В результате опроса посетителей сайта, в самом конце прошлого года "Локус" определил лучшие фантастические произведения XX-го и XXI-го веков по категориям (роман, короткий рассказ — Short Story, короткая повесть — Novelette, повесть — Novella) и направлениям — НФ и фэнтези. В короткой форме деления на фэнтези и НФ не было. Собственно итоги опроса по крупной форме уже были опубликованы на Фантлабе. Результаты по малой форме не вызвали такого интереса, хоте мне, к примеру, всегда интереснее были короткие произведения. И уж, конечно, написать талантливый рассказ не легче, чем огромную эпопею. Здесь вспоминается хрестоматийный случай с Самуилом Маршаком, который на просьбу написать "хоть маленькое стихотворение" ответил с возмущением: "неужели вы думаете, что маленькие часы сделать легче, чем большие". Каждый рассказ — это как признание в любви, в короткий текст надо вложить все самые главные мысли, самые главные чувства. И никакой фальши. И ничего лишнего.
Результаты опроса оказались довольно интересными, но и предсказуемыми. Конечно, проголосовало не так много народу, чтобы говорить об абсолютной объективности рейтинга (более-менее серьезное количество голосов набрали лишь первые 15-20 произведений в каждой категории), но почти любое произведение, упомянутое в этом списке "Локуса" заслуживает внимания. Особенно — произведения 20-го века. В списке победителей не оказалось ни одного рассказа Шекли, который считается у нас чуть ли не величайшим мастером рассказа. С одной стороны — как правильно заметили у нас на форуме — у Шекли очень много рассказов высокого уровня и нет какого-то произведения, которое бы ярко выделялось в творчестве писателя, с другой — популярность Шекли у нас всегда была ощутимо выше, чем на Западе. Я очень люблю Шекли, но "Седьмая жертва" заняла только 62-е место, "Специалист" — 70-е... Увы. Не попал в 50 лучших и Уильям Тенн. Хотя на Фантлабе его рассказ "Срок авансом" занимает 36-е место среди зарубежных повестей и рассказов. Зато мало издававшиеся у нас Джеймс Типтри-младший и Теодор Старджон захватили несколько позиций в каждой категории. На первом месте среди коротких рассказов великолепный рассказ Артура Кларка "Девять миллиардов имён Бога", лауреат ретроспективной "Хьюго" 1954 года (на Фантлабе он всего на 508 месте среди зарубежки, но оценки в целом имеет весьма хорошие), среди лидеров ещё два философских рассказа Кларка — "Звезда" и "Часовой". Сильная притча Урсулы Ле Гуин "Уходящие из Омеласа", возникшая из идеи Достоевского о "слезинке замученного ребёнка" на 2-ом месте среди рассказов. Далее — два известнейших рассказа Харлана Эллисона, хотя мне больше нравится второй из них — "У меня нет рта, а я хочу кричать" — мощнейший рассказ, пропитанный тяжелой, безысходной атмосферой. Рассказ Брэдбери "И грянул гром", один из величайших рассказов всех времён, наглядно показавший работу "эффекта бабочки" при неосторожных путешествиях во времени, лишь на 6-ом. Следом расположились — Хайнлайн с ещё одним просто виртуозным рассказом о временных парадоксах. Уильям Гибсон с культовым рассказом киберпанка "Джонни-мнемоник", Типтри-младший с непереведенным пока на русский The Screwfly Solution. Замыкает десятку мрачный рассказ Ширли Джексон "Лотерея". На 11-ом "Будет ласковый дождь" Брэдбери, поэтичный и трагический рассказ(на Фантлабе — 6-ой!), который, впрочем, не входит в число моих самых любимых у Рэя. Так же, как и "Велд" (24-е), хотя рассказы — отличные, я поставил им высокие оценки, но у Брэдбери есть и более близкие мне. Мне, пожалуй, даже больше нравится "Всё лето в один день", занявший 48-е место. Один из моих любимых рассказов Азимова — на 12-ом. Автор и сам включал "Последний вопрос" в число своих самых любимых рассказов. Рассказ Боба Шоу "Свет былого" я читал так давно, что почти полностью забыл, та что — умолчу о нём. Следом за ним идут: ироничная антиутопия Воннегута "Гаррисон Бержерон", насыщенный поэзией (в том числе — и в самом прямом смысле слова) рассказ Хайнлайна о слепом поэте -"Гомере космоса", "Игра с крысодраконом" К. Смита, юмористический рассказ Пола — попытка представить себе жизнь людей в далёком-далёком будущем, пронзительный шедевр Эллисона "Джеффти пять лет", собравший чуть ли не все фантастические премии, уже упоминавшийся "Часовой" и рассказ представительницы феминистской фантастики Джоанны Расс, в своё время даже немного удививший меня агрессией по отношению к мужчинам. Из попавших в список отмечу ещё рассказы Биксби, один из самых по-настоящему страшных рассказов, что мне доводилось читать, "странный" атмосферный рассказ Терри Биссона, самый знаменитый рассказ Аврама Дэвидсона, любимую у нас "Абракадабру" Рассела, гениальную "Сонату без сопровождения " Карда, прекрасный, красивый и романтичный рассказ Мартина "Мистфаль приходит утром", ещё один рассказ о путешествиях во времени — Бестера, весьма ироничный, "Лжец" Азимова, где впервые, насколько помню, были сформулированы "три закона робототехники", которые для фантастики важны не меньше, чем законы Ньютона, "Троллев мост", один из лучших рассказов Геймана и великолепный, но не слишком известный рассказ Деймона Найта "Страна милостивых" о преступнике, жестока наказанном в утопическом обществе будущего.
