Российская премьера китайской кинокартины "Блуждающая Земля 2" прошла в кинотеатре "Москино Космос" во вторник. Премьера фильма приурочена ко Дню космонавтики.
Фильм является главным китайским релизом 2023 г. В России картину выпускает кинопрокатная компания "Каропрокат". Фильм является продолжением нашумевшего хита "Блуждающая Земля", вышедшего на экраны в 2019 г.
Посол КНР в РФ Чжан Ханьхуэй вступил на премьере фильма и отметил, что росстйским зрителям будем показывать больше фильмов из Китая, а в свою очередь, китайская сторона будет представлять больше российских фильмов в себе, что будет хорошо для сотрудничества между двумя странами.
В мероприятии также присутствовал Помощник президента РФ, председатель Российского военно-исторического общества (РВИО) Владимир Мединский. По его словам, в фильме затрагивается тема дружбы России и Китая.
В 2023 г. в Китае во время новогодних каникул по случаю Праздника весны огромный успех имел новый отечественный научно-фантастический фильм «Блуждающая Земля 2», сюжет которого описывал общие усилия человечества, направленные на спасение Земли в момент приближения смерти Солнца. По состоянию на 12 марта кассовые сборы фильма превысили 4 млрд юаней, и это всего за 50 дней проката! Так обе кинокартины режиссера Го Фаня из серии «Блуждающая Земля» вошли в первую десятку самых кассовых фильмов за всю историю китайского кинематографа, а совокупные сборы, полученные от лент, снятых под личным руководством этого режиссера, превысили 10 млрд юаней.
Доходы и восторженные оценки зрителей в Интернете росли и во время проката «Блуждающей Земли 2» в США, Канаде, Великобритании, Ирландии и других странах. По состоянию на 3 апреля на известном американском сайте Internet Movie Database (IMDb) фильм получил среднюю оценку в 7,9 баллов при голосовании свыше 7800 пользователей. В России трейлер фильма был выпущен в начале марта, а премьера состоялась в День космонавтики – 12 апреля.
Эта лента получила весьма высокую оценку за свою важную роль не только в становлении китайской индустрии производства научно-фантастических фильмов, но и за оказанное влияние на всю историю отечественного кинематографа. Известный китайский писатель-фантаст, автор одноименной повести Лю Цысинь, многократно просмотрев фильм «Блуждающая Земля 2», написал в интернете отзыв: «Если про фильм “Блуждающая Земля” можно сказать, что он привел публику в оживление, открыв двери мира для китайских научно-фантастических фильмов, то тогда про ленту “Блуждающая Земля 2” надо говорить, что она буквально вызвала переполох, ворвавшись на экраны Земли». Профессор Института искусств Пекинского университета, исполнительный директор Китайской ассоциации кинокритиков Чэнь Сюйгуан в своем комментарии отметил, что благодаря фильмам «Блуждающая Земля» и «Блуждающая Земля 2» в Китае окончательно сформировался в качестве отдельной важной категории кластер научно-фантастических кинолент.
Начало новой эпохи китайских научно-фантастических фильмов.
Считается, что «Блуждающая Земля», вышедшая в прокат во время Праздника весны 2019 г., открыла «первый год китайских научно-фантастических фильмов». Следуя установке оригинала – «блуждать вместе с Землей», фильм вышел за рамки сюжетного дизайна, привычного по американским научно-фантастическим фильмам-катастрофам. Обычно в голливудских лентах небольшая группа людей строит свой вариант Ноева ковчега, либо покидает Землю, ища возможность переселения на другую планету, а весь сюжет фокусируется на некоем супергерое. В отличие от этого, в китайском фильме на первый план выходит огромная спасательная команда, состоящая из полутора миллионов человек из разных стран, демонстрируя характерную для Китая концепцию о героических подвигах, направленных на единение людей, на создание «сообщества единой судьбы человечества». Так впервые был построен китайский научно-фантастический мир, ядром которого стала традиционная культура Поднебесной.
