Фриц Лейбер «Побросаю-ка я кости»
- Жанры/поджанры: Сюрреализм
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Неопределённое время действия
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Джо отличался необыкновенной меткостью и хорошо владел правой рукой. Он мог с метров пятнадцати метнуть кусок кирпича, выпавшего из стены, чтобы забросить его на старое место в кладке, мог издалека попасть крысе камнем в голову, а еще он считал, что неплохо кидает кости.
Тут как раз в его городишке открылось игорное заведение, куда Джо решил наведаться.
Входит в:
— антологию «Опасные видения», 1967 г.
— антологию «Nebula Award Stories 3», 1968 г.
— антологию «The Hugo Winners, Volume 2», 1971 г.
— сборник «The Best of Fritz Leiber», 1974 г.
— сборник «Ship of Shadows», 1979 г.
— антологию «The Science Fiction Hall of Fame, Volume III», 1981 г.
— антологию «The Fantasy Hall of Fame», 1983 г.
— сборник «The Ghost Light», 1984 г.
— антологию «The Best of the Nebulas», 1989 г.
— сборник «The Leiber Chronicles: Fifty Years of Fritz Leiber», 1990 г.
— антологию «Зовите его демон», 1991 г.
— антологию «Марсианская Одиссея», 1991 г.
— антологию «Большое Солнце», 1992 г.
— антологию «Империя мрака», 1992 г.
— антологию «Сатанинская сила», 1992 г.
— антологию «Жемчужины зарубежной фантастики», 1993 г.
— антологию «Багряная игра», 1994 г.
— антологию «Фантастика века», 1995 г.
— сборник «Selected Stories», 2010 г.
— антологию «2113: Stories Inspired by the Music of Rush», 2016 г.
Награды и премии:
лауреат |
Хьюго / Hugo Award, 1968 // Короткая повесть | |
лауреат |
Небьюла / Nebula Award, 1967 // Короткая повесть |
- /языки:
- русский (19), английский (22), итальянский (1), польский (1)
- /тип:
- в планах (1), книги (40), самиздат (2)
- /перевод:
- Д. Арсеньев (1), А. Белломи (1), Н. Блинов (1), А. Брискина (1), Е.М. Видре (2), Л. Довлатов (2), К. Егорова (1), А. Иванов (1), В. Коган (1), К. Кузнецов (2), А. Лазовский (1), С. Славгородский (1), Я. Цесля (1)
В планах издательств:
Издания:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
pontifexmaximus, 17 февраля 2024 г.
После прочтения данного рассказа сама собой на ум пришла ставшая мемом фраза «Ничего не понятно, но очень интересно». И даже не в этой вот приглаженной редакции, а в непечатно звучащем исходном варианте...
Вообще ничего не понятно. То ли на Земле действие происходит, то ли на Плутоне. Если на Плутоне, то какого рожна там по невесть откуда взявшимся рекам шастают колесные пароходы и вся обстановка подозрительно похожа на брэдберианско-саймаковские маленькие городки? Если на Земле, то какого лешего ради посреди бытовых подробностей, намекающих на времена расцвета культуры хиллбилли, когда и примус то был чудом техники, то и дело глаголют о межпланетных полетах, о марсианских всяких штуках и прочем?
И в целом тут какой-то винегрет из научной фантастики, мистики, готики, детских сказок, легкого порно, проповедей пасторов-евангелистов и еще черт знает чего, а персонажи через три страницы полностью меняют свои прежние свойства на совершенно новые, противоречащие предыдущим. И то от текста веет домашним уютом, то замогильной жутью...
И еще метафора на метафоре сидит и гиперболой погоняет, и если бы это был роман, то автора хотелось бы побить, но в нужный момент повествование обрывается...
Когда перестает быть интересно, но от этого покамест еще не стало хотя бы чуточку понятно...
Не уверен, что деятели, раздававшие хьюги с небьюлами, поняли сами, что именно их зацепило, но они дали и то, и другое сразу, чтобы их не обвинили в том, что и они ничего не поняли...
Нортон Коммандер, 25 декабря 2020 г.
Когда перечитал этот рассказ в сборнике, где были два романа и несколько рассказов Фрица Лейбера, то заметил, что рассказы показались мне на порядок более сильными, чем романы. Не буду писать отдельные отзывы на другие рассказы, чтобы не умножать сущности, но рассказы «Девушка с голодными глазами» и «Дымный призрак» производят и сейчас сильное впечатление, хоть и написаны в 40-е (!) годы.
Что же касается «Пора бросить кости» (или «Побросаю-ка я кости»), то это просто уровень лучших рассказов Рэя Брэдбери или Роберта Шекли. Здесь все элементы подобраны мастерски — стиль, атмосфера, психология главного героя и образы других персонажей, напряжённый сюжет, детали и элементы мира. Понятно, за что получены «Хьюго» и «Небьюла».
romanpetr, 16 июня 2021 г.
