Продолжаем смотреть иллюстрации к "Золотому ключику". Сегодня два издания: 1) Представительский "Золотой ключик" (М.: ИД Мещерякова, 2020) с иллюстрациями В.Гагурина; 2) Массовый "Золотой ключик" (М.: ЭКСМО, 2020) с иллюстрациями А.Храмцова. Особенность в том, что оба художника являются представителями анимации. Можно представить, как выглядели бы современные мультфильмы про Буратино.
Что-то не срабатывает моя теория насчёт всплеска переизданий "Золотого ключика" в 2021 году. Плохо считаю. В 2019 году закончился срок действия исключительного права на "Золотой ключик". С 1 января 2020 года — в общественном достоянии. 2020-й — всплеск переизданий.
Признак современной мультипликации (под влиянием Диснея): улыбчивые задорные персонажи. Один — алкоголик, другой — нищий, но это не влияет на их жизнерадостность. Страна возможностей.
Не всегда персонажи улыбаются — есть в мультфильмах и драматические моменты. Буратино угловат (части тела не закруглены), но традиционен. Крыса Шушара выразительна.
Карабас энергичен. Гримасы его нестрашные.
Алиса и Базилио опустились на четыре лапы — необычно! — и очень натурально нарезают круги вокруг Буратино: поведение хищников. Одежда у них только намёком.
1) Хорошо прорисованные лесные доктора в белоснежных халатах. Важности не имеют — всё больше улыбаются. Сцена подана просто юмористически, без сатирической едкости. Ми-ми-мишности добавляет белая мышка-санитарка.
2) Мальвина — типичная мульт-куколка. А ведь какой был богатый по характеру персонаж!
3) И вот впервые — напоминание о том, что утренний туалет делала не одна Мальвина. Ей притащили живого карпа, а Буратино и Пьеро чистили зубы той пастой, которую им гусеницы из своего заднего прохода выдавили. Прежние художники, видать, не могли преодолеть брезгливость.
Нет, не интересны современным художникам запущенные города капиталистического мира с тощими коровами.
Мультики, так мультики — режиссёрская раскадровка сцены обматывания бороды Карабаса вокруг смолистой сосны.
Традиционный Карабас в луже отсутствует.
Художник Храмцов — очень интересный иллюстратор. Участвовал в создании мультипликационной версии "Кин-Дза-Дза", там его персонажи запомнились. Тоже переносит приёмы мультипликации в книжную иллюстрацию, и гораздо смелее, чем Гагурин (иногда даже кажется, что современная оптимизированная мультипликация отказывается воспроизводить его необычные ракурсы, и он самовыражается в книге).
Сюита к Буратино (как и в других проиллюстрированных Храмцовым массовых книгах "ЭКСМО") неполная, рисунки помещены на цветных вклейках, тексту непараллельные.
Вот оно — лицо Папы Карло из мультфильма "Кин-Дза-Дза". Буратино учится ходить, пошатываясь.
Вид сверху на злодея Карабаса. Да, это не Дисней.
Поиски необычных ракурсов: вид со дна кувшина, из которого Буратино пугает Карабаса и Дуремара.
Опять вид сверху на схематичных Алису и Базилио.
И на драку мы смотрим сверху. В мультфильме было бы наглядно видно, как борода Карабаса наматывается на сосну.
Ну, и остальные рисунки (кликабельно):
Мальвина единственный раз (жаль!) меленько-меленько дана на последней картинке: