Георгий Мартынов «Гость из бездны»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | Утопия | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Далёкое будущее | 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Путешественники (попаданцы) (в другой мир | в будущее )
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В очень далеком будущем археологи находят могилу русского снайпера, умершего после войны. Они оживляют его. Нахождение своего места среди потомков дается нашему современнику очень нелегко.
Герой Великой Отечественной Войны, наш соотечественник Дмитрий Волгин после своей смерти, спустя много веков, ожил с помощью знаний будущего. Какой будет его дальнейшая жизнь, нужна ли она ему, если он чувствует себя чужаком? Вопросы морали и этики воскрешения, а также картина удивительного мира завтрашнего дня ждут читателя.
Печатался в журнале «Смена» в 1961-1962 годах под названием «Встреча через века» с небольшими сокращениями.
В произведение входит:
|
Входит в:
— цикл «Фаэтон»
— журнал «Смена № 17, 1961», 1961 г.
— журнал «Смена № 18, 1961», 1961 г.
— журнал «Смена № 19, 1961», 1961 г.
— журнал «Смена № 20, 1961», 1961 г.
— журнал «Смена № 21, 1961», 1961 г.
— журнал «Смена № 22, 1961», 1961 г.
— журнал «Смена № 23, 1961», 1961 г.
— журнал «Смена № 24, 1961», 1961 г.
— журнал «Смена № 4, 1962», 1962 г.
— журнал «Смена № 5, 1962», 1962 г.
— журнал «Смена № 6, 1962», 1962 г.
— журнал «Смена № 8, 1962», 1962 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 387
Активный словарный запас: очень низкий (2265 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 62 знака, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 38%, что близко к среднему (37%)
Периодика:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Rajt, 2 февраля 2023 г.
Очередной диспут «пикейных жилетов» заставил перечитать роман «Гость из бездны» Хотя прошло меньше шестидесяти лет с первого прочтения, оценка не слишком поменялась: меньше внимания чудесам «бытовой техники», больше внимания человеческим отношениям — и (смешно!) существенно не изменила все ту же оценку романа. Короче, щенячий восторг детства от «чудес будущего» совсем не померк, но перешел в другую плоскость. Ведь, по существу, роман о чувствах человека в ИНОЙ РЕАЛЬНОСТИ. Поговорите с людьми, переехавшими в чужую страну (причины можно опустить) — как быстро, легко, комфортно, ... (нужное вставьте) они влились в чужой уклад, чего им это стоило.
Теперь о пропаганде. В детстве я её не видел в упор — интересно было читать о «чудесах будущего», мечтать о них и тэдэ и тэпэ, что, вообще-то, характерно всем детям (и не только). Сейчас я её вообще не нашел, пропаганду эту. Нет, конечно, космический корабль «Ленин», мавзолей, мемориал на месте Ленинграда — офигенная коммунистическая пропаганда, но таким макаром и имя Владимир в любом произведении можно трактовать как пропаганду:
а) киевской Руси (блин, Владимир Красно Солнышко);
б) исчезнувшего СССР (Владимир, понимашш Ильич)
В) современной РФ (ну как без Путина-то нынче?» — не маразм ли сие?
Да и эпоха, описываемая Мартыновым как бы носит имя «Новая эра», посткоммунистическая, ежели кто читал, а не просто осуждает. И характеризуется либеральными веяниями (правда, до нонешной хотя бы Канады, фор икзампле, явно не дотягивает), ведь мало провозгласить«о праве каждого человека самому распоряжаться собой при жизни и своим телом после смерти», мало сказать, что «личная воля человека священна для всех остальных», мало заявить о «Праве личности на неограниченную свободу. При жизни...» — важно поощрять (а не молчаливо не одобрять) право каждого на эвтаназию, не говоря уж о легалайзе интересных веществ (кстати, абсолютно не упомянутых в романе) и всяческих ЛГБТК+орпстклмн и все прочие буквы всех алфавитов сообществах.
А уж если учесть, что роман задумывался в далеком 51-м году прошлого столетия, то, как как писали Бритиков и Балабуха, он встал бы в один ряд с утопией Ивана Ефремова «Туманность Андромеды».
Да, чуть не забыл, Неговский не зря в романе упоминается — великий ученый врач-реаниматолог.
В общем, всем здраво- и трезвомыслящим людям, интересующимся хорошей (ключевое!) советской фантастикой — рекомендую.
antonrumata, 1 августа 2023 г.
Я читал только немецкий перевод. Я хотел бы поделиться с Вами своими мыслями об этом романе, который занимает меня уже очень долгое время. Пожалуйста, извините за автоматический перевод. Мои школьные годы, когда я изучал русский язык на уроках, прошли несколько десятилетий назад.
