Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 5 марта 2020 г. 08:54

Следующая полная сюита иллюстраций к сказке "Василиса Прекрасная" принадлежит П.Багину. Это замечательный художник детской книги. В советское время он воспринимался преимущественно как иллюстатор лиричных произведений, которому особенно удавались волшебные акварельно-гуашные пейзажи. Русские сказки он тоже немного иллюстрировал, но основной свод сказок сделал уже в начале XXI веке. От своей "волшебной" манеры он в сказках сильно отошёл (нужна была уже конкретика сюжета). Но всё равно, теперь его сказочные образы на обложку "Мурзилки" выносят: формирует представление о сказках будущих поколений.

Сказочные персонажи Багина
Сказочные персонажи Багина

Таким образом, главное в сегодняшней сюите — то, что она сделана подчёркнуто для детей. Пока что нам больше для взрослых эстетов иллюстрации попадались. "Специально для детей" в условиях массового коммерческого книгоиздания — не самая лучшая характеристика. Но здесь навыки художника старой школы спасают ситуацию.

П.Багин (2016)

У меня вот такое отдельное переиздание "Василисы Прекрасной" (М.: Омега, 2016). Обработка А.Афанасьева.

Забавный пример того, как обложка отрывается от содержания в коммерческом книгоиздании. На переплёт вынесена картинка из сюиты художника. Но череп в руках Василисы заменён на филина (внутри книги эта картинка нормальная — с черепом). Наверное, сказались опасения какого-нибудь отдела маркетинга, что с черепом придётся повышать возрастной ценз или что современные мамочки не купят детишкам кладбищенские истории.

Но книга имеет свой макет, с любовью сконструирована. Есть форзац и нахзац, причём несущие особую смысловую нагрузку (на них рисунки, которые не повторяют рисунки из книги). Форзац открывает книгу: там маленькая Василиса в начале сказки. Нахзац закрывает книгу: там Василиса взрослая, после всех испытаний. Приятно встретить такое понимание культуры современной книги.

До Бабы-Яги
До Бабы-Яги
После Бабы-Яги
После Бабы-Яги

Посмотрим иллюстрации по сюжету.

Русская Золушка

Багин первый из рассмотренных художников нарисовал Василису в детстве — маленькой девочкой. А это ведь с очевидностью следует из текста. Наверное, другие художники не хотели давать совсем уж жалостливых сцен издевательств над ребёнком. Багин излишнего пафоса избежал: сводные сестрички на его картинке дразнятся, высунув языки.

Тяжёлое детство Василисы
Тяжёлое детство Василисы

Выросли детки. Багин подчеркивает (опять-таки в соответствии с текстом) пригожесть Василисы по сравнению с мачехиными дочками.

Сёстры гонят Василису в лес
Сёстры гонят Василису в лес

Всадники Бабы-Яги

Всадники у Багина необычные: пожилые и утомлённые. Тяжело Бабе-Яге служить.

Красный всадник
Красный всадник

Чёрный всадник
Чёрный всадник

У Бабы-Яги

Баба-Яга — самый необычный образ. Багин отказался от канонического билибинского облика суровой старушки с немытыми руками. Но и по пути превращения Яги в европейскую нежить тоже не пошёл. Эта Баба-Яга получила окарикатуренные черты неприятного персонажа (но не очень жуткого). Наверное, чтобы дети ясно видели: вот настоящие люди, а вот фантазийные персонажи.

Баба-Яга в полёте
Баба-Яга в полёте

Обращает на себя внимание кот Бабы-Яги. С большой любовью выписан. У Афанасьева в его обработке (а это канон) кота в этой сказке у Бабы-Яги нет. Он присутствует, начиная с пересказов советских времён (и Баба-Яга там в другой ипостаси). Наверное, у Багина, как и у многих других наших художников, представление об этой сказке сформировалось под влиянием позднейших пересказов, так что они рисуют свои воспоминания, а не иллюстрируют конкретный текст.