Это произведение Фрица Лейбера — своеобразный шедевр в классике НФ, снискавший много лестных отзывов и наград (Хьюго и Небьюла). Пожалуй основным жанром произведения можно считать сюрреализм с добавленным вкраплением мистики, ибо настоящие события прекрасно завуалированы Лейбером так, что только в конце начинаешь осознавать всю суть происходящего. Блестящий рассказ!
Великолепен стиль изложения. Отличны описания вокруг творящегося действа, персонажей, казино. Местами , как может показаться, автор брал описания из своего настоящего, чтобы лишний раз подчеркнуть необычность обстановки и немного запутать читателей. Прекрасно представлена сцена игорного дома и царящая там необыкновенная атмосфера. Финал несколько шокирует, но грядущая кульминация только усиливает необычную «счастливую» концовку.
Рассказ о побеге от самого себя и своих домочадцев , когда тебе все начинает в этой жизни надоедать. Джо Слатермилл отличался от простых людей тем, что обладал необыкновенной меткостью и превосходно владел правой рукой. Он мог с метров пятнадцати кинуть кусок кирпича, выпавшего из стены, чтобы тот встал на старое место в кладке, мог издалека попасть крысе камнем в голову,... а кроме того он мог неплохо кидать кости. А в его городке открылось игорное заведение, куда Джо решил наведаться и выиграть деньжат. Он всеми неправдами и силами собирается это сделать к вящему недовольству домочадцев.
Отличное произведение — исключительно рекомендуется для чтения!
an2001, 31 октября 2021 г.
Наверное, у множества американских авторов есть свой герой, живущий в небольшом городке, где вроде ничего не происходит. Хотя, казалось бы, должно происходить что-то страшное, невероятное, в конце концов то, что решает судьбу всей жизни на этой благословенной земле — земле Америки, конечно, ибо что может быть дороже для читателя, чем осознание того, что и с ним самим может случится чудо на знакомой до трещинок на асфальте улице, по которой он ходит каждый день.
В общем, да, Джо (а как иначе — что может быть проще и героичнее простого парня по имени Джо) вышел из своего старого дома навстречу неведомому. И он получил это неведомое и страшное (но не для него страшное) в нескольких минутах неспешной ходьбы. Мир не перевернулся вследствие его поступка, но что-то героическое всё же было в игре, в которую он сыграл. А что может быть прозаичнее, но и таинственнее игры в кости.
В конце концов он остался жив. И это, вероятно, главное в том, что произошло в маленьком городке, затерянном в большой Америке, когда обычный горняк Джо решился немного развлечься.
Хотя вот для меня всё это прозвучало как некое пьяное приключение, хотя об алкоголе не было сказано ни слова (и ни капли, в конце концов). Но что ж поделать, если этот рассказ именно для меня прозвучал именно так.
qkd, 22 октября 2020 г.
Когда домочадцы надоели и хочется сбежать в мир полный азарта и приключений, когда чувствуешь силу и ловкость рук, когда готов, к возможно, решающей в жизни схватке, кода ставка больше чем способен предположить... Начинается игра.
Когда уставшая от жизни мать, обделённая вниманием жена и утомившийся от уличных драк и ревматизма кот, видят как их мужчина решил тихонько свалить из дома дабы проветрится-поиграть... В силу вступает хитроумный план.
vam-1970, 24 ноября 2018 г.
Наивысший балл — за стиль изложения. Прекрасное описание действительности, природы, казино, персонажей -редко такое в фантастике встретишь. Сюжет — на разные вкусы читателей — от мистики до сюрреализма. Финал потрясающ! — до финала — обычное произведение об игроках в казино, финал сразу задает жанр. И кстати , спасает от смерти героя, что приятно
maxxx8721, 20 июня 2017 г.
Рассказ о высоком искусстве игры в кости.
Сюрреализм — вещь двоякая. С одной стороны совершенно непонятно, что происходит, но именно сюррализм дарит набор сюжетов, образов, которые иногда поражают своей необычностью.
«Побросаю-ка я кости» для меня как раз случай, когда написано достаточно интересно, интригуеюще, затягивающе, но чем дальше читаешь, тем больше на лице возникает гримаса непонимания. Более того, чем больше возрастает непонимание, тем меньше желания читать дальше. Первая половина рассказа действительно классная, а вторая идет по нисходящей. Увы, концовка подсознательно кажется неожиданной, эдаким лихим поворотом, но находящимся в дремучем лесу. И поворот этот, увы, не выводит на открытую дарогу, а наоборот — еще больше заводит в дебри.
Тиань, 12 января 2014 г.
Странная вещь. Редкий случай, когда я не поняла, что же случилось с героем. Начало понятно: шахтер, умеющий классно бросать кости, пришел в город и сел играть с мистическим Большим Игроком, сначала выиграл, потом проиграл, потом убежал, а в финале вдруг начал жевать игральные фишки и мысленно благодарить жену, что еды ему достаточно приготовила и на дорогу домой ее точно хватит, даже на длинный путь вокруг света... Жена булки пекла, конечно, — три штуки: две длинные, одну круглую. Наверное, в этом есть некий глубокий смысл. Но от меня от ускользнул.