Рассказы 21-го века знакомы мне гораздо хуже — из 20 я читал только шесть. И лучшим из этих шести был, безусловно, рассказ Теда Чана, нынешнего "короля рассказов". Думаю, "Вдох" вполне заслуженно расположился на первом месте. Довольно сильные, но и гнетущие впечатления остаются после "Отпевая сестру" Лэнеган. "НЕЧТОжества" Уоттса — это взгляд на события в фильме "Нечто" со стороны самого Нечто, его размышления.
Среди "коротких повестей" 20-го века ожидаемо победил любимец Фантлаба — "Цветы для Элджернона" (ср. балл на нашем сайте — 9, 25, безоговорочный лидер среди малой прозы), на 2-ом и 3-ем местах тоже выдающиеся произведения Азимова и Желязны. Очень хороши "Короли-пустынники" Мартина (5-е). Симпатичная, хоть и слегка наивная "Марсианская одиссея" Вейнбаума на 15-ом. Радует, что один из лучших рассказов (у нас он числится рассказом) "золотого века" "Арена" Брауна попал в 20-ку. На 21-ом Отличная повесть Джеймса Блиша "Поверхностное натяжение". Одно из лучших произведений, из числа созданных гениальным Роджером Желязны "Жизнь, которую я ждал" — на 31-ом. В число "избранных" попали две повести Дика, самые, наверное, известные, и во многом — благодаря экранизациям. И две культовых повести Лавкрафта.
В 21-ом веке безраздельно правит Тед Чан. И по заслугам. Хороший рассказ Геймана, совместивший в себе миры Лавкрафта и Конан Дойла — на 3-ем. Часто называли произведения Бачигалупи.
Из Болгарии пришёл дивный альбом художника Петра Станимирова (моя статья о нём в "Даркере") "Вдъхновен от Стивън Кинг/Inspired by Stephen King". Как понятно из названия на обложке — внутри иллюстрации к произведениям "короля ужасов". Коллекционное издание : каждый из 500 экземпляров пронумерован и подписан автором. Текст на двух языках — болгарском и английском, толстая мелованная бумага, суперобложка, огромный формат, 64 страницы, в подарок прилагается брошюра с черно-белыми иллюстрациями Станимирова "по Кингу", выполненными в гротескной манере. Почему у нас не могут издать что-то в этом роде? А если и издадут, то стоить это будет как поездка в ту же Болгарию.
Из-за бликов картинки получились мутноватыми и не столь яркими, как в альбоме, но всё же позволяют получить общее представление о книге.
автограф художника, номер экземпляра и буклет с чёрно-белыми иллюстрациями
Осталось чуть больше суток Пора уже подводить некоторые итоги. Итак:
Конец света, о котором столько говорили майя, так и не наступил Ну и ладно. У меня на работе в течении полугода был почти "конец света" на одном отдельном вверенном участке, так что — было не до пустяков в планетарном масштабе. В связи с загруженностью на работе творческие планы реализовывались не слишком бодро, но кое-что удалось сделать.
Статьи в замечательном журнале "DARKER". Или даже :"замечательные статьи в замечательном журнале". Впрочем, судить о качестве статей — право читателей, но то, что статьи рассказывают о малоизвестных в России, но весьма интересных сторонах "вселенской тьмы" — это факт.
В Новосибирске проведена мини-презентация сборника, опять же — с моим участием.
И помимо этого написано и нарисовано много всякого разного.
И для Фантлаба, конечно, составлена и проверена куча библиографий (мной лично составлены и открыты на сайте такие авторы: Янчо Чолаков, Адриан Лазаровски, Барон Олшеври, Наталья Шнейдер, Александр Дитрих, Анна Семироль, Николай Караев, Карел Яромир Эрбен). Эта разновидность творчества остаётся для меня одной из самых интересных.