Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ЛысенкоВИ» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 10 января 2024 г. 17:39

Е. Пельсон. Фантастика наших дней. Совещание о приключенческой литературе в ЦК ВЛКСМ // Литературная газета № 6, 30 января 1938, с. 3

------------------------------------------------------ ----------

Огромные тиражи ежегодно выпускаемых Детиздатом книг Жюль Верна, Стивенсона, Киплинга, Дж. Лондона, Дефо доказывают, как нужны советской молодежи научно-фантастические и приключенческие произведения. Однако до последнего времени этот жанр занимал весьма скромное место в советской литературе и встречал пренебрежительное отношение со стороны некоторых издательств. Это естественно отразилось на развитии советского приключенческого жанра, в области которого до сих пор работает лишь небольшая группа писателей.

Между тем юные читатели особенно любят произведения приключенческого жанра, зачитываются, увлекаются ими, жадно расхватывая в библиотеках книги иностранных авторов и те немногие произведения, которыми располагает советская приключенческая и научно-фантастическая литература.

Чрезвычайно большой популярностью среди юных читателей пользуются произведения Алексея Толстого, М. Пришвина, К. Паустовского.

Но можно ли сказать, что уже создана образцовая советская приключенческая или научно-фантастическая повесть? К сожалению, нельзя сказать ни того, ни другого, и от тех советских писателей, кому близок этот жанр, наша молодежь ждет новых многочисленных художественных произведений.

Об этом говорил в своем докладе старший редактор современной литературы Детиздата тов. Никитин на совещании в ЦК ВЛКСМ, посвященном приключенческой повести.

О важности научной подготовки для автора, пишущего фантастическую повесть, говорил в своем выступлении В. Шкловский.

Сама наша действительность полна тем для фантастического романа, если даже не заглядывать о будущее.

— Сюжетов не перечесть, они рассыпаны повсюду, — говорит М. Пришвин. — Не в выдумке сюжета главная трудность художника, а в том, чтобы выразить его методом социалистического реализма в подлинно художественных образах.

Интересно выступил К. Паустовский. Приключенческая повесть должна прежде всего воспитывать юношество в духе и характере, свойственном новому советскому человеку. Вместе с тем в ней должен быть заключен и большой познавательный материал, удовлетворяющий детскую пытливость. Нужно уметь «открывать Америку», остерегаясь всякой экзотики. Верно, что в точных фактах науки часто больше фантазии, чем в любой выдумке, но научно-исследовательские труды по своему специфическому изложению совершенно недоступны для юного читателя и служат достоянием лишь ограниченного круга людей. Задача художника — раскрыть поэтическое содержание научных фактов, открытий, прогнозов, всю прелесть научного процесса создания.

— Наша необъятная страна — сокровищница тем для приключенческой повести, — говорит Эль-Регистан, — эта повесть у нас помимо занимательного сюжета, должна нести в себе и большой познавательный материал, знакомить детей с географией их родины. В противоположность буржуазной приключенческой повести, построенной в большинстве случаев на личном обогащении или пропаганде расовой розни, советское произведение должно быть носителем высоких идей сталинской дружбы народов, идей борьбы за интересы социалистического общества.

В прениях выступили также тт. Ивантер, Тушкан, Платов, Гребнев, Некрасов.

Заведующий отделом печати ЦК ВЛКСМ т. Диментман заявил, что ЦК комсомола, придавая огромное значение созданию советской приключенческой литературы, готов всячески идти навстречу писателям, чтобы помочь им в этой работе.

От имени ЦК ВЛКСМ тов. Диментман выразил уверенность в том, что к 20-летию ленинского комсомола, исполняющемуся в октябре, советские писатели придут с новыми, еще более талантливыми научно-фантастическими приключенческими произведениями, героями которых будут самоотверженные пограничники, преданные своей родине бесстрашные летчики, советские чекисты, наши ученые, изобретатели.

Е. ПЕЛЬСОН.


Статья написана 7 января 2024 г. 12:48

Г. И. Покровский. На передний край смелой мечты (1962)

С. 165

Но вспомним увлекательный роман Жюля Верна о полете к Луне гигантского снаряда с людьми. Не будем критиковать великого фантаста за то, что он избрал вместо ракеты пушечный снаряд. Это было до Кибальчича и Циолковского, больше 100 лет назад. Ученые давно рассчитали, что для того, чтобы снаряд с людьми облетел вокруг Луны, пришлось бы на Земле построить пушку со стволом длиной в 800 километров. Такой ствол лег бы от Москвы до Ленинграда и еще километров на сто выдвинулся бы в Балтийское море!

