Давайте посмотрим самые, наверное, легендарные иллюстрации к Онегину. Это сюита Н.Кузьмина, изданная в 1933 году (это на титуле, чтобы отметить столетний юбилей первого издания романа — а фактически книга вышла в 1934) в издательстве "Academia": http://fantlab.ru/edition111288.
Этого томика у меня нет — честно старался приобрести его, но букинисты тоже понимают толк в стоимости легендарных изданий. Ну и общая беда книг с популярными произведениями: зачитывают до свинского состояния.
Состав иллюстраций: по одной цветной полностраничной к каждой главе + ещё парочка = 10 цветных и много-много (131 иллюстрация) черно-белых разного формата. Позднее в более или менее полном объеме черно-белые иллюстрации Кузьмина регулярно переиздавались. В различных сборниках попадались некоторые цветные иллюстрации. Но полная сюита с авторским макетом в достойном виде была напечатана только дважды: "подарочное" издание 1974 года (издательство "Художественная литература") и 2017 года (издательство "Речь").
Библиографическая справка из каталога-справочника про издание 1974 года:
Тираж 30.000. Цена 3р. 45к.
Особенности иллюстраций Кузьмина. По форме: он теоретически обосновывал особую форму графики как законченный рисунок (не набросок), который сделан без отрыва от бумаги одним движением пера (кисти, тростинки, карандаша). По манере такие рисунки оказались схожи с рисунками самого Пушкина в его рукописях, и само собой большинство мелких иллюстраций рассыпались на полях — в буквальном смысле — текста (как в пушкинских рукописях). Содержание оказалось предопределено формой: рисунки на полях — вроде как к многочисленным лирическим отступлениям Пушкина, полностраничные и страничные иллюстрации — вроде как отражение сюжета. Но грань очень тонкая. Самый спорный для критиков момент: часто Онегин отождествляется с Пушкиным (т.е. изображений Пушкина очень много и они не только в лирических отступлениях, но и в сюжетных линиях).
Кузьминские иллюстрации у меня любимые — соответственно, считаю их лучшими иллюстрациями к "Онегину".
Поэтому с нетерпением ждал переиздания всей сюиты в издательстве "Речь": это издательство очень ценю (в том числе и за переиздания с оригиналов), а к советскому изданию 1974 года относился скептически. Но вот в первый раз издание "Речи" разочаровало. Во-первых, был уверен, что они переиздадут книгу в формате 1933 года (тогда томик был поменьше и поквадратистей). Во-вторых, ожидал, что иллюстрации будут печататься с оригиналов (хотя никто не обещал) — этого не было, в результате не обнаружил существенного отличия в качестве черно-белых иллюстраций (цветные вроде почётче, но кто его знает, какие там правильные цвета у оригиналов; да ещё разные оттенки бумаги — и не факт, что лучше получилось на современной белоснежной бумаге). В-третьих, сам удивился, насколько меня шокировали невинные оформительские добавления — дизайнерские почеркушки на свободных листах. Вот что значит святыня, и фанатизм, с нею связанный!
В общем, сравним.
Вот дизайнерские почеркушки в издании 2017 года:
Вот сравнение разворотов с цветной иллюстрацией:
Вот сравнение разворотов с черно-белой иллюстрацией:
Но если вы не маньяк-фанатик, то лучшего издания, чем от "Речи" и желать нельзя. К тому же, у современного издания есть уникальная полиграфическая особенность. Мария Дёмина пишет:
цитата
А ведь в "Евгении Онегине" мелованные страницы точно в нужных местах — в начале глав... Когда мы говорим "вклейка" — мы имеем ввиду накидку на тетрадку (отсюда и интервалы между иллюстрациями), в Онегине (и это единственный случай за мою практику) — приклейки. То есть и просто вклеивали в нужное место. Это дико дорого (ручной труд) и неоправданно, это плохая раскрываемость и куча рисков (ладно еще в Онегине полоса набора узкая, так как стихи)
Однако я буду всё же показывать картинки из издания 1974 года (оно и раскрывается получше). Пройдемся по узловым точкам.
1. Образ Онегина.
2. Сон Татьяны.
3. Дуэль.
4. Первый разговор.
5. Последняя встреча (Картинка справа — это Пушкин с кем-то из Третьей главы. Но в детстве я первый раз читал "Онегина" в собрании сочинений, где эта цветная иллюстрация была помещена на вкладке без указания главы. Для меня эта картинка долгое время и была прощанием Татьяны с Онегиным, который очень-очень похож на Пушкина).
