Виктор Пелевин «Тайные виды на гору Фудзи»
- Жанры/поджанры: Постмодернизм
- Общие характеристики: Религиозное (Буддизм ) | Сатирическое | Философское | Социальное | Ироническое | Психологическое | Феминистское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Мировой океан, моря (В открытом океане ) | Азия (Юго-Восточная Азия ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Сновидения, формы изменения сознания | Теория заговора, тайное общество, тайная история мира, конспирология, криптоистория | Сверхъестественные способности, супергерои
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Готовы ли вы ощутить реальность так, как переживали ее аскеты и маги древней Индии две с половиной тысячи лет назад? И если да, хватит ли у вас на это денег? Стартап «Fuji experiences» действует не в Силиконовой долине, а в российских реалиях, где требования к новому бизнесу гораздо жестче. Люди, способные профинансировать новый проект, наперечет... Но эта книга — не только о проблемах российских стартапов. Это о долгом и мучительно трудном возвращении российских олигархов домой. А еще — берущая за сердце история подлинного женского успеха. Впервые в мировой литературе раскрываются эзотерические тайны мезоамериканского феминизма с подробным описанием его энергетических практик. Речь также идет о некоторых интересных аспектах классической буддийской медитации. Герои книги — наши динамичные современники: социально ответственные бизнесмены, алхимические трансгендеры, одинокие усталые люди, из которых капитализм высасывает последнюю кровь, стартаперы-авантюристы из Сколково, буддийские монахи-медитаторы, черные лесбиянки. В ком-то читатель, возможно, узнает и себя...
Входит в:
— цикл «Тайные виды на гору Фудзи»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 273
Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2647 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 59 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 40%, что близко к среднему (37%)
Номинации на премии:
номинант |
Интерпресскон, 2019 // Крупная форма (роман) |
- /языки:
- русский (10), венгерский (1)
- /тип:
- в планах (1), книги (10)
- /перевод:
- М. Надь (1)
В планах издательств:
Издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тимолеонт, 11 января 2019 г.
Как говорится, чтоб мне так жить, как Пелевин исписался!
Была у меня как-то подруга, которую считал чуть ли не сестрой. Для меня не были секретами её бисексуальная ориентация и феминизм, хоть она их и не демонстрировала, пока не переехала жить в северную столицу. Там по переписке возникла небольшая дискуссия, суть которой в том, что я не гомофоб, но против того, чтобы однополые отношения массово пропагандировались, в том числе и среди несовершеннолетних. После этого она начала сыпать стандартным терминологическим набором, который прекрасно показан в книге (и пускай только кто-нибудь попробует вякнуть, что Пелевин что-то там утрировал, именно так радфемки и разговаривают). А после заскринила нашу переписку и выложила её в группу, описание которой преподносило её членов (хе-хе), как борцов за мир, равенство и всё хорошее. Великие силы, такого потока мата, агрессии и ненависти я не встречал более нигде в жизни. Просто не в первый раз удивляюсь, как точно и правдоподобно Пелевин изображает те или иные слои общества.
А что ещё сказать? Сюжет философский, куда ж без него у автора. Герои гадкие, но, сволочи, интересные. Моментами даже одёргивал себя, когда начинал сопереживать местным олигархам. Без шуток, описание нового наркотика-развлечения при помощи буддистских монахов — это очень круто, мне понравился этот сюжет и злоключения героев. Жизнеописание «Танька» вплоть до её повторной встречи с ГГ у бани было не менее интересным, но дальше начинается очень много феминистической чуши, сделать которую интересной не смогло даже остроумие автора. Просто ограничусь тем, что ужасы потенциального матриархата изображены достаточно натуралистично, и я даже уверен, что при его теоретическом «возвращении» примерно так оно и будет выглядеть.
Ещё здесь очень хорошие и забавные концовки всех сюжетных линий. Книга вообще прекрасна — как всегда актуальна, смешна, злободневна и метка. Карьера и талант Пелевина всё так же далеки от завершения, как и многие годы назад.
eatenbrain1, 15 июля 2024 г.
«Тайные виды» мне очень понравились содержанием. Как говорится, всем, кто хоть немного слышал о восточной философии и «практиках», — посвящается. Автору прекрасно удалось облечь в слова те вещи, что обычно так запросто не пояснишь. Это я про его описания «инсайтов» — то, как передана их суть, действительно поражает. За это господину Пелевиду отдельное спасибо.
А форма мне не понравилась капитально... Не люблю я этот «тёмный» мир под названием «вечные девяностые». Да и градус цинизма в тексте невероятен. Пусть это и вкусовщина, но именно из-за антуража я к этой книге больше никогда и не вернусь.
nik4x, 19 октября 2018 г.
Пелевин превращается в Донцову для интеллектуалов: четкая периодика, все о том же-ни о чем. но читается, и читается захватывающе
В этой книге Виктор Олегович очень четко сформулировал эпиграф ко всему своему творчеству:
«Самое ужасное, что наевшийся пустых слов человек начинает верить, будто постиг что-то важное. А ему просто добавили мусора в голову.»
dsal, 5 февраля 2022 г.