Баба-Яга за столом
Баба-Яга за столом

Череп испепеляющий

Отрешившись от напряжённого сюжета, можно полюбоваться фирменными приёмами Багина: прорисованными веточками и мышками на рамочке.

Василиса несёт сёстрам огонь
Василиса несёт сёстрам огонь

Наверное, дети спокойно воспринимают уничтожение злой семейки: возмездие (пусть и непропорциональное) кажется им справедливым. Вот и Багин не испытывает угрызений — его Василиса сжигает мачеху с дочками с безмятежным спокойствием.

Василиса применяет огонь
Василиса применяет огонь

Рубашки для царя

Концовку Багин отражает достаточно подробно: вот и полотно, вот и бабушка-посредница, вот и царь. Странно, что он парадный портрет царя с Василисой не дал. Тоже, наверное, слащавости избегал


Статья написана 2 марта 2020 г. 22:04

Посмотрели мы в прошлый раз иллюстрации А.Кошкина к "Василисе Прекрасной". И тут наткнулся на информацию, что есть молодая художница, которая училась у А.Кошкина и которая тоже сделала полную сюиту к нашей сказке. "Училась у Кошкина", конечно, не означает "ученица Кошкина", но всё же заинтересовался.

А.Моргунова (2015)

Сказка про Василису Прекрасную с иллюстрациями А.Моргуновой вышла в Соединенном королевстве в издательстве «Minedition» (2015) на английском, понятно, языке. Vasilisa the Beautiful, blin.

Профессиональные сканы от сайта "Картинки и разговоры": https://zen.yandex.ru/media/id/5a982fd048.... Некоторые любительские фото вот отсюда: https://irecommend.ru/content/pobeda-illy....

Комплект найденных иллюстраций очень и очень неполный.




К технике исполнения вопросов быть не может: это очень красивые иллюстрации, сделанные уверенной рукой. Почему в России не издали? Может быть, наших издателей отпугнула неконкретность картинок, неполное соответствие их сюжету (отец Василисы ездит на индюке, сама Василиса летает с каким-то мужчиной, её преследует какая-то птица). А для западного читателя — это то, что надо. До первой мировой войны дягилевские "русские сезоны" не стеснялись буйства красок в балетной сценографии — и этот стиль ля рюсс шёл "на ура". Вот и сейчас так же. Причём, это ведь не матрёшка, а настоящее искусство очередной "новой волны".

Посмотрим картинки. Поскольку всей книги у меня нет, а интерпретация художницы очень своеобразная, моя привязка иллюстраций к некоторым сюжетным линиям условная.

Жизнь Василисы до Бабы-Яги

1) Прощание Василисы с матерью.

Мать, напоминаю, умерла.

2) Отец Василисы завёл новую семью

На картинке он на красном индюке везёт мачеху, её дочерей и трёх котов.

3) Русская Золушка.

Василиса с куколкой трудятся, не покладая рук — мачеха злобствует. Настроение Василисе портят свинья и лягуха.

4) Сводные сёстры гонят Василису к Бабе-Яге за огнём.

Обратим внимание на то, что птицы и коты на стороне злобных мачехиных дочек.

Василиса и Баба-Яга

1) Василиса идёт к Бабе-Яге.

В страшном лесу оживают призраки всех зверей — и даже страшного зайца.

2) Василиса встречает всадников.

Белый всадник
Белый всадник
Красный всадник
Красный всадник

Следующая картинка — загадочная. Изображены женщины с мечами и с атрибутами дня, солнца и ночи. Видимо, художница решила усилить мощную космографию сказки.

3) Кошмар Василисы в избушке Бабы-Яги.

Думаю, Баба-Яга здесь показана приёмами Пикассо из "Герники": слева просматривается изломанная фигура из Зазеркалья. Но слишком абстрактная, чтобы внушать какие-нибудь чувства. Злобный кот в некоторых пересказах присутствует как слуга Бабы-Яги. Злобная свинья — это уже из снов художницы. А на заднем плане просматривается хищный профиль атакующей птицы с распахнутым крылом.

