Курьёзный случай возвращения в русскую культуру иллюстраций, "потерявшихся" пятьдесят лет назад на просторах СССР. А ещё аутентичность современного переиздания подлиннику. Важные вопросы для коллекционера.
Пушкинские сказки. Художник — М.Карпенко (с ним мы встречались по поводу сказки "Теремок": https://fantlab.ru/blogarticle57236). Издание современное. Очень красивая мерцающая обложка.
"Сказки", худ. М.Карпенко, 2018
В каталоге-справочнике эти иллюстрации не учтены. Даю собственное библиографическое описание по образцу каталога-справочника.
Сказки. — М.: ЭНАС-Книга, 2018. — 129 с.; 28 см.
КАРПЕНКО М. — илл. переплёт, цв. декоративные орнаменты на полях, ч/б декоративные межстрочные элементы, 90 ил.: Сказка о царе Салтане... — ч/б шмуцтитул, цв. заставка, ч/б концовка, 2 цв. страничных, 2 цв. на разворот, 11 цв. в тексте, 9 ч/б в тексте.; Сказка о рыбаке и рыбке — ч/б шмуцтитул, цв. заставка, цв. концовка, 3 цв. страничных, 3 цв. в тексте, 1 ч/б страничная, 8 ч/б в тексте.; Сказка о попе и о работнике его Балде — ч/б шмуцтитул, ч/б заставка, ч/б концовка, 3 цв. страничных, 3 цв. в тексте, 2 ч/б в тексте.; Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях — ч/б шмуцтитул, цв. заставка, цв. концовка, 3 цв. страничных, 1 цв. на разворот, 4 цв. в тексте, 9 ч/б в тексте.; Сказка о золотом петушке — цв. илл. на фронтисписе, ч/б шмуцтитул, ч/б заставка, цв. концовка, 3 цв. страничных, 3 цв. в тексте, 1 ч/б на разворот, 3 ч/б в тексте.
Увидев в интернет-магазине это издание, долго не мог поверить, ожидал подвоха. Никаких сведений о том, что известнейший художник иллюстрировал сказки Пушкина, я не обнаружил (сайты букинистики тоже молчали). Издательство в аннотации первоисточника иллюстраций не раскрыло. Купил, конечно. Оказались рисунки Карпенко — без обмана.
В отзывах на книгу в "Лабиринте" быстро выяснился и первоисточник: издано было в 1967 году в Латвии (Рига, издательство "Liesma") на латышском языке. А в каталоге-справочнике скрупулёзно учтены издания только на русском языке, на других языках — как получится. Вот и оказалась информация об этих прекрасных иллюстрациях недоступной. Здорово, что переиздали. Ирония заключается в том, что печаталось это современное издание тоже в Латвии (транзитом, на сей раз, книга в Латвию заехала).
Шмуцтитул "Сказка о золотом петушке", худ. М.Карпенко
Манера Карпенко в этом цикле — типично "шестидесятническая". Нечёткие контуры, непрорисованные элементы — этакое развитие "набросочного стиля" 1920-х годов. В этой связи немного напоминает Маврину. Но понятно, что гораздо больше общего с молодёжью той эпохи (с Брюхановым, например: https://fantlab.ru/blogarticle58270). И вот в "Лабиринте" разгорелся скандал по поводу того, что кому-то картинки показались нечёткими: обвинили издательство в халтуре. Теперь считается постыдным воспроизводить иллюстрации не с оригиналов. Издательство призналось, что сканировало не с оригиналов, а с экземпляра книги. Но твёрдо не объявило, что это не полиграфический дефект, а так всё и было. У меня латвийского первоиздания нет, но я сравнивал карпенковские картинки из современной книги пушкинских сказок с его же иллюстрациями к "Коньку-горбунку", изданному в то же время (1968 год). Качество воспроизведения у "Конька-горбунка" высокое (издательство "Советская Россия"), но картинки там подчёркнуто нечёткие. То есть в вопросе с воспроизведением нужно делать скидку на манеру художника. Думаю, что в современном переиздании дизайнеры стильную размытость как раз устраняли (почему издательство и оправдывалось невнятно по поводу вмешательства в первоисточник).
