Уолтер М. Миллер-младший «Кантата для Лейбовича»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика )
- Общие характеристики: Религиозное (Христианство (Католичество )) | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Пережившие мировую ядерную войну уничтожили все книги и любые другие проявления знаний. Немногие оставшиеся в живых учёные нашли приют в церкви. Новая религия — поклонение научным терминам и другим оказавшимся лишёнными смысла артефактам прошлой жизни.
Рассказ позже был переработан в «Fiat Homo», первую часть романа «Страсти по Лейбовицу».
Входит в:
— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, April 1955», 1955 г.
— антологию «The Best Science-Fiction Stories and Novels: 1956», 1956 г.
— антологию «The Best from Fantasy and Science Fiction, Fifth Series», 1956 г.
— антологию «The Vintage Anthology of Science Fantasy», 1966 г.
— антологию «Sociology Through Science Fiction», 1974 г.
— антологию «Histoires de fins du monde», 1975 г.
— антологию «The New Awareness: Religion Through Science Fiction», 1975 г.
— журнал «The Magazine of Fantasy & Science Fiction, October 1979», 1979 г.
— антологию «The Magazine of Fantasy & Science Fiction: A 30 Year Retrospective», 1980 г.
— антологию «The Road to Science Fiction #4: From Here to Forever», 1982 г.
— антологию «Sacred Visions», 1991 г.
— антологию «Фата-Моргана 3», 1992 г.
— антологию «The Road to Science Fiction: Volume 4: From Here to Forever», 1996 г.
- /языки:
- русский (2), английский (13), французский (2)
- /тип:
- книги (15), периодика (2)
- /перевод:
- И. Невструев (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 29 сентября 2021 г.
Изначальная авторская версия этого произведения содержала только краткое изложение истории обретения орденом альбертинцев свитков святого Лейбовица (Лейбовича в русском переводе). Первоначально Миллер-младший хотел показать значимость для постапокалиптического общества работ обычных ученых. Тот же Лейбовиц участвовал в разработке «оружия Судного Дня», за что и поплатился, будучи повешен благодарными согражданами, словно вор. Но основанный им орден сумел сохранить для будущих поколений научно-техническое наследие ушедшего в небытие мира. Его архивы стали тем самым Основанием, каковое поможет людям восстановить со временем свою утерянную цивилизацию. Большинство монахов, подобно герою рассказа, не понимает содержимого найденных светков, создавая вокруг них ореол божественной мудрости. Брат Френсис, к примеру, посвятил себя созданию копии одного из оригинальных чертежей основателя ордена — транзисторного регулятора узла 6В. Вокруг этой копии, созданной по всем канонам христианской иконописи, собственно, и закручивается сюжет рассказа. Очевидно, ограниченность объема не позволила автору реализовать все свои задумки, и позднее он вновь вернулся к сюжету, чтобы расширить его до романа, который получил название «Страсти по Лейбовицу». В нем действительно чувствуется реальная атмосфера неуклонно деградирующего общества христианского образца, а образы героев оказались расширены и углублены, не говоря уж о самом сюжете. Ну, а рассказ получился не слишком удачным — его финал повис в воздухе, оставив заложенную в нем мысль незавершенной.
---------------
РЕЗЮМЕ: одна из хроник постъядерного общества, рассказывающая о том, как монахи сберегают материальные свидетельства далекого прошлого. Рекомендуется к чтению только в полном варианте (в форме романа).
god54, 10 ноября 2021 г.
Неплохой рассказ, который ценен своей финальной частью: любой труд ценен, а труд собирателя и хранителя знаний ценен вдвойне. Сегодня авторы размножили самые невероятные взгляды на проблему постапокалиптики, слишком много исписано страниц, слишком много идей и сюжетов, но этот малый рассказ ценен по своему, ибо он был в числе первых и заслуживает того, чтобы был продолжен в большом романе.
Groucho Marx, 31 августа 2016 г.
На мой взгляд, этот рассказ лучше романа, написанного на его основе. Всё, что следовало бы сказать, уже сказано здесь. Роман просто подробно растолковывает мысли рассказа для непонятливых.
Роман, конечно, замечательный, один из лучших в мировой НФ. Рассказ — почти гениальный.
alex1970, 19 апреля 2011 г.
Очень хороший рассказ (часть романа) о мире, пережившем ядерную катастрофу, в котором церковь пытается спасти крупицы оставшихся знаний (при этом уже не зная, что же значат охраняемый слова — тут показательна дисскусия об электроне).
Мрачно, отличный образ главного героя.
Конечно, с момента написания появилось много постапокалиптики, но рассказ Миллера не утратил своей актуальности
kinofan, 1 августа 2008 г.
Потрясающе, мрачно, с большой примесью черного сарказма показана деградация общества, после глобальной ядерной катастрофы.
После катастрофы прошло шесть столетий. Католическая церковь возродилась и пытается хоть как-то регулировать «опростившиеся» общество. Монахи, искренне верящие в то, что сохраняют остатки знаний для будущий поколений, механически копируют все оставшиеся разрозненные документы из разных областей, ничего в них не понимая и не стараясь разобраться, что важно, а что нет, подчас, в стремлении облагородить оригиналы, искажают истинный их смысл.
Автор, наверное, по-настоящему религиозный человек, горько иронизирует над внешней мишурой церкви, над непониманием или нехотением понять того, что действительно необходимо, над скатыванием к средневековью.
Кто еще не читал, обязательно прочтите – одно из лучших произведений, не только фантастики.
Veronika, 18 января 2008 г.
Аннотация оставляет желать лучшего. А именно: чтобы книгу сначала прочли, а затем аннотации писали. Ну какая НОВАЯ РЕЛИГИЯ??? Описан католический монастырь в суровых условиях. В раннем Средневековье монахи переписывали библейские и античные тексты, у Миллера они копируют старые чертежи. Они не поклоняются научным терминам, а просто пытаются их сохранить. Верят они в Бога, и поклоняются Богу.
Первая часть — пожалуй, самая печальная.
Konst, 9 ноября 2008 г.
При оценке этого произведения обязательно стоит учитывать, что написано оно в 1955 году. И, по видимому, является весьма актуальным для того времени: первое десятилетие холодной войны, которая в любой момент могла стать «горячей». Страх человечества перед угрозой ядерной войны. Fiat Homo — один из возможных сценариев постапокалиптического будущего Земли. Чувствуется, что писал религиозный человек. Мрачный мир, упадок общественных институтов, и католическая церковь, как оплот цивилизованных ценностей. Такое себе новое средневековье.
grigoriy, 5 января 2010 г.
Почему все давшие отзывы, пишут о книге? Мы говорим о рассказе. К сожалению при том обилии
сценариев жизни после атомной войны(катастрофы?) , которое мы сейчас имеем, рассказ ничем не выделяется. Надо бы оценивать его тогда, когда он появился..