Фильм «Блуждающая Земля 2», вышедший на экраны спустя четыре года, еще сильнее обогатил дух китайской научной фантастики. Он является приквелом картины «Блуждающая Земля» и рассказывает о столкновении с кризисами и катастрофами, происходящими накануне «конца света», – ожидаемой скорой смерти Солнца. Перебрав многочисленные варианты, предложенные разными странами, человечество в конце концов выбрало и реализовало стратегию «блуждающей Земли», предложенную правительством Китая.
По сравнению с предыдущей лентой в «Блуждающей Земле 2» гораздо больший выбор персонажей и тоньше проработаны нюансы человеческих чувств. Для преемственности сюжетной линии в картине сохраняется повествование о главном герое «Блуждающей Земли» – космонавте Лю Пэйцяне. Из предыдущей части фильма в общих чертах известно, что он покинул своего сына, когда тот был еще совсем малышом, а потом свыше десятка лет провел на космической станции, ни разу за это время не имея возможности обнять своих близких. В фильме «Блуждающая Земля 2» раскрываются подробности этой истории: места в создаваемых под поверхностью планеты городах строго лимитированы, а на поверхности Земли выжить при межзвездном перелете будет невозможно, поэтому, чтобы получить право на проживание в подземном городе сына и отца – последних членов его семьи, Лю Пэйцян поступает служить на международную космическую станцию. Это трудное решение показывает тонкую и ранимую душу, скрывающуюся за суровой внешностью космонавта.
Два новых главных героя оживляют сюжетную линию «Блуждающей Земли 2»: в ленте появляются ученый Ту Хэнъюй и представитель Китая в Объединенном правительстве Земли Чжоу Чжэ. Через первого в повествование вводится концепция «цифровой жизни» и исследуются этические отношения между искусственным интеллектом, обычными живыми людьми и обладающими самосознанием компьютерными копиями разума умерших – «цифровыми людьми», что повышает глубокомысленность и футуристичность фильма. Второй герой – мудрый старец Чжоу Чжэ – демонстрирует смелость китайского народа, его готовность брать на себя ответственность пред лицом кризиса.
Документальный фильм о будущем.
Просмотрев фильм «Блуждающая Земля», Лю Цысинь сообщил режиссеру Го Фаню, что, на его взгляд, идеальный научно-фантастический сюжет должен быть похож на документальную ленту, рассказывающую об истории будущего, ведь так фильм будет казаться более значимым. Вспоминая об этом, Го Фань сказал: «При съемке второй части мы стремились к созданию “документального фильма будущего”, это стало нашей важной целью».
Чтобы сделать фильм столь же достоверным и насыщенным деталями, как документальная лента, режиссер пригласил более 20 ученых из Китайской академии наук и других учреждений в качестве научных консультантов. «С их помощью мы смогли вместе составить огромную картину грядущего мира, которая охватывает географическую среду и астрономический календарь, род занятий и жизненные привычки людей, а также многие другие аспекты. Сценарий содержит свыше 100 тыс. слов, это что-то вроде энциклопедии будущего мира, – рассказал Го Фань. – Так наши ученые одновременно и популяризировали научные знания, и прорабатывали многие детали сцен. К примеру, на экране ноутбука одного из главных героев мы видим реальный компьютерный код, написанный специалистом по искусственному интеллекту».
При производстве фильма «Блуждающая Земля 2» были созданы еще более потрясающие спецэффекты: гигантский космический лифт, соединяющий Землю и орбитальную площадку, падающая с неба космостанция титанических размеров, чудовищная волна невиданного доселе цунами... Качественно улучшились декорации и реквизит: вид впечатляющего планетарного двигателя, взятый из предыдущего фильма, теперь был тщательнейшим образом продуман, в нем появились удивительные по проработанности детали, которые создают общее впечатление потрясающего величия; новая версия скафандров, разработанная и произведенная специально для фильма, имеет удивительную текстуру. Все эти «мелочи» помогли создать реалистичный и завораживающий научно-фантастический мир.