Размытость в современном издании сказок ПушкинаРазмытость в "Коньке-горбунке" 1960-х гг.
Манера "шестидесятников" со временем развивалась. Причём, у многих в сторону дальнейшей абстракции, упрощения техники для высшей выразительности. Карпенко прекрасный рисовальщик: изумительно передаёт позы, движение — цвет ему не очень-то и нужен. Но он тоже ударился в 1970-х гг. в своеобразное упрощение: начал очаровательных цветных пупсиков рисовать. В позднейших детских книжках художник немного слащав, а в шестидесятнических "Сказках" Пушкина он пока ещё более раскован и артистично небрежен (как и в "Коньке-горбунке" тех же времён).
Обормоты 1960-х гг.Пупсы 1970-х гг.
Всё, обратимся к иллюстрациям к "Золотому петушку". Иллюстрации на каждом развороте. Картинки вперемежку цветные и черно-белые. На полях изящный орнамент — для каждой сказки со своим забавным ключевым элементом. Для "Золотого петушка" это стилизованная птичка. Декоративные элементы (скромные, продуманные и ненавязчивые) были очень важны для культуры книги второй половины XX века.
Элементы оформления
Художник идёт за сюжетом — здесь неожиданностей не будет.
1) Вручение петушка.
2) Тревожная жизнь царя Дадона.
3) "Войска идут день и ночь".
4) Встреча с зелёной шамаханской царицей.
Да, зелёная шамаханская царица. Ящер — маркер для инопланетных захватчиков, из сугубо фантастической литературы. Ну а как ещё объяснить морок, который царица наводит? Не в первый, кстати, раз встречается в иллюстрациях: у Майофиса царица была изумруднорукая, но только у Карпенко она по-настоящему жуткая.
Метод чередования. В прошлый раз картинки к "Сказке о золотом петушке" советского периода были, а сегодня новые циклы иллюстраций современных художников из числа популярных (т.е. признанных ведущими книжными издательствами).
1) О.Монина
Вот такая новейшая, 2019 года издания, книжка большого формата, в твёрдом переплёте. Новая неплохая серия: "Классика для малышей".
"Сказка о золотом петушке", худ. О.Монина, 2019
Даю библиографическое описание.
Сказка о золотом петушке. — М.: АСТ ("Малыш"), 2019. — 32 с.; 29 см.
МОНИНА О. — илл. цв. обложка, илл. титульный разворот, декоративные форзацы, рамочки на каждой странице, 13 цв. илл.: 12 страничных иллюстраций, 1 на разворот.
Художница на Фантлабе только упоминается (https://fantlab.ru/art8037). Книга на Фантлабе ещё не представлена.
Ольга Монина — дочь легендарного иллюстратора детской книги Е.Монина (который вместе с Перцовым, Лосиным и Чижиковым сформировал облик детской книги 1970-1980-х гг.).
Художница начала публиковаться ещё в советское время — в чём-то влияние отца чувствовалось, и это было очень неплохо — такая перекличка с уникальной монинской манерой (конечно, не слепое копирование). Пример графики О.Мониной советских времён: страничка из "Весёлых картинок" (1989 год).
"Весёлые картинки", худ. О.Монина, 1989
Но книг с иллюстрациями О.Мониной издано было немного. Одна пушкинская сказка вышла в Девяностых годах. И вот в этом году — отдельное издание "Сказки о золотом петушке".
Всё уже испробовано художниками, тяжело выдумать новую стилизацию. Монина выбрала стиль, который мне напомнил барокко: пышные орнаментальные композиции, рамочки с затейливым сплетением людей и монстров.
ФорзацТитульный разворот
Рамки на каждой странице — все разные. Это цельные многофигурные композиции, соответствующие сюжету. Мне композиции в рамках понравились даже больше собственно иллюстраций.
