Джеймс Крюс «Тим Талер, или Проданный смех»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Психологическое | Приключенческое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Подростковая литература
В одной очень бедной семье жил мальчик Тим, но, несмотря на свою бедность, он был сказочно богат. Его богатством был смех. Весёлый, переливающийся, заразительных смех. Но Тим не знал о том, что это самое большое и главное богатство, он считал, что без денег счастья нет.
И вот однажды человек, который представился другом его отца, предложил Тиму поменять свой смех на возможность выигрывать любые пари, даже самые безумные.
Входит в:
— цикл «Тим Талер»
— антологию «Повести и рассказы современных зарубежных писателей», 1983 г.
Экранизации:
— «Тим Талер, или проданный смех» 1970, СССР, реж. Глеб Селянин
— «Тим Талер» / «Timm Thaler» 1979, Германия (ФРГ), реж. Зиги Ротемунд
— «Проданный смех» 1981, СССР, реж. Леонид Нечаев
— «Тим Талер» / «Timm Thaler» 2002, Германия, реж. Ханс Глауерт
— «Тим Талер, или Проданный смех» / «Timm Thaler oder das verkaufte Lachen» 2017, Германия, реж. Андреас Дрезен
- /языки:
- русский (33), немецкий (1), украинский (3), болгарский (1)
- /тип:
- книги (34), самиздат (1), аудиокниги (3)
- /перевод:
- А. Исаева (26), Ю. Лисняк (3)
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
1001, 13 марта 2025 г.
Я в свое время прочитал много детских книг — хороших или разных :)
Но только две из них заняли особое место — это «Шел по городу волшебник» и «Тим Талер»
Так как это взрослые детские книги (например, «Судьба барабанщика» — это таки детская детская книга, несмотря на ее сюжет)
Про Тима Талера я узнал из телепостановки 1970 года — ее повторяли достаточно часто, так что я ее смог посмотреть минимум трижды (там Тима играла девушка, но содержание оказалось интереснее формы).
А вот саму книгу я найти не мог — ее не было ни в школьной, ни в детской библиотеке (возможно ее изъяли из фондов как не совсем детскую, а может — просто зачитали)
Нашел я ее только в библиотеке пионерского лагеря (издание 1966 года) — с жуткими и совсем не детскими иллюстрациями (чистый нуар).
Начал читать — и понял, что та телепостановка была сильно «сглаженным» вариантом книги, и сюжет «Талера» куда более серьезен и глубок, чем просто история о проданном и возвращенном смехе.
В то время господствующей идеологией был тотальный атеизм (хотя все потихоньку верили в Бога, но по максимуму об этом помалкивали. «Все» — это и члены КПСС тоже :)
По этой причине мне пришлось дополнительно изучать тему (естественно, по сугубо атеистическим книгам, других не было :) — чтобы понять смысл отдельных мест в книге про «Тима» и узнать значение некоторых слов и имен. До БСЭ включительно.
Попутно выяснилось, что означает и название другой книги -«Повелитель мух».
В общем, оказалось, что в «Тиме Талере» фактически речь шла о продаже души, что сильно меняло как сюжет (который внезапно перестал быть забавным) так и общий смысл.
(мне тогда сильно повезло — я был достаточно жизнерадостным человеком, чтобы не удариться в мистику, как Лэн в «Хищных вещах века» :)
Но самое интересное началось намного позже — когда мир вокруг нас внезапно начал изменятся в сторону реальностей книги.
И вроде как абстрактные знания, полученные из нее — вдруг оказались вполне актуальными.
(экранизация 1981 года — это уже иной стиль (попсовый, да :) — не смотрите ее, читайте книгу, она стоит того. И интересна она не только детям, так как глубока как кроличья нора)
intravert1983, 10 октября 2024 г.
Что имеем не храним, потерявши — плачем!
Итак, как известно многим взрослым и здравомыслящим людям — заключать странные сделки с весьма подозрительными господами — это не очень хорошая идея. Но к сожалению добрым и жизнерадостным людям, это бывает довольно сложно осознать, ибо они (и не только они) ценят других людей по себе, и в других видят добро, и доверяют, пока не становится слишком поздно.
