Польская писательница и художник Шарлотта Павель (Szarlota Pawel, 1947-2018), настоящее имя Евгения Иоанна Павель-Кролл. Её называют "первой леди польского комикса". Начинала комикс-карьеру в 70-х в газете Świat Młodych. Прославилась в первую очередь циклом комиксов "Йонка, Йонек и Клякс" — о весёлых приключениях подростков Йонки и Йонека и их общего друга хулиганистого чернильного духа Клякса. Приключения Клякса в 70-х — 80-х пользовались огромной популярностью в Польше. Цикл довольно объёмный, вышло где-то около трёх десятков историй (тут надо разбираться подробнее, менялся порядок выпусков, некоторые ранние выпуски Павель потом перерисовала для альбомов, ведь в самом первом эпизоде даже Клякс выглядел немного по-другому). Сериал в основном детский, но в 21 веке Павель нарисовала эротические приключения Клякса. Кстати, идею сериала подсказал Шарлотте Генрик Ежи Хмелевский, "культовый" польский комиксист, которого она считала своим учителем. Павель рассказывала в интервью, что в 80-х её маленький сын приобретал авторитет среди сверстников, когда они узнавали, что его мама автор книг историй про Клякса, и это вдохновляло её на творчество.
Чем Павель особенно интересна для отечественных любителей рисованных историй? Она оказалась в числе первых зарубежных комиксистов, переведённых на русский во время советского комикс-бума конца 80-х- начала 90-х. В 1989 году совместное польско-советское издательско-полиграфическое предприятие "Орбита" выпустило её книжку "Похищение принцессы" (примерно в одно время с другим известным польским комиксом "Суета внутри кита" Барановского). Книга вышла очень приличным — даже по тем временам — тиражом в 200000 экз.
Среди других комиксов Павель надо отметить известный юмористический сериал Kubuś Piekielny о семьях из польского спального района, их бытовых проблемах, взаимоотношениях с соседями; юмористическое фэнтези "Бунт краснолюдков" по сценарию Конрада Левандовского.
Последние несколько лет жизни Павель серьёзно болела; она умерла в 2018 году в доме престарелых. А через год польскую часть Интернета облетела шокирующая новость — библиотека Шарлотты Павель, коллекция комиксов, рисунки, автографы, сувениры были выброшены в мусорный контейнер в Варшаве. Спасти удалось лишь часть коллекции. Есть предположение, что среди пропавших рисунков было несколько неопубликованных историй о Кляксе.
Борис Димовски (1925-2007) — болгарский карикатурист и книжный иллюстратор, один из самых известных карикатуристов страны своего времени.
Окончил Софийскую художественную академию, где учился у Илии Бешкова, выдающегося болгарского графика.
Несмотря на столь солидную классическую школу, он выработал свой нарочито грубый, "примитивный", но очень выразительный стиль рисунка.
Прославился также сотрудничеством с Радоем Ралиным, болгарским поэтом-сатириком и диссидентом. Их совместный сборник "Люти чушки", опубликованный в 1968 году, вызвал грандиозный скандал: на одной из карикатур, сопровождавшейся словами "сытое брюхо к ученью глухо", Димовски изобразил поросёнка с хвостиком-подписью. Чей-то бдительный глаз заметил сходство поросячьего автографа с подписью руководителя страны Тодора Живкова.
Димовски иллюстрировал более 200 книг, в том числе фантастику.
Но для меня он, в первую очередь, иллюстратор великолепных "Габровских анекдотов" (составители Стефан Фыртунов, Петко Проданов). В советское время сборник габровских анекдотов ("габровских уловок") неоднократно издавался в Болгарии на русском специально для советского читателя и неизменно имел большой успех в СССР. Остроумные иллюстрации Димовски прекрасно сочетались с текстом.
Собственно комиксам Димовски уделил не такую уж большую часть своего творчества, но оказался в числе пионеров и вдохновителей "радужной" волны болгарского комикса, в 1979-1980 гг. участвовал в первых двух номерах легендарного комикс-журнала "Дъга" ("Радуга").
В последние годы жизни художник увлекался граффити.
Решил написать несколько статей о восточноевропейских комиксистах. Для начала статья об одном из самых уважаемых современных художников Болгарии Петре Станимирове. Большинство иллюстраций кликабельны.
До Второй мировой комиксы были довольно популярны в Болгарии, но после установления социалистического строя, они, как и некоторые другие "буржуазные заимствования", -оказались фактически под запретом. В "нежелательные жанры" были записаны фантастика, приключения, детектив. Да, в годы войны бульварное приключенческое чтиво иногда использовалось для пропаганды антисоветских и шовинистических идей, но, как обычно, под одну гребёнку запретили все развлекательные жанры. Исключения делались для "проверенных авторов" — советских писателей, или таких величин, как Жюль Верн и Дюма. Ситуация стала меняться после болгарской оттепели второй половины 50-х. Павел Вежинов и Марко Марчевский, признанные мастера соцреализма, вновь сделали приключения, детектив и фантастику законной частью болгарского литературного мира.
Возрождение болгарского комикса началось в конце 50-х — 60-х гг.: "Туманность Андромеды" Лыкатника, Гонгалова, Искреновой; в журнале "Космос" опубликованы "Гриада" Димитра Пеева и Ивана Гонгалова (по книге Александра Колпакова), "Вeликий мaрcиaнин» возвращается" Светослава Славчева и Лиляны Ангеловой. Но коренным образом всё изменилось после выхода первого номера журнала "Дъга" ("Радуга", для того времени вполне невинное название), почти полностью посвящённого комиксам. Журнал начал выходить в конце 1979 года и был приурочен к Международному году детей. Каждый год выходило несколько цветных номеров альбомного формата. По легенде "Дъга" появилась на свет благодаря Людмиле Живковой, дочери руководителя страны, Тодора Живкова, которая была в Болгарии куратором культуры и искусства. "Дъга" публиковалась с подзаголовком «рассказы в картинках» (буржуазное слово «комикс» в названии решили не употреблять). В каждом номере появлялось с десяток эпизодов разных сериалов от разных болгарских художников и сценаристов. Основой комиксов служили как оригинальные сюжеты, так и адаптации литературных произведений — "Томек на тропе войны" Шклярского, "Девочка с Земли" Булычёва, "Моя жизнь среди индейцев" Шульца, "Ян Бибиян" Елина Пелина...
Парой комиксов отметился советский художник и режиссёр-мультипликатор Вячеслав Котёночкин.
В лучшие годы тираж "Радуги" доходил до 180000 экземпляров (огромная цифра для небольшой страны), но в 1992 году журнал постигла печальная участь — из-за отсутствия финансирования и конкуренции со стороны хлынувших в Болгарию западных комиксов он закрылся. Всего вышло 42 номера. Для многих болгар, выросших в 80-е — 90-е "Дъга" до сих пор является предметом культа и коллекционирования. Одним из тех, кто создавал культовый журнал, был художник и сценарист Пётр (Петър) Станимиров (1952 г.р.). В 12 лет он нарисовал комикс об индейцах, ещё через несколько лет вместе с приятелем — комикс о вымышленном концерте "Битлз" на софийском стадионе "Васил Левски". В "Радуге" Станимиров начал публиковаться с 1982 года. Первой работой стал сериал "Двубой с Касандра" по сценарию известного болгарского фантаста Светослава Славчева , основой для сценария в свою очередь послужила одноимённая повесть Славчева из цикла об астронавигаторе Ферне. Правда, имя героя почему-то изменили с Ферн на Янтар. История понравилась читателям и Станимиров нарисовал по сценариям Славчева ещё два небольших (по 2 эпизода) комикса о Янтаре для "Радуги", опубликованных в 1983-1984 гг., А также ещё один комикс по сценарию Славчева — "Крепостта на безсмъртните" (1984-87).
Также в "Радуге" был опубликован юмористический фантастический комикс "Карамела Му, Пуки и галактическите пирати" (сценарий М. Чолаковой), в котором Станимиров отказался от своего реалистического детализированного стиля рисунка в пользу более карикатурного.
И, конечно, интересна оставшаяся неоконченной адаптации стивенсоновского "Острова сокровищ", 9-й эпизод был опубликован в 1990 году, а последний так и не напечатали, а потом он был утерян.
С 1980 года в Болгарии начал выходить ещё один комикс-журнал "Чуден свят", в котором помимо комиксов публиковались фантастические и детективные рассказы. Из-за меньшего формата и плохой бумаги он не приобрёл такого культового статуса, как "Радуга", но в 80-х тоже был популярен.
Для журнала "Чуден свят" Станимиров совместно с Евгени Йордановым (и тот и другой выступали в качестве художников и сценаристов) подготовил комикс, который считается лучшим в истории журнала — "Радул", приключенческий комикс с патриотическим содержанием. Действие происходит в первой четверти 19 века, болгарский гайдук Радул сражается с турками, участвует в греческом восстании. Комикс очень динамичный, со множеством драк. Первый эпизод вышел в 1983 году.
.
В этом же журнале появился двухсерийный фантастический "рассказ в картинках" "Бор", написанный (совместно с Л. Петровым) и нарисованный Станимировым.
"Бор""Бор"
В конце 80-х "Чуден свят" приказал долго жить. Ему на смену пришла комикс-газета "Разкази в картини". Времена уже были другими, стали доступны западные образцы комиксов, начали меняться и болгарские комиксы.
В газете "Разкази в картини" был размещены комиксы Станимирова по сценарию Ивана Мариновски. "Пулси" и "Неотера". "Неотера" — крутой планетарный боевик "в традициях Э Р. Берроуза", два героя из местного племени совершают путешествие по наполненной всевозможными чудовищами планете.
.
С начала 90-х Станимиров больше сконцентрировался на книжной иллюстрации (но комиксы не забросил) и добился здесь больших успехов. Он иллюстрировал фантастику, детские книги, классику, ужасы, первые болгарские издания Стивена Кинга и Дина Кунца, и в 2009 году его работы были включены в американский альбом лучших иллюстраторов Кинга Knowing Darkness: Artists Inspired by Stephen King. В 1998 году Станимиров получил высшую болгарскую фантастическую награду "Гравитон" "за вклад в болгарскую фантастику", шесть раз номинировался на премию "Еврокон"; он лауреат "Премии Константина Константинова" (2012) за вклад в детское книгоиздание Болгарии, национальной премии "Александр Денков" за вклад в развитие комикса (2015). Станимиров работал в области компьютерных игр и возглавлял издательство, выпускавшее книги-игры. Почётный член общества болгарских писателей хоррора LAZARUS.
В 2011 году у художника вышел лимитированный (500 пронумерованных экземпляров, подписанных автором) альбом "Вдъхновен от Стивън Кинг".
Альбом довольно большой по формату (Муркок из ШФ для сравнения).
На счету Станимирова множество обложек и внутренних иллюстраций к изданиям мировой классики.
В прошлом году Станимиров опубликовал повесть "Денят, в който мама отиде на небето", "страшную сказку для взрослых в духе Геймана". До этого он уже пробовал силы в литературе, выпустив несколько детских сказок.
В число своих любимых комиксов Станимиров включал "Торгал", "Корто Мальтезе", "Тёмную башню",
Ушедший год в плане открытых библиографий оказался очень плодотворным — как для сайта, так и для меня лично. Открыт ряд грандиозных "долгостроев", реализовано несколько интересных тематических блоков. На сайте засияли такие литературные звёзды как Карел Чапек, Морис Метерлинк, Агата Кристи, Болеслав Прус, Эмиль Золя, Д. Х. Чейз, Л. Пантелеев, Василий Ян, Дмитрий Нагишкин, Эдгар Уоллес... Очень много ярчайших писателей-фронтовиков открыто во время майского проекта "Парад Победы": Валентин Пикуль, Михаил Шолохов, Константин Симонов, Эммануил Казакевич, Аркадий Гайдар, Анатолий Рыбаков, Борис Васильев... Я тоже поучаствовал в проекте, подготовив 4 библиографии — Анатолия Митяева, Юрия Никулина, Емельяна Ярмагаева и Рины Зелёной.
