Помимо любопытных научно-фантастических идей и патентоспособных намёков, есть в "Приключениях Мюнхаузена" простенькие выдумки. Сущность там в детской гиперболизации: Мюнхаузен переносит лошадей под мышками, голыми руками выбрасывает в море пушки, сваливает в кучи кареты и поджигает их и т.п.
Такое детское бахвальство не очень увлекательно.
Но есть эпизод укрощения коня. Гиперболизации тут чуть-чуть: конь гарцует на столе, заставленном сервизом, и не разбивает ни одного блюдца. Этот эпизод выглядит милым и правдоподобным. Почти все художники отдали дань этому эпизоду.
Необузданный конь, которого обуздывает Мюнхаузен.
Карикатурно у Елисеева.
Невероятно (стоя ногами на спине) и грациозно у Майофиса.
Вполне реалистично у Устинова, который посвятил этому небольшому фрагменту большое число иллюстраций.
Апофеоз. Мюнхаузен, демонстрируя идеальное послушание укрощённого коня, через окно заскакивает в залу, где дамы пьют чай, — и прямо на стол, уставленный посудой.
1) Одни художники восхищены самим фактом гарцевания коня на столе среди посуды.
а) Майофис, конечно, любуется грациозным хрупким бароном на огромном коне.
В самой поздней версии сюиты Мюнхаузен приобрёл карикатурные черты, конь превратился в битюга. Подвиг барона — лишь отражение на поверхности фарфорового чайника.
б) У Беляковой романтически — копыта вторгаются в томную атмосферу чаепития долгим летним вечером.
в) Скупой на рисунки Самойлов дал аскетичный рисунок парящего над столиком Мюнхаузена.
2) Других художников интересует реакция дам на коня, который внезапно оказался у них на столе. Сам-то Мюнхаузен пишет, что вольтижировка на столе вызвала горячие симпатии дам. Не все художники верят в это.
а) Особенно скептичен Доре: дамы явно недовольны.
б) У Филоненко дамы вздрогнули от неожиданности. Конь только приземляется на стол.
в) В 1971 году "Мюнхаузена" иллюстрировал тандем Скобелев-Елисеев, а в 2014 году — один Елисеев. Испуг дам в раннем варианте. Но это потому, что стол маленький. В позднем варианте Елисеев рисует длинный стол — и эмоции меняются в зависимости от близости потного коня: от испуга до восторга.
г) Майофис в раннем варианте сюиты показывал нам дам. Дамы сдержано удивлены (или по жизни эмоционально туповатые).
д) У Фёдорова — сконфуженные деревенские бабищи.
е) Разные эмоции на рисунке Бритвина.
ж) Изумление, переходящее в восторг у Алимова.
з) А вот Устинов горячо поддерживает Мюнхаузена: дамы в восторге. Дело в том, что эти дамы лошадей не боятся (печеньками вон угощают). Не надо осовременивать дам.
к) У Акатьевой, наконец, появилась возможность продемонстрировать страницу-раскладушку.
Сложенная страница:
Разложенная страница. Конь таки залез копытом в чашку. Но это потому, что всадник запутался в распущенных женских париках. Мюнхаузен сам испуган: в париках много мелкой живности (это ещё насекомых не видно). И даже мужские усы торчат (и не одна пара) — сами-то бедняги, поди, не смогли выпутаться, да так и померли в парике любимой (хорошо хоть духи тогда сильные были).
е) Белякова сняла все противоречия — по столу у ней бродит ма-а-аленькая лошадка.
л) Двоскина с позиций современного феминизма осуждает поступок барона: женщина не может быть в восторге от бродящей по столу лошади. Барон — дурак.
3) Третьи художники... Ну, это Дядя Коля Воронцов.
Мюнхаузену подарили укрощённого им коня, и они вместе, наконец, ускакали на войну.