4) Отрубленные руки — помощники Бабы-Яги.

От рук веет древним ужасом — эти иррациональные персонажи, наконец-то, нашли адекватное отображение.

5) Образ птицы.

Всё-таки избегает художница Бабу-Ягу рисовать (а западному читателю интересно: на обороте английского издания специальная справка про Baba-Yaga). Думаю, этот вот образ огромной птицы символизирует тот навий мир, в котором владычествует Баба-Яга. Традиционная Баба-Яга не вписывалась, видимо, в эстетику молодой художницы.

Череп испепеляющий

1) Василиса с черепом отправляется домой.

Не знаю, чей пересказ иллюстрировала Моргунова, но, возможно, в памяти у неё остался пересказ Любарской, где Баба-Яга предстаёт абсолютным злом, и где она преследует Василису, укравшую череп. На картинке Василиса с черепом убегает, и вроде как её преследует тень огромной птицы (что подтверждает гипотезу о птице как о Бабе-Яге).

2) Испепеление мерзкой семейки вместе с котами.

Вот тут нехорошо получилось. Мачеха, как было нарисовано ранее, привезла с собой рыжих котов. А на этой картинке умирает белый кот. Впрочем, в этой сюите все коты на стороне отрицательных персонажей. Не жалко. Достали уже умильные котики.

Жизнь Василисы после Бабы-Яги

1) Василиса шьёт рубашки для царя.

2) Свадьба Василисы.

Всех врагов зажарили: и свинью, и лягуху.

3) Василиса летает с любимым.

Будем считать, что это любимый царь. Иллюстрация явно выглядит как парная к первой картинке (с матерью). Счастливая жизнь в начале и счастливая жизнь в конце сказки.

Павловский стиль

Заинтересовался я Моргуновой как ученицей А.Кошкина, но художница ближе оказалась к манере В.Павловой. Расцвет таланта Веры Павловой пришёлся на вторую половину 1990-х гг., а в 2015 году её уже не стало (на фантлабовской странице факт смерти не отражён). Многие работы Веры Павловой здесь: http://www.fairyroom.ru/?page_id=37423 и здесь: https://knigiskartinkami.ru/hudozhniki/ve.... Даже то, что в "Василисе Прекрасной" у Моргуновой рисунок на переплёте — явный Густав Климт роднит её с Павловой (у которой прямые отсылки к западному модерну имеются). А кроме того, у Моргуновой можно заметить общие приёмы с молодой художницей Яной Седовой. Многие работы Я.Седовой здесь: http://www.fairyroom.ru/?page_id=37447 и здесь: https://knigiskartinkami.ru/hudozhniki/ya.... Интересная складывается школа. Можно говорить о "павловском стиле".

Как раз фигура огромной птицы с богатым декором у Моргуновой в "Василисе Прекрасной" заставила вспомнить аналоги у Павловой и Седовой. Вот такие доминирующие впространстве фигуры.

"Василиса Прекрасная" (А.Моргунова)
"Василиса Прекрасная" (А.Моргунова)
Ремезов, "Кострома" (В.Павлова)
Ремезов, "Кострома" (В.Павлова)
"Когда зима ушла" (Я.Седова)
"Когда зима ушла" (Я.Седова)

Ну а огромные птицы, как чуждые человеку явления, активно проводит уже Я.Седова в одиночку. Это параллельное независимое творчество с А.Моргуновой — значит, это общая новая тенденция. Ну да, млекопитающих уже всех в разряд социально близких человеку зачислили (а птицы кажутся высокомерными из-за отсутствия у них мимики). У Я.Седовой вот такие птицы — представители навьего мира:

Яна Седова: "Снежная королева"
Яна Седова: "Снежная королева"
Яна Седова:  "Русалочьи сказки"
Яна Седова: "Русалочьи сказки"

Кстати, у самой В.Павловой вполне себе бабы-яги вырисовывались: и злые, и добродушные. "Павловский" стиль не замыкается на одних только нежностях, вполне может и жути нагнать.