Митяев мне хорошо знаком со школьных лет благодаря "Книге будущих командиров", "Книге будущих адмиралов", книгам "1418 дней" и "Ветры Куликова поля", мало кто умел так увлекательно писать о военной истории для детей. Книги Митяева всегда были прекрасно проиллюстрированы, он долгое время был главредом "Мурзилки", понимал, как важны рисунки в детских книгах и признавался, что работая над рукописью, всегда «заботился о том, чтобы художнику было что рисовать». Кроме того, это профильный для сайта автор — у него немало сказок. Мультфильм "Приключения запятой и точки" по мотивам сказки Митяева — один из любимых мультфильмов детства. Митяев — автор многих рассказов о Великой Отечественной войне.
книги Митяева
книги Митяева
Почти забытый сейчас автор Ярмагаев — не фантаст, он писал приключенческие повести для подростков. В начале прошлого года я наткнулся на повесть "Приключения Питера Джойса и его спутника Бэка Хаммаршельда в Старом и Новом свете" и она мне очень понравилась. Классические приключения, пираты, индейцы... Захотелось привлечь внимание к забытому автору.
Юрий Никулин всегда был одним из моих любимых артистов (мне повезло ещё посетить одно из последних его выступлений на арене цирка, хоть и не помню ничего) и я даже собирал всё, связанное с Юрием Владимировичем (книги, вырезки, сувениры). А книга воспоминаний "Почти серьёзно", прочитанная лет в 12, научила любить мемуаристику. Я и не думал, что воспоминания могут быть столь увлекательными. Особенно интересной показалась часть книги, посвящённая военному времени. Здесь рядом смешное и трагическое, героям сопереживает и понимаешь почему Никулин называет войну "величайшим бедствием на земле". До сих пор считаю, что воспоминания Никулина о войне одни из самых ярких. А книга "Почти серьёзно" навсегда осталась в числе любимых книг.
Никулин
Рина Зелёная тоже написала книгу воспоминаний, где войне посвящено немало страниц — артистка участвовала в выступлениях фронтовых артистических бригад. Не все знают, что Рина Зелёная увлекалась литературой, она автор сказки "Мальчик на дельфине", сценария фильма "Подкидыш" (вместе с А. Барто), ряда небольших рассказов (обычно в соавторстве).
Ещё в начале прошлого года немного помог sham'у закончить два важнейших долгостроя — Антона Чехова и Корнея Чуковского.
И открыл библиографию болгарского классика Христо Ботева. Открытие прошло, честно говоря, незамеченным, но сил в подготовку этого автора я вложил очень много (особенно много возни было со статьями, пришлось не только переводить с болгарского, но и сначала трансформировать из старой болгарской орфографии в новую) и считаю его библио одним из своих достижений на сайте.
Мне всегда были интересны Балканы и я много работал в этом направлении. Открыл двух современных болгарских авторов хоррора — Сибина Майналовски и Ивана Атанасова. Патриарха болгарской научной фантастики и детектива Светослава Славчева. Пока работал над библио Славчева, очень заинтересовался феноменом его персонажа Инспектора Стрезова. Славчев придумал Стрезова для колонки логических загадок в журнале "Космос", но герой зажил своей жизнью и неожиданно превратился в самого популярного детектива Болгарии. Славчев (как сценарист) также был среди пионеров болгарского фантастического комикса. Один из его комиксов мне известен ещё с 80-х., я даже пытался учить по комиксу болгарский.
комикс Славчева
Интересно было работать над библиографией Бориса Априлова, болгарского сказочника и сатирика. Его сказка о лисёнке (с элементами социальной сатиры) мне понравилась, да и жизнь у автора была наполнена событиями.