Вот и главный герой книги по причине малого возраста и опыта совершает ту же ошибку. Но из этой ошибки впоследствии, он выносит довольно ценные выводы, и получает такой же ценный жизненный опыт.
Сама книга написано довольно легко, в целом соответствуют той категории читателей для которых она заявлена. Правда мне показалось, что середина книги сюжетно провисает и скучнее чем почти сказочное начало и захватывающий и даже приключенческий конец. А вот в середине, мы как будто из сказки про Золушку попадаем в фильм «Уолл-Стрит», какие мутные сделки с ценными бумагами, постоянные подписания каких то договоров, переговоры с партнерами с попыткой каждой из сторон выторговать для себя лучшие условий. В общем по сравнению с началом смотрится как то слегка странно, но тем не менее не критично.
И тем не менее книга несет хоть и романтизированный для нашего реального мира, но в целом правильный посыл — не стоит продавать самое ценное что у тебя есть, деньги этого не стоят. Вот только не все сразу могут оценить ценность своего сокровища, пока не лишатся его.
Вполне могу посоветовать к прочтению даже взрослым.
Ctixia, 6 декабря 2022 г.
Очень долго ходила вокруг да около и вот — таки прочла эту замечательную сказку.
Как нам сразу сообщает название, история эта про проданный смех, логично предположить участников этой сделки — маленький мальчик и таинственный жулик. Но к сделке мы переходим не сразу, ведь сначала надо узнать историю рождения и жизни этого смеха, то есть мальчика. Эта часть довольно грустная, хоть и небольшая. А потом уже начинаются приключения...
Книга хоть и детская, но не каждому ребенку будет интересна — тут есть вставки про бизнес, акции и мировые корпорации. Меня попутно удивляло, что ребенок четырнадцати лет пьет вино, а в пятнадцать — ром. Скорее книга подойдет для подростков, которым становится Тим к концу книги.
Ничего не буду рассказывать про дальнейший сюжет и мораль, ведь это все на поверхности. Но повествование меня увлекло, подарив несколько приятнейших часов.
LinaSaks, 7 июня 2020 г.
Смейтесь — это помогает.
Читала книжку давно, так что кое-что забылось, кое-что переплелось с фильмом. (Кстати, про фильм, если вы хотите посмотреть классику своего детства, то есть фильм 1981 года, то вам придется идти в одноклассники или еще, кажется на мейл и смотреть его онлайн, потому что в торрентах фильма этого года — нет! Кошмар какой-то. Так что перечитать книгу было сильно полезно и приятно, как любую прекрасную книгу, с которой ты уже знаком и встреча происходит, как со старым другом, у которого ты подмечаешь забытые черты.
Например, начало книга стало намного понятнее.
«В больших городах с широкими улицами и теперь еще встречаются переулки такие узкие, что можно, высунувшись из окошка, пожать руку соседу из окошка, напротив. Иностранные туристы, которые путешествуют по свету с большим запасом денег и чувств, случайно очутившись в таком переулочке, всегда восклицают: «Как живописно!» А дамы вздыхают: «Какая идиллия! Какая романтика!»
Но эта идиллия и романтика — одна видимость, потому что в таких переулках обычно живут люди, у которых совсем мало денег. А тот, у кого в большом богатом городе так мало денег, нередко становится угрюмым и завистливым. И дело тут не только в людях, тут дело в самих переулках.»
Действительно сидя в России с широкими улицами, большими дворами, огромными проспектами, ты смотрел зарубежное кино и глядя не домики впритычку произносил — как живописно. Но оказавшись в стране с такими переулками, ты вдруг понял, что это не живописно — это бедность, это нехватка солнца, это отсутствие дворов, с лавочками, песочницами, и пространством, которое отделяет тебя от шумной улицы. У тебя вообще имелось это пространство в отличие от городов, где ты соседу в соседнем доме руку пожимаешь, потому что у них такого пространства нет и не предвидится. Я живу сейчас в доме, где место под дворик забетонировано и там гаражи (место малюсенькое, чтобы ты развернуться при выезде мог). Рядом дом с садиком, но он только для того, кто живет на первом этаже, все остальные жители этого дома попасть во дворик-садик не могут, у них вообще двора нет, только улица, вышел и привет такой же «живописный» дом. Чтобы «подышать свежим воздухом», на лавочке посидеть, надо тащиться в единственный сквер на три улицы рядом с большой дорогой. Вот такие вот они «живописные» места. Пока смотришь кино, читаешь в книга, пока ты турист, а не житель, ты не понимаешь, что это бедность, это неудобство, ты то живешь в большой квартире с улицами, где можно ходить толпой и сосед не заберется к тебе в квартиру по балкону из дома, напротив. И уже только это очень много рассказывает о том, какая жизнь была у героев книги. Что единственное богатство действительно было только то, что ты носил в себе. Любовь, верность, доброту, дружбу, радостный, закаленный жизнью смех, только это ты и можешь сберечь и приумножить. От этого книга и страшна тем, что Тим продает свой смех.