Update (16.11.18)
В книгах, которые Кузьмин писал о своём собственном творчестве, имеются интересные варианты иллюстраций (для "Онегина" это касается только цвета). Книга такая (толстенная, с большим количеством иллюстративного материала): Кузьмин Н. Давно и недавно. — М.: Советский художник, 1982 (https://www.ozon.ru/context/detail/id/217...).
Были у Кузьмина цветные варианты вот таких иллюстраций.
Может, первоначально вся книга задумывалась в цвете (или хотя бы страничные иллюстрации)?
К сожалению, это не единственные иллюстрации Кузьмина к "Е.О." В 1936 году по партийной линии была объявлена борьба с художниками-формалистами. Кузьмин числился по разряду формалистов. Удар по книжной графике был нанесен страшный. Хорошие художники-реалисты и графики-романтики остались, но до середины 1950-х иллюстрации утратили разнообразие, прекратились поиски новых форм. Кузьмин переквалифицировался в реалиста — его книги этого периода ("Очарованный странник" Лескова, "Маскарад" Лермонтова) и сейчас переиздаются и находят почитателей. Потом Кузьмин воспрянул и с 1960-х вновь радовал своей манерой. Но в 1940-х гг. Кузьмин заново проиллюстрировал "Онегина". Это не было ужасно (многие позднейшие рисовальщики выше этого уровня не поднялись), но...
В юбилейном томище 1949 года было под именем Кузьмина (правда с опечаткой) напечатано вот это:
Потом издательство "Детская литература" выборочно объединила два варианта. Получился гибрид — и очень безвкусный (да и качество там от издания к изданию снижалось).
У меня в коллекции современное издание этого гибрида (2009 года). Держу его в воспитательных целях: не надо так делать.
Update (18.03.18)
Есть ещё в целом очень прилично изданный пушкинский однотомник (М.: Эксмо, 2007. Серия "Библиотека великих писателей"): https://fantlab.ru/edition73984. Там к "Онегину"основной корпус иллюстраций — кузьминский.
Но это издание подходит только для того, чтобы получить представление о манере художника. Набор картинок полный, но макет разрушен, а цветные иллюстрации идут на вклейке подряд в середине текста (сверху — подлинный макет):
Другие современные доступные качественные издания с иллюстрациями Кузьмина (но без изюминки): http://fantlab.ru/edition193859
Помимо силуэтов Свитальского, не так давно стал доступным ещё один опыт иллюстрирования "Онегина" силуэтами. Этот опыт принадлежит В.Гельмерсену. Созданные в 1910-30-е гг., впервые в книге иллюстрации Гельмерсена были напечатаны в 1993 году.
На Фантлабе это издание не представлено. Вот экземпляр из моей коллекции.
Силуэты пропечатаны неплохо, а сама книжка хлипенькая, сразу начала рассыпаться. Но для коллекционера иллюстраций это часто не проблема. Иногда даже удобно: получились отдельные эстампы. В рамочку их, а буквы без картинок выкинуть! Бывают же такие...
В каталог-справочник это издание не успело попасть. Постараюсь сам дать описание.
Евгений Онегин. В силуэтах В.Гельмерсена. — М.: "Московский рабочий", 1993. — 222 с.; 20 см.
ГЕЛЬМЕРСЕН В. — 77 иллюстраций в тексте. Силуэт.
Всего сохранился 81 силуэт. В этой книге 4 силуэта воспроизвести не удалось (в частности, силуэты, сочетавшиеся с акварелью).
Ура! Получилось. Ах да, дополнительные сведения: Тираж 30.000 экз. Цена — уже не ставилась.
Техника у художника, конечно, выдающаяся. Но силуэты сохранились не полностью, при этом на Первую главу падает 33 силуэта (более одной трети), на остальные главы — как придется (к шестой главе — только 1 силуэт). Поэтому знаменитый теоретик книжной графики А.Сидоров не зря предупреждал, что издавать картинки можно только альбомом (его статья приложена к изданию): "Серия представляется незаконченной: её использование в книге вместе с полным текстом "Е.О." сразу бы выявило это. В серии, к сожалению, не имеется иллюстраций как раз к самым узловым событиям романа".
