Рэй Брэдбери «Каникулы на Марсе»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское
- Место действия: Вне Земли (Марс, спутники Марса )
- Время действия: Близкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Война на Земле закончилась, все погибло, а на Марс прилетают люди, которые решили отречься от образа жизни, погубившего земную цивилизацию, они хотят стать марсианами...
Входит в:
— цикл «Канонические марсианские хроники» > роман «Марсианские хроники», 1950 г.
— антологию «Strange Ports of Call», 1948 г.
— антологию «World of Wonder», 1951 г.
— журнал «Tops in Science Fiction, Spring 1953», 1953 г.
— сборник «К — значит космос», 1966 г.
— антологию «Science Fiction of the Forties», 1978 г.
— антологию «The Road to Science Fiction #3: From Heinlein to Here», 1979 г.
— сборник «И грянул гром: 100 рассказов», 1980 г.
— антологию «Alien Worlds», 1981 г.
— антологию «Isaac Asimov Presents The Great SF Stories 8 (1946)», 1982 г.
— антологию «Американская фантастика», 1988 г.
— антологию «The SFWA Grand Masters, Volume 2», 2000 г.
— антологию «2099 Antología de Ciencia Ficción», 2012 г.
— сборник «The Collected Stories of Ray Bradbury: A Critical Edition. Volume 2: 1943-1944», 2014 г.
- /языки:
- русский (33), английский (12), испанский (1), итальянский (1), молдавский (1), украинский (1), польский (1)
- /тип:
- книги (46), периодика (1), аудиокниги (3)
- /перевод:
- Л. Жданов (24), Д. Моничелли (1), И. Мынэскуртэ (1), А. Терех (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
artem-sailer, 3 ноября 2022 г.
В последних рассказах «Марсианских хроник» Брэдбери нагоняет на читателя тоску безысходности — вероятно, по этой причине финальное произведение цикла подчёркнуто оптимистично: да, Земля потеряна, люди не смогли сохранить родную планету и сдержать огонь самоуничтожения, но у нас есть Марс, где повзрослевшая цивилизация может попробовать начать всё заново. Быть может, на этот раз выйдет что-то более жизнеспособное и никому не нужно будет умирать.
Может, и так. Хотелось бы верить, что это так. Однако в реальности перспективы достичь Марса и закрепиться там пока так и остаются несбыточной мечтой, можно сказать, что Марса у нас с вами нет, поэтому у нас с вами задача номер один — во что бы то ни стало сохранить жизнь на Земле. Dixi et animam levavi.
drugndrug, 3 января 2021 г.
Завершающий рассказ “Марсианских хроник”. И не только потому, что он стоит в оглавлении последним. В нём чувствуется завершительный аккорд идейной мысли произведения. Хотя сей опус повествовал о освоении людьми Марса, но на самом деле речь шла о том, как люди живут на Земле, что люди делают с Землёй, что люди делают друг с другом. “Марсианские хроники” рассказывали о образе жизни «который сейчас выжигают с лица Земли». Да, стоит признать, люди за последние двести лет сильно продвинулись вперёд в научно-техническом отношении. За всю историю существования человеческого рода ещё не происходил такой резкий скачок в развитии. Но на духовно-нравственном уровне мы, люди, не готовы к такому прогрессу. То, как сейчас человеческое общество в своём большинстве применяет современные технологии, очень похоже на игры маленьких детей со спичками.
Устами отца семейства, перебравшегося на Марс и взорвавшего ракету, дабы не было искушения вернуться на погибающую Землю, говорит сам Брэдбери: «Жизнь на Земле никак не могла устояться, чтобы хоть что-то сделать как следует, основательно». Но почему? И если поразмыслить, то можно прийти к выводу, что человечество в своём большинстве эгоистично, что человечество само себя делает центром всего Сущего. Человек внушил себе мысль, что он – венец творения. Хотя зачастую напоминает хищное и опасное животное.
Человек прекрасен и красив, когда он что-то любит, когда готов на самопожертвование, когда ему дороги другие люди и интересен мир, жизнь, но… он становится невыносимо уродлив, когда “любит” только самого себя. Нравственная работа над самим собой помогает ему сохранять человеческий облик и не скатываться до уровня безумного зверя, осознающего только своё существование и вследствие этого уничтожающего всё живое вокруг.