Могилевскую, Романенко и Кириллову я читал ещё дошкольником в прекрасной антологии сказок "Волшебные краски".
Безусловно, Могилевская довольно известный детский писатель. Многие вспомнят, наверное "Марку страны Гонделупы", но эту повесть я впервые прочитал в процессе работы над библио и для меня Могилевская в первую очередь автор сказки о "Королеве Зубной щётке", ибо одноимённый мультфильм нравился мне ещё больше, чем "Приключения запятой и точки" и был одним из самых-самых любимых.
Романченко и Кириллову я знал только по сказкам "Витя в стране Лодырантии" и "Приключения злой отметки Единицы". Информации об авторах в сети было очень мало, но я справился. Заодно прочитал и некоторые другие их произведения.
Бриндаров — не писатель, а известный художник-реставратор, собиратель сказок, ассириец по национальности. Во время Первой мировой войны бежал в Россию из Персии.
Он собирал ассирийские сказки и опубликовал их в 1950 году.
Русафов — болгарский сказочник, популярный во времена социализма, а сейчас подзабытый на родине. Наткнулся в сети на хвалебно-ностальгический отзыв на его книгу сказок, оказалось — в самом деле весьма неплохие сказки.
Владимир Кнари — писатель-фантаст из Белоруссии. Большую часть информации для библиографии предоставил автор и моя заслуга здесь не слишком велика.
А. Мирэ — русская писательница и переводчица Серебряного века, основоположник русского импрессионизма. Женщина очень трагической судьбы (в 16 лет уехала из дома с актёрской труппой, в молодости увлеклась революционными идеями, на некоторое время попала в тюрьму, потом уехала за границу, где жила богемной жизнью, работала натурщицей; один из любовников продал её в публичный дом, она сбежала из борделя, «пешком, прося подаяния», добралась до Парижа и решила вернуться на родину...). Рассказы Мирэ стали для меня открытием несколько лет назад. Очень хотелось сделать её библиографию.
9 авторов открыто в декабре в рамках "Недели балканской фантастики", моего главное проекта прошлого года : Драгутин Илич, Лазар Комарчич, Виктор Анестин, Юрий Лобачёв, Милорад Павич, Атанас Наковски, Вид Печьяк, Стоймир Симьяноски, Владимир Лазович.
Хотелось познакомить посетителей Фантлаба с самыми разными гранями фантастики Балкан, поэтому в список вошли основатели сербской и румынской НФ — Илич, Комарчич, Анестин; самый знаменитый, пожалуй, представитель югославской фантастики Милорад Павич (ещё один долгострой, начатый ещё Клавицепсом); отец сербского (а также русского) комикса Юрий Лобачёв, человек интереснейшей судьбы, заслуживающий отдельного разговора; самый известный македонский фантаст — Симьяноски; один из самых известный фантастов Словении — Вид Печьяк, и представитель Болгарии — Наковски; один из важнейших современных сербских фантастов — Владимир Лазович. Работать над библиографиями было невероятно интересно, особенно над библио Лобачёва, Комарчича, Лазовича.
Итого: 27 авторов из 7 стран. Все — из моей любимой Восточной Европы (Болгария — 7, Россия — 12, Сербия — 4, Словения, Македония, Румыния, Белоруссия).
Страшным оказался год. Фантлаб понёс несколько невосполнимых потерь.
И самая неожиданная и ужасная новость настигла уже в начале года нынешнего. В самом конце декабря умерла Брисоль (Анна Брускова), админ Фантлаба..
Милая, обаятельная девушка. Прекрасный знаток комиксов. На сайте она вела уникальную и удивительно информативную еженедельную колонку новостей и новинок комикс-индустрии.
Вживую мы общались всего несколько раз, но каждый раз складывалось впечатление, что общаешься с родным и невероятно близким человеком. Очень светлая, жизнерадостная, доброжелательная. Очень интересно рассказывала о комиксах. Всегда старалась всем помочь, всех поддержать, особенно людей, связанных с комикс-индустрией — заказывала скетчи у художников-комиксистов, рекламировала в соцсетях, ежегодно делала подарки магазину комиксов "Чук и Гик", участвовала в разнообразных комикс-мероприятиях.