«Тайные виды на гору Фудзи» не преподнесут вам никаких «тайных видов», если вы читали автора ранее. Все тот же коктейль из буддизма, кастанедовщины, наркоглюков (неинвазивная наркота — все же наркота) и саркастического стеба над современной российской действительностью. As usual :)
Когда я читал «Чапаева и пустоту» в конце 1990-х, такой коктейль воспринимался почти гениально. Через 20 лет от него чуть тошнит.
Стивен Кинг (по его словам) пишет книги, потому что не писать невозможно – книга, мол, выходит из автора «сама». В случае с Пелевиным, почти все его книги, а особенно «Тайные виды…», демонстрируют, что автор не может не писать, потому что он сам «выходит» из текста — и не может остановиться )). Да чо уж там, мы не против, мы схаваем ))
Короче, это типичный для Виктора Олеговича роман о «становлении героя». Тут, правда, несколько героев – все они по большому счету, куклы, открывающие рот, только лишь чтобы высказывать «глубокую» философскую мысль автора. Хотя нет, еще они (в зависимости от пола):
М) плавают на яхтах и постигают глубокую философскую мысль, либо
Ж) обучаются магическому искусству бросать pussyhook.
Плюс всего один, но он глобален. «Тайные виды…» — отличная книга! Кто еще пишет так цинично, и одновременно так позитивно? Чарующий русский язык, с органичными инъекциями мата, английского и прочих незначительных . . )). И в итоге – такое хорошее, легкое и позитивное послевкусие. Нет никаких апокалиптичных вампиров, жидомасонов, чернецов и вот этого всего… Сайадо Ан – зебест, однозначно ))
Но рекомендовать этот роман к обязательному прочтению я вряд ли стал бы, особенно если это первый ваш роман Пелевина. Лучше начать с «Чапаева…», «t» или «Омон Ра». А, может быть, ими и закончить. Хотя я не смог ими закончить, читаю почти все, и до сих пор с нетерпением жду нового чтива от Виктора Олеговича, за что ему большое спасибо )).
PS. Как говорил Ариэль Брахман: «Интересно нормальному человеку что? Сюжет, и чем кончится». По большому счету, в «Тайных видах…» сюжета как бы нет, а чем кончится — с первых страниц понятно. Поэтому — 6.
krampuls, 29 марта 2023 г.
Довольно хорошая и сравнительно оригинальная НФ идея – проекция (посредством прибора транскраниальной стимуляции) состояния буддийского просветления на другой, малоподготовленный к этому разум (в данном случае разумы трёх пародийных олигархов). Персонажи, вся жизнь которых положена на накопление материальных благ, осознают пустотность и страдание и пытаются выбраться с высот этого познания, по уморительному плану нарушая буддийские заповеди.
В мужской линии есть плюс – популярное описание шагов буддийского просветления. Я довольно хорошо знаю из институтских курсов исходное состояние и цель, а промежуточные шаги медитации для просветления не особо подробно. Что-то новое узнал.
Женская линия, наверное, сатирически-пародийная. Невозможно это серьёзно воспринимать. При этом победа именно за женщиной, демонстрируется, что описанный «женский» метод восприятия мира как инструмента для достижения своих примитивных целей при намеренном игнорировании того, как всё это устроено триумфально побеждает «мужской» аналитический подход к миру как познаваемому, в котором знание необходимо для использования. Знание доводит олигархов до отравляющей радость потребления скорби, от которой трудно избавиться. Федины страдания от просветления, а затем и его «мужские» превозмогания и победы над просветлением обусловлены не его собственными действиями, а, прилично выражаясь, привязкой на половой чакре. Это выходит самый про-женский роман автора. Только, наверное, это ирония.
Чтение лёгкое, потому что менее отвратительное, чем предыдущий прочитанный роман («S.N.U.F.F.»): гораздо меньше «воды», гораздо меньше тупых каламбуров (и даже парочка не тупых). Хотя описание сорокалетней женщины из Москвы, которая не знает, что такое игуана и которая сомневается, самец или самка у павлинов имеет нарядный хвост вызывает много вопросов к качеству.
Хотя роман всё равно не вышел целостным и части его на шатких подпорках довольно ненадёжно скреплены, это хотя бы не замаскированный под роман сборник набросков. Есть немножко хороших деталей, мне понравилось синее платье. В общем – роман неплохой.
Кажется, что бабуля, проводившая героине обряд инициации по Кастанеде — из «Бубна Верхнего мира».
bvelvet, 14 сентября 2019 г.
Итак, перед нами снова бандиты, кокаин, буддизм, монахи, много сурьезных мыслей и рецензия на философа Пятигорского вдобавок.
В общем, «рецензия» — это, пожалуй, единственное, что мне понравилось в романе.
