Художники, которые, может быть, и не были классическими анималистами, но разработали и активно эксплуатировали собственные образы животных. Не случайно, большинство сегодняшних сборников носит одинаковое название "Русские сказки про животных".
Худ. Е.Чарушин (1947/2018)
Легендарный Е.Чарушин. Сборник "Русские сказки про зверей" (М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2018). Реплика первого издания (М.: Детгиз, 1947) с другим рисунком на обложке.
По времени не так уж далеко от довоенных васнецовских "Трёх медведей" и совпадает с послевоенными "Медведями" В.Лебедева.
1) Заставка — чувствуется рука мастера. Какая хата у медведей! Кажется, что живут там настоящие угрюмые зверюги.
2) В тексте — виртуозные зарисовочки посуды и мебели.
3) Концовка — хлеб да... квас. Что-то насчёт гостеприимства?
4) Главное, конечно, на цветной вклейке. Вот они — угрюмые зверюги.
Чарушин после погрома "пачкунов-формалистов" в середине 1930-х гг. изменился. Выводы, в отличие от Ю.Васнецова, сделал, но в депрессию, как В.Лебедев, не впал. Позднее умные сочувствующие критики писали, что своими кукольными зверушками он от проблем отгородился, и от высокой цели в искусстве тоже.
Худ. Е.Рачев (1991/2011)
Легендарный Е.Рачёв. Рачёв чуть-чуть припозднился в своём творчестве и не попал в славную когорту Лебедева-Чарушина-Васнецова. Но зато и под гнёт партийной критики тоже не попал.
Сборник "Русские сказки про зверей" (М.: ИДМ, 2011). Судя по всему, это переиздание книги 1991 года. Но, понятно, что в рисунках зафиксированы шаблоны, разработанные художником уже в 1950-х гг.
1) Лес дремучий. Дом основательный.
2) Медведи тоже основательные. Рачёв не разделяет взгляда на них как на милых зверушек.
1) Заставка-концовка. Подсказок насчёт характеров, правильности поступков не ждём.
2) Миски-ложки-стулья, расположенные как строчки в тексте, развивают идею таких же полос у Чарушина.
3) А вот и формалистические медведи с формалистическими девочками.
Интересно, тот самый В.Лебедев, заставший творчество этой волны, признал в нём свою молодость? Или по-стариковски клюкой на юнцов замахивался?
Худ. Т.Васильева (1988)
Художница Т.Васильева. Тоже из "оттепельного" поколения, но искренняя реалистка-сказочница. Книжка-картинка с двумя сказками "Липунюшка" (М.: Советская Россия, 1988).
1) Вроде бы и зачин уже привычный: лес, девочка. Девочка в русском сарафане. А лес на картинке не русский. Лиственный, светлый, без берёз. Дом медведей снаружи не показан. А было бы любопытно посмотреть на архитектуру.
2) Стулья и кровати европейской работы. А стол и посуда — кондовые, дедовские. Птицы парят внутри дома. Ежи бродят.
3) А вот и медведи. Одежда народная, крестьянская. Но шапка на голове у Михаила Ивановича оторочена мехом. Похожа на боярскую шапку — навевает мысли о статусе. Медведи, вообще-то спокойные для ситуации с вторжением. Настасья Петровна просто пригорюнилась, Мишутка в недоумении. А Михаил Иванович как будто речь с трибуны произносит: "Нетерпимой является ситуация, когда кто-то противоправно осуществляет владение не принадлежащим ему стулом".
4) На разошлись понемногу и эти медведи. Зубы скалят.
А птицы по спальне летают, и ёжики всё так же бродят... Внутреннее пространство дома не является непроницаемым. Что этим хотел сказать художник — как-нибудь расскажет какой-нибудь психолог.
"Трёх медведей" в разные исторические эпохи проиллюстрировали представители одной художественно-трудовой династии.
Худ. М.Карпенко (1970-е гг.)
Известный советский художник М.Карпенко. В зрелый период творчества его иллюстрации были узнаваемы, персонажи чуть удивлённые, простодушные и милые. У меня его "Три медведя" обнаружились в современном сборнике (М.: АСТ ("Малыш"), 2017. Серия: "100 сказок"). Первоисточника разыскать не удалось (возможно, АСТ включил в книгу не все иллюстрации из сюиты).