Есть в нашей жизни духовный закон. Мы, люди, должны его не забывать. Он гласит: «Тот, кто уничтожает – будет уничтожен сам. Тот, кто разрушает – разрушит самого себя».
«Тот образ жизни доказал свою непригодность и сам себя задушил», — говорит отец семейства. И вместе с тем же Брэдбери не ставит крест на человечестве. Он верит в его созидательный потенциал. Он переносит на Марс две семьи, чтобы они впоследствии стали фундаментом нового образа человеческой жизни. Брэдбери вовсе не пытается сказать, что это реально возможно (ибо затея эта – утопия от начала и до конца, разумеется). Автор просто не хочет, чтобы человек окончательно погиб.
Darth_Veter, 21 ноября 2020 г.
Последняя новелла «Марсианских хроник» была написана автором с одной целью — дать понять, что для человечества еще не всё потеряно и есть мизерная надежда на будущее. Хотя у этой надежды весьма тонкие ноги: она основывается на горстке людей, сбежавших на Марс от последней войны. Их глазами мы видим мертвую планету, хозяевами которой стали ветер и пыль, и где остались только руины двух цивилизаций — марсианской и земной. Есть ли у нее будущее? Глава семьи, Уильям Томас, намекает читателю, что сзади летят еще несколько ракет с такими же беженцами, а, значит, с людьми еще не покончено. Но есть ли будущее у человеческой цивилизации? Сможет ли она возродиться с такой горстки людей? Тут каждый думает по-своему.
Родители умышленно не говорят детям о закате земной жизни, представляя полет на Марс своего рода пикником, походом на рыбалку. Самый старший из детей, конечно, понимает, что с этим пикником что-то неладно, но предпочитает не уточнять, доходя до всего своим умом. Наверно, в будущем он станет правителем этой планеты и сам будет решать ее проблемы. А пока они летят на глиссере по древнему каналу и надеются увидеть легендарных марсиан, о которых были наслышаны еще на Земле. Когда глохнет последняя из радиостанций Миннесоты, папа понимает, что назад дороги уже нет и взрывает свою ракету. Если Берт Эдвардс не прорвется, никакого будущего у их коллектива не будет. Да и что эпохального могут сделать три мальчишки и четыре девчонки? Генетика утверждает, что для гарантированного разнообразия необходимо несколько тысяч особей данного вида...
Но, пока в запасе есть несколько десятков лет, надежда не умирает, потому что она любит верить в чудо. Может, спасется гораздо больше людей или Марс не так мертв, как кажется. В конце концов, где-то там еще есть Сэм Паркхилл с женой из «Мертвого сезона», Уолтер Грипп с Женевьевой Селсор из «Безмолвных городов» и киборги-двойники семьи Хетэуэя. От последних, впрочем, никакого толка не будет: они созданы для ублажения одного-единственного человека, которого уже нет в живых.
Брэдбери писал свои «Хроники...» в смутное и тревожное время. Пять лет, как закончилась самая кровавая война в истории, но ее отголоски всё еще гуляли по планете. Бывшие союзники снова стали врагами и начали новый порочный круг: в апреле 1949 года был образован военный блок НАТО, ставивший целью уничтожение СССР и его союзников. Его «оборонный» характер был опровергнут в семи вооруженных конфликтах, которые члены блока развязали без какой бы то ни было угрозы своей безопасности. В 50-е годы образовалось несколько социалистических государств и стало ясно, что нового противостояния уже не избежать. Так что перспективы были весьма мрачные. Поэтому эмоциональный фон «Хроник...» далеко не оптимистический. Наивно было ждать, что закончатся они хорошо. К счастью, мировой войны в 1962 году избежать удалось, а вот мелких была целая вереница — в одной Европе только семь штук! Благодаря Америке и НАТО, рухнули законные правительства Ирака, Ливии, Афганистана, Гренады, Чили и Украины. Таких «побед демократии» было бы гораздо больше, если б не провалились попытки захвата власти в Сирии, Эфиопии, Венесуэле, Филиппинах, Никарагуа, Кубе и Иране. Так что основания для тревоги у Брэдбери всё же были. Особенно после развала СССР, который долгое время был гарантом от эпохальных потрясений в политике. После 1991 года мир изменился кардинально. Началась тихая и неприметная «холодная» война — война санкций, эмбарго, сговоров и провокаций. Если ничего в дальнейшем не изменится, нас ждет еще одна война, на этот раз «горячая». И, возможно, она действительно станет последней...
