозможной версию, озвученную Мюнхаузеном. Скептицизм века Просвещения — вот как он в наш детский разум проникал. Сильно отстанут в развитии те детишки, кому современные мамочки "Приключения Мюнхаузена" в раннем детстве не прочитают.

Эпизод 24. Конь о двух ногах.

1) Мюнхаузен в горячке боя не заметил, как его коня перерубили поперёк на две половины. Конь тоже этого не заметил.

Мюнхаузен несётся в атаку на полконе. Нечастый выбор фрагмента для иллюстрации осуществили Можаева...

Худ. С.Можаева (1976)
Худ. С.Можаева (1976)

...и Алимов.

Худ. С.Алимов (1992)
Худ. С.Алимов (1992)


2) Неладное Мюнхаузен заподозрил только на водопое. Эталонная для будущих художников иллюстрация Доре.

Худ. Г.Доре
Худ. Г.Доре

Вторую (заднюю) половину коня поймали и срастили. У Доре внутренности коня показаны с натуралистичной чёткостью.

Худ. Г.Доре
Худ. Г.Доре


3) Водопой передней половины — стандартная тема для выбора рисунка к этому эпизоду. Скобелев и Елисеев, а потом и один Скобелев юмористически рисовали только пьющего и не могущего напиться коня.

Худ. М.Скобелев и А.Елисеев (1971)
Худ. М.Скобелев и А.Елисеев (1971)
Худ. А.Елисеев (2014)
Худ. А.Елисеев (2014)


4) Иностранный Ronald Searle с неожиданного ракурса высмотрел водопитие. Соединил карикатурность с натуралистичностью.

Худ. Ronald Searle (1969)
Худ. Ronald Searle (1969)


5) Пол-коняшки пьёт на рисунках Бритвина...

Худ. В.Бритвин (1988)
Худ. В.Бритвин (1988)

...и Гальдяева.

Худ. В.Гальдяев (2008)
Худ. В.Гальдяев (2008)


6) Устинов даёт масштабное полотно водопоя.

Худ. Н.Устинов (2014)
Худ. Н.Устинов (2014)

Но не забывает Устинов и про починку коня: две половины коня сшили прутьями лавра.

Худ. Н.Устинов (2014)
Худ. Н.Устинов (2014)


7) Майофис в разных сюитах советского периода (1981, 1988) отрабатывал с небольшими вариациями две темы: 1) пол-коня пьёт воду и 2) Мюнхаузен в беседке на коне.

Лавр, которым сшивали коня, прижился и разросся — мичуринско-лысенковская мечта, оставшаяся в этом эпизоде в тени темы водопоя.

Худ. М.Майофис (1981)
Худ. М.Майофис (1981)
Худ. М.Майофис (1981)
Худ. М.Майофис (1981)

Худ. М.Майофис (1988)
Худ. М.Майофис (1988)
Худ. М.Майофис (1988)
Худ. М.Майофис (1988)

Худ. М.Майофис (1988)
Худ. М.Майофис (1988)
Худ. М.Майофис (1988)
Худ. М.Майофис (1988)

Только в сюите 2015 года Майофис смог оторваться от этой темы. Новые рисунки.

Во-первых, это пол-коня, идущего рысью.

Худ. М.Майофис (2015)
Худ. М.Майофис (2015)

Во-вторых, это интерес к задней половине, обретшей свободу (заднюю половину поймали на лугу, где она решила попастись).

Худ. М.Майофис (2015)
Худ. М.Майофис (2015)
Худ. М.Майофис (2015)
Худ. М.Майофис (2015)


8) Фёдоров, стилизуясь под наив, даёт масштабные картины водопоя и скромные размеры беседки.

Худ. М.Фёдоров (2018)
Худ. М.Фёдоров (2018)
Худ. М.Фёдоров (2018)
Худ. М.Фёдоров (2018)


9) Филоненко вообще опускает эпизод водопоя. Передняя половина коня у него воюет, а задняя вкушает мирные утехи.