И книга хороша тем, что она показывает красивых людей, которые встречаются Тиму на его пути. В фильме все происходит быстро, но в книге ты ужасаешься тому сколько лет прошло, прежде, чем Тим обрел свой смех и скорее всего, рядом с друзьями, с надеждой и любовью, он смог бы начать смеяться заново, научился бы, так же как научился улыбаться от одной надежды, что друзья рядом и помогут, но это прекрасно, что он получил свой смех обратно и ему не понадобилось для этого еще столько же лет, на это. Тут важно даже не то, что он опять смеется, тут важно, что у злого гения нет преимущества. Что Тим снова цельный. Это как исправить ошибку, вернуть себя самого себе же) Да еще и с прибытком, потому что рядом друзья, семья, которой так не хватало маленькому мальчику.
Книга прекрасна тем, что показывает человека, который тверд в своих решениях. Он мог стать злым, жадным, бездушным, но это так претило самому мальчику, который воспитывался на любви, доброте, совести и чести, что у него мысли нет выплескивать злость на других, он остается все тем же прекрасным человеком, каким и был. Многие ли из нас могут этим похвастаться. Многие бы не продались бы и не радовались сделке? Книга нехитрым способом напоминает тебе кто ты. Что в действительности важно в этой жизни. Какие они ценности. И заодно прекрасно указывает на то, что тебе мешает жить и не только тебе, а многим людям. Как в любую детскую книгу тут нужно только вчитаться и открывается удивительный мир простых истин, которые мы забываем, пытаемся высмеять или принизить. Сделать их сложнее. Нам кажется наивным подобные высказывания:
«Смейтесь, дорогие читатели, над теми, кто считает, что все на свете продается за деньги, и их оружие заржавеет и придет в негодность!»
А ведь на самом деле рецепт действенный. Да, подходит он не всем, только очень сильным людям. Тех, кого черти боятся. Вспомните всю классику — над нечистью всегда смеялись, дурное до сих пор высмеивают, и тем самым всегда побеждают.
euthanazia, 7 августа 2019 г.
«Я всегда радовался, когда вызывал смех у людей. Кто смеётся добрым смехом, заражает добротой и других. После такого смеха иной становится атмосфера: мы забываем многие жизненные неприятности, неудобства.» (Юрий Никулин)
С самого начала книга меня зацепила. Сюжет стартовал, как у хорошей сказки. Пусть Тим и был несколько наивным и доверчивым мальчиком, но ему очень хотелось сопереживать и также очень хотелось узнать, что же будет дальше.
По всей книге то и дело проскакивают философские моменты. В основном на счёт искренности и беззаботности детского смеха и веселья, о том, какой вес и ценность это имеет в жизни. Ведь действительно — именно детство — это тот период, когда необходима беззаботность, когда нужно лучиться счастьем, а не таскать на плечах тяготы и заботы взрослой жизни, той жизни, когда часто уже не совсем до смеха. Хотя честно признаться, не скажу, что я из тех, кто полностью согласен с поговоркой «не в деньгах счастье», т.к. деньги в современном мире решают очень многое, а вот смехом холодильник не наполнишь. Конечно, есть смысл сохранять позитивный настрой, быть оптимистом, идти с улыбкой по жизни, и возможно, живость и обаяние могут как-то повлиять на определённые моменты в жизни, но без хорошего достатка мало кто не будет грустным и озлобленным (в России, например, где бОльшая часть населения находится за чертой бедности, за примерами ходить далеко не надо, злые лица везде и повсюду). Однако, в книге речь о ребёнке, поэтому вполне логично, что мальчишке богатство мира нисколько не нужно, если он не может наслаждаться жизнью, как подобает детям. Тут с автором я согласна.