Го Фань особо отметил, что возможность воплощения в реальность картин, появляющихся в воображении сценаристов, тесно связана с реальной экономикой и производственной мощностью страны. Например, в фильме «Блуждающая Земля 2» множество автономных механических устройств Объединенного правительства Земли, способных не просто двигаться, но реально выполнять работу и трансформироваться, создано ведущей китайской компанией по производству строительной техники – XCMG.
Сам Го Фань, родившийся в 1980 г., сделал свои первые шаги к китайскому режиссерскому Олимпу в 2011 г. В 2014 г. его вместе с другими молодыми кинематографистами отправили в США на стажировку в компанию Paramount Pictures, где он был необычайно впечатлен строгой системностью и мощью голливудской индустрии производства кино. Поэтому, когда он получил предложение заняться экранизацией романа «Блуждающая Земля», то сразу решил позаимствовать стиль у американского Голливуда, надеясь перенести на местную почву систему промышленного кинопроизводства. «Мы ожидали, что с помощью обоих фильмов серии “Блуждающая Земля” сможем обобщить опыт национальной киноиндустрии и заложить основу для развития китайских кинопроектов в жанре научной фантастики», – отметил Го Фань.
Пройдя путь от восторженного мальчишки, зачитывавшегося книжками о путешествиях между звездами, до известного режиссера, создавшего два научно-фантастических фильма с мировой репутацией и рекордными кассовыми сборами, Го Фань прочувствовал на себе уникальность таких сюжетов и с уверенностью говорит, что только сильная держава может создать мощную научно-фантастическую киноиндустрию. Рассуждая об этом, знаменитый режиссер сказал: «Происходящее прямо сейчас ускорение развития технологий и рост государственной мощи Отечества придают нам все больше уверенности в возможности съемок научно-фантастических кинолент поистине эпического масштаба. Можно с уверенностью сказать, что ныне наступила лучшая эпоха для китайских научно-фантастических фильмов».
---
(Фото предоставлены съемочной группой фильма «Блуждающая Земля 2»).
Цуй Юаньхао, заместитель начальника Комитета по популяризации научных знаний Китайской компьютерной федерации, член группы научных консультантов фильма «Блуждающая Земля 2».
---
Пять лет тому назад я и подумать не мог, что однажды увижу свое имя в титрах фильма, а совершенно незнакомые люди будут с жаром благодарить меня за работу. Все последние 30 лет моей жизни были без остатка заняты научными исследованиями. Наука и искусство находились для меня на разных чашах весов жизни и никогда не смешивались в сознании. Это было моим жизненным кредо, пока я не столкнулся с просьбой о работе в качестве научного консультанта в составе съемочной группы фильма «Блуждающая Земля 2».
Воображаемое будущее
В один из дней 2020 г. после обеда у меня зазвонил телефон: звонивший представился работником одной из съемочных групп и предложил поучаствовать в популяризации научных знаний. Поскольку мне всегда нравилось в свободное время писать научно-популярные статьи, то я с удовольствием согласился, даже не подозревая, что этот момент стал началом «создания мечты», которая захватит меня на целых два года.
Оглядываясь на историю зарубежного кинематографа, можно отметить, что не в новинку приглашать научных консультантов на съемки в тот же Голливуд, однако в истории развития кино материкового Китая это был первый случай формирования масштабной группы научных консультантов для съемки фильма. Именно из-за отсутствия опыта у нас сначала было много неудач, но, к счастью, в конечном итоге наша работа завершилась успехом.
Свыше двух лет мы выдвигали ключевые концепции о возможных путях развития искусственного интеллекта и цифровых форм жизни, выдумывали их представление и реализовывали все в картине. Теперь, оглядываясь на проделанный путь, я понимаю, что по сравнению с жесткими рамками нашей научно-исследовательской деятельности съемочная группа давала нам широчайший простор и абсолютную свободу для полета фантазии, а наше научное воображение в большей степени превратилось в размышления о перспективах развития окружающего мира.