В романе рассказывается о человеке из середины 20-го века, который внезапно оказывается в «светлом будущем» — идеальном коммунистическом мире. Мне нравится эта книга, потому что автор уделяет много времени описанию своего видения будущего. Многие мелкие детали точно описаны и проработаны. Так, автор ловко и увлекательно показывает, как люди его будущего живут вместе, как они снабжаются продовольствием, преодолевают большие расстояния и принимают политические решения.
Описание восприятия героем будущего касается в основном его психологического восприятия. Напряжение создается от неизвестности и приводит к тому, что герой никогда не сможет освоиться в том дружелюбном мире, который для него желанен».
Трудности Вулгина в мире 39-го века определяют сюжет. Ведь в этом романе нет глобального конфликта: никто ни на кого не нападает, никто не борется со злом в мире. Тем не менее, книга захватывает своих читателей.
Три момента делают этот роман столь примечательным. Во-первых, Мартынову было очень важно показать, что каждый житель его мира имеет право и возможность на равных участвовать в демократическом процессе принятия решений. Для людей его будущего естественно выражать свое мнение и участвовать в общемировых дискуссиях. Каждый человек информирован о важных событиях в любое время и в любом месте.
Во-вторых, решения о принятии или отклонении проекта принимаются на основе этических соображений. Основное внимание уделяется не медицинской целесообразности реанимации человека из прошлого. Скорее, людей волнует вопрос о том, правильно ли с этической точки зрения принимать решение за умершего, не зная его или ее воли. Свободная воля каждого человеческого существа считается высшим благом.
Третий пункт, должно быть, очень волновал автора, потому что эту тему можно найти в некоторых его работах. Он выдвигает тезис о том, что каждый человек привязан к своему времени и не будет чувствовать себя по-настоящему дома в другую эпоху. Это верно и в том случае, если это время основано на принципах, за которые он боролся, рискуя жизнью, и в победу которых он внес свой вклад.
Отношения между людьми и внеземными существами описываются как позитивные. Мартынову даже удается приписать Фаэтонам некоторые особенности. Таким образом, читатель получает представление об ином мире мыслей и чувств этих существ.
Видение Мартыновым будущего общества всеобъемлюще, убедительно и чрезвычайно привлекательно. Это идеальный мир, лишенный каких-либо недостатков. Люди свободны во всех отношениях, получают удовольствие от своей работы и добровольно вносят свой вклад в развитие общества. Все автоматизировано, технологии на очень высоком уровне. Потребление человека регулируется его сознанием! (Каждый берет только столько, сколько ему нужно!).
Отсутствие экономических ограничений и социальной несправедливости приводит к приятному и гармоничному сосуществованию всех людей. Мошенничество, ложь и насилие исчезли, потому что для них больше нет причин. Было бы интересно и красиво жить в этом мире ...
Этот обзор был ранее опубликован в моем блоге на сайте lifeinthe22ndcentury.de.
nikko, 28 марта 2021 г.
После Звездоплавателей Г. Мартынова взялся за Гостя из Бездны. Потрясающая книга по своей глубине и со смыслом. Вот такую фантастику я люблю, чтобы было над чем подумать после прочтения книги.
По поводу названия книги. Сначала не вызывает практически ни каких сомнений, кто же этот Гость из Бездны. Но затем в сюжете появились ещё другие действующие лица и обстоятельства.
— Какого гостя из бездны?
— Так часто называют Фаэтон. Он прилетает в Солнечную систему как желанный гость из бездны пространства.
— В сущности говоря, — сказал Второв, — вы, Дмитрий, и мы — тоже своего рода «гости из бездны», только времени…
— Нет, — ответил Волгин, — я с этим совсем не согласен. Мой и ваш век отнюдь не «бездна».
Второв рассмеялся.
Приятно удивило, что автор в этом романе вернулся к сюжетной линии Фаэтона начатой в трилогии Звездоплаватели.
terrry, 4 апреля 2020 г.
Роман «Гость из бездны» написан раньше романа «Гианэя» того же автора и заметно слабее его в литературном отношении. Повествование не отличается динамизмом, хоть не обошлось тут и без удачных приключенческих штампов, диалоги часто искусственны. К тому же автор нередко впадает в характерную ошибку авторов утопий — чрезмерную детализацию отдельных, как правило, бытовых сторон жизни человечества. Но без каких-либо, пусть даже фантастических, условно правдоподобных объяснений все эти «чудеса» техники будущего становятся похожи на сказку, а не на НФ. При этом «коммунистический рай» на Земле оказывается достигнут словно сам собой. Особенно это касается эпилога, традиционно оптимистичного для советской НФ, в котором люди 5020-го года, видимо, вообще уже решили все проблемы жизни и смерти. Нам долю ГГ — Дмитрия Волгина выпадает что-то уж очень чрезмерное количество необычайных, исключительно редких событий. А вся «фаэтонская» линия в романе выглядит не слишком органичной.