Вера Павлова: Баба-Яга нестрашная (с котиком)
Вера Павлова: Баба-Яга нестрашная (с котиком)

Вера Павлова: Баба-Яга страшная (с покойниками)
Вера Павлова: Баба-Яга страшная (с покойниками)


Статья написана 29 февраля 2020 г. 20:33

Сегодня, наконец-то, современные иллюстрации к "Василисе Прекрасной". Полная сюита выдающегося художника А.Кошкина, известность к которому пришла ещё в советское время.

А.Кошкин (2011)

У меня имеется вот такое издание: М.: Серафим и София, 2011. Сказка дана в обработке Афанасьева.

Свои фото я рискнул предъявить только в ограниченном виде. Даю профессиональные сканы из Интернета. Страничные иллюстрации взяты отсюда: https://shaltay0boltay.livejournal.com/36.... Развороты взяты отсюда: https://igrateney-ru.livejournal.com/1461.... В последнем случае сканы сделаны с раннего издания: М.: Тропа, 1992. Надо же! Частное издательство выпустило в 1992 году полноцветную книжку (казалось, что кооперативы в то время только детективы на газетной бумаге выпускали). Да еще и в хорошем качестве: мне показалось, что в раннем издании картинки ближе к авторскому цвету (на щеках румянец, высветленный позднее на компьютере).

Но две маленьких картинки в сканах обнаружить не удалось. Привожу свои фото. На первом после титула развороте и на последнем развороте даны птицы с женскими головами. Это не бессмыленные украшательства — это нить, протянутая от Билибина с его птицей Алконост и птицей Сирин (которые у Билибина центральное место на заставке заняли).

Первый разворот
Первый разворот
Последний разворот
Последний разворот

Пройдёмся по иллюстрациям.

Русская Золушка

Житие Василисы чинное, даже в горестях.

Отец привёл новую семью
Отец привёл новую семью

Василису отправляют к Бабе-Яге
Василису отправляют к Бабе-Яге

Три всадника

В сюите присутствуют все три всадника — такая впечатляющая космография не могла пройти мимо ренессансного Кошкина. Красный всадник (красно солнышко) имеется на передней крышке переплёта (на обложке). А белому и чёрному всаднику посвящены развороты. Эти изображения захватывают дух.

Белый всадник (рассвет, белый день)
Белый всадник (рассвет, белый день)

Чёрный всадник (ночь)
Чёрный всадник (ночь)

Баба-Яга и Василиса

Наибольшей оригинальностью отличается образ Бабы-Яги. Она центральный персонаж. Если развернуть книжку, то переплёт предстанет диптихом, где слева — Баба-Яга, а справа — Василиса.

Диптих на переплёте
Диптих на переплёте

Баба-Яга с переплёта (крупно)
Баба-Яга с переплёта (крупно)

Бабу-Ягу художник изобразил чем-то вроде скандинавского тролля. Неприятное существо.

В.Пропп писал, что Баба-Яга в одной из своих ипостасей (той самой, что в нашей сказке в обработке Афанасьева) стережёт вход в царство мёртвых, летает по границе миров. И сама при этом мёртвая. Это жуткая Баба-Яга. И у Кошкина она показана в соответствии с пропповским научным анализом: хоть и не абсолютное зло, но всё же что-то очень чуждое человеку. На книжных форумах не все согласились с подобной трактовкой: слишком резкое отличие от привычной билибинской Бабы-Яги — скорбной старухи в человеческом обличье. Да и вообще, Кошкин не вписывается в тенденцию реабилитации в детской литературе Бабы-Яги как склочного, но беспомощного персонажа.