Пелевин попытался рассказать о просветлении и спроецировать этот рассказ на судьбу братков из 90-х и их боевых подруг. Получилось... Да ничего не получилось. Финал угадывается к 50-й странице, шутки не смешные, буддизм этим бандюганам идет как корове седло. А уж модная тема феминизма раскрыта так, что хоть святых выноси. Пелевин синтезировал движение #Metoo с теориями Кастанеды — вышло и неубедительно, и элементарно скучно. Впервые я пролистывал страницы в книге одного из любимых писателей. Все эти ящерицы и Великие Матери попросту не работают, сочетание двух схем не дает нового качества, ничего не объясняет и не намечает развития тенденций (это есть даже не в самых лучших книгах мэтра). Ближе всего эта книга к «Числам» — недаром есть общие персонажи и даже один ключевой эпизод получает (неубедительное) объяснение. Но в «Числах» нумерологическая модель была больше, чем просто игрой; безумие общества, помешавшегося на цифрах, переключалось как бы в иной регистр. Тот роман мне не понравился — но мне все равно хотелось его перечитывать и обдумывать. Здесь — увы...
Так плохо и беспомощно Пелевин еще не писал. Пора перечитывать «Чапаева...» или «T».
А насчет буддизма — это, пожалуйста, к философу А.М. Пятигорскому)
Manowar76, 4 октября 2018 г.
Почему: долгожданный новый роман Пелевина
В итоге: прочитал сдержанную рецензию Юзефович, осуждающую мизогинистичность автора. Даже был несколько возмущён.
Сделал предзаказ в Читай-городе...
Ну, в последних и некоторых ранних вещах Пелевин рассуждает о женщине в основном в парадигме басни про стрекозу и муравья. И иногда рассказывает нам, как эта стрекоза взялась за ум в силу обстоятельств.
Основная же и главная тема большинства произведений Пелевина — буддийские практики просветления, зачастую связанные с веществами, изменяющими сознание. Так и в «Тайных видах».
Интересно наблюдать, как меняются изображения хозяев жизни в творчестве Пелевина. От медиамагнатов, к банкирам, потом к генералам ФСБ и, теперь, к олигархам, плавающим на больших океанских лодках, но всё так же нюхающих кокс.
Эталонный роман Пелевина — остроумный и глубокомысленный, циничный и злободневный. Даже с относительным хэппи-эндом.
Потрясающая книга!
george1109, 28 января 2019 г.
Пелевин бывает трех видов. Близкий к гениальности, годный и простой. Причем во всех трех ипостасях он остается автором высшей лиги. Замечу, что русскоязычных писателей, неизменно пребывающих в высшем эшелоне, что бы они не писали, о-о-очень немного. Большинство из мэтров все же нет-нет, да опускается в первый, а временами даже во второй, дивизион.
Так вот, «Тайные виды…» – Пелевин годный. На грани с близким к гениальности. (На мой, придирчивый взгляд).
Это – общее. Теперь… а вот в частностях о книгах Пелевина говорить сложно. Сложно, ибо архетипы, сюжетные ходы, иллюзии (это не опечатка – именно «иллюзии»))) и конфликты у него практически одни и те же. Да, их немало, но этот круг конечен, не глобально велик и крайне неохотно расширяется. Что, кстати, требует незаурядного мастерства и изящества. Из года в год собирать из одних и тех же паззлов разные картины – дорогого стоит. А ведь при определенном старании и не самых больших усилиях можно понять, что все еще и происходит в едином мультиверсуме...
На этот раз Пелевин выбрал духовные практики, российский олигархат и combat feminism.
Инь, янь, PR, маркетинг, вещества и текущий политический момент оказались всего лишь на задворках. Они есть, но не играют никакой роли. Упоминаются. Информационные технологии (и то, как посмотреть), гламур и спецслуцжбы и вовсе – за бортом.
Скроенный на основе выбранного двойной квест привычно расцвечен сатирическо-патриотическими декларациями («Русские олигархи – последние свободные белые мужчины на Земле. Почему только мы? У простых русских самцов для свободы банально нет денег. А белые англосаксы давно в неволе – их сковали нейролингвистической цепью и под охраной черных пантер отправили в ссаных грузовых трюмах на бессрочные символические работы в королевство Ваканда»); философскими максимами («Грести, – подумал он. – Надо опять грести. Все куда-то гребут… Зачем? Ни один ведь пока не доплыл. Ни один…»); социальными парадоксами («У тебя ведь есть крутой мобильник? Тогда ты знаешь, что такое нарратив продвинутой бедности. При римлянах хозяин раба хотя бы оплачивал ошейник, а в наше время рабы недоедают, чтобы его купить»); и экономическими сентенциями («Вот в Сколково как?.. Хотят, значит, чтобы наши юноши и девушки, затянув пояса, в условиях санкций с нуля раскрутились на вечной мерзлоте аж до продаж и клиентов – и только потом отечественный инвестор, экономя на футбольных клубах и баскетбольных командах, понесет им свои кровные. Которые на залоговом аукционе заработал…»). Все вместе – безумно красиво, достаточно вкусно и до неприличия по-пелевенски… привычно.
