636 Иллюстрированные сказки


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 636. Иллюстрированные сказки: Золотой ключик или Приключения Буратино (Худ. О.Давыдова).
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

636. Иллюстрированные сказки: Золотой ключик или Приключения Буратино (Худ. О.Давыдова).

Статья написана 3 февраля 18:42

Надолго советская школа книжной иллюстрации пережила СССР. Период повального отрицания советского наследия быстро закончился. Помимо массовых переизданий иллюстраций советского времени, советские художники продолжают создавать новые сюиты, которые охотно принимаются эстетскими издательствами. Последний, пожалуй, образец такого рода — "Золотой ключик", изданный "Нигмой" в 2019 году на высоком полиграфическом уровне с иллюстрациями О.Давыдовой.

Худ. О.Давыдова (2019)

Художница О.Давыдова — известный ещё с конца 1960-х гг. мастер книжной иллюстрации. Манера у неё неброская, но очень привлекательная. Хорошие издательства наших дней переиздают её старые работы — на фоне нынешней крикливости рисунки Давыдовой очень выигрывают. А иллюстрации к "Золотому ключику" — вновь созданная сюита.

"Библиогид" рассыпается в комплиментах:

цитата

Читателю, выросшему на «Золотом ключике» с красочными, феерическими, немного шумными рисунками Каневского или Владимирского, приглушенные, пастельные тона иллюстраций Давыдовой покажутся непривычными. И все равно они невольно завораживают. Ее манера на первый взгляд проста и лаконична, в чем-то даже наивна. Но именно это и привлекает детей, да и взрослых в работах Давыдовой, а еще – таинственная атмосфера и затаенная мягкость, пластичность персонажей. Этот особый петербургский стиль...

Я-то эстетские издания определяю по тому, много ли художник в начале пустых листов оставляет. Вот в этой книге авантитул почти пустой.


Титульный разворот с безмятежными картинками.

Похоже на литографии (хотя, думаю, рисунки выполнены карандашами и мелками). Эта отсылка к давним временам литографии (каждая картинка — персональный оттиск с камня) делает книгу очень уютной.

1. Джузеппе и Карло

Никакого пьяницы Джузеппе на иллюстрациях нет. А Папа Карло просто плетётся на фоне заграничного городского пейзажа (скорее, голландского, чем итальянского).

2. Буратино

Крупных портретов нет — персонаж помещён в быт (где одномоментно присутствуют и цыплёнок из яйца, и крыса Шушара).

3. Карабас (и Дуремар)

Карабас — седобородый уставший функционер.


Он у Давыдовой не буйствует — сидит, вон, что-то из большой кружки попивает.

4. Кот и Лиса

Столь же спокойны и беззлобны Базилио и Алиса.

Не покидает чувство, что такой могла бы быть самая первая сюита к "Золотому ключику" в 1937 году, если бы книгу решили издавать "богато". Цветные мягкие литографии, совсем не авангардистские рисунки. И книга прочитана художником в первый раз, характер персонажей ещё не установился в результате многочисленных откликов и интерпретаций.

5. У Мальвины

Сцена с лесными лекарями — но лекаря разбежались по углам, их ещё найти надо.


Особого драматизма между Мальвиной и Буратино нет.


Но зато подробно рисуются житейские радости: какой огромный карп, в котором Мальвина, приводящая себя в порядок, отражается целиком.

6. Город Дураков

Не вписывается гротескный Город Дураков в идиллическую сюиту — нет его в рисунках.


7. Драки

Битвы у смолистой сосны тоже нет. Есть только счастливая развязка — Папа Карло пришёл с палкой.


Позорное бегство отрицательных персонажей тоже сойдёт за счастливую развязку.

8. Концовка

Карабас не просто сидит одинокий в луже в потёмках. Нет, он выставлен в позорной луже — у всех на виду, при свете солнца.





118
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение3 февраля 21:20
цитата Zivitas
Я-то эстетские издания определяю по тому, много ли художник в начале пустых листов оставляет.
Радикально. Хотя, конечно, очень практично.
цитата Zivitas
Титульный разворот с безмятежными картинками.
Море в книжке не играет никакой роли (см. Коллоди) и хорошо, если упоминается. Но, благодаря Вам, заметно, для скольких и насколько разных людей кисти «Буратино» в приморской локации. Видимо, советской порой вбитая цепочка ассоциаций Италия это Юг, Юг это море.
цитата Zivitas
А Папа Карло просто плетётся на фоне заграничного городского пейзажа (скорее, голландского, чем итальянского).
или зимнего итальянского
цитата Zivitas
персонаж помещён в быт (где одномоментно присутствуют и цыплёнок из яйца, и крыса Шушара).
Очага у Карло в каморке нет, зато есть лестница куда-то и куча кухонной посуды.
цитата Zivitas
Карабас — седобородый уставший функционер.
Зато усы черные
цитата Zivitas
Столь же спокойны и беззлобны Базилио и Алиса.
Что очень правильно — кто же жертву пугает? А какие у Алисы серьги! Зато наряд ее... Хочется назвать Патрикеевной с колхозного рынка
цитата Zivitas
Особого драматизма между Мальвиной и Буратино нет.
Зато какао кумган. Впрочем... Откуда у нее кукольная посуда.
цитата Zivitas
какой огромный карп, в котором Мальвина, приводящая себя в порядок, отражается целиком.
очень хорошо и нестандартно.
В целом не в восторге, но к
цитата Zivitas
такой могла бы быть самая первая сюита к «Золотому ключику» в 1937

присоединяюсь.
Спасибо!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 февраля 23:09


⇑ Наверх