Разворот с Бабой-Ягой
Разворот с Бабой-Ягой

Выделена нога Бабы-Яги, торчащая поверх ступы (видимо, обыгрывается тема "баба-яга — костяная нога"). На переднеи плане показана одинокая парящая рука. Есть у Бабы-Яги помощники: три пары рук, отделенных от туловища. Помощники загадочные: Василиса хотела спросить про них, но воздержалась, за что заслужила похвалу Бабы-Яги. Эта тема присутствует в сказке как в варианте Афанасьева, так и в пересказе Любарской (вычеркнуты сцены с руками только из третьего известного пересказа — Карнауховой).

Баба-Яга отпустила (пусть и в грубой форме) Василису домой и выдала ей череп (в глазницах которого огонь) для сводных сестричек. В обработке Афанасьева Василиса с черепом спокойно возвращается от Бабы-Яги, никто её не преследует.

Возвращение Василисы
Возвращение Василисы

Царская свадьба

Сцену уничтожения мачехи с её дочками Кошкин рисовать не стал, а концовку с завоеванием Василисой сердца царя дал.

А в конце уместно пару портретов Василисы поместить: до и после Бабы-Яги (оба раза с куколкой). История успеха. За труды, а не за танцы получила Василиса корону. Особый путь русской Золушки. С мачехой и сводными сестрицами вот тоже...

Первый разворот
Первый разворот
Последний разворот
Последний разворот




Билибин в русле стиля модерн должен был, вслед за западными родоначальниками, опираться на средневековые образцы (отсюда и подчёркнутое плоскостное изображение в канонических афишах сецессионистов). А Кошкин делает следующий шаг — он опирается на образцы эпохи Возрождения (это меня осенило, когда я сравнил леонардовскую Мону Лизу и кошкинскую Хозяйку медной горы — см.). Причём, Кошкин не имитирует Возрождение, он в нём живёт. По-моему, это гениальный художник. Может быть, только он один сегодня вправе бросить вызов Билибину.


Статья написана 26 февраля 2020 г. 21:22

Следующая сюита иллюстраций к "Василисе Прекрасной". Художник — палехский артельщик А.Куркин. Вроде бы в палехской древней живописи должны быть корни как русского модерна, так и русского лубка. Но на самом деле, иллюстрации Куркина к "Василисе Прекрасной" далеки как от иллюстраций к этой сказке Билибина (модерн), так и картинок Ю.Васнецова (лубок).

В качестве текста художником была выбрана первоначальная обработка Афанасьева. Там Василисе помогает материнское благословение, за что её уважает опасная, но справедливая Баба-Яга. Не самый употребимый вариант сказки в советское время, но, видимо, близкий палехским мастерам (изначально — иконописная артель).

А.Куркин (1981)

Сюита существует в виде открыток, выпущенных в 1981 году.

Вроде бы, к древней сказке должны подходить иллюстрации в древней манере. И надо признать, что строгая иконопись сочетается с мрачноватой и суровой "Василисой Прекрасной" (лучше, чем, например, с радостным бажовским "Серебряным копытцем"). Но всё равно застывшие формы влияют и на интерпретацию содержания (а в сказках вероятность нового прочтения со временем не утрачивается).

Комплект из 16 открыток отображает сюжет сказки о-о-очень подробно. Темп теряется. Пару открыток выпущу (сканы полного комплекта можно посмотреть, например, здесь).

Русская Золушка

Этот период отображён Куркиным очень полно, чего ни Билибин, ни Ю.Васнецов, просмотренные нами, не делали. Посмотрим.

Редко рисуемая сцена: мать перед смертью передаёт маленькой Василисе куколку.

Василиса кормила куколку (часто сама недоедая) и жаловалась ей — своему единственному другу. Мы так все в детстве делали со своими любимыми игрушками. Трогательный момент.

Девицы должны рукодельничать. Мачеха и её дочери гоняли Василису, но вечером все девушки получали от мать-и-мачехи уроки. Мерзкие мачехины дочки погасили последний свет в доме и сейчас погонят Василису к Бабе-Яге за огнём (на обложке набора открыток они сидят за рукодельем).

