229 Иллюстрированные сказки


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 229. Иллюстрированные сказки: Волшебное кольцо. Б.Шергин (художник В.Чапля)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

229. Иллюстрированные сказки: Волшебное кольцо. Б.Шергин (художник В.Чапля)

Статья написана 23 апреля 2020 г. 11:48

Волшебное кольцо (автор — Б.Шергин). Худ. В.Чапля, 2016.

Ещё один сборник сказок: Шергин Б. Волшебное кольцо. — СПб.-М.: Речь, 2016. Художник В.Чапля. Чапля — замечательный художник, я его очень люблю и собираю.

Волшебное кольцо (2016)
Волшебное кольцо (2016)

Сегодняшний сборник отличается по составу от сборника «Рипола» с иллюстрациями Елисеева, где были одни только не совсем приличные «скоморошины». А наш сборник тематически состоит из двух разделов: из сказок о Шише и других сказок. Сказки о Шише — как бы весёлые, но очень приличные, для детского чтения. Сказки из другого раздела — вообще не юмористические.

Разнородность сборника показана на титульном развороте: слева (откуда взгляд движется) простые суровые архангелогородцы, справа — царь с короной в руках разглядывает их в пенсне. Всё очень серьёзно, никаких намёков на шутки. Можно подумать, что это какой-то высокой напряжённости конфликт царя с народом.

А ведь царь-то — из «Волшебного кольца». Это ведь он пенсне-то взял, чтобы мост разглядеть: «Мост?! Усохни моя душенька, мост!...».

цитата

По комнаты забегал:

   — Карону суда! Пальте суда! Пойду пошшупаю, может, ише оптической омман здренья.

А ведь по картинке и не подумаешь... Сюрреализм какой-то.

Посмотрим все иллюстрации.

Зачин

Всё очень реалистично, плавно. Вот квази-фронтиспис к сказке: отражает основную идею. Идея такая: обычная поморская жизнь. Мама в огороде с кошечкой да собачкой. Крестьянских дворцов не видать.

Мама в огороде
Мама в огороде

А вот Ване вручают выкупленную им змею.

цитата

— Мужичок, што это вы все с животными балуете?

   — Вот змея давим. Купи?

   Мужик отдал змея за три копейки. Даже в бумагу завернул.

Змея в кулёчке
Змея в кулёчке

А вот Ваня даёт указания молодцам из кольца. Они огромные, только этим их волшебность показана, и очень-очень серьёзные.

Слуги кольца
Слуги кольца

Сватовство и коварство

Самые скоморошеские эпизоды Чапля передаёт по-прежнему сдержанно. Вот мама приоделась в благородную мадам. У Чапли только походка и выдаёт её происхождение. А так со вкусом у мамы всё в порядке. Облагородил художник шергинского персонажа.

Мама: до и после
Мама: до и после

Никаких постельных сцен Чапля не даёт. Коварство царевны — за кадром. Ваньку в тюрьму вполне реалистично уводят.

Ванька царя обидел
Ванька царя обидел

Мост

Волшебный мост зачаровал художника. Чапля рисует его много раз, встраивает его в северный ландшафт.

С царём мы уже на титульном листе познакомились. Вот вид на мост из царского окна. И реакция свиты.

Мост и царь
Мост и царь

А вот вид на мост со стороны деревни. И реакция селян.

Мост и народ
Мост и народ

А вот окончательная локация моста, когда Ванька с царём отношения разорвал, и мост от своей избы-дворца в сторону деревни перекинул. Вид со стороны северных топей.

Мост и топи
Мост и топи

На задней крышке переплёта — картинка из «Волшебного кольца» в виде балаганной сцены. Чапля предупреждает о жанровой принадлежности этой истории, но поздно — книга уже прочитана.

Мост в театре
Мост в театре

Юмор

Но есть, конечно, и юмор в иллюстрациях к этой сказке. Совершенно нет ёрничества, так — лёгкая улыбка.

Сцена, когда змея Скаропея приглашает Ваньку посетить её отца — змеиного царя.

цитата

В темной дебри стала перед има высока стена городова с воротами. Змея говорит:

   — Ваня, я змеиного царя дочерь. Возьмем извошыка, поедем во дворец.

На картинке у извозчика лошадка на палочке. Здесь, скорее, Чапля намекает на театрализованность сказки — в жизни такого не бывает.

Извозчик для змеи
Извозчик для змеи

Зверушки по лесу бредут, а в лесу указатель «В Париж».

«до  города  Парижа к  той  б...и»
«до города Парижа к той б...и»

Чудо с рыбиной

Чудесное нахождение собакой и кошкой волшебного кольца в рыбьих внутренностях. Чапля изображает только реалистичных рыбаков, которые собираются из жалости бросить животным «черева» рыбины.




Очевидно, были сложности с концепцией иллюстрирования сборника. Разухабистое «Волшебное кольцо» включено в раздел серьёзных сказок (Шергин умел и такие делать) и выбивается из общего ряда. А Чапля весь сборник проиллюстрировал очень спокойными и размеренными иллюстрациями. И «Волшебное кольцо» тоже. Комизм можно обнаружить только в самом факте несочетаемости текста и картинок. Не знаю, было ли это задумано специально, но эффект получился как со звездой немого кино Бастером Китоном — комиком, чья невозмутимость в экстремальных ситуациях и порождала гомерический хохот.





262
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх