Сегодня две книги эпохи общественного достояния текста "Золотого ключика". Авторское право художников отдельно: "Золотой ключик" (М.: ЭКСМО, 2021) с иллюстрациями А.Власовой и "Золотой ключик" (СПб: Качели, 2021) с иллюстрациями О.Попугаевой и Д.Непомнящего.
А.Н.Толстой, автор "Золотого ключика" умер 23 февраля 1945 года. С 1 января 2021 года окончательно закончился срок действия исключительного авторского права для его наследников (до этого была чересполосица: периоды нахождения "Золотого ключика" в общественном достоянии дважды — в 1993 г. и в 2008 г. — неожиданно сменялись периодами восстановления правовой охраны).
Нельзя сказать, что были сложности с получением у наследников лицензии на переиздания: "Золотой ключик" активно выпускался всё это время разными издательствами (т.е. наследники не допустили установления монополии каким-то одним издателем).
Но традиционно окончание срока правовой охраны вызывает всплеск переизданий популярных произведений. И, действительно, 2021 год стал-таки урожайным, хотя дело не только в стремлении сэкономить — "Золотой ключик" выходит с новыми иллюстрациями (на новых художниках не экономят).
А были и вовсе неожиданные курьёзы: мы видели, что "Нигма" выпустила свою книгу с иллюстрациями О.Давыдовой в 2019 году (см.), как будто с целью успеть до перехода "Золотого ключика" в общественное достояние — видимо, чтобы интересная книга не затерялась в общем вседозволенном потоке.
А.Власова — современная художница, очень востребованная (и очень работоспособная). Её "Золотой ключик" выпустило "Эксмо" сразу в нескольких сериях (одна книга разная по цене). Манера — классическая, близкая к реализму; персонажи спокойные и чуть меланхоличные. Вот форзац — переполненные сценические подмостки итальянской комедии дель'арте. Чисто "Мир искусства" начала XX века.
Художники О.Попугаева и Д.Непомнящий — тоже активно публикующиеся. Они даже не то чтобы карикатуристы — они жуткие эксцентрики (за что их и ценят). В последние годы они немного сглаживают свою манеру, но их "Золотой ключик" всё равно самый фееричный из имеющихся. Вот их форзац — сцена пустая.
Мне показалось интересным посмотреть две разных сюиты параллельно, на контрасте.
1) Умеренно сизоносый столяр с нормальным пост-алкогольным синдромом у Власовой.
Безумное волшебство у Попугаевой. Такому Джузеппе сизый нос на нужен, и так видно, что у него тремор.
2) Элегантный Папа Карло у Власовой. Скучающий Буратино лениво показывает ему язык.
У Попугаевой — Папа Карло в виде безумного творца квантовых сущностей (отощавший Эйнштейн); меры нет ни в чём — нос у Буратино стрельнул как у Пиноккио.
Анатомия Буратино хорошо проработана у всех художников. Разница проявляется в Шушарах.
1) Устало-злобный Карабас у Власовой.
2) Взвинченно-злобный Карабас у Попугаевой. А какая одёжка!
Элегантно-нищенский наряд у Власовой.
Попугаева продолжает разрабатывать для своих персонажей одежду в рамках "стиля бохо" (и бегема, и цыганщина).
1) Лесные доктора. Сцена настолько комична, что даже Власова позволила себе улыбнуться.
2) Мальвина воспитывает Буратино. Власова разгадала тайну Мальвины: конечно же, вот она какая — чопорная маленькая леди.
У Попугаевой — традиционная "девочка с голубыми волосами".
3) Мальвина глядится в карпа.
Раньше художники любили рисовать Город Дураков — сатира на буржуазный Запад; интересно было одним глазком глянуть: "приятно, и страшно вместе". Потом (как мы уже долгое время наблюдаем по иллюстрациям) рисовать городской пейзаж стало неинтересно (сатира вышла про нас самих). Но заодно ведь и уморительную сцену "Карабас у Начальника Города" перестали рисовать! Власова вон нарисовала в скучающей манере, а Попугаева — нет, не стала.
Кто из художников умеет — может в сценах драки показать бешеную экспрессию.
Поверженный Карабас (в луже, вообще-то). Власова традиции блюдёт, а Попугаева — нет.