Пушка Жюля Верна — нереальное сооружение со старым принципом соединения командных и силовых функций: прочный ствол дает направление снаряду и разгоняет его давлением пороховых газов. В нашей конструкции силовые и командные функции разделены. Лучи радиоволн наших четырех радиостанций мы направим в космос так, чтобы они шли параллельно и образовывали как бы трубу — своеобразный орудийный ствол. Внутренняя полость этого ствола должна совпадать с необходимым направлением движения ракетного корабля-«снаряда». Силовую функцию в этой системе несут могучие ракетные двигатели космического корабля, разгоняя его необходимой до скорости в радиостволе, длина которого составляет тысячи километров.

На корабле установлены автоматические радиоприемники. И если корабль начнет уклоняться от заданного направления, то неизбежно войдет в один из радиолучей. Соответствующий приемник мгновенно воспримет действие этого луча и передаст сигнал механизму рулей ракеты, находящихся в потоке газов, выбрасываемых двигателем. Рули повернутся так, чтобы корабль вышел из радиолуча в нейтраль-пространство «ствола» и продолжал полет точно в заданном направлении. После разгона корабля главные двигатели прекращают свою работу и включаются дополнительные, которые обеспечивают лишь поток газов для работы рулей.

С 169-172

ЧЕЛОВЕК И АРХИТЕКТУРА.

Нам приходится немного нарушить характер повествования ради несколько фантастического рассказа об эволюции человеческого жилья. Впрочем, фантастическим будет, видимо, только сюжет. Основа рассказа сугубо документальная.

...Судьба археологической экспедиции сложилась так, что «не было бы счастья, да несчастье помогло». Заблудилась экспедиция. Потеряла надежду выбраться из лабиринта гор и ущелий, опутанных непроходимыми зарослями.

«От голода мы здесь не погибнем, — сказал начальник экспедиции. — Природа прокормит. Угроза разве только в том, что одичаем. Поищем, однако, ночлег. Вон у тех скал».

С трудом прорубили проход в зарослях. Вышли к подножию скалы — и замерли от изумления. Из темневшего зева пещеры струился довольно густой дым.

«Вулкан!» — закричал самый молодой из участников экспедиции.

Начальник понюхал воздух и покачал головой: «Ничего похожего. Пахнет обыкновенными дровами. Наверно, не мы первые тут заблудились».

Из пещеры вышел коренастый и сутулый человек с длинными руками, поросший шерстью. На незнакомце была набедренная повязка из шкуры ягуара. В мускулистой руке он держал каменный топор.

Немало труда стоило цивилизованным людям мирное знакомство с настоящим пещерным человеком, его женой и двумя по-своему очаровательными детьми. Семейство, убедившись в добрых намерениях нежданных гостей, оказалось приветливым и миролюбивым. Это была единственная семья пещерных людей, сохранившаяся здесь после какой-то неведомой болезни.

Пролетела как-то громадная птица, уронила что-то блестящее, разбившееся на мелкие осколки. Все, разумеется, бросились к месту падения таинственного предмета, заболели и умерли.

«Самолет сбросил ампулу с бактериями! — воскликнул начальник экспедиции. — И какому негодяю пришло в голову проводить такой эксперимент?.. Однако эту несчастную семью мы спасем. Довольно им мучиться в дымной пещере! Пусть узнают не оборотную, а лицевую сторону цивилизации. Мы выберемся с ними отсюда, отвезем их в прекрасный и чудесный город».

«Правильно! — восторженно одобрили эту идею участники экспедиции. — Ведь от их смердящего пещерного дыма голова трещит!..»

Семью «ископаемых людей» привезли в один из крупнейших городов. Ее поселили в большом жилом районе, возили по улицам в автомобиле, окружили благами современной буржуазной цивилизации.

Через неделю глава «ископаемой» семьи взбунтовался. Он сел посреди улицы на асфальт и стал выть по-звериному, тоскливо и жалобно. Жена и дети дружно ему помогали. Толпа глазела на них с любопытством настоящих дикарей.