----------
ИТОГ: мрачное не по-американски завершение марсианских хроник. Надежда, конечно, остается, но она не так крепка, чтобы быть в этом уверенным. Человечество, к сожалению, так и не стало нацией космического масштаба: нас по-прежнему разделяют границы и разногласия. Не дай нам бог начать освоение других планет! Потому что тогда наши проблемы умножатся сами собой...
Oreon, 12 августа 2016 г.
Грустно конечно, но хоть какую-то надежду автор оставляет, спасибо и на этом.
А так для меня концовка неоднозначна, как и весь роман, кстати. Он безусловно хорош, но не однозначен. Вот хорошо ли, что человек вроде бы получил ещё один шанс? Человек, он чем-то лучше марсиан? Почему автор не дал марсианам такого шанса? А есть ли он всё же у землян? Так прилетит ли корабль с невестами? Вот я и говорю — всё не однозначно.
Кроме того у автора замечательно выходят психологические сцены: тень оставшаяся на стене от детей и летящего мяча, смышлёность старшенького из этого рассказа, «пойдёмте я вам покажу живых марсиан» и всё такое, но достоверность хромает и здесь и по всему роману. Неужели все таки улетели с Марса ради самоубийственной войны? Оставить детей, жену, стариков в глубоком тылу — нет? Всех с собой в ядерный котёл? И это не один такой безумный, а все поголовно кроме двух потерянных и одной семьи сначала опоздавшей, а потом вымершей? А на Земле, так таки никого выжившего, кроме одного мёртвого дома и позже всё равно издохшей собаки? А в этом рассказе, отец семейства всё время оглядывающийся, не летит ли кто за ним чтоб добить его ракету? Это я правильно понимаю, что на умирающей Земле, кто мог из недобитых тупо добивал всех пытавшихся спастись, ради того только, чтоб не умирать в одиночку? Потому никто не смог выжить? А ракету зачем было подрывать? 20 лет прятал на Земле, а на Марсе спрятать не мог? А если через 15 лет, чтоб не умереть, как семья археологов из одного из предыдущих рассказов, понадобится срочно достать сыворотку от ветрянки, что делать будет, новую ракету строить?
Но Уильям Томас с семьёй спасся, ни один дворник, ни один студент, домохозяйка, рабочий, фермер, даже учёный, профессор или военный не спасся; Уильям Томас — бывший губернатор спасся! Странно, что не сам президент с семьёй, было бы еще логичнее. Где справедливость? Тут пишут, что простые люди не виноваты в войне. Ой ли? Простые люди не шли, не убивали других таких же простых людей по приказу? Бросили работу финансирующую войну или производящую боеприпасы? Или не голосовали за подобного губернатора/президента обещавшего выиграть войну за пару недель или «обратить весь остальной мир в ядерный пепел» (цитата из недалёкого реала)? Так что не надо ля-ля, бездействие и отсутствие противодействия делает вас (нас) соучастниками.
Yarowind, 26 октября 2016 г.
Рассказ о том, что всегда нужно следить за своими словами. Бесспорно, окружающие нас люди часто бывают беспардонными, шумными, надоедливыми настолько, что хочется от них отдохнуть. Но если они исчезнут навсегда, не будет ли вам скучно и грустно?
DeadPool, 23 декабря 2011 г.
Если «Марсианские хроники» были бы закончены на рассказе «Будет ласковый дождь...» , то Брэдбери поставил в романе жирную эффектную точку. Грустную, пугающую, пессимистичную, но точку. Однако автор на то и гуманист и человеколюб, чтобы дать человечеству второй шанс. Матушка-Земля за грехи жестоко наказана, жители Марса уничтожены, но виноваты ли в этом собственно люди — простые люди, никому не желавшие зла, не хотевшие войны? Наверное нет. Брэдбери оставляет надежду не только людям, но и Красной планете. Он дарит Марсу новых марсиан.
Только меня это как-то пугает. Смогут ли эти люди справится с навалившимся на них грузом? И останутся ли они собственно людьми?