Обычно мы считаем, что кино – это искусство, относящееся к сфере гуманитарных знаний, а естественные науки – это сухое строгое следование эмпирическим фактам. Однако только используя естественные науки как нити основы, а гуманитарные науки – как нить утка, мы можем создавать вполне реалистичное и увлекательное полотно грядущего мира.
Миссия научных консультантов.
Самое главное для любого художественного фильма – это эмоциональный резонанс. Однако в качестве базы для эмоциональной основы в научно-фантастических фильмах также следует создавать и вполне достоверную и логичную картину будущего мира, что требует максимального расширения кругозора. Еще до начала работы над фильмом «Блуждающая Земля 2» съемочная группа провела мощный мозговой штурм и на основе его результатов решила снимать ленту в стиле «документального фильма о будущем», в котором должна присутствовать научная, постановочная и визуальная достоверность. Вследствие этого моей задачей стало устранение возможных «ляпов» в фильме путем разъяснения для съемочной группы как можно большего количества научных фактов, контроля за следованием научной логике и разбавлением основы сюжета некоторыми фантастическими на сегодня элементами, реализация которых вполне возможна в будущем.
Еще в самом начале, после бесчисленных часов обсуждений, проведенных за одним столом со съемочной группой, нам пришлось осознать, что законы киноискусства, работающие при съемках художественных фильмов, не позволяют нам механически скопировать опыт, который был накоплен ранее при создании научно-образовательных лент. Для получения хороших кассовых сборов съемочная группа непременно соблюдает баланс «научности» и «художественности» картины, при этом идя и на некоторые компромиссы. К примеру, в фильме часто создают иллюзию течения времени с помощью монтажа, но и здесь есть предел, который не следует переступать. А еще в течение всего трехчасового просмотра нельзя допустить, чтоб у зрителя внезапно пропала зачарованность тем невероятным миром, который он видит, ведь достаточно любого киноляпа – неудачной реплики, эпизода или неподходящего реквизита, чтобы обрушить эту тонкую магическую атмосферу. Более того, следует особо серьезно относиться к научному контенту ленты, который, скорее всего, привлечет пристальное внимание придирчивого зрителя, да и сама логика повествования и причинно-следственные связи цепи событий, проходящие через весь сюжет фильма, должны быть тщательнейшим образом аргументированы.
Одна из важнейших ролей научных консультантов заключается в выдвижении основанных на строгих академических фактах предложений, которые повышали бы реалистичность и научность фантастического сюжета. Не секрет, что зачастую работники кино, деятели литературы и искусства в силу особой области своих интересов слабо разбираются в передовых достижениях науки и техники, и эта проблема в определенном смысле ограничивает их воображение. Вот тут-то на помощь и приходит опыт научного консультанта. К примеру, прототипом интеллектуального квантового компьютера «серии 550», фигурирующего в фильме «Блуждающая Земля», стал один из современных аналогов, а отправной точкой при создании антуража «цифровой жизни» стала уже имеющаяся реализация метавселенной и наши нынешние реализации интерфейса мозг- компьютер. Международный экспериментальный термоядерный реактор (ИТЭР, который в Китае называют «искусственным солнцем») стал прототипом двигательной установки, да и большинство других деталей фильма опирается на передовые научные достижения реального мира. Поэтому с точки зрения съемочной группы невозможно переоценить роль научных консультантов в создании достоверного повествования и реализации деталей в научно- фантастических фильмах.
В первые недели создания картины работа научных консультантов главным образом заключается в продумывании общего сюжета и формировании «мировоззрения фильма», но постепенно она меняется, превращаясь на поздних стадиях в отладку конкретных технических деталей – подробных «карт цифровой жизни», другого подобного ключевого реквизита и даже рекомендаций относительно такой, казалось бы, мелочи, как листинг программного кода на мониторе у ученого в будущем, формулы, которые он пишет на доске, расположение декораций в его комнате и игра актеров.