Поэтому в целом книга производит странное впечатление. С одной стороны, иллюстрирование очень подробное (есть силуэт к строке из самой первой строфы, где Онегин думает, что ему придется давать дядюшке лекарства — кто ещё это изобразил?). Но, с другой стороны, здесь в большинстве не столько иллюстрации, сколько элементы оформления, арабески. "Московский рабочий" в этом издании поступил наихудшим образом: размазал массив иллюстраций в Первой главе по всему роману (правда, честно подписал, что глава, к примеру, четвертая, а картинка к главе первой).
Ладно. Посмотрим избранные нами контрольные точки (Онегин, Сон Татьяны, Дуэль, Последняя встреча) — они все в иллюстрациях отметились (у академика Сидорова, видимо, были иные "узловые события" — но, например, первой встречи Онегина и Татьяны, действительно, нет).
Иллюстрации с первой встречей нет. Только то, что можно хоть как-то квалифицировать как последний разговор.
О других изданиях. В 2013 году "Онегин" с силуэтами Гельмерсена был издан "Вита-Новой" в двух сериях:
В том, что иллюстрации воспроизведены качественно, сомнений нет. Наверное, и макет книги очень удачный.
Но я как-то упустил момент для покупки — а теперь кажется, что для коллекции это книга не так уж и важна. Всё равно ведь сюита не для книги, а большинство фигурок к "Е.О." отношения не имеют. Но, понятно, вопрос в цене — дорогущие книги надо брать сразу, пока не перегорело.
Начинаю обзор циклов иллюстраций к произведениям Пушкина с "Евгения Онегина". Какое именно издание представить первым? Наверное, одно из самых массовых и при этом не очень сложных для анализа. В моём представлении таким изданием является "Онегин", иллюстрированный В.Свитальским в технике силуэта. Массовость была обеспечена публикацией (начиная с 1981) в серии "Классики и современники".
Массовое издание 1980-х всем знакомо, на Фантлабе представлено.
У меня есть первое издание 1936 года, иллюстрированное Свитальским, — это не такой уж раритет. В 2009 году купил его в "Букинисте" всего за 65 рублей.
В каталоге-справочнике даны подробные сведения об этом первом издании .
Осталось добавить только данные о тираже и цене. В моем издании: тираж 400.000 (1-ый завод 200.000). Цена: 1 руб. 10 коп. Переплет: 40 коп. Общая цена выставлена на задней крышке: 1 руб. 50 коп. Практика раздельного указания цены книги и переплета сохранялась очень долго, когда уже в этом не было необходимости. Сравнивать составляющие цены интересно: бывало, переплет стоил дороже книги. Но в этом издании цена переплета намекает на бюджетный характер издания.
Качество первоиздания 1936 года очень низкое. Бумага газетная, иллюстрации не контрастные (а это ведь очень важно для черно-белых силуэтов!). Огромный (даже по тем временам) тираж, надо думать, также повлиял на пониженное качество издания.
Свитальский — классный художник. Его силуэты к "Онегину" — это, конечно, шедевр. И как сопровождение пушкинского текста, и с точки зрения техники и формы: часто силуэты скатываются в выпендрюжность — здесь этого нет. Жаль, что с качеством воспроизведения силуэтов в книге художнику не повезло изначально.
Первоиздание 1936 г. на Фантлабе почему-то не представлено. Там дается какая-то другая книга (много их было перед юбилеем 1937 года) https://fantlab.ru/edition111301
Вот книга, которая входит в мою коллекцию:
Макет книги, как тогда было принято, продуманный: в каждой главе заставка, буквица, одна полностраничная иллюстрация, концовка. К "Путешествию Онегина" — только заставка, а Десятую главу в этом издании не стали печатать (тогда она еще не во все издания входила — канон ещё не сложился).
Иллюстративный ряд. Наверное, надо выявить узловые для "Евгения Онегина" моменты, к которым, как правило, приковано и внимание художников-иллюстраторов. Это 1) образ самого Онегина, 2) сон Татьяны, 3) дуэль и 4) на контрасте первая встреча Онегина и Татьяны и их финальная (прощальная) встреча .
Вот как это представлено у Свитальского:
Помимо книги 1936 года в моей коллекции имеется странное, но интересное издание: набор фотографий с силуэтами Свитальского, изданный Пушкинским обществом в 1946 году. Это настоящие фотографии-позитивы на настоящей фотобумаге. Они вогнутые, как часто бывает со старыми фотографиями, которые не распяты по отдельности в альбоме.