Рамка страницы с текстомДругая рамка страницы с текстом
Рамка разворота с иллюстрацией
Вообще, чувствуется школа: макет продуманный, один-единственный иллюстрированный разворот в центре (получается буквально: разворот сюжета). Страничные иллюстрации на левой стороне каждого разворота в рамке, а на правой стороне — без рамки (что бы это ни значило).
По содержанию. В цикле иллюстраций реализована идея единства места действия (вроде как связующая нить). Локализована дадоновская столица — крепость на холме — которая показана в разные моменты. Постоянное повторение одного места в разном антураже. Холм недвижим, а вокруг него типа жизнь кипит.
Нет петушка: враги лезутЕсть петушок: враги не лезут
Пошли за шамаханской царицейВозвращаемся с шамаханской царицей
Циклы, конечно, в этой сказке есть. Но как-то очень навязчиво и однообразно с холмом получилось.
Сюжетные иллюстрации, которые перебивают картинки с холмом — они незлые, с детским юмором: вот, например, царь Дадон наслаждается безопасностью, покачивая ногой в полосатом носке и попивая пиво из иностранной кружки (а собака-то худая, некормленая!).
Царствуй, лёжа на боку!
Посмотрим узловые иллюстрации (вручение петушка не повторяю — эта иллюстрация на обложке).
а) Побоище перед шатром
б) Дадон и шамаханская царица
в) Конфликт Дадона и скопца
г) Финиш: умерли все
Ну барокко и есть барокко — вся художественная выразительность в жертву форме отдана. Стилизация новая — это точно (Европа XVII века, никаких стрельцов в кафтанах, разве что характерные шапки у бояр). Но подходит ли барокко в монинском исполнении к "Золотому петушку"? Точнее так: иллюстрации сделаны с оглядкой на детишек (поэтому все персонажи как пупсики), но соответствует ли такое детское барокко пушкинской сказке? Ведь так-то в барочных декорациях Тридцатилетняя война описывается. А войны и в "Золотом петушке" много — любопытно было бы скрестить Пушкина с каким-нибудь Гриммельсгаузеном, но, конечно, неадаптированным.
Симлициссимус. Война. Барокко
Ну а в целом, приятное впечатление от нового цикла иллюстраций О.Мониной.
2) О.Попугаева и Д.Непомнящий
Вот такая вот квадратная книжка с плотными картонными листами — якобы для самых маленьких.
Две сказки Пушкина, худ. О.Попугаева и Д.Непомнящий, 2004
Даю библиографическое описание.
Сказка о золотом петушке. Сказка о попе и о работнике его Балде. — Челябинск: ООО "Издательский дом "Фонд Галерея", 2004. — 14 с.; 20,5 х 21 см. Книжка-картонка.
ПОПУГАЕВА О. и НЕПОМНЯЩИЙ Д. — илл. цв. обложка. Цв. иллюстрации на каждой странице.
Д.Непомнящий — это молодой современный художник. Не путаем с Л.М.Непомнящим, художником детской книги, который сделал себе имя ещё в советскую эпоху.
Картинки оригинальные (т.е. не ворованные). Продолжение традиций "мультяшных" иллюстраций. Но это уже современная 3D-мультипликация. Художники рисуют раскованно, с юмором (присутствуют необязательные мышь с кошкой). Одним словом, рисовать умеют, какой-то уровень мастерства присутствует.
Ура! Мы ломим...Кошка, мышка и Додон
Формально рисование этих художников соответствует критериям творческой деятельности. Я даже знаю, что у Попугаевой-Непомнящего есть поклонники из числа квалифицированных собирателей книжной графики. На меня лично картинки производят отталкивающее впечатление. Это из области эстетических расхождений. Пошлыми мне иллюстрации кажутся.
По содержанию, на мой взгляд, ничего особенного нет: мельтешение красок не даёт сосредоточится. Вот сюжетные иллюстрации (изображение мутное и кое-где двоится — это огрехи провинциального непрофильного издательства).
а) Дадон и шамаханская царица
б) Дадон и скопец.
в) Дадон и петух.
