Академическая международная организация СФРА — «Ассоциация по изучению научной фантастики», ежегодно в течение трёх последних лет отмечающая премией «Пилигрим» лучшую работу в этой области, присудила свою премию за 1972 год советскому литературоведу Юлию Кагарлицкому, автору книги «Герберт Уэллс».
Премия «Пилигрим» была основана в 1970 году и названа так в честь книги американского профессора Бэйли«Пилигримы пространства и времени», посвященной Жюлю Верну, Уэллсу и их традициям в современной фантастике. Бэйли был и первым лауреатом премии, вторая премия в 1971 году была присуждена американской исследовательнице Марджори Никольсон.
СФРА, проводящая ежегодно свои конференции в различных университетах США и Канады, впервые присудила свою премию неамериканскому учёному. Книга Ю. Кагарлицкого была переведена на английский язык и получила высокую оценку также на родине Герберта Уэллса.
Детские иллюстраторы братья Траугот работают в «опасной» манере. Нередко возникает желание оспорить эту манеру, доказать ее зависимость от стилистики детских примитивов или же от взрослого художественного анархизма. Такое желание, может быть, и небезосновательно. Вместе с тем очевидно, что в работах иллюстраторов есть свое «необщее выражение», есть качество, необходимое любому мастеру: смелость композиционных решений и цветовых соотношений.
«Сказка про лунный свет», которую недавно проиллюстрировали художники, — откровенно фантастическая сказка. С лунным светом очень часто ассоциируются у людей таинственные события: в полночь бродят хороводы славянских русалок, под луной оживают оборотни японского фольклора. Маленький герой нашей сказки — котенок, попав на Луну, сам начинает светиться, и долго это странное свечение не исчезает с его шерстки.
Братьям Траугот, их изобретательной манере наверняка импонируют подобные сюжеты. В иллюстрациях к реалистическому повествованию стиль броских акварельных размывов может показаться неубедительным, даже манерным. Но там, где начинается действие фантастическое, наши художники, как правило, на высоте, потому что здесь их манера вступает в прочное соответствие с темой.
Правда, не одной лишь чудесностью сюжета мотивируется в книжке расплывчатость акварельных силуэтов. В тексте заданы и дополнительные мотивировки. Например, доктор носит очки и почти не видит во тьме: котенок же в темноте ориентируется прекрасно. Поэтому на иллюстрации первого разворота перед нами нечеткие строки газеты, которую доктор читает, и зыбкая — опять же в восприятии подслеповатого старика — фигура котенка. Когда лампа падает на стол и месту и разбивается, перед доктором теперь – мельтешащаяся синяя мгла, туманное клубление вещей. А поскольку котенок прекрасно видит в темноте, то с Луны, в разрывах облачной завесы ему открывается четкая, микроскопически отчетливая панорама ночной земли. Котенок различает пароходы на море, ветви деревьев и даже фарфоровые чашечки на телеграфных столбах.
От иллюстрации к иллюстрации за внешней хаотичностью мазков и линий просматривается аналитическая подоплека, точный расчет оформителей. Об этом свидетельствует не только линеарное, но и колористичное решение всей работы.
Удачно заполнен титульный лист книги. Шрифты даны здесь теми же волнистыми — не в фокусе — линиями, что и предметы, поэтому нечто буквообразное видится в формах курительной трубки, подстаканника, очков, спинки кресла. Этот лист как бы фокусирует в своих изображениях интересное качество всей книжки, да и вообще манеры авторов: свойственное им тяготение к легкому, волнообразному, даже прихотливому штриховому почерку. Художники явно предпочитают закругленную линию прямой и однозначной. Кажется, ты сам становишься очевидцем того, с какой легкостью скользит кисть по бумаге, любовно и воздушно, одним импрессионистическим касанием вызывая к жизни предметы.
Стоит отметить одно из спорных мест в оформлении книги — введение шрифтового варианта на центральном развороте. Он по своему месту не согласован ни с основным шрифтом текста, ни с изображением. К тому же на следующей странице текст повторен, но на сей раз уже как деталь рисунка.
В целом «Сказку про лунный свет» можно назвать оформительской удачей. Кажется, что обработка фантастических сюжетов дает наибольший простор выдумке братьев Траугот.
Недавно в связи с пятидесятилетием со дня рождения и за заслуги в развитии советской литературы Президиум Верховного Совета СССР наградил писателя орденом Трудового Красного Знамени.
Стихотворение «Фабрика погоды» взято из моей новой книги, написанной в стихах и в прозе. Книга называется «Письма на листках календаря». На обложке нарисован конверт, а на конверте адрес: «Будущее. Две тысячи далёкий год. Гражданину коммуны». Это книга о наших днях и о коммунизме.
В этом году у меня выходит несколько новых книг. «Сказки, которые сбываются», «Поверните выключатель», «Школа моется», книга о пионерском знамени — «Совет знаменосцев».
Зеленоватым светом озарены деревья и загадочные растения, которых мы никогда раньше не видели. Где же мы находимся? На Венере. Кисти и краски в руках Володи Улина, тринадцатилетнего мальчика, как по волшебству перенесли нас в этот фантастический мир.
Изостудии Московского городского Дома пионеров исполнилось 25 лет. В честь этого праздника здесь открылась выставка рисунков и скульптур.
Пожалуй, больше всего студийцев сейчас волнует тема завоевания Космоса. Мы видим гигантские ракеты, Стрелку и Белку, встречу Ю. А. Гагарина.
Студийцы не забыли, конечно, и о Земле. Много рисунков посвящено труду, учению, спорту, праздникам, мечтам о будущем, борьбе за мир.
Толю Козлова и Валерия Дегунова захватил вид вечернего города, сияющего разноцветными огнями фонарей, реклам, окон, наполненного потоками людей и автомобилей. Они сумели передать всё это правдиво, с настроением.
На выставке много скульптур. Они сделаны из различных материалов: дерева, гипса, глины.
В большом зале висят картины художников, которые раньше учились здесь.
За 25 лет существования изостудии тысячи ребят занимались в её стенах. Более 200 бывших учеников стали художниками. Другие избрали самые различные профессии, но все они сохранили любовь к искусству, и это делает их жизнь богаче и интереснее. Они благодарны за это руководителям изостудии: А. М. Михайлову, В. А. Воронину, Л. А. Магницкой и скульптору А. В. Попову.
Мне тоже посчастливилось несколько лет подряд заниматься у этих преподавателей. Теперь я, в свою очередь, руковожу изостудией нового Дома пионеров Фрунзенского района Москвы.