Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ЛысенкоВИ» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 4 мая 2022 г. 12:55

А. Крушинский. Четыре часа на планете Лема // Комсомольская правда № 129, 3 июня 1964, с. 3

------------------------------------------------------ ------------------------------------------------------ ---------

ПО ДОРОГЕ я все думал, какой он, Станислав Лем? Почему-то представлял его немногословным и суровым, с непроницаемым, гордым лицом.

Лем оказался похожим на доброго волшебника из веселой сказки. Выпуклый, обрамленный пушистой сединой лоб, большие добрые губы, лицо без единой морщинки и молодые карие глаза — таким я увидел Лема в тот момент, когда он вошел в кабинет. Волшебник был в теплом свитере, в обыкновенных домашних войлочных тапочках.

Говорит Лем как-то очень искренне и немного застенчиво. С первых же слов — такое чувство, будто знакомы много-много лет.

Прошу его рассказать о себе.

Станислав Лем родился в 1921 году. После войны учился в Краковском мединституте. Работал ассистентом. «Не покидало чувство: это не то», — признается Лем. Пробовал силы в литературе. Сочинял стихи. В 1948—1950 годах я написал роман «Непотерянное время» — о движении Сопротивления.

Непосредственным толчком к первому научно-фантастическому роману послужил почти анекдотический случай. Лем был в Западане. Однажды прогуливался в горах с каким-то незнакомцем. Заговорили о фантастике. Лем ее любит с детства. Он горячился: почему в послевоенной Польше нет хороших научно-фантастических романов? «Вот бы вы и написали», — предложил незнакомец. «А что! И написал бы! — азартно ответил Лем. — Да кто стал бы издавать?»




Файлы: КП 1964-06-03_с 3_фант.jpg (4224 Кб)
Статья написана 30 апреля 2022 г. 19:44

Я. Голованов. Новогодняя фантазия // Комсомольская правда № 1, 1 января 1964, с. 3

------------------------------------------------------ -------------------------

Читатель!

Уже отзвенели полуночные тосты, уже и танцевали, и пели, и даже дурачились. И хочется тихо посидеть где-нибудь и просто поговорить, помечтать, пофантазировать, О, это совсем не просто — фантазировать. Спроси об этом вот у тех четверых людей, которых ты… не приглашал в гости. Прости, мы в «Комсомольской правде» сделали это за тебя. И уверены, что ты не будешь на нас в обиде. Тем более, что вы наверняка заочно знакомы...

Вот эта девушка с золотыми волосами приехала к тебе из Баку. Это Валентина ЖУРАВЛЕВА, одна из самых молодых в мире писателей-фантастов. Улыбающийся черноглазый человек — ее старший собрат по перу — Георгий ГУРЕВИЧ. И его книги хорошо известны тебе. А вот этот подвижной молодой человек в очках — Станислав ЛЕМ, наш польский друг, автор «Астронавтов», «Магелланова Облака» и нескольких сборников фантастических рассказов. В глубине комнаты в кресле — грузный, какой-то весь большой человек с седыми усами и молодыми «задиристыми» глазами. Это Иван Антонович ЕФРЕМОВ, ученый и писатель, автор «Туманности Андромеды» и «Лезвия бритвы», признанный старейшина советских фантастов. Они беседуют между собой. Разговор, разумеется, профессиональный, как и полагается среди коллег. Но я думаю, что и нам с тобой, читатель, тоже интересно будет послушать. Придвинем наши стулья поближе...

—Сам не знаю, почему я стал фантастом, — говорит Лем. — Может быть, потому, что с детства любил читать фантастику... Попробовал написать роман — «Астронавты», получилось. А сейчас пишу по инерции... — Станислав улыбается.




Файлы: КП 1964-01-01_с 3_фант 01.jpg (2367 Кб)
Статья написана 27 апреля 2022 г. 19:19

Юрий Апенченко. Когда фантасты ошибаются (очерк) // Правда № 26, 26 января 1969, с. 6

Юрий Апенченко.

Когда фантасты ошибаются.

