512 Иллюстрированный


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 512. Иллюстрированный Мюнхаузен. Очень ловкий и сильный.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

512. Иллюстрированный Мюнхаузен. Очень ловкий и сильный.

Статья написана 15 ноября 2023 г. 11:03

Помимо любопытных научно-фантастических идей и патентоспособных намёков, есть в "Приключениях Мюнхаузена" простенькие выдумки. Сущность там в детской гиперболизации: Мюнхаузен переносит лошадей под мышками, голыми руками выбрасывает в море пушки, сваливает в кучи кареты и поджигает их и т.п.

Худ. Ronald Searle (1969)
Худ. Ronald Searle (1969)
Худ. М.Майофис (2015)
Худ. М.Майофис (2015)

Такое детское бахвальство не очень увлекательно.

Эпизод 23. Конь среди посуды.

Но есть эпизод укрощения коня. Гиперболизации тут чуть-чуть: конь гарцует на столе, заставленном сервизом, и не разбивает ни одного блюдца. Этот эпизод выглядит милым и правдоподобным. Почти все художники отдали дань этому эпизоду.

Худ. М.Майофис (1981)
Худ. М.Майофис (1981)

Перед столом

Необузданный конь, которого обуздывает Мюнхаузен.

Карикатурно у Елисеева.

Худ. А.Елисеев (2014)
Худ. А.Елисеев (2014)

Невероятно (стоя ногами на спине) и грациозно у Майофиса.

Худ. М.Майофис (1981)
Худ. М.Майофис (1981)

Вполне реалистично у Устинова, который посвятил этому небольшому фрагменту большое число иллюстраций.

Худ. Н.Устинов (2014)
Худ. Н.Устинов (2014)
Худ. Н.Устинов (2014)
Худ. Н.Устинов (2014)

На столе

Апофеоз. Мюнхаузен, демонстрируя идеальное послушание укрощённого коня, через окно заскакивает в залу, где дамы пьют чай, — и прямо на стол, уставленный посудой.

1) Одни художники восхищены самим фактом гарцевания коня на столе среди посуды.

а) Майофис, конечно, любуется грациозным хрупким бароном на огромном коне.

Худ. М.Майофис (1988)
Худ. М.Майофис (1988)
Худ. М.Майофис (1988)
Худ. М.Майофис (1988)

В самой поздней версии сюиты Мюнхаузен приобрёл карикатурные черты, конь превратился в битюга. Подвиг барона — лишь отражение на поверхности фарфорового чайника.

Худ. М.Майофис (2015)
Худ. М.Майофис (2015)


б) У Беляковой романтически — копыта вторгаются в томную атмосферу чаепития долгим летним вечером.

Худ. Н.Белякова (1992)
Худ. Н.Белякова (1992)


в) Скупой на рисунки Самойлов дал аскетичный рисунок парящего над столиком Мюнхаузена.

Худ. Г.Самойлов (1993)
Худ. Г.Самойлов (1993)


2) Других художников интересует реакция дам на коня, который внезапно оказался у них на столе. Сам-то Мюнхаузен пишет, что вольтижировка на столе вызвала горячие симпатии дам. Не все художники верят в это.

а) Особенно скептичен Доре: дамы явно недовольны.

Худ. Г.Доре
Худ. Г.Доре


б) У Филоненко дамы вздрогнули от неожиданности. Конь только приземляется на стол.

Худ. Ю.Филоненко (1989)
Худ. Ю.Филоненко (1989)


в) В 1971 году "Мюнхаузена" иллюстрировал тандем Скобелев-Елисеев, а в 2014 году — один Елисеев. Испуг дам в раннем варианте. Но это потому, что стол маленький. В позднем варианте Елисеев рисует длинный стол — и эмоции меняются в зависимости от близости потного коня: от испуга до восторга.

Худ. М.Скобелев и А.Елисеев (1971)
Худ. М.Скобелев и А.Елисеев (1971)
Худ. А.Елисеев (2014)
Худ. А.Елисеев (2014)


г) Майофис в раннем варианте сюиты показывал нам дам. Дамы сдержано удивлены (или по жизни эмоционально туповатые).