Полиция вынуждена была прекратить движение автомобилей. Ученые старались успокоить представителей каменного века, узнать, чего они хотят. И ископаемый человек сказал:

— Мы не можем дышать таким гадким воздухом. В нашей пещере воздух чище. И зачем нас поселили в таком глубоком и темном ущелье? Наши люди не селились в пещерах, которые имеют выход в ущельях. Вы живете плохо и страшно. Мы так не можем жить!

— Но цивилизация...

— Не говорите мне этого слова! — перебил дикарь. — Она губит человека, ваша цивилизация. И вы сами бежите в свободное время из городов, лезете в пещеры, сидите у костра. И это для вас большое удовольствие. Сделайте сносной вашу цивилизацию, тогда мы у вас сможем остаться. А сейчас отпустите нас в пещеру, хоть в самую плохую!

В этом придуманном рассказе много горькой правды.


Статья написана 6 января 2024 г. 15:44

В повести Георгия Полонского "Доживем до понедельника" встретил примечательную для сайта Фантлаб фразу.

----------------------------

Георгий Полонский. Доживем до понедельника. Киноповесть о трех днях в одной школе.

Редакция 1970 г.

"Здесь властвуют книги. Верхние стеллажи — под самым потолком. Это не подписные собрания сочинений, которые теперь у всех, — нет, эту библиотеку создавали задолго до нынешней книжной инфляции; старые издания — в большинстве.

На стене одна картина — "Что есть истина?" работы Николая Ге: Диспут Понтия Пилата с Христом в плебейском обличье. Старенькое пианино с канделябрами, диван, рабочий стол где, в сочетании, понятном одному хозяину, лежат том Шиллера, книжка из серии "Библиотека современной фантастики" и старый журнал "Каторга и ссылка"…

Илья Семенович расслабил узел галстука, повалился на диван, взял одну из этих книг. Но нет, не читалось ему".

------------------------------

Георгий Полонский. Доживем до понедельника. Киноповесть о трех днях в одной школе.

Редакция 1997 г.




Статья написана 2 января 2024 г. 12:53

Георгий Тушкан. К пятидесятилетию Ивана Антоновича Ефремова // Московский литератор № 10, 16 июня 1957, с. 4.

---------------------------------

Московские писатели горячо поздравили с пятидесятилетием со дня рождения своего собрата по перу Ивана Антоновича Ефремова, чья талантливая работа в научно-фантастическом и приключенческом жанрах заслужила глубокое уважение и любовь читателей.

Многое успел Иван Антонович за пятьдесят лет своей жизни. Двадцать лет он работал геологом, много путешествовал по «белым пятнам», особенно тщательно изучал Якутию, Дальний Восток, Среднюю Азию, Приуралье (открытие алмазных месторождений в Якутии было им предсказано в рассказе «Алмазная труба»). Доктор наук, профессор палеонтологии, он открыл в пустыне Гоби кладбище ископаемых животных, древних млекопитающихся, обитавших на нашей планете от 100 до 200 миллионов лет тому назад.

Иван Антонович создал науку тафономию (учение о закономерностях формирования геологической летописи), за что ему в 1952 г. была присуждена Сталинская премия.

И. А. Ефремов начал печататься в 1944 году (книга рассказов «Пять румбов», рассказы, опубликованные в «Новом мире») и с тех пор успел создать много интереснейших рассказов и повестей («На краю Ойкумены», «Звездные корабли» и др.). Сейчас печатается его научно — фантастическая повесть «Туманность Андромеды» (о событиях в 2000 году).

В своих произведениях И. А. Ефремов увлекает молодежь романтикой творчества, радостью познания мира, поэзией подвига. Герои произведений Ефремова — пытливые исследователи, отважные путешественники, воинственные борцы, пылкие мечтатели — помогают воспитывать героев нашего времени, воплощающих смелые замыслы о переустройстве нашей планеты.

Коллеги по пору и читатели ждут от Ивана Антоновича Ефремова новых талантливых книг, посвященных людям подвига, людям борьбы за счастье народов.