Ага, вот погнали.

Три всадника

Вообще-то в сказке бегло упоминаются всадники (белый день, красно солнышко и тёмная ночь), которые повстречались Василисе на долгом пути к Бабе-Яге. Но Билибин при ограниченном количестве иллюстраций всё же посвятил каждому из них по картинке. После Билибина всадники стали в центр эстетики "Василисы Прекрасной" (а, может, и всех русских сказок). У Куркина есть все три всадника, но они теряются на заднем фоне. Наверное, художники с практической сметкой равнодушны к этим излишествам.

Белый всадник
Белый всадник
Красный всадник
Красный всадник
Чёрный всадник
Чёрный всадник

Жизнь с Бабой-Ягой

Баба-Яга очеловечена: старая женщина с тёмным лицом. Это соответствует имеющейся у Афанасьева трактовке: его Баба-Яга не выступает абсолютным злом.

Бабя-Яга в полёте
Бабя-Яга в полёте
Бабя-Яга в быту
Бабя-Яга в быту

Череп испепеляющий

Как Василиса бежит с черепом на палке — это обязательная для художников сцена. А вот как корчатся от адского огня нехорошие мачеха и сводные сестрицы — это не каждый художник покажет.

Кстати, огонь долго преследовал жертв и окончательно сжёг их только к утру. Медленный бледный испепеляющий свет... Хочется поговорить про радиоактивность и её роль в жизни русской деревни. Чего только в сказках не найдёшь!

Русская Золушка: путь к успеху

Василиса в концовке, которая является самостоятельной сказкой, своим мастерством (не зря мачеха заставляла рукодельничать) покоряет царя.

Старушка появляется, которую можно за Бабу-Ягу принять. Но мы за сюжетом следим, с Ягой её не спутаем. Это сходство подтверждает, что Бабу-Ягу художник рисовал намеренно очеловеченной.

А про старушку в концовке просто не было повода рассказать: она в первый раз в иллюстрациях встречается. В варианте Афанасьева после смерти мачехи и сводных сестёр Василиса ушла из дома, поселилась у какой-то безымянной старушки. Старушка и стала посредницей в сношениях между Василисой и царём. После свадьбы Василиса старушку к себе взяла. Отца, кстати, не взяла — видимо, не просто так из родительского дома ушла в этом пересказе.


Статья написана 24 февраля 2020 г. 16:19

Продолжаем смотреть иллюстрации к сказке "Василиса Прекрасная". Сегодня Ю.Васнецов — легендарный художник-сказочник. Знаменит и любим столь же, сколь и Билибин. При этом полная противоположность европейскому модерну.

Ю.Васнецов (1947)

"Василиса Прекрасная" была проиллюстрирована Ю.Васнецовым только один раз. У меня вот такой сборник русских сказок, изданный "Детгизом" в 2008 году.

Книга всё ещё продаётся (https://www.labirint.ru/books/186511/). Не впечатлила современных мамочек такая сдержанная эстетика. Все привыкли к буйству красок на его картинках, а здесь "голубой период" Ю.Васнецова — послевоенные Сороковые.

Первоисточник переизданных иллюстраций: сборник "Чудодейное колечко", выпущенный в Ленинграде в 1947 году.

Первоисточник — очень редкая книга. Её переиздание — подарок коллекционерам.

Иллюстраций к "Василисе Прекрасной" у Ю.Васнецова только три (одна полностраничная). Но главное, что он иллюстрирует другую сказку — не в обработке Афанасьева (как Билибин), а в пересказе А.Любарской. Поэтому сначала надо разобраться с сюжетом.