Пушкинские сказки в расширенном составе с иллюстрациями этой семейной пары сейчас изданы издательством "Качели" (https://www.labirint.ru/books/641660/). Но желания приобретать полный сборник у меня не возникло. Для ознакомления с художниками достаточно и этой книжки-картонки, которую я показал. И придётся ещё в "Сказке о попе" когда-нибудь показать. Но, может, к тому времени я изменю отношение к художникам.
Притом ведь смотришь на другие их работы: что-то есть, обложки привлекательные, картинки внутри милые или оправданно буйные (вот это, например: https://www.labirint.ru/books/635763/ или вот это: https://www.labirint.ru/books/524556/). Может, проблема в пушкинских сказках — на художников столбняк находит, и они либо вообще опускают руки, либо (как в нашем случае) начинают себя вести запанибрата с автором, что, конечно, сильно отдаёт провинциальностью.
После современных иллюстраций остаётся всё же осадок. Не зря, наверное, музеи собирают всё, а выставляют немногое — только то, что прошло отбор. Но сегодня художественный уровень достойный — иллюстрации хоть и позднесоветской, но всё же советской ещё поры.
1) Ю.Ващенко
Такой сборник литературных сказок. Выходные данные издания: "Причудница: Русские стихотворные сказки конца XVIII — начала XIX веков". Художник Ю.Ващенко. — М.: "Московский рабочий", 1988.
Ващенко, конечно авангардист, но сам уже классиком стал. "Вита Нова" его книги переиздала — за обычную для этого издательства цену ("Причудница" вот такая: https://www.labirint.ru/books/605476/). Советское первоиздание, которое у меня, у букинистов совсем недорого. Самыми знаменитыми иллюстрациями Ващенко считаются картинки к дилогии про Алису (англичанку). Тоже "Вита Новой" переиздано (https://www.labirint.ru/books/558059/). Но здесь редкий случай, когда первое (советское) издание 1980-х гг. труднодоступно и у букинистов сравнялось в цене с полиграфическим шедевром от "Вита Новы".
Ващенко — из поколения советских графиков-реформаторов, которые начали свои эксперименты в середине 1970-х гг., а на широкую арену вышли уже к середине 1980-х гг. Манера Ващенко — эскизная, нечёткая, с волнистыми линиями. Следы такой манеры можно найти у многих наших позднесоветских иллюстраторов. То есть это был такой мейнстрим, широкое движение. К маргиналам Ващенко точно не относится (ну и к бунтарям, получается, тоже).
К сожалению, к "Золотому петушку" картинок совсем мало. Поэтому представление о художнике неполное. Ну ладно, для знакомства и привыкания достаточно.
2) М.Тесаржикова
И ещё один сборник сказок (народные и литературные). Гипотетически — для иностранцев, изучающих русский язык. Оформление и иллюстрации — в русском (то ли лубок, то ли Палех) стиле (узнаваемый, по мнению позднесоветского "Интуриста", брэнд).
Выходные данные издания: "Русские сказки: Книга для чтения с комментарием на английском языке". Иллюстрации М.О.Тесаржиковой. — М.: "Русский язык", 1984.
Ни художницы, ни книги в базе Фантлаба нет.
В сборник включены две пушкинских сказки. К "Золотому петушку" — одна страничная иллюстрация и заставка с буквицей.
Без откровений и культурного шока. Ну, может, у иностранцев только шок был.
3) Экслибрисы
С миниатюрным томиком экслибрисов на пушкинские темы (1988) мы уже встречались.
Сегодня к "Золотому петушку" иллюстрации современные, но красивые. Два сборника пушкинский сказок. Книги изданы в Петербурге (художники, видать, тоже из Петербурга).
Сначала — вот такая книга большого формата.
"Сказки", худ. А.Андреева, 2013Шмуцтитул "Сказка о золотом петушке", худ. А.Андреева
Даю библиографическое описание по образцу каталога-справочника.
Сказки. — СПб.: Паритет, 2013. — 112 с.; 27 см.