В целом, Мартынову не удалось показать внутренний мир людей будущего («коммунистического»), как это смог сделать И. Ефремов. Хотя попытка явно была, и некоторое сходство между героями «Гостя из бездны» и «Туманности Андромеды», на мой взгляд, существует. Парадоксальным образом Люций, Мунций и прочие их современники напоминают одновременно и персонажей «Туманности», и библейских праотцев. Проблема взаимопонимания между людьми будущего и их предками, обозначенная автором «Гостя из бездны», сама по себе интересна, но, на мой взгляд, преувеличена в романе. Автор, по-видимому, понимает, что какого-то «классового» и «нравственного» противоречия между героями быть не может. Поэтому он придумывает противоречия биологические — различия в развитии мозга, главным образом (в своё время Циолковский предполагал развитие «хватательных» способностей конечностей людей, живущих в космосе в невесомости). Похоже, роману Мартынова не хватает центральной большой идеи, каковой у Ефремова явились идеи Великого кольца, идеи победы разума над пространством и временем. Однако если поразмыслить, то можно придти к выводу, что такой идеей у Мартынова является идея, своего рода, «эсхатологическая» — идея победы над смертью. Более того, вся история Волгина вызывает стойкие аллюзии с «Философией общего дела» Н. Федорова, одного из представителей «русского космизма», — воскрешением всех предыдущих поколений. Здесь, как мне кажется, фантастика незаметно преступает рамки научности, хотя всё в романе подается в одеждах строгой НФ. Скорее всего, и в самом деле сам автор был далек от подобных ассоциаций.
В общем, несколько противоречивое, но интересное, не «рядовое» произведение НФ, общий гуманистический пафос которого не устаревает.
Yustas77, 21 октября 2021 г.
Какая же муть!!! Да еще пронизанная коммунистической идеологией! Фуууу! Чуть не стошнило! Возможно в советское время это был шедевр. Наверно после прочтения переполняло бы чувство гордости за СССР, советский людей, коммунизм и пр. Возможно... Трудно сказать. Но сейчас то как можно восторгаться ТАКИМ «произведением»??? Кроме того и герои, и весь мир будущего нарисован такими розовыми тонами, что просто нет слов (по-крайней мере цензурных)!
mogzonec, 6 августа 2017 г.
Сначала я прочел мартыновского «Гостя из бездны, а потом «Возвращение со звезд» Лема. Хотя книга Мартынова вышла на год позже Лема (разумеется, на польском). Честно говоря, когда начинал читать роман Мартынова очень сильно ожидал продолжение приключений героев «Звездоплавателей». И вот этого я тогда не получил, и был разочарован. Только потом, когда читал роман Станислава Лема, которой захватил меня своей главной идеей, по которой главный герой не может найти себя в мире будущего, я сообразил, что Георгий Мартынов попробовал взглянуть на ту же проблему, но только на понятном всем нам материале, настоящего и будущего нашей страны. нынешние пападанцы легко адаптируются в любом мире от прошлого до будущего, от сказочного мира, до мира футуристического, без проблем приспосабливаются к любым обстоятельствам. которые на поверку оказываются аналогичными нашим, обстоятельствам сегодняшнего дня. А вот Мартынов с Лемом смотрели на проблему более реалистично. Одно дело вписаться в невероятные изменения в пределах жизни одного поколения, и совсем другое — перепрыгнуть через несколько этапов общественного и технологического развития, а потом обнаружить себя в социуме, который совершенно не понимаешь, не понимаешь его морали, ценностей, идеалов, не говоря уже о технологиях и быта. И не таким уж простым оказался этот роман.
Walles, 15 марта 2017 г.
Читаю эту книгу сейчас, впервые. Как это ни странно звучит, я бы вообще не стал относить Гостя из Бездны к фантастике. Да, фантастические реалии будущего присутствуют во множестве, но они здесь скорее как вспомогательный элемент. К примеру, если уж говорить о технике и теории относительности, то было бы очень интересно добавить немного цифр касательно восьмилетнего движения звездолета «Ленин». Лично мне хотелось бы увидеть небольшой расчет- с какой скоростью передвигался «Ленин» все эти годы и какое конкретное расстояние он преодолел из за чего на Земле прошло именно 1860 лет...Главное в книге -это попытка смоделировать жизнь общества через много много лет (конечно же -ну а как иначе?-с позиции советского человека, и со всеми вытекающими из этого следствиями). Очень хорош психологический эпизод, когда Волгин видит картину своей супруги Ирины в Ленинграде...В целом -доброе, позитивное чтение.
Шалашов, 19 марта 2016 г.
Читал книгу довольно давно, воспоминания о ней фрагментарны. Конечно же, много идеологии. Но вот что запомнилось — «Октябрьский парк» — город Ленинград, превращенный в архитектурно-ботанический сад. Что-то в этом есть... И еще — герои книги, «наши потомки» сохранили у себя лишь имена, отказавшись от отчеств и фамилий.