Фанатам и просто любителям Пелевина – читать обязательно. Вряд ли получится открыть какие-то новые грани и горизонты, но существенное удовольствие гарантировано.
Да и для первого знакомства с Виктором Олеговичем «Тайные виды…» подходят более чем.
martinthegod9, 4 декабря 2018 г.
После неоднозначного «Айфака 10», Пелевин вернулся к чуть более раннему, ровно на год, роману в качестве ориентира — «Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами». И если при выходе «Лампы Мафусаила» усредненной характеристикой всех рецензий было «веселый, но странный», при выходе «iPhuck 10» — «роман понравился», то в случае с «Тайными видами на гору Фудзи» чаще всего отмечается, что роман «легкий». Он действительно легкий, и для меня тоже, по сравнению с предыдущей книгой, и уж тем более по сравнению с «Т» или «Цукербринами». Дело, конечно, не в сложности понимания, а в ощущении. Самый страшный момент для меня произошел сейчас, при написании отзыва, когда я глянул, сколько страниц было в этой книге и в двух предыдущих. Думайте, что хотите, но 416. Во всех трех. 416 и всё. Казалось бы, экая наглость: так хамски, словно у него в контракте прописано, создавать произведение искусства на 416 страниц, ни больше и ни меньше. Невольно возникают мысли о том, как же это всё подгонялось под условное число, обрубались живые слова творца, али неискренне добавлялось что-то для нужного объема. А возразить можно следующее... Порфирий Петрович, он же Виктор Олегович, занимается не каким-то богоугодным творческим процессом, это не муза ему благоволила, нет. Он создает текст. В прошлогодней книге нам популярно объяснили, как это делается. И ругать за это ПВО — значит грешить против постмодернизма, который суть и есть игра.
Две сюжетные линии идут параллельно, знаменуя в конце романа некий синтез противоположностей, слияние инь и ян. На протяжении повествования противоположности в каждой отдельной линии переливаются и сменяют друг друга. Это заметно и в путешествиях по глубинам сознания Федора Семеновича (из подвижности в покой, а из покоя вновь поскорее в спокойную подвижность), и в становлении Тани (из красотки-женщины в брутальную феминистку для максимального достижения мужского начала, из которого само таким образом зарождается женское). Виктор Олегович играет с крайностями, качая персонажей, будто маятник. Для достижения равновесия ли?
Сюжетная линия Феди мне понравилась гораздо больше. Предполагаю, что не только мне. Большинство преимуществ лежат в этой половине книги. Здесь есть всё. От гештальт-психологии до стартапов, от постижения буддийских техник до мирянских забот об отсутствии удовольствия. Что мне в целом понравилось больше всего — это описание состояний погружения в джаны и дальнейшее ощущение инсайтов. НАКОНЕЦ-ТО. Во-первых, наконец-то буддийские практики описаны таким языком, что всё стало понятно и чувствуется на себе. Во-вторых, наконец-то любимый Пелевиным буддизм максимально органично вписался в полотно романа. Мы с вами не братки, и не олигархи, но язык данных персонажей нам понятен больше, посему описание их речами духовных практик воспринимается легко и мягко, отчего и весь роман становится легким. По поводу олигархов есть один из немногих недостатков романа — они говорят, как братки из 90-х. Т.е. нынче уж 2к18 (как принято говорить) год, а сильные мира сего у Виктора Олеговича остаются неизменными. Я могу лишь предположить, что в шкуру других он влезать не умеет, но судить не берусь. Второе главное достоинство линии Феди — сам сюжет, сами находки и происходящие события. Оказывается, вот что может по-настоящему испугать таких, казалось бы, полубогов, какие-то непонятные мирянину внутренние терзания. А как они решили бороться с просветлением — это просто анекдот. К слову говоря, к концу книги я уж подумал: «ну... а политическая повестка будет? хоть чуть-чуть? тут у нас как бы много чего произошло, именно с осени 2017 года» И тут в конце книги Пелевин мне отвечает разрушающей просветление практикой болтовни ни о чем. Ринат, Юрий и Федя начинают трындеть о социалке, о Донбассе, о ЦРУ, об отравлении Скрипаля, о вате, либералах, американцах и ракетах... В общем, это описано таким потоком отборного, простите за выражения, поноса, что сразу становится ясно отношение ко всему ПВО. В романе есть фраза: «Мы живем в эпоху, когда всё настолько ясно, что спорить о чем-то с пеной у рта можно разве что в телестудии за деньги». В точку. Не так давно, с полгода назад, и до меня дошла эта истина. Во времена постмодернизма и постиндустриализма, эпохи отсутствия ценностей и размытого марева правды, самым трезвым подходом будет относиться ко всему с иронией, ничего не воспринимать на полном серьезе. Также роман хорош мимолетными отсылками к произведениям мировой литературы, годящимися для описания буддийских состояний: путешествие автостопом по галактике, сад расходящихся тропок. В линии Тани есть упоминание об осени патриархии. Приятно греет душу то, что, возможно, многие и не заметят этих отсылок, а ты такой молодец, заметил. Работа автора на создание секты, считающей, что ее члены умнее и понимают больше остальных, перефразируя слова Дмитрия Быкова. В целом линия проста и органична, увлекательна и умилительна. Она построена исключительно хорошо.