Всего 16 фотографий. Тираж 5.000 экз (это сведения из вкладки). Размеры фотографий отличаются (ручная штучная работа!). Но, как правило: 117 мм (длина), 84 мм (ширина).
Качество иллюстраций на фотографиях несравненно выше, чем в книге. Вот примеры:
Для историков вопроса. Среди фотографий есть увеличенные буквицы, но имеются и совершенно новые иллюстрации, которых нет в первоиздании 1936 года. Таким образом, в издании 1936 года (и в перепечатках 1980-х гг.) помещена не полная сюита иллюстраций. Действительно, по сведениям каталога-справочника было расширенное издание "Онегина" в Минске в 1937 году (на 9 иллюстраций больше). Может, там и качество получше. Этого раритета у меня нет и даже как-то не встречался на букинистических сайтах.
Вот вроде и всё. Из современных книг со Свитальским предлагается следующее дорогое издание:
По представленным сканам качество, вроде бы, неплохое. Но мне этот новодел без надобности. Это издательство всё ещё выпускает безвкусные книги. Вот и в своём "Онегине" они сюиту Свитальского разбавили силуэтами Н.Ильина совсем из другой оперы (из иллюстраций к лирике).
Коллекции начинаются неожиданно. Собирание книжек одного автора с разными иллюстрациями — нормальная и распространенная форма коллекционирования. Собирание иллюстрированного Пушкина — не самая сложная задача (много и часто издается). Скорее, сложности заключаются в том, чтобы воздержаться и не собирать все подряд.
Рано или поздно получается знакомая всем коллекционерам картина (на фото часть картины):
Когда полки начинают ломиться, коллекционер понимает следующее:
а) Требуется систематизация.
б) Отдельным экспонатам надо давать собственную оценку.
в) Коллекцию надо выставлять. Но ненавязчиво. Увы, со временем к коллекционеру перестают ходить в гости друзья и знакомые: коллекционер часами рассказывает о редких экземплярах и принудительно заставляет гостей искать оттенки синего цвета в разных изданиях. Конечно, надо дать посторонним людям возможность взглянуть на коллекцию, когда они этого сами захотят.
Фантлаб дает возможность выполнить все эти желания коллекционера. Спасибо.
Основным каталогом иллюстрированных изданий Пушкина является вот этот ненумерованный двухтомник: А. С. Пушкин в русской и советской иллюстрации/Составители И.Н.Врубель, В.Ф.Муленкова. В 2 томах. — М.: Книга, 1987.
Этот каталог охватывает период от начала (1820 г.) по 1984 год включительно. Хорошее библиографическое описание, особенностью которого, конечно, является повышенное внимание к иллюстрациям: указывается их количество, цветность, вид (заставка, полностраничная и т.п.). Вошедшие в каталог издания имеют номера (в хронологическом порядке). Иногда имеются краткие сообщения о фактах (о художнике, о получении книгой диплома и т.п.). В этом каталоге я отмечаю издания, вошедшие в мою коллекцию.
Иногда представляется, как этот каталог выглядел бы, если бы был издан сегодня: вероятно так, как это принято на Фантлабе: обязательно давалось бы изображение обложки книги.
Вот, собственно, я и подошел к тому, как буду давать обзор своей коллекции:
1) Тематически (т.е. по произведениям). Хорошо, когда есть отдельные издания (очень много отдельных изданий "Евгения Онегина", "Руслана и Людмилы", "Пиковой дамы"). Тогда идет обзор книги как самостоятельной единицы. Но стихотворения (малые формы), как правило, издаются сборниками. Тогда, наверное, должен идти обзор сборника. Часто сборники выпускаются тематические: проза, или драматургия, или одни "Маленькие трагедии". Не совсем понятно, что делать с такими сборниками и, тем более, с собраниями сочинений, куда входят разные формы: рассматривать ли их отдельно или в тематическом ряду (Онегина из сборника вместе с отдельными Онегиными, лирику из сборника вместе с отдельными изданиями стихотворений и т.д.).
2) Отметка, имеется ли данное издание в базе Фантлаба.
3) Визуальный ряд: фото обложки, образцы иллюстраций. Но это будут именно фото, а не сканы.
4) При необходимости — сравнение иллюстраций разных художников или иллюстраций из разных изданий.
5) При необходимости — сведения о других изданиях, в которых помещена рассматриваемая сюита иллюстраций.