Фриц Лейбер «Грядёт пора развлечений»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Постапокалиптический Нью-Йорк. Приехавший англичанин спасает девушку в маске от наезда на неё автомобиля с хулиганами и в знак благодарности получает приглашение посетить её поздно вечером на квартире...
Входит в:
— журнал «Galaxy Science Fiction, November 1950», 1950 г.
— антологию «The Best Science Fiction Stories: 1951», 1951 г.
— антологию «Galaxy Reader of Science Fiction», 1952 г.
— сборник «A Pail of Air», 1964 г.
— антологию «Modern Masterpieces of Science Fiction», 1965 г.
— сборник «The Secret Songs», 1968 г.
— антологию «The Vortex Blasters and Other Stories», 1968 г.
— антологию «Science Fiction Hall of Fame, Volume One», 1970 г.
— сборник «The Best of Fritz Leiber», 1974 г.
— антологию «Histoires de fins du monde», 1975 г.
— антологию «Science Fiction: Contemporary Mythology», 1978 г.
— антологию «The Road to Science Fiction #3: From Heinlein to Here», 1979 г.
— антологию «Galaxy: Thirty Years of Innovative Science Fiction», 1980 г.
— антологию «Isaac Asimov Presents The Great SF Stories 12 (1950)», 1984 г.
— сборник «The Ghost Light», 1984 г.
— сборник «The Leiber Chronicles: Fifty Years of Fritz Leiber», 1990 г.
— антологию «Фата-Моргана 3», 1992 г.
— антологию «A Century of Science Fiction: 1950-1959», 1997 г.
— сборник «Selected Stories», 2010 г.
— антологию «Самое далёкое плавание. Посвящается Хьюго Гернсбеку», 2018 г.
— антологию «The Big Book of Cyberpunk», 2023 г.
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1951, ретроспективная // Рассказ |
- /языки:
- русский (3), английский (31), французский (2)
- /тип:
- книги (34), периодика (1), самиздат (1)
- /перевод:
- О. Клинченко (2), И. Невструев (1), П. Сулас (2)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 13 октября 2021 г.
Странный рассказик от автора саги о Фафрхеде и Сером Мышелове. Америка сразу после третьей мировой. Города лежат в развалинах (включая и знаменитый небоскреб Эмпайр Стейт), кругом зоны повышенной радиации, люди носят маски и счетчики Гейгера, а по ТВ показывают репортажи о поединках мускулистых женщин с изнеженными мужчинами. Гостящий в Нью-Йорке англичанин спасает от серьезных неприятностей очень привлекательную девушку. В благодарность она назначает ему свидание в укромном месте и хочет, чтобы он увез ее к себе на родину (там женщины масок не носят). Только вот поведение у девушки весьма странное: ее поступки сильно расходятся с ее словами...
Честное слово, когда я читал этот рассказ, у меня появились вполне законные подозрения, что автор просто описал один из своих ночных кошмаров. Мало того, что общество недалекого будущего выглядит весьма непрезентабельно, так еще и персонажи ведут себя крайне нелогично и глупо. Какие-то странные парни пытаются сорвать с героини платье, наехав на нее кабриолетом, увешанным рыболовными крючками! Это ж из какого дурдома надо было сбежать, чтоб до подобного додуматься... Про идею «сексуальной реабилитации» борцов я вообще молчу! Голая девушка в маске танцует на сцене, но на нее никто внимания не обращает (как тут не вспомнить известную песню Джо Кокера «You can leave your hat on»), зато на героиню рассказа запало сразу пять (!) человек. Что в ней такого особенного?? Трясется от страха, как осенний лист, и даже не может сформулировать причину, по которой так боится! Да и англичанин тоже хорош: лезет на рожон в чужом городе из-за случайной встречной, хотя видит, что она явно «не в себе». Тут психиатров вызывать надо, а он с ней мило беседует! Похоже, они все там, в этом будущем, немного «стукнутые». Финал оставляет двойственное впечатление и выбрать правильный вариант не так-то просто: нужно внимательно вчитываться в текст. Одно порадовало — русские ни в чем не уступают америкосам и не носят эти дурацкие маски!
--------------
РЕЗЮМЕ: один эпизод из жизни постъядерного Нью-Йорка. Крайне странный во всех отношениях. Может, автор специально хотел шокировать читателя картиной такого невзрачного будущего, показав неизбежное вырождение человечества после Третьей мировой?
vam-1970, 31 марта 2018 г.
Рассказ — номинант премии Хьюго 1951 года, ретроспективной. Для нас теперяшних -это гримасы мира Постапокалиптики. Совершенно другие нравы и правила поведения. Герой как бы приехав из Англии, окунулся в другой мир. Если бы мы там оказались, впечатления героя были бы нашими впечатлениями.
god54, 3 октября 2015 г.