Худ. М.Майофис (1981)
Худ. М.Майофис (1981)


д) У Фёдорова — сконфуженные деревенские бабищи.

Худ. М.Фёдоров (2018)
Худ. М.Фёдоров (2018)


е) Разные эмоции на рисунке Бритвина.

Худ. В.Бритвин (1988)
Худ. В.Бритвин (1988)


ж) Изумление, переходящее в восторг у Алимова.

Худ. С.Алимов (1992)
Худ. С.Алимов (1992)
Худ. С.Алимов (1992)
Худ. С.Алимов (1992)


з) А вот Устинов горячо поддерживает Мюнхаузена: дамы в восторге. Дело в том, что эти дамы лошадей не боятся (печеньками вон угощают). Не надо осовременивать дам.

Худ. Н.Устинов (2014)
Худ. Н.Устинов (2014)


к) У Акатьевой, наконец, появилась возможность продемонстрировать страницу-раскладушку.

Сложенная страница:

Худ. С.Акатьева (2013)
Худ. С.Акатьева (2013)

Разложенная страница. Конь таки залез копытом в чашку. Но это потому, что всадник запутался в распущенных женских париках. Мюнхаузен сам испуган: в париках много мелкой живности (это ещё насекомых не видно). И даже мужские усы торчат (и не одна пара) — сами-то бедняги, поди, не смогли выпутаться, да так и померли в парике любимой (хорошо хоть духи тогда сильные были).

Худ. С.Акатьева (2013)
Худ. С.Акатьева (2013)


е) Белякова сняла все противоречия — по столу у ней бродит ма-а-аленькая лошадка.

Худ. Н.Белякова (1992)
Худ. Н.Белякова (1992)


л) Двоскина с позиций современного феминизма осуждает поступок барона: женщина не может быть в восторге от бродящей по столу лошади. Барон — дурак.

Худ. Е.Двоскина (2015)
Худ. Е.Двоскина (2015)


3) Третьи художники... Ну, это Дядя Коля Воронцов.

Худ. Н.Воронцов (1994)
Худ. Н.Воронцов (1994)
Худ. Н.Воронцов (1994)
Худ. Н.Воронцов (1994)


После стола

Мюнхаузену подарили укрощённого им коня, и они вместе, наконец, ускакали на войну.

Худ. А.Елисеев (2014)
Худ. А.Елисеев (2014)
Худ. Н.Устинов (2014)
Худ. Н.Устинов (2014)





122
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение17 ноября 2023 г. 19:05
цитата Zivitas
Такое детское бахвальство не очень увлекательно.
... для художников. А для цирка подобные номера — целая эпоха, борьба и силовые трюки ушли оттуда (если ушли) совсем недавно. С «ядром»-шаром даже Дикуль работал.
цитата Zivitas
Гиперболизации тут чуть-чуть: конь гарцует на столе
В шоке
цитата Zivitas
Майофис, конечно, любуется грациозным хрупким бароном на огромном коне.
посуду рисовать неохота... Или выбранная манера не позволит. Кстати, чайный сервиз мог быть из десятков предметов.
цитата Zivitas
Елисеев рисует длинный стол — и эмоции меняются в зависимости от близости потного коня: от испуга до восторга.
Молодец
цитата Zivitas
женщина не может быть в восторге от бродящей по столу лошади.
Например, олимпийская чемпионка по выездке... Или поклонница пони?
цитата Zivitas
У Фёдорова — сконфуженные деревенские бабищи.
После этого происшествия Нарышкин, показывая на красное лицо княгини, говаривал при дворе: «Она еще в крови после убийства моих свиней».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 ноября 2023 г. 19:11
:cool!:


Ссылка на сообщение18 ноября 2023 г. 02:40
В этом «эпизоде» все художники (и Дорэ тоже) «выложились по-полной»: все оригинальны, изобретательны, не похожи на «друг друга»...
Это прямо «прорыв идей» для отдельно взятой мысли!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 ноября 2023 г. 08:40
Да, это любопытно: привлекательность эпизодов для художников. Это интерес читателя или иллюстратора?
 


Ссылка на сообщение18 ноября 2023 г. 09:04
Читателя, конечно)


⇑ Наверх