Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ЛысенкоВИ» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 5 марта 16:04

Литературная газета № 11, 15 марта 1972, с. 11.

------------------------------------------------------ ---

Быстрое развитие электронной вычислительной техники — одно из наиболее характерных явлений современной научно-технической революции. Уже сейчас эта техника существенно изменяет характер человеческого труда в целом ряде областей. Какой же она будет через несколько десятилетий, каковы перспективы «кибернетического» освоения новых областей?

Сегодня мы публикуем прогноз, составленный экспертами «Рэмд-корпорэйшн» и Института будущего (США) (*), а также отрывок из книги Ч. де Карло «Год 2018-й».

Корреспондент «ЛГ» Е. Федоровский обратился к директору Института проблем передачи информации Академии наук СССР, члену-корреспонденту АН СССР В. Сифорову с просьбой прокомментировать прогноз западных экспертов.

— - ------------------------------------------------------ ---------------------------------------

Ч. де Карло. Год 2018 (фрагмент книги) // Литературная газета № 11, 15 марта 1972, с. 11

-----

Если предположить, что сегодняшние темпы прогресса в области создания технических средств запоминания и связи сохранятся в следующие пятьдесят лет, то перед нами откроется впечатляющая картина.

Во-первых, объем информации, который можно будет «электронно» воспринимать, хранить и «выдавать» мозгу и органам чувств, возрастет до величин, которые невозможно сейчас представить. В памяти ЭВМ будет храниться не только информация, связанная с книгами, библиотеками и кино, но и различного рода сенсорная запись (то есть запись человеческих чувств).

Несомненно, в распоряжении человека окажется огромный диапазон ощущений и опыта, который можно будет воссоздавать с помощью ЭВМ.




Статья написана 3 марта 13:09

Е. Гришина. [О спектакле по трилогии Эдварда Бонда «Пьесы войны»] // Театр. – 1986. — октябрь (№ 10). — С. 187. – (Коротко).

— -

Англия.

В королевском Шекспировском театре поставлена трилогия Эдварда Бонда «Пьесы войны». Она осуществлена режиссером Ником Хэммом на малой экспериментальной сцене Лондонского комплекса «Барбикен». Не случайно рецензент «Плейз энд плейерз» назвал эту работу драматурга «послеапокалиптической». Действие в ней происходит после «конца света» — ядерной войны.

Спектакль длится пять с половиной часов. В первой части трилогии «Красно-черный и невежественный» главный персонаж — урод, монстр, рожденный в самый момент взрыва. (Его роль убедительно, по свидетельству критики, исполняет Йен Мак-Дайермид.)

Это воображаемое существо оказывается в центре целой серии ситуаций и сцен, демонстрирующих лживость демократии, мифичность свободы и образования в обществе, где с самой личностью обращаются как с предметом потребления. Действие второй части «Едоки консервов» происходит через семнадцать лет после взрыва среди небольшого поселения выживших, питающихся неповрежденными пищевыми консервами, которые хранятся на пяти больших складах. Наивная вера поселенцев в то, что жизнь их мирна и нравственна, подвергается испытанию. Среди них оказывается Незнакомец, и вслед за его появлением заболевает и умирает несколько человек. На Незнакомца падает подозрение, что он принес с собой неведомую инфекцию, и от нравственной жизни мирного поселения не остается никакого следа: воцаряется агрессивность.

Третья часть трилогии «Великий мир» оказывает наиболее сильное воздействие на зрителей. Драматург рисует картину жестоко репрессивного «послеатомного общества». В одной из сцен происходит страшный диалог между матерью и ее старшим сыном — солдатом-отпускником. Они разговаривают, держа на руках грудных младенцев солдат – соседского, мать — собственного. Выясняется, что солдат, как и все его товарищи по службе, получил задание, находясь в отпуске, убить одного грудного младенца, так как государство не может прокормить всех. Мать уговаривает его не выполнять приказа, приводя всё более безнадёжные аргументы. Следующая картина «Великого мира» посвящена скитаниям женщины, покинувшей обжитые территории и оказавшейся среди одичавшей, обезображенной природы. Здесь она встречается с другими изгоями, в том числе и с Девушкой «Едоков консервов», которая умирает, давая жизнь ребенку Незнакомца. Борьба за выживание и за сохранение основных принципов человечности заканчивается попыткой людей создать новое, более справедливое сообщество.

Отмечая, что Бонд оказался первым из театральных драматургов, кто коснулся «послеатомной действительности» (до этого она фигурировала лишь в кино и на телевидении), рецензент «Плейз энд плейерз» подчеркивает, что «Пьесы войны» — естественная кульминация двадцатилетнего творческого пути Бонда. Как и в предыдущих произведениях, в трилогии драматург говорит о том, как авторитарные буржуазные системы безжалостно стремятся уничтожить не только свободу и гуманизм, но и саму жизнь.

Е. Гришина


Тэги: СМИ, Театр, 1986
Статья написана 28 февраля 16:36

Л. А. «Тайна железной двери» (рецензия, кадры из фильма) // Советский экран. – 1971. — май (№ 9). — С. 11. – (Закончены съёмки).

---

Странные события начались в жизни четвероклассника Толика Рыжкова. Стоит ему задумать любое желание – и оно тут же исполняется. Захотел мороженого — и уже шесть девушек-мороженщиц несут подносы, полные эскимо. Захотел избавиться от милиционера, собиравшегося отвести Толика в отделение, и сразу же подъехавший милицейский «газик» забирает самого старшину. И даже всегда сердитая мама внезапно обрела ну просто ангельский характер, перестала ругать за двойки и начала покупать Толику все, чего только ему не захочется: хоккейную клюшку — пожалуйста, велосипед с моторчиком — пожалуйста. Все эти чудеса стали происходить с тех пор, как в руки Толику попался коробочек спичек, обыкновенный коробок, принадлежащей прежде «самому сильному, самому могущественному, самому единственному волшебнику на всей земле».