Очень хороший пример социальной фантастики, в которой очень велика доля психологии и эмоций. Постапокалиптика, как и постреволюция, всегда порождает новую культуру, новые отношения, традиции и поведение обычных людей. Автору удалось всего лишь небольшими мазками передать суть новой цивилизации, которая сразу установится понимаемой, а оттого и более неприемлемой. В остальном автору удалось передать психологию безответной любви, основанной на извращенных чувствах боли, издевательства и т.п. И, конечно, текст: слова сочетаются друг с другом и плетут кружева фраз и общий смысл возникает перед глазами. Одной фразой, рассказ заслуживает помещения в коллекцию, ибо он неординарен.
therolinguist, 2 октября 2011 г.
Читаю написанные отзывы и удивляюсь: похоже, все кроме меня, поняли, о чем рассказ. Я и с сюжетом-то совладать не могу, куда уж там до философской концепции.
Прочла оба перевода. Видно, что оба далеки от совершенства — местами они просто друг другу противоречат — но перевод Клинченко («Увидеть красоту...») все-таки немного логичнее и понятнее.
Пожалуй, напишу спойлер — не для публики, а чтобы разобраться. Про маски писать не буду.
Трое мужчин нападают на женщину, очевидно, пытаясь напугать.
Главный герой, от лица которого ведется повествование, оказывает ей помощь. Они знакомятся, она приглашает его к себе.
От нее они едут в некое заведение.
В такси показывают спортивную схватку мужчины по имени Зирк и женщины. Зирк проигрывает.
Героиня говорит, что трое нападавших ревнуют. Из-за борца.
В баре героиня рассказывает, что бойцы-мужчины после проигрыша отыгрываются на девочках для битья.
Она просит главного героя помочь ей бежать из страны.
В том же баре оказывается Зирк с двумя спутницами, предположительно женщинами-борцами.
К ним подходят трое нападавших и приглашают женщину побороться.
Зирк выпроваживает троицу, говоря, что так они не добьются его расположения.
Зирк демонстрирует, что их с героиней близко связывают странные отношения.
Главный герой бьет Зирка.
Героиня бьет его и начинает утешать Зирка.
Главный герой в расстроенных чувствах уходит из бара и мечтает скорее убраться из Америки.
Чего я не понимаю и какие есть возможности.
Трое в черном — любовники героини или поклонники Зирка, обижающие его «девочку для битья», чтобы разозлить его перед боем? Или еще кто-то? Они случайно оказались в баре, пришли туда, зная ее привычки или просто потому, что вращаются в одних кругах?
Героиня с самого начала разыгрывала перед героем спектакль, как в новелле «Не тот человек» фильма «Четыре комнаты», или действительно хотела бежать с ним, но так и не решилась? Если второе, то что её остановило, тяжелая психологическая зависимость или жалость к Зирку? Или, может быть, даже любовь?
Все-таки я склоняюсь к тому, что это рассказ про мир, в котором наступил тот следующий, «женский» день, который все давно предсказывают. Ведь мужчина, которого с общественного одобрения побила женщина, может отыграться на другой только потому, что его жертва ему это позволяет.
alex1970, 22 января 2011 г.
Интересный рассказ о постапокалиптическом обществе Америки, в которое попал чужак, не знающий местных нравов.
Тут и постапокалиптическая мода, и сексуальная зависимость «рабыня — хозяин» (но без секса) и просто психологическая жестокость.
Финал довольно ожидаем (особенно где-то с середины рассказа), но интересен.
gumanoid5, 7 ноября 2010 г.
Великолепный рассказ на редчайшую тему постапокалиптической моды и женской садо-мазо зависимости.Хотя я бы назвал это испорченностью:wink:.
Alexandrin, 6 ноября 2009 г.
Самое смешное, что рассказ вспомнился именно вчера, когда на улицах появилось так много людей в марлевых повязках, в связи с объявленной эпидемией гриппа. :smile: Насколько все же порой странная штука человеческая память.
Рассказ, в общем-то понравился. Хотя раньше наверное не был так актуален как сейчас — в век развития компьютерных технологий и имитаторов чувств человеческих. Понравился именно конец — то что мы видим или хотим видеть в другом человеке, порой оказывается совсем неприятным и некрасивым. Маски путают нас. А человеческое воображение — штука очень опасная.
dycost, 13 декабря 2007 г.
Рассказ одновременно грустный и пугающий.
Заставляет задуматься.
О том, что в и нашем мире разве не носят люди маски, хотя и невидимые и не на лице, а на той оболочке (чуть не назвал операционной системой:frown:), которую принято называть душой, и разве то, что долго спрятано под масками не начинает бледнеть, трескаться, разлагаться, и если эту маску все же в конце-концов сдернуть, что мы под ней увидим?
asb, 1 мая 2007 г.
Неплохое многообещающее начало (женщина в маске — это так сексуально). Но конец слишком прост.