Однако, несмотря на непонятность, рассказ понравился. Сначала автор показывает нам бедную унылую лачугу, где живут унылые люди и кот. Но живут не бедно, индейку матушка кушает, свежий хлеб невестка печет, и напитки горячительные не на последние деньги покупаются. Скорее скучно живут. Оттого и попивают.
Затем мы видим потрясающе красивую ночь, когда космос приближается к человеку. Но человек в унынии своем этого не видит. А космос все время рядом с ним. На протяжении всего рассказа автор напоминает об этом сравнениями, метафорами. Когда появляется персона Большого Игрока — это уже не кажется странным. Когда рядом с человеком космос, воплощение в мире одной из высших сил вполне естественно.
Очень понравилась сцена, когда Большой игрок предложил герою последнюю партию — жизнь против всех проигранных денег и мира в придачу. Свита Большого Игрока возопила, что жизнь шахтеришки-неудачника не то, что мира, гроша ломаного не стоит. Но Большой Игрок так не считал. Перед лицом высшей силы (пусть и недоброй) жизнь человека оказалась равноценной миру.
Герой жизнь проиграл, естественно. Не миру же пропадать. Но решил проблему просто и изящно — проломил башку воплощению Большого Игрока. Хрупкой черепушка у высшей силы оказалась. А на кону, кроме жизни героя, жизни его близких стояли — мамы, жены, кота. Пусть они унылые, не молодые, не красивые, но... видимо, любимые, раз смогли стать для героя якорем даже в такой вот игре.
И хочется верить, что приготовленной женой еды герою действительно хватит до дома, какой бы дальней дорогой ему не пришлось идти.
Необычный рассказ. Не вполне понятный, но затягивающий и с очень хорошим послевкусием.
JohnNorrik, 3 февраля 2016 г.
Очень хорошо написанный рассказ, суть которого для меня так и осталась нераскрытой. Не написать отзыв просто не мог, ведь давно не читал таких странных но при этом приятных рассказов.
Самый большой плюс за атмосферу и антураж игрорного дома. Возможно, какой нибудь азартный игрок прочитав данное произведение понял бы его лучше, но мне то до этого далеко. Очень, очень много вопросов было после окончания его прочтения. И ответить однозначно на них все нельзя. Это тоже весомый плюс произведения.
Советую всем.
mario1205, 10 июля 2015 г.
Сам не до конца понял всю суть этого рассказа, но как написано-красиво, изящно и сочно. Автор мелкими штрихами изображает мир работяги Джо-неприветливый, мрачный, но в то же время такой родной, где Джо очень комфортно.
В первый раз я решил, что повествование ведётся от имени Джо,
Это лично моё мнение. Пусть этот рассказ-аллегория даст каждому возможность решить, что же произошло (и где) когда работяга Джо решил -«Побросаю-ка я кости.»
Vizioner, 10 февраля 2011 г.
Прекрасный, хорошо прописанный рассказ со множеством находок. Удивляют и кажутся лишними многочисленные космические метафоры вроде «пауков с Марса» и «женщин с Венеры»(шутка), но видимо такая была космическая эпоха в шестидесятых, звавшая человечество на звезды и автор не решился вставить историю в антураж современного города. Но эти космические метафоры придают тексту особую поэтичность и рассказ написан так глубоко, что не остается сомнений — Лейбер знает, как будет лучше.
Хорошо описаны герои — даже самые «мертвые» из них — живее всех живых. А игральные кости с изображением черепов из рубиновых точек обозначающих числа на ребрах — их так и хочется взять в руки.
Начало затянутое, но когда на черное бездонное сукно стола падают кости — начинается триллер и не можешь дождаться окончания дуэли между главным героем и Большим Игроком.
Немножко большего хотелось от концовки, но в целом она и не могла быть другой, слишком гротескным было состязание двух великих игроков.
Рекомендую к прочтению даже тем, кто не читает фантастику.
Sri Babaji, 20 марта 2011 г.
Действительно странный, необычный и прекрасно написанный рассказ — гротескная история борьбы честного игрока с тем, кого можно назвать как угодно.
Одно из лучших произведений Лейбера, не побоюсь этого слова, шедевр.
jonx, 24 октября 2008 г.
Давно не встречал фантастических произведений, которые ставили бы меня в тупик после прочтения.
Но вот это наконец случилось. И слава Богу. И на чем я остановился? Пока так: похоже Мужчина обречен на игру, риск, проигрыш... И когда он окончательно в Последнем Прыжке скатывается под гору, вернуть к жизни его могут только близкие (может быть даже недалекие, старые, нелюбимые и некрасивые): Жена, Мать, Сестра, мистер Пузик (можно заменить на Барсик, Киса, Кузя и т.п.)