Все эти и многие другие события происходят в фильме «Тайна железной двери», который на студни имени М. Горького поставил режиссер Михаил Юзовский по сценарию Александра Рейжевского. Основой картины послужила популярная книга детского писателя Юрия Томина «Шел по городу волшебник».

Главные роли в фильме исполняют Аписа Фрейндлих, Олег Табаков, Савелий Крамаров, Юрий Успенский. В картине также снимались известные хоккеисты Борис и Евгений Майоровы, Николай Сологубов, Владимир Брежнев, Эдуард Иванов. Их всех, как нетрудно догадаться, переиграл с помощью своих волшебных спичек Толик Рыжков, которого сыграл юный актер Эвальдас Микелюнас, уже знакомый зрителям по фильму «Маленький принц».

В ролях его друзей снялись школьники Андрей Харыбин и Митя Юзовский, в роли волшебника — Сергей Евсюнин.

Но хотя Толик стал могущественным м всесильным, оказалось, что счастье не в этом. Что победа, завоеванная самим, дороже всех подарков магического коробка. Что никакое волшебство не может подарить искренней дружбы и спасти от самой обыкновенной скуки. Оказалось также, что сила волшебства может исчезнуть так же внезапно, как и возникнуть. Но еще оказалось, что без помощи чудодейственных спичек человек может совершать смелые и геройские поступки и даже победить злого волшебника.

Вот к таким выводам хотят подвести своих юных зрителей авторы этой веселой комедии-сказки, наполненной множеством необыкновенных и поучительных приключений.

Л. А.

-----

p.s. Кто скрывается под псевдонимом Л. А.? Андрей Мешавкин предположил: Леонид Агранович (его брат Евгений написал песни для фильма)


Статья написана 24 февраля 09:58

А. К. Соколов, И. В. Моиссев. Выставка космической живописи (интервью) // Земля и Вселенная. – 1989. — сентябрь-октябрь (№ 5). – С. 108-109. – (По выставкам и музеям).

— - -

Выставка космической живописи.

В павильоне «Строительство» ВДНХ на Фрунзенской набережной летом этого года прошла международная выставка «Звездный путь человечества». Многочисленные живописные, графические и ряд скульптурных работ художников СССР, США и других стран, посвященные теме космоса, космических исследований, образовали необычную, фантастическую панораму многообразных представлений человека о мироздании. Здесь, на выставке, я встретился с народным художником РСФСР А. К. Соколовым, со многими картинами которого знакомы наши читатели, и попросил его дать небольшое интервью.

— Андрей Константинович, прежде всего — кто организатор этой выставки?

— Устроители выставки — Министерство культуры СССР, Союз художников СССР и американское Планетарное общество, насчитывающее свыше 125 тысяч членов (Земля и Вселенная, 1988, № 4, с. 86 — Ред.). Непосредственными же организаторами стали комиссия «Наука и космос» — недавно образованное подразделение Союза художников СССР и Международная Ассоциация Астрономического Искусства (IAAA) IAAA — очень быстро растущее объединение, за два года его ряды выросли вдвое. Сейчас оно насчитывает 154 художника из разных стран, в том числе и СССР — членами его являемся мы с летчиком-космонавтом Алексеем Леоновым. Возглавляет ассоциацию Кара Затмари (Канада). В последнее время наши контакты расширяются.

— Проводились ли подобные выставки прежде?




Статья написана 23 февраля 16:56

Э. Араб-Оглы. В утопическом антимире (начало статьи) // Литературная газета. – 1972. — 23 февраля (№ 8). — С. 15. — (Зарубежная литература).

Э. Араб-Оглы. В утопическом антимире (окончание статьи) // Литературная газета. – 1972. — 1 марта (№ 9). — С. 15. — (Зарубежная литература).

---

Буржуазная эстетика: тупики и лабиринты.

---

В 1516 году появилась прославленная книга Томаса Мора «Утопия». На протяжении столетий передовая мысль в форме утопии выражала свои социальные идеалы, мечтала о лучшем будущем, справедливом и разумном устройстве общества.

Социализм превратил утопию в науку, осуществил вековые чаяния утопистов прошлого.

В нашу эпоху реакционные идеологи отрекаются от светлых утопических идеалов. Они пророчат гибель современной цивилизации, рисуют страшные апокалипсические картины будущего планеты. Современная буржуазная общественная мысль, литература и искусство проникнуты настроениями антиутопизма.

Критике антиутопических тенденций в западной культуре посвящена публикуемая сегодня статья.

— - -

В стремительном потоке экономических потрясений, политических катаклизмов и необратимых социальных преобразований нашего революционного века, в ходе которых на обновленной карте мира появилось почти сто новых государств, немногие обратили внимание на злополучную судьбу, выпавшую на долю такой старинной, цветущей и просвещенной страны, как Утопия. Впрочем, разве мало царств и империй, игравших на протяжении долгих столетий видную роль в истории, было стерто с лица земли в XX веке? Так стоит ли сокрушаться о легендарной воображаемой Утопии! Увы, в отличие от Австро-Венгрии, Российской и Оттоманской империй, Третьего рейха, Британской и других колониальных держав, участь которых отнюдь не собираются оплакивать их бывшие подданные, трагическая судьба Утопии заслуживает глубокого и искреннего сожаления всего прогрессивного человечества.

ВОПЛОЩЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИДЕАЛА.







  Подписка

Количество подписчиков: 74

⇑ Наверх