Другой пересказ

Зачин сказки и завязка сюжета в пересказе Любарской соответствуют варианту Афанасьева: злые мачеха и её дочки гоняют Василису к Бабе-Яге за огнём. Отличия кроются в центральном эпизоде с Бабой-Ягой. У этой Яги в слугах злобные кот, берёза, ворота и девка-чернавка. Баба-Яга не собирается Василису отпускать. "Хоть работай, хоть не работай — всё равно съест тебя Баба-Яга". Но все домочадцы Бабы-Яги полюбили Василису за ласку и организуют её бегство, посоветовав прихватить огнеглазый череп. Затем домочадцы (кот, ворота и берёза), как могут, задерживают Бабу-Ягу и срывают её погоню за Василисой. Далее, огонь из черепа испепеляет мачеху и её дочек (как у Афанасьева). А длинная концовка со свадьбой царя и Василисы опущена.

У Любарской получился приключенческий рассказ (много действия, напряжённость, переживания за Василису). Мораль полезная выведена: приласкай кота, и он к тебе потянется. Опять же Василиса не вступает в переговоры с представителями чуждых человечеству классов, а своей рукой добывает нужный огонь. Правда, серьёзная логическая нестыковка появилась: почему в этом варианте череп по-прежнему сжёг мачеху, а Василису пощадил? У Афанасьева можно догадаться, что череп запрограммировала Баба-Яга (она симпатизирует Василисе). Но в версии Любарской-то череп украден Василисой, а мачеха — родная сестра (!) Бабы-Яги, и никаких симпатий к Василисе ни у Бабы-Яги, ни у черепа не может быть.

Ну и главное — смена амплуа у Бабы-Яги. Это допустимо в нашем фольклоре — Баба-Яга в половине русских сказок выступает капризной самодуркой, а в другой половине — абсолютным злом.

У Афанасьева Баба-Яга — сложный и противоречивый образ, она неожиданно помогает Василисе. У Любарской Баба-Яга выведена просто безумной ведьмой. Это разные бабы-яги, соответственно и варианты сказки тоже совсем разные в части противостояния Василисы и Бабы-Яги. И художники вынуждены рисовать разных баб-яг в зависимости от того, какой вариант сказки (в чьём пересказе) они иллюстрируют. Поэтому в "Василисе Прекрасной" Баба-Яга у Билибина (в пересказе Афанасьева) — принципиально другая, чем у Васнецова (в пересказе Любарской).

Другая Баба-Яга

Баба-Яга во всей красе у Ю.Васнецова показана на заставке. У Билибина Баба-Яга была выведена в человеческом облике, только старая и немытая. У Ю.Васнецова (в соответствии с трактовкой Любарской) Баба-Яга отдаляется от человечьих черт, хотя и не превращается в кошмарное чудовище (Ю.Васнецов таких и не любил рисовать). Злой котяра грозит Василисе своей тросточкой (фирменный приём Ю.Васнецова — кот с тросточкой).

Три всадника (белый день, красно солнышко и тёмная ночь) в пересказе Любарской сохранились. Но Ю.Васнецова эти отвлечённые идеи не интересуют — всадников у него нет, всё внимание уделено котикам.

Перевоспитание котика

Страшные оскаленные черепа испускают перекрёстные лучи из своих глазниц. Василиса сбегает, а переметнувшийся на её сторону котяра заменяет её у ткацкого станка ("не столько наткал, сколько напутал") и отвечает за неё на вопросы сонной Бабы-Яги. Выиграл время для Василисы.

В общем, в лучших васнецовских традициях — жутковато, но не страшно.

Отцовская радость

Концовка. Отец вернулся и узнал, что жена его сожжена. На картинке он радуется этому.

В пересказе Любарской эта радость оправдана, поскольку отец Василисы узнал, что его вторая жена — родная сестра Бабы-Яги. Таких жён нам, конечно, не надо (куколка, наверное, не зря здесь появляется как напоминание о первой жене — матери Василисы)

И котик домашний у ног Василисы. Не чета дикому котяре Бабы-Яги.





  Подписка

Количество подписчиков: 80

⇑ Наверх