Линия Тани интересна российскому читателю в меньшей степени. Во-первых, этот стёб над тем феминизмом, который до нас еще не проклевался, мы слышим о нем издалека. О феминизме чрезмерном, трендовом, и стёб над ним достигает столь же вселенского масштаба. В данной линии, возможно, что-то и посмешнее, например, pussyhook или обозначение мужчин словом на букву «х», или сам процесс забрасывания крюка, или ножничный половой акт в лучших традициях «Жизни насекомых» и «Чисел». Однако постижение сути мира через неких сменяющих друг друга гуру, ритуальные этапы учения и пр. — всё это уже было, от «Ампир В» до «Смотрителя» (указываю только самые утомительные проявления сего приема). В целом, атака на боевой феминизм может считаться либо ударом мимо цели, либо прививкой от болезни развитого общества, других вариантов не вижу. Так эту линию и нужно рассматривать. Опять же, не забывая о юмористической составляющей. Еще в линии Тани, помимо самого феминизма, отлично создана призма патриархии, всё зло от нее и т.д. Реальный мир успешно накладывается на игуановскую призму нахождения во всем происков патриархии.
Финал романа обычен для Виктора Олеговича. Никакого подъема-переворота сюжета не происходит, эпоса и драмы немного, у Пелевина другая задача — он просто доводит начатое до конца. Плевать ему на концовки. Ну да, соединил две линии, да, соединил магическое действие боевого феминизма и реабилитации в мирянина в одно проявление в объективной реальности, ну, побаловался немножко. Но это неважно, в книгах ПВО важен сам процесс.
А процесс, в свою очередь, прекрасен. Это всё тот же Пелевин, все те же филигранно отточенные фразы и кажущиеся мимолетными обдуманные мысли. Всё тот же любитель матерых анекдотов, солипсизма, буддизма, стёба и прозрения. Всё тот же острый ум, благодаря которому соединяется несоединимое. Но это и другой Пелевин. Как бы вам объяснить... Вот если раньше вы были во второй джане и затем попали в третью — вот такой в этом романе Виктор Олегович. Он не жжот напалмом, как в «S.N.U.F.F.» или «Числах», он легок и приятен, стилен и улыбчив. Есть такое современное слово «ламповый». Так вот Пелевин в этой книге именно «ламповый».
Напоследок наиболее запомнившиеся цитаты:
- Мы живем в эпоху, когда всё настолько ясно, что спорить о чем-то с пеной у рта можно разве что в телестудии за деньги
- Все звери живут просто на Земле; страны – это виртуальные загоны для людей
- Все, за что мы бьемся в жизни – это перестановка букв на дисплее ума, корректура «рассказа про нас», который читаем «мы сами», хотя оба члена этого уравнения есть голимейшая подделка, ежесекундно разлетающаяся вдребезги… О ужас, о безысходность, о подлость, о бездна… И из бездны этой нет выхода. Мы можем родиться при авторитаризме, умереть при совсем другом авторитаризме, но из-под этого главного наперстка нам не выползти никогда. Но есть и хорошая новость. Кто умирает в конце сеанса? Да никто. Вот только этот нарратив. Помнишь, как пели в восьмом классе? «Если у вас нету тети, то вам ее не потерять. А если вы не живете, то вам и не, то вами и не, то вам и не умирать…»
- Тестостерон … это гормон понта
- «Прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете и бесплатно покажет кино...» Весь ужас, все издевательское лицемерие русской судьбы поймано в этой песне. Вот человек мечтает о чуде, ждет его, приближает как может, молится заветному камню, вовремя плюет через плечо, выстраивает продуманные отношения с метлой и порогом, словом, много лет делает все как надо, и наконец — чу! — он услышал Силой. Рокочут лопасти, с неба спускается голубой вертолет (час полета — штука баксов), из него выходит волшебник — и что он делает? Превращает камни в золото? Дарит вечную юность? Дает принца в женихи? Нет, он б е с п л а т н о п о к а з ы в а е т к и н о. И улетает.
- Пошлость собственной мечты была так заметна, что Таня понимала: даже мечтать и горевать ей приходится закачанными в голову штампами, и по-другому не может быть, потому что через все женские головы на планете давно проложена ржавая узкоколейка, и эти мысли — вовсе не ее собственные надежды, а просто грохочущий у нее в мозгу коммерческий товарняк.
Zangezi, 17 сентября 2020 г.