АНДРЕЕВА А.Ю. — илл. переплёт, 108 цв. ил. на каждой странице: 5 илл. (из них 2 страничные) вне текста сказок; Сказка о попе и о работнике его Балде — шмуцтитул, концовка, 4 страничных, 1 в тексте, 5 на полях; Сказка о царе Салтане... — шмуцтитул, концовка, 2 разворота, 8 страничных, 1 в тексте, 27 на полях; Сказка о рыбаке и рыбке — шмуцтитул, концовка, 4 страничных, 1 в тексте, 6 на полях; Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях — шмуцтитул, концовка, 1 разворот, 6 страничных, 1 в тексте, 15 на полях; Сказка о золотом петушке — шмуцтитул, концовка, 1 разворот, 3 страничных, 1 в тексте, 6 на полях.
Переплёт (твёрдая обложка). Тираж — 46.000 экз. Сумасшедший по нынешним времена тираж — разгадка на переплёте: "Санкт-Петербург — первокласснику 2013" (т.е. госзаказ — всем бесплатно вручали).
На Фантлабе есть упоминание о художнице — страничка заведена, но не заполнена (https://fantlab.ru/art2206). Книги в базе Фантлаба не обнаружил.
Долго я колебался с покупкой этой книги. Видел её в живую на прилавке, полистал, но сначала не впечатлился — что-то, видать, тогда отвратило от покупки. Потом купил всё-таки для полноты коллекции и при спокойном рассматривании был очарован и пленён (прочувствовал, каково было Дадону под чары попасть). Посмотрим характерные особенности манеры художницы в этом цикле.
1) В книге много оформительства: виньетки, узоры... Символизм...
Это раскачкаА это такая концовка
2) Сюжетных картинок немного: не все узловые моменты отражены (ну, например, нет конфликта царя и скопца). Кажется даже, что и сюжетные иллюстрации сплошь орнаментальные, но нет: есть там и характеры, и даже страсти. Обратим внимание на рамочки.
Вручение петушкаШамаханская царица
3) Действия, действительно, мало. Но и статика на картинках выразительная. Вот сцена, где на переднем плане — трупы царских сыновей с предсмертными гримасами.
Дадоново горе
Очень сильная сцена — наверное, на контрасте с "девчачьими" завитушками.
Только разглядывая эту картинку я понял — это же использование приёмов Густава Климта! Модерн! Специально взял самую известную картинку Климта. Сравним в целом.
КлимтАндреева — это Климт сегодня
Ну, поярче, конечно, цвета у Климта — мог себе позволить. Теперь сравним детали. Ещё раз обратим внимание на рамочки.
Климт: кружочки и квадратикиАндреева: квадратики и кружочки
Оригинальные рамочки — это собственный вклад нашей художницы в возрождение модерна. Они — как домотканые коврики. Это очень по-современному.
Наверное, можно сказать, что иллюстрации Андреевой вторичны — но всё же не слепое копирование линий и завитушек через просвет на стекле. Значит, может быть засчитано за постмодернизм. Много дизайна — так это объясняется обращением к корням модерна (там тоже с дизайна началось — афиши, реклама).
По крайней мере, на общем фоне иллюстрации Андреевой выделяются: вкус у художницы есть, фантазия присутствует, манера раскованная. Пусть будет.
Ну, и раз случай представился. Вот образец современной возвышенной символической манеры — но не девчачьей, а пацанской. Картинка к "Слову о полку Игореве" прославленного белорусского графика, от которого все в восторге.
Пацанский модерн Павла Татарникова
Так что модерн, символизм в книжной иллюстрации — снова в моде. Бывает даже и глубокомысленный символизм. Но это если много размышлять о судьбах Родины.
Вернёмся к Пушкину. Второй сборник — тоже большой формат.
"Сказки", худ. П.Рейхет, 2011Шмуцтитул "Сказка о золотом петушке", худ. П.Рейхет
Даю библиографическое описание по образцу каталога-справочника.
Сказки. — СПб.: Мир ребёнка, 2011. — 157 с.; 27 см.