Итог: Финал открыт, вопросы повисли в воздухе. Но это и правильно. Шанс дан, надежда есть, жизнь продолжается. Что будет дальше? Я думаю даже автор не даст точного ответа. Пусть каждый делает свои выводы.
evridik, 13 июня 2013 г.
Как здорово было бы провести каникулы на Марсе!.. Сесть в семейную ракету, пролететь сколько-то там миллионов световых лет и оказаться на изборождённой каналами и испещренной древними городами планете! И чтоб марсиане, марсиане непременно входили в стоимость тур.путёвки!
Этот завершающий «Марсианские хроники» рассказ печален. С самого начала глазами маленького мальчика читатель обнаруживает некий обман, недосказанность, и они не уйдут вдруг, как по мановению волшебной палочки. Сначала придётся поплакать, попереживать, потаить истинные чувства. И только потом, когда взрослые раскроют правду, придёт это чувство — не облегчение, нет, но проходящая обречённость.
Как логическое завершение романа «Марсианские хроники», рассказ почти идеален. В нём есть оптимизм, но он не относится к тому, что прожито. Оптимизм в будущем. Но в нём, к сожалению, нет места Земле.
+8
Нортон Коммандер, 9 апреля 2013 г.
Стало быть не зря погибали одна за другой экспедиции землян, не зря Бенджамен Дрисколл сажал деревья на Марсе, не зря Стендаль мстил бездушным людям, которые сжигают книги, не зря у капитана Уайлдера душа болела, когда он думал о том, во что люди превратят Марс. Может быть и гибель древней марсианской цивилизации покажется не столь напрасной. Брэдбери даёт людям шанс начать всё с начала.
Сказочник, 30 января 2012 г.
Мастер дает человечеству еще один шанс. Воспользуются ли им новые Адамы и Евы новой колыбели человечества? Кто знает, но сейчас они готовы вдыхать полной грудью ароматы забытых цивилизаций и выстраивать свою...
nerry, 4 апреля 2008 г.
Отличное завершение романа, как уже ниже писалось. Вообще не смотря на все сгущавшиеся краски при прочтении, конец на удивление светлый, есть в нем какая-то потаенная надежда. Может выживем? Может это еще не конец? А еще чувствуется в этом некое завершение круга, ушли марсиане — пришли марсиане. Ведь если вспомнить первые рассказы цикла... Вечные города, мир, спокойстие, образ жизни марсиан. Что выбрали новые жители Марса? Уж никак не истлевшие города по образу и подобию земных.
in-word, 24 апреля 2009 г.
Приятно, что несмотря на критическое отношение к будущему человечества и изрядную долю пессимизма, Брэдбери дает людям еще один шанс. Предлагает выполнить работу над ошибками и начать жить по новому. Хотя лично мне сомнительно, что человек может убежать всего человеческого, что ему присуще, как это пытаются сделать Уильям с семьей. Весь предыдущий (описаный в цикле) опыт пребывния людей на Марсе опровергает такую возможность.
Будеи надеяться, что мы тоже извлечем уроки из цикла, и что нам повезет!!!!!
DKart, 22 января 2010 г.
Кто-то начинает новую жизнь с понедельника, а кто-то — после гибели цивилизации. Конечно Р. Брэдбери преподнес нам очень оптимистическую картину: его герои, на мой взгляд, обладают теми качествами, которые помогут создать лучший мир или хотя бы попробуют создать лучший мир. Р. Брэдбери великий сказочник нашего времени, а сказки просто обязаны заканчиваться счастливым концом.
algaras, 5 февраля 2010 г.
До прочтения этой книги я уж подумал было, что человечеству конец настал... А еще интригует то, что происходило в это время на Земле.
Yazewa, 3 января 2008 г.
Вспомним «Безмолвные города». Один... потом ужасная напарница... спешное от нее избавление... опять один, и это не так уж плохо! А здесь одиночество — но в кругу близких людей. Уход от общества. Тема, неоднократно возникающая у Р.Б. И, кажется, всегда со знаком «плюс».
Его герои не боятся такого одиночества. Страшнее — одиночество в толпе. Безразличие. Рутина.
Кто з нас когда-нибудь да не мечтал о необитаемом острове? Хотя бы на время...
armitura, 12 ноября 2007 г.
Просто какой-то Ной будущего.
Фраза о том, что «вот они, самые настоящие марсиане» врезалась в память надолго.
Великолепное окончание великолепного романа.