Если за первой частью я следила с большим интересом, то вторая вогнала меня в тоску. А может, так и было задумано, чтобы проникнуться скучным, безынтересным миром взрослых от лица главного героя. Во второй половине в книге начинается краткий курс экономики, политологии и маркетинга для детей. Автор простым языком описывает, как в мире всё работает. Маленькому человеку в мировом бизнесе делать нечего. У него украдут идеи, он получит гроши, а мегакорпорации огромную выгоду. Где всё просчитано, всё куплено, всё поделено. Хотя было всё равно скучно читать про махинации с контрактами и многочисленные заседания. Понравился, однако, момент, что даже в мире этих коршунов есть порядочные и честные люди. Хочется надеяться, что и в нашем мире они есть.
В конце злоключений Тима наступает трогательный финал. Мне понравилось, каким способом всё вернулось на свои места. Хотя и зашкаливающий альтруизм показался неправдоподобным. Но ведь я уже взрослая ворчунья, мне можно понедовольствоваться xD
В общем, смех — это показатель счастья, добродушия, искренности и невинности юных лет. Он заражает теплом даже уже зачерствевших взрослых, которые утратили эту чудесную способность, и рады порой вернуть её себе. Кто-то в прямом смысле, а кто-то просто рад услышать звонкий детский смех, чтобы пробудить память о годах весёлой беззаботности.
Добротная детская сказка. Возможно, посмотрю ещё и экранизацию :)
donsera, 13 декабря 2017 г.
Одна из любимейших книг не только детства — вообще по жизни.
Что удивляет меня в ней сейчас — это ее удивительная «русскость» или «советкость»....не знаю, как сказать. Обычно зарубежных авторов ( даже авторов сказки) перепутать с нашими — невозможно. Не потому что они плохие, а мы хорошие или наоборот. Они другие и все. Может быть ментально. А Джеймс Крюс написал своего Тима таким обаятельно нерасчетливым и непрактичным, что его запросто можно считать товарищем с соседнего двора. И в этом смысле я не знаю более адаптированной для нас и нашей ментальности книги.
Придумано, конечно, здорово — отдал смех за возможность выигрывать любое пари. Любое! Ух, аж дух захватывает от возможностей: карьера, слава, богатство....все, что душа пожелает. А вот фигушки. Потому что когда тебе все это не в радость — смеха-то нет — любое материальное благо превращается в жестокую насмешку.
Помню нетерпеливое и даже какое-то раздраженно захватывающее чувство, с которым читал книгу в первый раз. Черт, ему такие возможности дали, а на что он спорит? Что у него уже билетик на поезд? Что трамвай пойдет к вокзалу, а не в другую сторону? Что на могиле отца уже стоит мраморный памятник? Что в Генуе есть летающие трамваи? Ну почему так мало?!!!! Ведь он может ВСЕ!!!!!
Удивительно обаятельный герой и его верные друзья.
Удивительно обаятельный антигерой — барон Треч, склонный к мистицизму....и не даром.
Даже мачеха с Эдвином временами кажутся не такими уж противными.
— «Ваше наследство, господин Талер…
— Я от него отказываюсь, барон!
Барон запнулся, но всего на секунду, затем продолжал:
— Это вполне разумно и значительно упрощает дело. Благодаря вашему пароходству, я думаю, вы будете жить довольно прилично. Во всяком случае, не будете знать нужды.
— Пароходство, барон, я дарю моим друзьям.
Глаза барона удивлённо расширились — это было видно даже сквозь тёмные стёкла его очков.
— Так, значит, вам, господин Талер, наш контракт не принёс никакой выгоды? Вы остались таким же бедняком, каким были? С погоревшим кукольным театром…
Теперь Тим разрешил себе усмехнуться:
— Вы правы, барон. Я кончил тем, с чего начал. Но то, чем я владею, приобрело для меня за последние годы ценность, несравнимую ни с одной акцией в мире.