РЕЙХЕТ П. — илл. переплёт, тонированные илл. форзацы и фон на каждой странице; одинаковый илл. шмуцтитул для каждой сказки; 16 цв. ил.: илл. титульный разворот; У Лукоморья — 1 разворот; Сказка о золотом петушке — 2 разворота; Сказка о царе Салтане... — 5 разворотов; Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях — 4 разворота; Сказка о рыбаке и рыбке — 2 разворота; Сказка о попе и о работнике его Балде — 1 разворот.
Вот декоративные элементы: форзац и фон страниц (повторяется без изменений на протяжении всей книги).
ФорзацФон разворота с текстом
Иллюстраций немного — но если есть, то они занимают целый разворот. Вот два разворота к "Золотому петушку".
Вручение петушкаВстреча у шатра
Хороший уровень, хорошая техника. Некрасивые персонажи (а мы помним, что это вызов китчу), но красивые иллюстрации — благодаря плотному цвету. Сейчас в этой технике (гуашь, масло, или их имитация) пишет популярный художник Бычков (мы с ним встречались:https://fantlab.ru/blogarticle53449). Причём такой техникой рынок не насыщен, вполне мог бы с Бычковым и этот художник — Рейхет — ужиться.
Лет десять назад я приступил к реализации принципа полноты коллекции. Наивная и вредная мечта. Собрать всё относящееся к какому-либо предмету можно, но только затем, чтобы понизить средний уровень собрания.
Однако цель была поставлена, пришлось брать всё, до чего дотянуться руки — и сначала, естественно, началась скупка доступного: того, что лежало в магазинах. Отрезвление пришло быстро — многое из того, что было схвачено для реализации принципа полноты, было вычищено, часто с омерзением.
Наверное, вычищалось и что-то не такое уж плохое или даже плохое, но очень показательное для истории книжной графики (вот выкинул, помню, томик прозы издательства "Белый город", а там был такой бесстыжий плагиат, что теперь без доказательств никто и не поверит). Сейчас-то я и коллекцию пополняю пореже, и не выкидываю приобретённое.
Ну, в общем, часто издаваемых сказок Пушкина с рисунками художника Лебедева (https://www.ozon.ru/context/detail/id/727...) и художницы Власовой (https://www.labirint.ru/books/130231/) у меня нет — испытываю к ним чувство глубокой личной неприязни (назначил, видать, их виновными за то потрясение от встречи с действительностью — массовым книгоиздательством).
А вот этот сборник 2009 года я оставил, хотя он далеко не бесспорный. Есть в иллюстрациях из этого сборника какой-то авторский стиль. Издательство — "Росмэн" — не из худших. Художники Е.Шурлапова и С.Подивилов. Не самые известные, но оба на Фантлабе есть: https://fantlab.ru/art6045 (Шурлапова), https://fantlab.ru/art5584 (С.Подивилов). Сборника (именно этого издания) на Фантлабе нет (видимо, есть первое издание 2004 года: https://fantlab.ru/edition27959).
"Сказки", худ. Е.Шурлапова — С.Подивилов, 2009Шмуцтитул "Сказка о золотом петушке"
Дам даже библиографическое описание.
Сказки. — М.: РОСМЭН, 2009. — 135 с.; 28,5 см.
ШУРЛАПОВА Е., ПОДИВИЛОВ С. — 53 цв. ил.: Сказка о царе Салтане... — шмуцтитул, 1 разворот, 18 ил. на разворот; Сказка о рыбаке и рыбке — шмуцтитул, 7 ил. на разворот; Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях — шмуцтитул, 1 разворот, 7 ил. на разворот, 5 страничн. ил., 1 ил. в тексте; Сказка о золотом петушке — шмуцтитул, 1 разворот, 8 ил. на разворот.
Переплёт (твёрдая обложка). Тираж — 5.000 экз.
В этих иллюстрациях у персонажей есть какие-то характеры, сильные эмоции, злобные выражения лиц. С такими картинками можно мириться. Они живые. Композиция продуманная, цвета опять же со вкусом подобраны. Пройдёмся по ключевым моментам.