Помните, «земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу»? По нынешним понятиям, половина тянет на сорок. Именно столько стукнуло герою романа Фёдору, олигарху средней руки, когда он осознал, что теперь ему многое по плечу, да ничего не хочется. Исправить досадное положение вызвался некий мелкотравчатый демонёнок-Дамиан. Подобно Мефистофелю, он искусил новоявленного Фауста «любовью, счастьем, божеством», а попросту — неземным блаженством. И всего-то нужно было подключиться с помощью хитроумных устройств к сознанию медитирующего буддийского монаха — остальное тот сделает сам. Покатает по нирване и оставит на поляне… Да вот беда: поляна-то иллюзорна, а нирвана нет, тут и до настоящего просветления недалеко. А зачем просветление нашему современнику? Обриться и в келью? Нет уж, увольте, интернета там нет, и вообще у меня вдова Клико выдыхается…
Вы уже поняли, что Пелевин предлагает нам Фауста наоборот, «Антифауста». Тот стремился к познанию, этот — к удовольствиям; тот горел любовью к людям, этому интересен только он сам; того спасла Вечная женственность, этот был пойман и проклят «женственностью» совсем иного свойства и калибра… Но, как и тот, этот вполне типичен своей эпохе, выражая её продымлённый, надушенный Zeitgeist. Впрочем, отдадим должное, никто так много и с таким талантом не критиковал, не высмеивал, не бичевал наше время, как Пелевин. Сатира его беспощадна и в новой книге. Печально другое: кажется, яд попал и в сердце автора, бумеранг поразил самого охотника.
Симптомы проявились уже в предыдущем «iPhuck 10», чьи человеческие герои были отвратительны, а симпатию вызывал лишь компьютерный алгоритм. В «Тайных видах…» нет и того. Здесь омерзительны все (неужели таков мир сорокалетних?). Погодите, скажет иной читатель, уже познакомившийся с текстом, а как же буддийский монах? Благородный, мудрый, просветлённый… Вот с буддизмом-то и самая проблема. Не тот это буддизм, не пелевинский, точнее, не Пелевина времен «Чапаева и Пустоты», «t» и даже «Смотрителя», а Пелевина нового, бесстрастно-холодного, как та пресловутая улитка, слюнявящая Фудзи. Факт, который ускользнул от всех рецензентов, но который хочется выделить прописными буквами, настолько он важен: в новом романе Пелевин мигрировал от тибетского буддизма к тхеравадинскому, от срединного пути Махаяны к крайностям Хинаяны. Теперь он говорит не на тибетском или санскрите, а на пали, и учится не у лам и тулку, а у архатов и саядо.
Ну и что? А то, что тхеравадинский буддизм это крайне суровая система психотехник, которая не оставляет человеку никакого иного выбора, кроме как между одним ничего (иллюзорный мир сансары) и другим ничего (полное угасание и растворение в нирване). Tertium non datur! Высшее достижение Хинаяны — это состояние архата, или пратьекабудды — будды-для-себя, замкнутого аскета, реализовавшегося одиночки (в каком-то смысле оба героя романа — Фёдор и Татьяна — также пратьекабудды, так как они достигли всего того, чего для себя хотели). Махаянский буддизм отвергает подобные крайности, ставя на идеал бодхисаттвы — обрётшего просветление, но оставшегося в сансарном мире, дабы деятельно способствовать пробуждению остальных живых существ. Мы помним этих прекрасных персонажей предыдущего творчества Пелевина: Василия Ивановича, Владимира Соловьева, смотрителя Алекса… Куда они делись? Вместо них — лишь саядо Ан, отрешённо взирающий на мельтешение «необузданных полярных демонов». Некого спасать, да и незачем…
Неудивительно, если в новом романе отчётливо проявилось то, что некоторые критики уже окрестили «мизогинией» Пелевина: язвительное изображение женщины как препятствия на духовном пути мужчины. Это закономерно вытекает из учения тхеравады, согласно которому женщина принципиально не способна стать буддой и должна стремиться к мужественности, дабы переродиться в более благоприятном теле мужчины (пелевинская философиня-качок Жизель по сути пытается сделать это извращённым способом). Как и многое другое, Махаяна отменила подобное ограничение, словами «Лотосовой сутры» провозгласив возможность немедленного просветления женщины (на примере девочки-дракона). И ведь была у Пелевина такая светлая девочка-лиса — А Хули. Увы, вместо неё теперь злобная ящерица-игуана с металлическим крюком в живородном органе…
Таким образом, перед нами самый реалистический, самый мизантропический, самый холодный роман Пелевина. Роман, в котором автор решается на радикальный мировоззренческий поворот и даёт, подобно Гёте, архетипический портрет не только ищущего, но и реализовавшего себя современника. Несомненно, это большое произведение большого духовного писателя. Но, во имя Будды, как же тошно его читать!
Демьян К, 15 марта 2020 г.
Для начала цитата из романа: «-...Ничего такого, что стоило бы защищать, в мире нет. Ни у них нет, ни у нас… Потому что…
Юра опять замолчал, как бы вглядываясь в суть вещей.
- Почему?
- Потому что ничего нет. Ничего вообще. Нигде. Никогда не было. И никогда не будет.
И Юра показал кому-то в пространстве короткий и напряжённо выгнутый волосатый фингер.
Разговор, придавленный последней фразой, стих.»
