Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ЛысенкоВИ» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 1 января 2022 г. 11:39

Анатолий Бритиков. Начало галактического братства (статья) // Детская литература № 3 1967, с. 10-13

Анатолий БРИТИКОВ.

г. Ленинград.

НАЧАЛО ГАЛАКТИЧЕСКОГО БРАТСТВА.

О специфике и темах современной фантастики.

ИЗВЕСТНАЯ НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ НАУЧНОЙ ФАНТАСТИКОЙ, о которой мы часто слышим, объясняется, как нам кажется, вовсе не тем, что в эту область литературы идут якобы менее талантливые писатели, а тем, что талант фантаста несколько иного рода — граничит с талантом ученого, причем не только в направленности, но и в выражении. Мы мало также учитываем то обстоятельство, что если литература В. Шекспира и Л. Толстого, Э. Хемингуэя и М. Шолохова кует свою поэтику вот уже несколько столетий, то мастерство литературы Г. Уэллса, И. Ефремова, С. Лема очень молодо. И, с другой стороны, как ни велик Уэллс, даже его художественное совершенство не встает в один ряд с гением величайших живописцев слова. Хотя, в то же время, воздействие фантастических романов Г. Уэллса или Ж. Верна на умы вполне сопоставимо с воздействием писателей-реалистов мирового класса.




Статья написана 28 декабря 2021 г. 19:58

Олег Салынский. В ожидании открытий (рецензия на сборники произведений В. Шефнера «Имя для птицы» и «Круглая тайна») // Новый мир, 1978, № 9, с. 256-259

В ожидании открытий

Вадим Шефнер. Имя для птицы. Повести. Л. «Советский писатель». 1976. 431 стр.

Вадим Шефнер. Круглая тайна. Повести. Л. «Детская литература». 1977. 287 стр.

----------------------------

Творческий диапазон В. Шефнера широк. Он и известный поэт и автор реалистической прозы, его повесть «Сестра печали» занимает среди книг о войне заметное место. Но речь сейчас пойдет о той стороне творчества Шефнера, которая связана с фантастикой. Перед нами две новые книги писателя. «Круглая тайна» — сборник произведений фантастических; в сборнике «Имя для птицы» с произведениями этого рода соседствует автобиографическая повесть «Имя для птицы, или Чаепитие на желтой веранде» — реалистическая «летопись впечатлений». Такое соседство особенно интересно, поскольку позволяет лучше постичь единство художественного мира писателя.




Статья написана 28 декабря 2021 г. 19:39

В. Леви. Владимир Михановский. Двойники / Владимир Михановский Тобор Первый (рецензия) // Новый мир, 1978, № 9, с. 284—285.

------------------------------------------------------ ------------------------------------------------------ --

ВЛАДИМИР МИХАНОВСКИЙ. Двойники. Фантастическая повесть. В кн.: «Мир приключений». М. «Детская литература». 1976.

ВЛАДИМИР МИХАНОВСКИЙ. Тобор первый. «Искатель», 1977, № 1.

---------------

В некой фирме служит инженер Арбен работник довольно посредственный и к тому же неуравновешенный, неприятная личность. Он замкнут, вспыльчив, завистлив, на его совести смерть человека, соперника, которого он мог спасти, но не сделал этого.

Но вот происходит необъяснимое преображение. В течение каких-нибудь нескольких недель Арбен становится лучезарной личностью с великолепными нервами и невероятной работоспособностью. Гипнотическое обаяние, исключающее даже зависть, и сразу же молниеносный взлет по служебной лестнице...

Только двое знают, какой ценой это дается: сам Арбен и его «исцелитель», некий биофизик, задумавший облагодетельствовать человечество. Суть же опыта состоит в создании двойника испытуемого, сотканного из антиматерии, существа, подобного призраку, в которое перекачиваются все отрицательные свойства оригинала. В то время как «райская» половина преуспевает и наслаждается жизнью, «адская» одержима одним стремлением: найти своего счастливого двойника и, слившись с ним, самоуничтожиться. И вот «адский» призрак начинает охоту за своим «положительным» двойником…

Владимир Михановский известен читателю как поэт и прозаик разнообразных жанров. В повести «Двойники», сюжет которой мы излагаем, сочетаются, проникая друг в друга, фантастика и лирические стихи. Эту повесть и другую, «Тобор первый», я бы назвал не фантастическими, как определяет их сам автор, а скорее футурологическими. Литературное исследование будущего науки, будущего, которое, как показывает настоящее, наступает быстрее, чем его успевают заметить.

Двойники у Михановского живут и действуют в достаточно абстрагированном мире традиционной фантастики (некая страна с чертами капиталистического строя, далеко зашедший технический прогресс при отсутствии прогресса в человеческих отношениях); однако фантастика оказывается только средством постановки глубоких проблем человековедения — морально-этических, психологических, философских.

Автор ставит своеобразный «мысленный эксперимент» над человеческой природой, и результаты его представляются уже не фантастическими, а вполне реальными: личность, распавшаяся на две половинки, «райскую» и «адскую», вовсе перестает существовать. Вместе с писателем мы начинаем понимать, что человеческую природу невозможно переделать без необратимых потерь и новых тяжких проблем, но нельзя и оставлять ее неизменной, ибо стремление к самоусовершенствованию тоже входит в человеческую природу...

В сценах погони призрака за человеком писатель достигает глубоко драматичной символики и кинематографической изобразительной силы. (Кстати, повесть представляет собой превосходный киносюжет с почти готовой сценарной фактурой.)