Кропус, 1 марта 2013 г.
Книга конечно очень схематична. Использована достаточно стандартная схема: попал человек в будущее и оказывается там на положении экскурсанта. Но вот, что интересно. Место то своего в этом будущем человек так и не находит. Хотя будущее и очень светлое, и готово вроде бы Дмитрия Волгина принять с распростёртыми объятиями. Сам герой от нового мира тоже в восторге. Но вот вписаться в него просто не может. Дело в том, что люди в этом добротом мире продолжали эволюционировать и их мозг по своей мощи уже превосходит мозг наших современников. Так же как впрочем и тело. Не настолько что бы он себя муравьём чувствовал, но всё же всё же.
Пожалуй Мартынов первый известный мне автор который обратил внимание на подобный момент, не совместимости поколений. Напрасно первооткрытие этого приписывают Стругацким и Лему. К стати подобный мотив был автором использован и в концовке «Спирали времени»
swgold, 8 августа 2008 г.
Книга-шок. Через несколько лет такие книги писать стало нельзя. Уж очень трагична судьба человека, вырванного из контекста своей эпохи. И никакое светлое будущее, и никакой самый передовой строй ничего с этим поделать не могут. В следующей книге (Гианея) та же, по сути, история подана не изнутри, а извне. В итоге — самоубийство. Мартынов как бы говорил всем, желающим впрыгнуть в коммунизм, как в воду: это будет другое время, и там будут жить совсем другие люди, качественно другие. И нам с ними будет не так уютно, как это живописалось во многих утопиях. После этой книжки я понял, что будущее не возникает вокруг нас, оно переделывает нас под себя и только потом проявляется. И живем в нем уже не мы — а кто-то незнакомый с теми же паспортными данными.
Лев Стойлов, 26 июля 2009 г.
Здесь впервые в советской фантастике появился мобильник. Читаем:
«Для вызова нужного человека достаточно было вынуть телеоф из кармана и назвать номер. Сигналом вызова служил звук, похожий на гудение зуммера. При разговоре аппарат находился в руке и, чтобы слышать, его не надо было прикладывать к уху. Кроме нужного разговора, никакие другие слышны не были, так как каждый номер имел свою строго определенную длину волны.
В своем теперешнем виде карманный телеоф появился совсем недавно. Всего десять лет тому назад он имел, подобно стационарному, циферблат, и для вызова приходилось нажимать кнопки.
Когда Волгин впервые познакомился с этими аппаратами, он спросил Люция, какова дальность их действия.
— Достаточная для связи с любым человеком, — ответил Люций, — независимо от того, в какой точке на Земле он находится».
Автор отнёс появление этого девайса в 39-й век. Но за смелость мысли — браво! Всё-таки 1961-й был на дворе.
nyaaneko, 23 февраля 2011 г.
Скуучно написано, заскучал после первой половины и начал листать. То ли дело тот же Ефремов. Ну и не слишком реалистично — метеориты без воронок которые как-то засасываются под землю, фотонная ракета 21 века с радистом на телеграфном ключе (при том, что автор знал и о голосовой связи по радио и о телевидении, 60-е годы как-никак) и куча такого рода ляпов.
bbg, 10 августа 2009 г.
Мир будущего... Каким он будет? И как его увидит наш, советский человек? Хорошая книга, особенно, если прочитать ее лет 20-30 назад — и с тех пор не перечитывать, чтобы неизбежная для времени написания идеология не бросалась в глаза. В свое время хотелось жить в такое время, с чистыми, светлыми отношениями, с погружением в работу, с убеждением, что человек будет все лучше, все сильнее. Из этих соображений сюжетная линия Фаэтона — даже не очень и нужна, но для своего времени, думается, она была необходима для «читабельности».
Alexandre, 8 декабря 2008 г.
Книга показывает будущее очень схематично. Более привлекают некоторые технические идеи. Но в целом для подростков 60-х годов 20-го века очень даже интересно. Я не почувствовал проблем у человека, попавшего в будущее. Не понял и не проникся. Мне до сих пор кажется, что главный герой просто не понял своего счастья. Хотя может быть это я не понял автора.
Перечитывать не хочется.
кириллыч, 18 марта 2008 г.
Идеология конечно лезет из всех щелей. НО если на нее не обращать внимания, то в целом книга весьма интересная. Привлекает то, что она мирная. Никакой не то что воны, даже запаха какого-либо конфликта нет. Да и описание будущего, в его техническом плане достаточно неплохое. Если читать сейчас, то исключительно для знакомства с советской научной фантастикой середины 20 века, делая скидку на идеологическую составляющую. Но исключительно за впечатления прошлого — 9.