В качестве отзыва могу только добавить, что этой фразой (или сутью фразы), можно сказать, «придавлено» всё творчество г-на Пелевина. Да, у него неплохое чувство юмора, он иногда очень неплохо «концептуализирует» окружающую реальность, одновременно прикалываясь над нею, но практически после каждого его текста всплывает именно этот вопрос: если ничего нет, то ради чего все эти 300-400-500 страниц стёба и издевательства над всем и вся? Понятное дело, даже человеку, который свято верит в то, что ничего нет (или впаривает постоянно свою веру другим людям за небольшую денежку, на самом деле не веря ни во что), надо что-то кушать и во что-то одеваться... Но, ей-богу, я уже много лет не могу понять, как г-н Пелевин, который, судя по всему, не получает никакого особого удовольствия от написания своих книг (он совершенно явно не графоман в хорошем смысле этого слова — по всему видно, что писание даётся ему если не с трудом, то уж точно без удовольствия), продолжает выдавать на гора по книге в год... То ли это такая мазохистическая епитимья (ничего нет, но «мы это дело поломаем» и назло самому себе наступим на горло собственной песне), то ли просто нужда заела... в последнее верится с трудом — думаю, из современных русских писателей г-н Пелевин один из самых небедных.
P.S. Простой вопрос самому себе — а если ты много лет не понимаешь, зачем автор пишет то-то и то-то, — то зачем ты продолжаешь читать его книги? Ответ тоже очень простой: данную книгу увидел на полке в библиотеке, и рука сама собой потянулась и хапнула... У автора инстинкт писательский, а у читателя — читательский.
evgeniy_n, 10 ноября 2018 г.
При чтении «Тайных видов...» создалось впечатление, что Пелевин решил «потроллить» критиков. Ведь столько раз уже писали в отзывах к большинству романов Пелевина, что П.В.О. повторяется, что опять сплошной буддизм и т.д.! И вот Виктор Олегович ответил несимметрично и написал целый роман, главной сюжетной составляющей которого являются буддистские переживания и медитативные способы достижения счастья, а большинство «кубиков», из которых составлено новое произведение, встречались нам в предыдущих книгах автора. При чтении необычайно часто выхватываются пелевинские самоцитаты и отсылки к предыдущим произведениям.
Основные вопросы, рассмотренные в «Тайных видах...» прямо скажем, не новы для творчества Пелевина: что такое счастье, и в чём секрет женской привлекательности.
Мне очень понравились начальные главы романа, читал и восхищался — вот тот искромётный и смешной Пелевин, по которому я уже соскучился, вот те отполированные до блеска слова, которыми меня всегда цепляет автор! К сожалению, дальнейший переход к вопросам мистической природы женской сущности не произвёл на меня такого же впечатления. На мой взгляд, те же проблемы гораздо выразительнее рассмотрены в «S.N.A.F.F.е», и кроме этого создалось впечатление, что над завязкой повествования Пелевин работал дольше и тщательнее, чем над его дальнейшим развитием.
В целом, получился интересный роман, в котором Пелевин наконец-то отвёл душу и открыто использовал буддизм в качестве сюжетообразующей идеи. Присутствуют любопытные повороты повествования, яркие персонажи и сатира. В романе два главных действующих лица — мужчина и женщина, и две диалектически связанные с ними переплетающиеся линии. Идея мистической подоплёки женских способностей по управлению мужчинами заслуживает внимания, но мне показалась менее интересной, чем духовные искания главного героя-мужчины.
Fantdorn, 10 октября 2018 г.
Пелевин стахановскими темпами выдает каждый год по новому роману, и этот год не стал исключением. Роман получился не лучше и, главное, не хуже предыдущих, учитывая скорость написания. Пелевинский сюжет описывать бессмысленно, это надо читать. Так же как и бесполезно советовать новый роман Пелевина к прочтению — у большинства читателей отношение к творчеству Пелевина, как к маслинами: или ты их обожаешь и можешь съесть целую банку за один присест, или на дух не переносишь. А иногда что бы что-то полюбить надо это просто как следует распробовать...
lex_art, 30 июня 2019 г.
Пелевин любит изобретать всяких интересных фриков. Последняя книга не стала исключением. Здесь две сюжетных линии: мужская и женская. Фриков тоже можно четко поделить по половому признаку.
Завязка проста: главный герой так насытился жизнью, что решил воспользоваться своими многочисленными ресурсами, чтобы купить счастье. Суть происходящего просто и ясно выразил еще рекламщик Татарский: «Я просто хочу быть счастливым, а у меня никак не получается». Но продолжение этой фразы получилось другое. У Татарского было: «Может, так мне и надо, я ведь ничего больше не умею, кроме как писать плохие слоганы». Татарский не захотел перемен (ресурса на эти перемены у него не было, да и кислота не может действовать вечно) и продолжил заниматься рекламой. Но не таким оказался главный герой «Тайных видов». У него (на его горе) деньги были. Так началась история про «рейдерский захват важнейшего буддийского инсайта» и что из этого вышло. При чтении лично я вообще часто вспоминал «Поколение П» в том смысле, что главного героя видишь, как альтернативный вариант развития Татарского.