Вторая повесть по сравнению с первой гораздо «спокойнее». Ее герой — робот по имени Тобор (имя-перевертыш тут не случайно). Робот этот сотворен из белка, имеет вид гигантского осьминога и запрограммирован как универсальная человеко-машина: он должен уметь все, решать любые

задачи от прыжка через пропасть до рекомендаций по выбору профессии и женитьбе.

Тобор проходит контрольные испытания: его «гоняют» день, другой, третий... Но что­то не клеится: робот не оправдывает ожиданий, дает осечку за осечкой. И тут один из испытателей догадывается: робот устал!.. И верно: после короткого отдыха Тобор блестяще справляется с испытаниями. Вот, собственно, и весь сюжет. Мораль, казалось бы, не хитра: то, что мыслит или хотя бы стремится мыслить на уровне человека, — не важно, какого вида, происхождения и названия, — то и должно считаться человеком и требует человеческого обращения. Говоря иначе, одухотворенность запрограммирована в самой материи и проявляется неизбежно с возрастанием сложности организации. Писатель показывает нам меру ответственности, налагаемой этим выводом: ведь даже к детям мы нередко относимся как к неким роботам, пока еще проходящим испытание на звание человека.

Повести В. Михановского насыщены мыслью и человечностью. Очень хотелось бы увидеть их опубликованными в отдельном издании.

В. Леви

888888888888888888888888888888888888

Перевод в текстовый формат ЛысенкоВИ


Статья написана 25 декабря 2021 г. 17:04

------------------------------------------------------ -------

Библиография. О детской литературе и детском чтении. // Детская литература № 1 1976

(Выбрал в предлагаемом в журнале списке информацию о фантастике)

С. 53, 54, 55, 56, 57

---

Собеседник: Сборник для юношества. — Вып. 3. / Ред.-сост.: Д. Белявская, Г. Прашкевич. — Новосибирск.: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1977.— 248 с — 30000 экз. Из содерж.: В. Бугров. О фантастике — всерьез и с улыбкой.

---

Брандис Евг. Жюль Верн — сегодня: К 150-летию со дня рождения. — Наука и религия, 1978, № 2, с. 62—65.

Брандис Евг. Свет научной мысли: [О книгах Алексея Глухова] . — В мире книг, 1978, № 8, с. 72—73.

Брандис Е. Л. Н. Толстой иллюстрирует Жюля Верна.— Наука и жизнь, 1978, № 9, с. 53—57.

Брандис Евг., Дмитревский Вл. Взято из действительности: Заметки о научной фантастике. — Правда, 1978, 3 сент.

---

Брэдбери Р. «Я выбираю звезды»: [О проблемах современной фантастики.] — Лит. газ., 1978, 20 сент., с. 15.

---

Колин П. «Супермены» выходят на большую дорогу: [Об американских комиксах] . — Сов. культура, 1978, 7 июля.

---

Коноплев В. В. К типологии читателей научной фантастики (ранний юношеский возраст). — Тр. /Ленингр. ин-т культуры, 1977, т. 35, с. 68—69.

// Актуальные проблемы чтения современных школьников. Л., 1977. — С. 69 — 89.

---

Лукодьянов И. Наш близкий друг — Жюль Верн: [К 150-летию со- дня рождения] . — Лит. Азербайджан, 1978, № 2, с. 124—128.

---

Материалы к творческой биографии И. А. Ефремова. / Вступит, заметки, примеч. и публ. Е. Брандиса. — Вопр. лит., 1978, № 2, с. 187 — 216.

Содерж.:

Жизнь ученого и писателя. (Интервью И. Ефремова);

Н. Болотников. «Логика, реальность — верный компас фантаста».

??? У нас на Фантлаб ошибка ???:

Иван Ефремов. Логика, реальность — верный компас фантаста

--- Ошибка исправлена ---

-

Михановский В. Двойники.: Фантаст. повесть.— В кн.: Мир приключений.— М.: Дет. лит., 1976.

Рец.: Леви В. [Владимир Михановский. Двойники / Владимир Михановский Тобор Первый] — Новый мир, 1978, № 9, с. 284—285.

-

Молостнов Г. М. Посланник планеты Альбос.: [Повесть. Для сред. школ, возраста] . — Красноярск.: Кн. изд-во, 1969.

Рец. Павская Т. Дивное диво. — Енисей, 1977, № 6, с. 67-71.


Статья написана 24 декабря 2021 г. 18:10

Библиография (список) // Детская литература № 10 1979

------------------------------------------------------ --------------

Ерицян Э. С, Мушегян Р. А. Библиография журнала «Пионер». — Ереван, Б. г. и. — (Респ. дет. б-ка им. Хнко-Апера) . — Арм. — Вып. 1 (1923— 1955). — 1978. — 336 с. — 1500 экз.

Ревич В. А. Не быль, но и не выдумка: Фантастика в русской дореволюционной литературе. — М.: Знание, 1979. 64 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Литература»). — 30 620 экз.

---

Совещание писателей-фантастов: [Ереван. Высказывания:] П. Зейтунцян, Е. Брандис, Е. Войскунский, П. Шестаков. — Коммунист (Ереван), 1979, 6 апр.

— -

Михановский В. Гостиница «Сигма»: Повести и рассказы. — М.: Дет. лит., 1979.

Рецензия: Дерюгин Ю. Гостиница «Сигма». — Книжное обозрение, 1979, 15 июня, с. 9.

— -

Харчев В. В. Поэзия и проза Александра Грина, — Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1975.

Рецензия: Мухина И. Стирать случайные черты. — Горьковская правда, 1978, 1 окт.





  Подписка

Количество подписчиков: 74

⇑ Наверх