Вручение петушка
Побоище
Дадон и шамаханская царица
Конфликт Дадона и скопца
Финал дадоновской авантюры
Все мужские персонажи с гротескными чертами лица (чувствуется влияние русского лубка в изображении скоморохов), а вот шамаханская царица — какая-то правильная и скучная. Разрушает общий замысел. Наверное, это уже диктовал рынок: со страшной девицей книгу могли и не купить. Но ведь и красавицы из неё не получилось!
Неожиданно знакомство с художницей Шурлаповой продолжилось.
Благодаря базе Фантлаба обнаружил раннее издание "Сказки о золотом петушке" с её иллюстрациями (https://fantlab.ru/edition147048).
Год издания — 1997, ельцинская эпоха. Сейчас уже появляется исторический интерес к тенденциям книжной графики молодых художников той поры. Интерес больше к нереализованным возможностям и альтернативам. Материала очень мало по несоветской графике 1990-х гг.:
— неблагоприятные времена были для издания художественно оформленных книг в целом (запроса не было, ещё на тексты голод не до конца утолили),
— издавали западные книги с иллюстрациями зарубежных художников,
— если детские книги с картинками наших художников и выходили, то по инерции часто это был советский стандарт (неплохо, но требовалась новизна),
— наши художники не чувствовали себя востребованными в графике и оставляли это поле.
В общем, книжку приобрёл для изучения. Изучил.
"Сказка о золотом петушке", худ. Е.Шурлапова, 1997Титул
Даю библиографическое описание.
Сказка о золотом петушке. — М.: Издательство имени Сабашниковых, 1997. — 32 с.; 24,5 см.
ШУРЛАПОВА Е. — илл. цв. обложка, декоративные рамки страниц, 9 цв. ил.: 2 илл. в буквицах, концовка, 5 ил. на разворот, 1 ил. в тексте.
Переплёт (твёрдая обложка). Тираж — не указан.
С полиграфической точки зрения книга нормально сделана: плотная бумага, чёткая печать иллюстраций. Блок плохо проклеен, при разворачивании разошёлся слегка — ну, для тех времён это вообще норма.
Иллюстрации выполнены совсем в другой манере. Вот для сравнения две схожие сцены из раннего и позднего варианта.
Шурлапова, 1997Шурлапова+Подивилов, 2009
Поздний вариант иллюстраций, конечно, попроще. Может, проявилось подавляющее влияние художника-соавтора.
Посмотрим повнимательнее ранний вариант. Какой стиль в иллюстрациях 1997 года?
1) Вручение петушка.
Рамочки, вычурные изгибы... Наверное, у этого чрезмерного украшательства те же корни, что и у тяги вчерашних советских людей к евроремонту, итальянской белой мебели с золотыми гранями...
2) Встреча с шамаханской царицей
Но ведь и авторская манера есть! Посмотрим фрагменты этой иллюстрации.
а) Травка и цветочки.
Здесь техника: погружение в миниатюры эпохи Возрождения. Насыщенный цвет и тщательно выписанные цветочки на травке и складки на пышных одеяниях.
б) Лица.
А здесь крупным планом внешность шамаханской царицы. Не идеал красоты — это, наверное, протест против советских мультяшных персонажей, которые были до того. А получился заодно и протест против телепузиков, которые поселились в книгах после того.
3) Родные просторы.
Хорошо ведь!
4) Петух уселся на царя.
Традиционная концовка. А сюжет не весь отражён — цикл скомкан к концу. Может быть, тоже черты переходной эпохи: незавершённость замысла, непоспевание со своей тщательной техникой за новыми требованиями к темпам изготовления продукта. Ну вот и появился у Шурлаповой соавтор — попозже стали всё успевать.
P.S./29.05.2019
Лихо я три месяца назад художницу Власову презрением облил. А вот переменил к ней своё отношение, купил большой сборник (в основном из-за "Руслана и Людмилы").
"Сказки. Руслан и Людмила". — М.:Эксмо, 2019
Вполне достойный уровень. Художница — мыслящая. В "Золотом петушке" царь Дадон — восточный владыка. Почему бы и нет?