Если согласиться с мнением, что наука величественна, потому что она раскрывает нам законы мироздания, а искусство роскошно, потому что оно выражает чувства, то можно констатировать, что чувства, выраженные на основе законов природы, превращаются в то, про что мы говорим «реальность».
В Китае создают «производственную цепочку научной фантастики»
---
В октябре этого года в г. Чэнду пров. Сычуань пройдет 81-я Всемирная конвенция научной фантастики – событие огромного значения в этой сфере. В первый раз Китай подал заявку на ее проведение еще в 2014 г. – тогда ее не удовлетворили. Председатель конвенции призвал Поднебесную не отчаиваться и попробовать еще раз: «Многим городам не удается получить разрешение в первый раз. Продолжайте пытаться и, может быть, вы добьетесь успеха через 15 лет». Один из авторов текущей заявки Цзи Шаотин тогда настроилась на этот срок. Женщина и не думала, что ждать придется не столь долго.
Любовь с детства.
В возрасте 9 лет Цзи Шаотин случайно наткнулась на журнал «Мир научной фантастики». С тех пор этот жанр составляет важную часть ее жизни – он пронизывает весь процесс ее взросления и сильно влияет на ее жизненную философию.
Однако профессионально заниматься научной фантастикой Цзи Шаотин начала довольно поздно. В 2006 г. девушка окончила университет по специальности «журналистика». В 2007 г. она в качестве корреспондента посетила 3-ю Китайскую международную конференцию по научной фантастике в г. Чэнду. Организатором события, кстати, выступило вышеупомянутое издательство «Мир научной фантастики». Там Цзи Шаотин встретилась с Цзи Шисанем, аспирантом-биологом Фуданьского университета, с которым у нее обнаружились общие интересы. В 2008 г. Цзи Шисань приехал в Пекин, где организовал платформу популяризации научных знаний «Суншухуэй», а затем – коммерческий сайт «Гокэ». Цзи Шаотин была в числе учредителей обоих проектов.
«Положение рынка научной фантастики в 2013 г. не внушало оптимизма. Премия “Синъюнь”, вручавшаяся Всемирной ассоциацией китайских писателей-фантастов за произведение глобального масштаба на китайском языке, была мизерной; каждый год известные авторы Лю Цысинь и Хань Сун на свои средства субсидировали проведение мероприятия», – вспоминает Цзи Шаотин. После консультаций с Цзи Шисанем, женщина создала под эгидой сайта «Гокэ» «Управление делами будущего» (далее – Управление), которое занималось оформлением заявлений и поиском источников спонсирования вышеупомянутой премии. Став директором этого учреждения, Цзи Шаотин постепенно начала переходить на полную занятость в области научной фантастики.
Откуда такое странное название – «Управление делами будущего»? По словам Цзи Шаотин, ее команда надеется «через минимальные действия в настоящем благодаря эффекту бабочки вызвать масштабный результат, который окажет серьезное влияние на будущее человечества». Цель Управления – спровоцировать начало «золотой эпохи китайской научной фантастики».
Воспитание подрастающего поколения.
На самом деле, в истории мировой научной фантастики понятие «золотого века» уже существует – к нему обычно относит период 40–50 гг. в США, когда романы этого жанра стали значительно популярнее. Для Цзи Шаотин же эпоха расцвета научной фантастики означает появление большего числа качественных писателей и произведений этого направления.
В отличие от США середины ХХ века, в Китае сейчас дефицит писателей-фантастов. По мнению Цзи Шаотин, необходимо было принять какие-то меры. В 2016 г. Управление выходит из состава «Гокэ» и становится независимой компанией, главная цель деятельности которой – создать полноценную производственную цепочку в сфере научной фантастики, поэтому Цзи Шаотин оставила должность журналиста и уже полностью посвятила себя работе в Управлении.