(Фрагменты)

Лет пятнадцать назад в общежитие Московского университета, не в то, новое общежитие на Ленинских горах, известное всему миру по рассказам, описаниям и фотографиям, а в старое, на Стромынке, с его бесконечными коридорами и бесчисленными дверьми, за каждой из которых жило шумное и довольно многочисленное – душ по восемь, а то и по десять – сообщество, в это общежитие захаживал иногда застенчивый и немногословный молодой человек…

Однажды он принёс книжицу. Сейчас она стала редкостью. Книжка любопытная. У неё два заглавных листа. На одном обозначен действительный год издания: 1955, а на другом – воображаемый: 1974. Книга представляет собою вымышленный отчёт о первом космическом полёте. В ней, между прочим, приводятся – вымышленные же – биографии первых советских космонавтов. Не без улыбки мы читали, что один из них учится в данный момент где-то по соседству, чуть ли не в МГУ, другой получает первую рабочую профессию в ремесленном училище и что, в общем, они наши ровесники, люди, родившиеся в начале тридцатых годов. Тогда, помнится, мы ещё раз пошутили над нашим знакомцем, а он ещё раз обиделся на нас.

Недавно я случайно встретил его в аэропорту.

— Ты как здесь? – спросил он.

— Из командировки. А ты?

— В командировку.

— Куда?

Он улыбнулся знакомой застенчивой улыбкой и ответил:

— На космодром.

О наших спорах и о книжке он великодушно умолчал. Сейчас эта книга лежит передо мной, с трудом я разыскал её у букинистов. Репортаж из 1974 года основательно устарел. «Первые искусственные спутники, правда, пока автоматические, уже начали свой бесконечный полёт вокруг Земли. Они оказывают немалую службу науке. Но и теперь эти скромные спутники ещё очень далеки от того, чтобы стать межпланетными транзитными вокзалами»…


Статья написана 25 апреля 2022 г. 17:11

Художник космоса (заметка, ч/б репродукции картин А. Соколова) // Комсомольская правда № 216, 15 сентября 1962, с. 4

------------------------------------------------------ -----------

Жил мальчишка-фантазёр, сначала на Ленинградском шоссе в Москве, а потом, когда началась война, в Челябинске, на улице Ленина. Обожал он всякую технику, «раскурочил», как говорили его сверстники, кучу мотоциклов во всех дворах: все копался в моторах, всё изобретал, как бы увеличить их скорость. Мастерил с помощью картона, клея, кинолент и пороха «ракеты» — прообраз грядущих космических кораблей. И они с шумом и свистом вылетали с балкона... на головы прохожих. А потом забросил поиски скорости и пошел учиться в художественную школу.

И в архитектурном институте, куда поступил Андрей Соколов, и позже, в архитектурной мастерской, он во многом оставался тем мальчишкой-фантазёром, который неудержимо мечтал о будущем. Его архитектурные фантазии были посвящены городу будущего, городу из пластмасс, стекла, алюминия, городу ярких цветов и мягких, обтекаемых линий.

------------------------------------------------------ ----------

(*) 1958 — ЧЕЛОВЕК С ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ. Режиссёр Борис Алексеевич Бунеев. Почетная премия за качество трюковых съемок на III Международном конгрессе УНИАТЕК в Праге (ЧССР, 1960).




Файлы: с 4_01.jpg (1534 Кб)
Статья написана 21 апреля 2022 г. 18:22

Л. Никулин. Необыкновенное происшествие (новелла) // Правда № 1, 1 января 1935 г, с. 6

Л. Никулин.

Необыкновенное происшествие.

----

Кирилл и Мефодий Фиалкины проводили декабрь на берегу Черного моря. Проблема субтропиков, обезьяний заповедник в Сухуме, цитрусовые давно стояли в центре внимания братьев Фиалкиных. Декабрьское море неторопливо накатывало холодные синие валы перед окнами дома отдых и творчества. Братья Фиалкины ловили прохладные лучи зимнего солнца и говорили о высоком и вечном.

— Новелла — это необыкновенное происшествие, — сказал Кирилл Фиалкин.

— Опомнись! — воскликнул Мефодий, — Какое чудовищное высказывание... Хорошо, что тебя не слышат отдыхающие критики...

— Это не высказывание, а цитата, — скромно возразил Кирилл.

Мефодий облегченно вздохнул и, собравшись с мыслями, заметил:

— Допустим, что новелла — это обыкновенное происшествие, но что же такое новогодняя новелла?

Эта дискуссия происходила в ту самую минуту, когда на столе перед братьями Фиалкиными лежала телеграмма-молния. Один нетерпеливый редактор потребовал от Фиалкиных развернутое полотно — новогоднюю новеллу-гротеск.

— Я решительно отвергаю утопии, — сказал положительный Мефодий, — фантастические странствия на стратопланах, междупланетных ракетах и шаропоездах, кража Гольфштрема и Куросиво — я против таких тем. А возьмем, например, Волгу — Москву или Волгу — Дон, — какая же это утопия? Одним словом, у нас нет темы для развернутого полотна, новеллы-гротеска.







  Подписка

Количество подписчиков: 74

⇑ Наверх