Худ. Ю.Филоненко (1989)
Худ. Ю.Филоненко (1989)
Худ. Ю.Филоненко (1989)
Худ. Ю.Филоненко (1989)


10) Белякова проявляет своеобразное чувство юмора "для своих". В 1980-х гг. в нашей иллюстрации начал встречаться приём (его сам Калиновский использовал), когда фигура разрезалась гранью страницы: зад на чётной полосе, переворачиваешь страницу — а там продолжение (передняя часть). Ну вот художница на законном основании разбросала на развороте половинки коня.

Худ. Н.Белякова (1992)
Худ. Н.Белякова (1992)


11) Акатьева тоже оказалась под впечатлением — сделала единственную в книге концовочку. Что-то глубокомысленно-символическое: Мюнхаузен за шахматами, а задняя часть коня с доски сбежала.

Худ. С.Акатьева (2013)
Худ. С.Акатьева (2013)

Но художница и трансформер сделала, посвящённый эпизоду с пол-конём.

а) Сложенная страница:

Худ. С.Акатьева (2013)
Худ. С.Акатьева (2013)

б) Разложенная страница.

Худ. С.Акатьева (2013)
Худ. С.Акатьева (2013)


12) У Двоскиной заботы связаны с проектированием низкобюджетного театрального реквизита для этого эпизода. Производственный роман вместо комедии положений.

Худ. Е.Двоскина (2015)
Худ. Е.Двоскина (2015)


13) Комиксово-карикатурная манера Воронцова вновь беспроигрышна: при стандартной теме и композиции рисунка привлечение внимания обеспечено.

Худ. Н.Воронцов (1994)
Худ. Н.Воронцов (1994)
Худ. Н.Воронцов (1994)
Худ. Н.Воронцов (1994)


Статья написана 15 ноября 2023 г. 11:03

Помимо любопытных научно-фантастических идей и патентоспособных намёков, есть в "Приключениях Мюнхаузена" простенькие выдумки. Сущность там в детской гиперболизации: Мюнхаузен переносит лошадей под мышками, голыми руками выбрасывает в море пушки, сваливает в кучи кареты и поджигает их и т.п.

Худ. Ronald Searle (1969)
Худ. Ronald Searle (1969)
Худ. М.Майофис (2015)
Худ. М.Майофис (2015)

Такое детское бахвальство не очень увлекательно.

Эпизод 23. Конь среди посуды.

Но есть эпизод укрощения коня. Гиперболизации тут чуть-чуть: конь гарцует на столе, заставленном сервизом, и не разбивает ни одного блюдца. Этот эпизод выглядит милым и правдоподобным. Почти все художники отдали дань этому эпизоду.

Худ. М.Майофис (1981)
Худ. М.Майофис (1981)

Перед столом

Необузданный конь, которого обуздывает Мюнхаузен.

Карикатурно у Елисеева.

Худ. А.Елисеев (2014)
Худ. А.Елисеев (2014)

Невероятно (стоя ногами на спине) и грациозно у Майофиса.

Худ. М.Майофис (1981)
Худ. М.Майофис (1981)

Вполне реалистично у Устинова, который посвятил этому небольшому фрагменту большое число иллюстраций.

Худ. Н.Устинов (2014)
Худ. Н.Устинов (2014)
Худ. Н.Устинов (2014)
Худ. Н.Устинов (2014)

На столе

Апофеоз. Мюнхаузен, демонстрируя идеальное послушание укрощённого коня, через окно заскакивает в залу, где дамы пьют чай, — и прямо на стол, уставленный посудой.

1) Одни художники восхищены самим фактом гарцевания коня на столе среди посуды.

а) Майофис, конечно, любуется грациозным хрупким бароном на огромном коне.

Худ. М.Майофис (1988)
Худ. М.Майофис (1988)
Худ. М.Майофис (1988)
Худ. М.Майофис (1988)

В самой поздней версии сюиты Мюнхаузен приобрёл карикатурные черты, конь превратился в битюга. Подвиг барона — лишь отражение на поверхности фарфорового чайника.

Худ. М.Майофис (2015)
Худ. М.Майофис (2015)


б) У Беляковой романтически — копыта вторгаются в томную атмосферу чаепития долгим летним вечером.