— О чём вы говорите?
Вместо ответа Тим просто рассмеялся Барон почувствовал, как дрожит под его рукой от смеха плечо молодого человека. Он услышал в его смехе какие-то новые нотки. Более низкие звуки, более глубокие тона сопровождали, казалось, словно аккомпанемент, его светлый смех».
Тем, кто до сих пор не читал эту чудную книжку — рекомендую. Наслаждение ее читать.
nostromo 2015, 10 сентября 2016 г.
Если книгу правильно осмыслить, она может сильно повлиять на философское понимание мира. Конечно, не в детском возрасте. Основная фабула — «эмоции не купить за деньги». К 40 годам я понял, что нельзя превращать жизнь в бесконечную погоню за деньгами. И стал книги собирать.
видфара, 21 апреля 2015 г.
Одна из лучших детских книг ХХ века.
Впрочем, взрослым тоже полезно её перечитать — особенно сейчас, когда пресловутые «переулки» завладели многими душами, и мы сами не заметили, как утратили способность искренне и беззаботно смеяться в лицо нашему миру. Который вовсе не так уж плох, как может показаться сквозь взрослый циничный прищур нового века...
prival89, 14 мая 2013 г.
Читал это с интересом и в детстве, но и сейчас с удовольствием перечитал эту хорошую сказку. Добрые персонажи, путешествия и опасности, всесильное зло и торжество справедливости — что может быть лучше? Маленький мальчик Тим проходит через огонь, воду и медные трубы чтобы понять, что есть вещи, не измеряемые деньгами, чтобы найти верных друзей там, где им неоткуда взяться. Хорошая книжка.
«Научи меня смеяться, спаси мою душу».
Lena_Ka, 4 марта 2012 г.
В детстве эта книга казалась мне доброй, смешной, приключенческой сказкой. Но ведь с хорошими книгами всегда так: сколько раз перечитаешь, столько смыслов для себя и откроешь. Сейчас произведение немецкого писателя Дж. Крюса показалось глубоким и грустным.
«А тот, у кого в большом богатом городе так мало денег, нередко становится угрюмым и завистливым. И дело тут не только в людях, тут дело в самих переулках»
И вспоминается вдруг Достоевский с его «умышленным» городом, и Диккенс с его лондонскими трущобами. Но не всегда в этих тесных переулках живут угрюмые и завистливые, порой здесь обитают весёлые люди, которые умеют смеяться так заразительно, что позавидует любой богач:
«когда вы были маленьким мальчиком из переулка, господин Талер, вы пронесли свой смех через столько непостижимых зол и невзгод, что он закалился и стал твёрдым, как бриллиант. Ваш смех не подвластен разрушению, господин Талер! Он несокрушим».
Но чтобы смех стал таким, действительно, нужно пройти через массу бед, обид, унижений, голода, и при этом не потерять себя, не озлобиться, уметь видеть в жизни не только плохое и дружить по-настоящему.
Конечно, на этом пути множество искушений, причём вполне дьявольских, в духе барона Терча. Ведь только повзрослев, можно понять, как это страшно и скучно жить в мире сделок, цифр, контрактов и совсем не уметь радоваться. Терч это очень хорошо понимает, а Тим не сразу. Зато потом навсегда принимает истину, что смех не сравнить с деньгами, властью, могуществом, что с чертями, а барон Терч и впрямь этакое воплощение дьявола, бороться надо только весёлым смехом, закалённым в борьбе с трудностями.
Познав эту истину Тим исчезает, а появляется владелец самого весёлого театра в мире. А почему этот театр называется «Ящик с маргарином»? Узнаете, если прочитаете книгу!
Paganist, 29 марта 2011 г.
Замечательная, глубокая сказка-притча, местами грустная, но всё же со счастливым концом. Повесть о непреходящих ценностях в человеческой жизни — искренности, дружбе и смехе. Произведение крайне многогранно, затрагивает множество социальных и психологических проблем и достаточно колоритно (впрочем, не без преувеличений — ну так на то это и сказка!) описываются быт, нравы, характера героев, городов, социальных классов и прочее. Книга насыщена и интересна. потрясающая сказка для детей и философская притча для взрослых.