Одним из основных направлений деятельности последнего является создание комфортной среды для развития фантастов. С одной стороны, надо помогать им повышать доходы и предоставлять социальные гарантии, с другой – дать больше возможностей для профессионального роста. Так, для молодых писателей Управление организует тренировочный лагерь, где их обучают художественным приемам научной фантастики; принимают туда представителей любой профессии – студентов, врачей, писателей-любителей и т. д. Это «молодая поросль» нового поколения китайских фантастов. Для уже состоявшихся писателей организация выполняет роль коммерческого агента. Особо стоит отметить проект «Мастерская фантастики», реализуемый Управлением. Именно в его рамках было организовано присутствие корифеев жанра Лю Цысиня и Хань Суна вместе с Цзи Шаотин на открытии в горах пров. Гуйчжоу самого большого в мире сферического радиотелескопа с заполненной 500-метровой апертурой. Это мероприятие было организовано Управлением совместно с Китайской академией наук.
Через проект «Мастерская фантастики» Управление знакомит отечественных и иностранных ведущих писателей жанра с передовыми технологиями КНР. В его рамках фантасты имеют возможность обсудить с китайскими учеными последние достижения в мировой научно-технической сфере. Цзи Шаотин считает, что такие мероприятия имеют большое значение для создателей sci-fi, так как позволяет их творческим идеям находиться в соответствии с законами науки: «Необходимо досконально понимать мир настоящего, чтобы представлять себе будущее».
Ломаем преграды и стереотипы.
Однако научная фантастика не ограничивается только литературой. Цзи Шаотин и ее команда участвуют в создании продукции жанра в разных формах. Так, сфера их интересов включает кинофильмы, телесериалы и видеоигры. Они также регулярно проводят конференцию «Еще одна планета» и гала-фестиваль «Голубой огонек научной фантастики». Кроме того, Управление имеет наиболее влиятельную группу медиа в этой области в Китае, рекомендует сценаристов и научных консультантов для кино- и телевизионных проектов. «Научная фантастика может сломать стену между разными измерениями», – не устает повторять Цзи Шаотин.
В настоящее время Управление уже завершило первый раунд финансирования, в ходе которого привлекло более 100 млн юаней, став крупнейшим предприятием отрасли по объему капитала. Цзи Шаотин так комментирует успех кампании: «Я верю в будущее китайской научной фантастики, и эта уверенность исходит от нашей аудитории, ведь число поклонников данного жанра в Китае выросло до невероятных масштабов. У писателей, родившихся в 60-х гг., не было даже товарищей по увлечению; у поколения 70-х были небольшие группы последователей в крупных городах; в период 80-х гг., когда я родилась, уже существовало выражение “фанат научной фантастики”, организовывались какие-то мероприятия, но для людей, родившихся в 90-е, и поколения нулевых этого понятия уже не существует, потому что у всех них жизнь уже насквозь пронизана духом научно-фантастических произведений, и в наш век уже невозможно не принимать и не потреблять эту продукцию. Молодые люди в Китае все глубже и глубже понимают жанр sci-fi и все более склонны платить за него».
Завершить статью хотелось бы словами Лю Цысиня: «Будущее, как проливной летний дождь, возникает внезапно – так, что мы не успеваем открыть зонтик». Так же неожиданно для нас будущее становится настоящим.
Лин Чэнь, член Китайской ассоциации популяризаторов научных знаний.
---
Среди написанной мной научной фантастики (sci-fi) есть одно произведение под названием «404: дракон в небе». Это история про то, как мифическое существо внезапно возникло в нашем мире, и о целой серии последовавших за тем событий. После того, как рассказ напечатали в журнале «Мир научной фантастики», некоторые читатели раскритиковали его, заявив, что драконов не может быть в sci-fi. Действительно, какое отношение к этому жанру имеет герой древних мифов и сказок Китая? Такая позиция кажется вполне резонной, но не ее ли должен опровергнуть настоящий писатель-фантаст?