Трудно было поверить в печальную новость, даже когда её разместили на Фантлабе, на сайте магазина "Чук и Гик", на сайте университета, где работала Аня. Казалось, что это нелепая ошибка...
Огромная потеря для Фантлаба, для всех любителей комиксов, для всего русского комикс-сообщества. Но главное, — мы потеряли прекрасного друга.
3 февраля умер Евгений Владимирович Витковскийwitkowsky , писатель-фантаст, литературовед, поэт, переводчик, редактор, главная движущая сила темы "Престиж-Бука" на Фантлабе.
Как антологист и переводчик — настоящая легенда русской литературы. Я ещё пешком под стол ходил, а Витковский уже был одним из составителей антологий европейской поэзии в знаменитой "Библиотеке всемирной литературы". У меня на полке стоит антология "Строфы века — 2: Антология мировой поэзии в русских переводах 20 века", огромнейший томина в 1256 страниц. Дух захватывает от масштабов проделанной работы. Человек энциклопедических знаний.
Я даже гордился, что этот человек проводит столько времени на Фантлабе. Жаль, что мне не довелось с ним пообщаться. Хотя бы в сети. Стеснялся я масштабов этой личности, робел.
1 апреля, словно не желая никого печалить, обратив уход в шутку, умер Борис Завгородний, знаменитый "Фэн №1", легенда советского фэндома. Ещё в школе я читал статью о нём в "Парусе", не думая, что когда-то нам доведётся встретиться. Завгар посещал Фантлаб (Papin-Volzhanin), но на форуме не писал.
Ещё через несколько дней умер после тяжёлой болезни писатель Владимир Свержин. Я курирую его библиографию. Были знакомы лично. Ему было всего 55 лет...
В мае ушёл из жизни один из самых активных участников форума, ветеран сайта (в марте был юбилей — десять лет на Лаборатории фантастики), настоящий патриот Фантлаба, председатель Челябинского КЛФ Виктор Миронович Кропанин, известный на сайте как тессилуч
Инженер, фэн, автор сетевых статей о советской научной фантастике. Собиратель БПНФ "Престиж-Бука", постоянный участник темы.
Он готов был часами общаться о фантастике, порой на форуме его немного заносило, он получал преды за флуд, уходил в бан, но понятно было, что Фантлаб для него — очень важная часть жизни. На форуме тессилуч был одним из любимцев. Вообще, когда человек так увлечён любимым делом — это прекрасно. Тессилуч всегда старался помогать сайту, прислал множество заявок (почти 3000), участвовал в подготовке межавторских циклов.
Я был составителем (совместно с самим Виктором) и куратором его библиографии, хотя общались мы не так много, как стоило бы. Был подписан на статьи в его авторской колонке. В свою очередь и он был одним из моих подписчиков.
Последняя статья в колонке Кропанина от 24 апреля называлась "Планы на лето 2020":
цитата
Читать стал плохо: из новинок 2-3 книги в месяц, но перечитываю эпохальные произведения. Книжные магазины закрыты.
На лето запланировал прочитать:
В Молодяков "Валерий Брюсов" (ЖЗЛ)
Ф Карсак "Так скучают в Утопии" (вставлен роман А Маршана "Робинзоны космоса-2")
М Ренар "Руки Орлака"
Г Г Эверс "Альрауне"
В Щепетнёв "Брюсова жила"
Планам этим не суждено было сбыться и публикации в колонке оборвались на этой оптимистичной ноте.
Форум без него осиротел.
23 июля умер ещё один известнейший лаборант — Мух(писатель Михаил Сухоросов, 49 лет). Без него форум тоже трудно представить
В августе после тяжёлой болезни ушёл из жизни Edred (Александр Лютиков), редактор, издатель, составитель серий. Тоже 55 лет...
Профессионал своего дела. На форуме он охотно делился эксклюзивной информацией о книгах, издательских планах. Присылал немало заявок.