Худ. Н.Белякова (1992)
Худ. Н.Белякова (1992)


в) Скупой на рисунки Самойлов дал аскетичный рисунок парящего над столиком Мюнхаузена.

Худ. Г.Самойлов (1993)
Худ. Г.Самойлов (1993)


2) Других художников интересует реакция дам на коня, который внезапно оказался у них на столе. Сам-то Мюнхаузен пишет, что вольтижировка на столе вызвала горячие симпатии дам. Не все художники верят в это.

а) Особенно скептичен Доре: дамы явно недовольны.

Худ. Г.Доре
Худ. Г.Доре


б) У Филоненко дамы вздрогнули от неожиданности. Конь только приземляется на стол.

Худ. Ю.Филоненко (1989)
Худ. Ю.Филоненко (1989)


в) В 1971 году "Мюнхаузена" иллюстрировал тандем Скобелев-Елисеев, а в 2014 году — один Елисеев. Испуг дам в раннем варианте. Но это потому, что стол маленький. В позднем варианте Елисеев рисует длинный стол — и эмоции меняются в зависимости от близости потного коня: от испуга до восторга.

Худ. М.Скобелев и А.Елисеев (1971)
Худ. М.Скобелев и А.Елисеев (1971)
Худ. А.Елисеев (2014)
Худ. А.Елисеев (2014)


г) Майофис в раннем варианте сюиты показывал нам дам. Дамы сдержано удивлены (или по жизни эмоционально туповатые).

Худ. М.Майофис (1981)
Худ. М.Майофис (1981)


д) У Фёдорова — сконфуженные деревенские бабищи.

Худ. М.Фёдоров (2018)
Худ. М.Фёдоров (2018)


е) Разные эмоции на рисунке Бритвина.

Худ. В.Бритвин (1988)
Худ. В.Бритвин (1988)


ж) Изумление, переходящее в восторг у Алимова.

Худ. С.Алимов (1992)
Худ. С.Алимов (1992)
Худ. С.Алимов (1992)
Худ. С.Алимов (1992)


з) А вот Устинов горячо поддерживает Мюнхаузена: дамы в восторге. Дело в том, что эти дамы лошадей не боятся (печеньками вон угощают). Не надо осовременивать дам.

Худ. Н.Устинов (2014)
Худ. Н.Устинов (2014)


к) У Акатьевой, наконец, появилась возможность продемонстрировать страницу-раскладушку.

Сложенная страница:

Худ. С.Акатьева (2013)
Худ. С.Акатьева (2013)

Разложенная страница. Конь таки залез копытом в чашку. Но это потому, что всадник запутался в распущенных женских париках. Мюнхаузен сам испуган: в париках много мелкой живности (это ещё насекомых не видно). И даже мужские усы торчат (и не одна пара) — сами-то бедняги, поди, не смогли выпутаться, да так и померли в парике любимой (хорошо хоть духи тогда сильные были).

Худ. С.Акатьева (2013)
Худ. С.Акатьева (2013)


е) Белякова сняла все противоречия — по столу у ней бродит ма-а-аленькая лошадка.

Худ. Н.Белякова (1992)
Худ. Н.Белякова (1992)


л) Двоскина с позиций современного феминизма осуждает поступок барона: женщина не может быть в восторге от бродящей по столу лошади. Барон — дурак.

Худ. Е.Двоскина (2015)
Худ. Е.Двоскина (2015)


3) Третьи художники... Ну, это Дядя Коля Воронцов.

Худ. Н.Воронцов (1994)
Худ. Н.Воронцов (1994)
Худ. Н.Воронцов (1994)
Худ. Н.Воронцов (1994)


После стола

Мюнхаузену подарили укрощённого им коня, и они вместе, наконец, ускакали на войну.

Худ. А.Елисеев (2014)
Худ. А.Елисеев (2014)
Худ. Н.Устинов (2014)
Худ. Н.Устинов (2014)





  Подписка

Количество подписчиков: 81

⇑ Наверх