Пользуясь случаем, очень хотелось бы сказать нашим ученым изобретателям, инженерам, агрономам, всей нашей научной и технической интеллигенции: пишите не только научные статьи или статьи о технике, пишите рассказы, пишите научно-фантастические и просто фантастические повести и романы. Расскажите о героическом в вашей жизни, о поражениях и победах, о своих встречах с интересными людьми. Этим вы лишь поможете нашей молодежи, как помогали ей Циолковский и академик Обручев, как помогает ей сейчас доктор наук, профессор, лауреат и член Союза писателей Иван Антонович Ефремов.

Георгий ТУШКАН.

------------------------------------------------------ --------------------------------

Общемосковское собрание писателей. Итоги III пленума Союза писателей СССР и задачи московских писателей. Обсуждение доклада Константина Федина. О выступлении Г. Тушкана // Московский литератор № 10, 16 июня 1957, стр. 2


Статья написана 27 декабря 2023 г. 18:30

Итоги проекта «90-летие журнала «Техника — молодёжи».

Спасибо Главному редактору ТМ Александру Николаевичу Перевозчикову за совместную работу.

Благодарю писателя, журналиста Александра Владимировича Маркова за координацию, поддержку проекта и за интервью с А. Н. Перевозчиковым.

Спасибо организаторам совместного конкурса фантастического рассказа Галине Родионовой (Ga_Li), Елене Сандровой (Ironic_Cloud), Андрею Чернышеву (muravied), Ольге Краплак (lowercase). Спасибо всем участникам конкурса.

Спасибо Алексею Владимировичу Караваеву за вступительную статью об истории «Техники — молодёжи» на Интернет-странице Фантлаб.

Благодарю всех администраторов и посетителей сайта, вносивших информацию о журнале в базу Фантлаб!

------------------------------

Все публикации проекта "90-летие журнала «Техника — молодёжи»" на сайте Фантлаб.

-------------------------------

Сегодня предлагаю вашему вниманию библиографию журнала на основе информации (edition) сайта Фантлаб. Представлено содержание всех номеров. Обновляться список будет один раз в год.

==============================================================

Техника — молодёжи № 1 1933 — № 12 2023

==============================================================

Техника – молодёжи 1933

Техника – молодёжи № 1 1933

  1. От редакции, стр. 1

  2. А. Александров. Новому соратнику и бойцу (заметка), стр. 2

  3. Г. Пятаков. Дорогие товарищи! (заметка), стр. 2

  4. Н. Бухарин. Привет новому борцу! (заметка), стр. 3

  5. В. Бубекин. Привет новому собрату! (заметка), стр. 3

  6. А. Александров. Овладение техникой и задачи комсомола, стр. 4-11

  7. Завод заводов, стр. 12-13

  8. М. Каплун. Комсомол — школа пролетарской интеллигенции, стр. 14-19

  9. Опыт и практика

    1. Л. Лазаревский. Учеба у станка, стр. 21-24

    2. В. Файнберг и И. Флеров. Количество, качество, себестоимость, стр. 24-26

    3. П. Коган. Опыт «Сталинского забоя», стр. 27-31

    4. И. Бразуль. Заповеди бригады Черняковой, стр. 31-32

    5. В. Стеклов. Не дадим растрачивать миллионы, стр. 32-34

    6. Война станколомам, стр. 35

    7. Письма о неполадках, стр. 36-37

    8. Трибуна комсомольской инициативы, стр. 38-39

  10. В цехах техники и науки

    1. П. Капустин. Электричество и машина, стр. 40-45

    2. К. Ливанский. Заявка диспетчера, стр. 45-46

    3. И. Большенцова. Тысяча двести побед, стр. 47-49

    4. Из прейскуранта наших богатств, стр. 50-51

  11. Жизнь замечательных людей

    1. Лев Гумилевский. Рудольф Дизель (очерк), стр. 52-54

    2. Инж. Фрадкин. Сади Карно, стр. 56-57

  12. Обзор печати

    1. Фотографы неграмотности или опыт, который равен нулю, стр. 58-59

  13. Занимательная техника

    1. Из календаря мировой техники, стр. 60-62

        [О Томасе Море и его книге «Утопия»] (заметка), стр. 61

    2. К. Вейгелин. Осуществим ли полет на мускулах (очерк), стр. 63

    3. Трибуна технического творчества, стр. 64

    4. Эврика, 3-я стр. обложки







  Подписка

Количество подписчиков: 74

⇑ Наверх