Немного странно выглядит желание трех хозяев жизни, захотевших себе перманентных изменений. Как будто это что-то хорошее. Можно написать свиток любой длины со списком нежелательных перманентных изменений. Но у богатых свои причуды. Не будем особо придираться. Иначе бы просто никакой истории не было.
Если человек переживает, что он говорит на языке, который не он сам придумал, или переживает, что отчужденно занимается пищеварением, то это чрезмерная чувственность или психическая болезнь? Большей частью история главного героя про гиперчувствительность как разновидность редкого проклятия. Про это уже было в «Поколении П». Но там это был просто кусок главы, когда Татарский проглотил кислоту и пытался сочинить концепцию для Бога. Здесь же Пелевин решил развить тему. А чтобы было еще веселее, то мы имеем несколько разных вариаций гиперчувствительности. Но и это тоже проходит.
А еще у Пелевина очень интересно получается внедрять любовную линию в свои произведения. Если мужчине и женщине суждено быть друг с другом, то насколько длинной и сказочной может быть траектория их сближения? В итоге получается. что если для налаживания личной жизни нужен радикальный феминизм, то будем налаживать ее через это самое.
В заключение хочу процитировать юзера с ником «Тимолеонт». «Как говорится, чтоб мне так жить, как Пелевин исписался!»
majj-s, 15 декабря 2020 г.
Торжество анафеминизма
«Ползи ж, улитка!
Ползи по склону!
Не уставая, —
все выше, выше! —
Пока не станешь
звездой на небе, —
Ползи, улитка!..»
Николай Турчанинов.
Жить в современной России и не читать нового Пелевина? Как можно? Эта провокационная обложка с охальной улиткой на склоне, с явным расчетом вздыбить холки и заставить бить копытом поклонников Стругацких – на святое замахнулся! Не-а, не вышло придать роману дополнительного резонанса нехитрым способом закидывания пачки дрожжей, сами знаете, куда. Да он и не нуждается в дополнительном брожении, хм, умов. Свой читатель от Олегыча никуда не денется. Хотите про стартапы рассказать? Мы готовы послушать. Расширить и углубить тему баб с яйцами, начатую IPhackом? С превеликим нашим удовольствием. Способы достижения нирваны одним отдельно взятым олигархом с применением веществ и без применения таковых, одним только посредством духовных практик? Рассказывайте, босс.
На самом деле, когда мы с пафосом возглашаем, что в исполнении такого-то автора готовы читать хоть расписание пригородных поездов, это неправда. Человека читают, пока он умеет быть интересным. Пелевин умеет, с размеренной неотвратимостью метронома, попадая своим единственным в год романом в резонанс к ожиданиям миллионов русскоязычных читателей (уж и не знаю, как у него обстоит с немецкими). И нам важны его умные шутки на злобу дня, нечувствительно перетекающие в разговор о вечном. Н-ну, потому что мы люди и нуждаемся не только в порции овса, засыпанного в кормушку, но и в том, чтобы время от времени поднять глаза к звездному небу над головой. Не суть важно, какую форму разговор о нем примет, в какой ипостаси явится: дальневосточных эзотерических практик, мезоамериканских культов, шаманизма, каббалы, друидических мистерий, месмеризма или розенкрейцерства – все одно под разными обертками и у всего единый смысл. Кроме вещного мира есть сны о чем-то большем, И они единственное. что имеет значение.
О Викторе Олеговиче я уж стопицот раз говорила, как о маге, волшебнике, виртуозном мастере масок. Не вижу смысла повторяться, но и не повторить не могу. Он снова сделал это. Создал иллюзию антифеминистского романа, в которую поместил феминистский. Написал книгу про вещества и как богатые с жиру бесятся, в которую упрятал апологию эзотерики в ее подлинном смысле: держать зерна истинного знания подальше от профанов, норовящих плутониевый шар ковырнуть отверткой — мир может и не взорвут, но себя и ближних покалечат. И еще про тщету попыток создания лифта, который перебросит через два-три-сто этажей прямиком в нирвану. Туда даже через ступеньку не перепрыгнешь,только улиткой по склону.
А как же Таня и другие игуани? А тут уж, чувствующему язык, ассоциация по смежности должна подсказать. Думаете, случайно изо всех живых существ в качестве тотемного носителя воинствующего мужененавистничества выбрана ящерица,так созвучная с «гуано»? Все тщета, кроме маленькой улитки.
Подумать страшно:
а вдруг улитка
Ползти не сможет?!
Заснет мгновенно
И спрячет рожки,
и слизью тела
Заполнит домик?...
Тогда сорвутся
С вершины Фудзи
два самурая
и их вассалы,
и три дракона,
и пять шпионов,
и сумоисты,
Гремя костями,
подобно скалам,
Катиться станут,
давя шамана,
И двух монахов
с молитвой к Будде...
Все в землю ляжет,
все прахом будет...