1) Добродушные медведи в народной одежде. Совсем уж берложья лачуга. Девочка — типичная крестьянка.
2) Неожиданный ракурс: падение расшалившейся девочки. Угрюмая решительность Михаила Ивановича и театральные завывания Настасьи Петровны.
3) Но при обнаружении девочки у взрослых медведей буйство сменяется усмешкой: "а мы-то думали". Мишутка-поганец, играя на родительских чувствах, начал щериться. Вот, потакая таким чадам, медведи людей и разрывают.
P.S. Открытка, выпущенная предположительно в Риге в 1970-х гг. Михаил Иванович здесь посвирепее., а Мишутка помахнатее.
Худ. Л.Карпенко (2012)
Художница Л.Карпенко. Наши дни. Отдельное издание (М.: Эксмо, 2012). Страницы из плотного картона — видимо, книга предназначается самым маленьким.
1) На обложке медведи приторно-сладкие. Тащат мёд и петушка на палочке.
2) Решительная девочка в красном платьице и сапожках.
Советский художник Б.Калаушин с узнаваемой манерой. "Три медведя" у него нашлись в составе разномастного сборника. Это "Искорка. Книга для дополнительного чтения в 1-м классе национальных школ РСФСР: Пособие для учащихся" (М.: Просвещение, 1979; 2-е изд. 1982).
Книга обычного формата с просвечивающими страницами. Много идеологизированных или скучных советских стишков и рассказиков. Но есть небольшой раздел сказок.
Худ. Б.Калаушин (1979)
Калаушин — художник, который принадлежит поколению "оттепели". И манера его ярко "шестидесятническая" — рисунки условные, радостные. Калаушин избрал подход народного лубка — у персонажей раз и навсегда застывшие маски, вне зависимости от того, что они вытворяют. Особенно удавались Калаушину абсурдистские народные потешки. И вот тут его внешнее сходство с Ю.Васнецовым особенно проявлялось. Но Ю.Васнецов просто не умел рисовать по-другому, его сфера иллюстрирования была крайне ограничена. А Калаушин свою манеру выпестовал умозрительно, запросто мог "Трёх толстяков" и "Незнайку" проиллюстрировать.
"Три медведя" у Калаушина получились разухабистыми.
Художник Ю.Зальцман — представитель поколения "оттепели", как и В.Лосин. Зальцман остался верен экспериментальным формам самого начала 1960-х гг. В этом стиле он иллюстрировал книжки до середины 1970-х гг. (потом эмигрировал, и в СССР его новые книги не выходили). "Три медведя" с рисунками Зальцмана — многостраничная книжка-картинка, выпущенная в 1976 году: https://fantlab.ru/edition214755. В современном качестве книжка была переиздана "Речью" в 2015 году (у меня это переиздание).
Худ. Ю.Зальцман (1976/2015)
1) Эффектная обложка с чёрным фоном. Мирные медведи и мирная девочка, бредущая по лесу.
У Зальцмана есть много общего с В.Лосиным в характеристике персонажей, в композиционных решениях. Но рисунки Зальцмана более условны, психологии в лицах и мордах не сыскать.
2) Подробно рассматривается старенький медвежий дом в лесной чаще.
3) Неспешно показывается, как тихая девочка пробует кашу, невинно качается на стульчике...
...выбирает кроватку и засыпает. Никаких разрушений.
4) Медведи в ярких национальных русских костюмах.
5) Удивление и бурчание от обнаруженного присутствия чужого. Агрессии нет.
6) Медведица Настасья Петровна скорбит, поражённая тем, кто кто-то валялся на её кровати. Михаил Иванович продолжает бурчать. У Мишутки развлечение — он девочку обнаружил. Нет агрессии.
7) Побег девочки представлен издалека. Можно заметить Михаила Ивановича, высовывающегося из окна. Но он маленький, нестрашный (опознать его можно только по жёлтой в горошек рубахе.
Зальцман благополучно избежал показа конфронтации девочки и медведей.
Для 1976 года у Зальцмана были уже не совсем современные формы иллюстрирования. Но очень красивые и изысканные. Повторный интерес в наши дни — ностальгический и исторический. Манера Лосина в этом отношении кажется вневременной.