Постоянно исследуя и расширяя границы жанра, я обогащаю свои знания о мире, поддерживаю свою страсть и стремление к творчеству. Я описала мифического дракона с точки зрения физики, заставила обычную домашнюю кошку управлять сознанием инопланетянина, телепортировала сычуаньский самовар (хого) на космическую станцию Китая – любая обыденная вещь или ситуация может попасть в научную фантастику, образ мышления которой уже давно овладел нашими умами и стал частью нашей жизни; sci-fi мотивирует нас обращать больше внимания на развитие высоких технологий и степень их проникновения в жизнь общества, в макроскопической пространственно-временной перспективе смотреть на создаваемое ими будущее.
Под моим пером фантастика становится не романтикой, не какой-то заоблачной эстетикой и не стимулирующим выброс гормонов триллером, а неведомым до сих пор реализмом, дневником наших будней, располагающим к размышлениям и вызывающим эмоции.
Используемый в моем произведении образ дракона символизирует некоторые странные явления массовой коммуникации и общественного мнения в Интернете. В них правда под воздействием сильного голоса пропаганды может принять любой облик – она становится «моделью», которую можно нарядить в любой костюм.
Таким образом мои книги приобретают одновременно реалистичный и фантастический характер. Этот синтез стал признаком научной фантастики в китайском стиле – той самой нишей, которую я искала. Например, в моем рассказе «Платиновое кольцо» поднимаются проблемы семьи и брака, с которыми человечество столкнется в будущем, когда будет больше мужчин и меньше женщин. Язык и манера повествования там абсолютно реалистичны, в произведении описываются мельчайшие детали – повседневные сцены нашего быта. Даже не обладающий воображением читатель легко сможет представить передаваемый мной мир и сопереживать моим персонажам. Поэтому я называю этот жанр «новостью в художественном стиле из социальной газеты будущего», которую я «случайно прочитала» и теперь показываю современному читателю. Например, книга «Гость», по сюжету которой уборщик космического мусора получает приглашение на телевизионный «Голубой огонек» в честь Праздника весны, настолько реалистична, что создается впечатление, будто это сценарий новогодней программы из будущего, а рассказ «Наблюдающий за ветром» о техническом обслуживании ветряных двигателей – это настоящая ода рабочему классу. В этих произведениях я сознательно сближаю нашу прозаическую жизнь с sci-fi: получается научно-фантастический реализм в китайском стиле.
Этот жанр рассказывает о вещах, которые нас окружают, о событиях, происходящих с нами, отражает наш менталитет, описывает, как человек с китайским культурно-этическим бэкграундом ведет себя, внезапно очутившись в будущем.
Китайская цивилизация известна своей инклюзивностью и толерантностью – она гармонично сочетает в себе элементы самого разного происхождения. Это находит отражение как в древнейших ее идиомах, так и в современных тенденциях – например, концепции построения сообщества единой судьбы человечества. Сегодня китайские фантасты также не должны прерывать эту традицию: нам следует рассматривать значение литературы с широкой перспективы развития нашей цивилизации.
Конечно, научная фантастика использует отличные от традиционной литературы способы демонстрации этих лучших черт китайской культуры. Ее средства выражения основаны на научно-техническом прогрессе, должны сопровождаться его проникновением во все сферы общества. В конечном счете, sci-fi отражает отношения между людьми и технологиями в контексте эпохи НИОКР. За последние десять лет наука и техника в Китае стремительно развивались – настолько, что даже фантазии писателей зачастую не поспевали за причудливыми идеями ученых и инженеров, которые не остались на бумаге, но быстро стали реальностью и вошли в нашу повседневную жизнь. Такая ситуация предъявляет более высокие требования к литераторам, ведь им нужно не только понимать науку и технику, идти в ногу с их новейшими тенденциями, но и «забегать вперед», представлять себе их будущее развитие.
Грядущий мир не будет совершенным, но я верю, что он будет лучше, чем сейчас – таким, каким я его описываю вам.