"Молодость" не единственный анимационный клип "Мумий Тролля": в 1999 году был создан аниме-клип на песню "Утекай", который принято называть «Утекай 2» или «Утекай 2» (манга), чтобы отличить от более раннего и более знаменитого клипа на ту же песню (ссылка на «Утекай 2» выложена в комментарии mitriyijz к первой части статьи); весьма интересными оказались анимационные клипы "Лепесточки" 2011 года, режиссёр и художник — Артём Лоскот, и "Страху нет", 2005, режиссер — Юрий Александров (Muss).
Теперь обратим взоры на братскую Беларусь.
Талантливый белорусский режиссёр Алексей Терехов (студия Cosmosfilm), проживающий ныне в канадском Торонто, хорошо известен своими видеоработами на песни группы "Ляпис Трубецкой".
Впрочем, Терехов работает и с другими музыкантами из разных стран мира, вот такой замечательный клип он сделал для американской группы Gogol Bordello.
Художник Артур Молев родился в Ленинграде в 1969 г. Десять лет учился в Мухинском училище (это потому что часто отчислялся). С 1994 года сотрудничает с группой "Аукцыон", легендой российского рок-авангарда. С 1998 по 2001гг. Артур участвовал в создании четырёх анимационных клипов: «Птица», «Чудовище», «Музатик», «Жидоголонога», на музыку группы «АУКЦЫОН» и В. Волкова. Вот две совершенно изумительных работы с характерной для Артура графикой, стилизованной под детские каракули.
"Чудовище", 1999 год. Стихи Велимира Хлебникова, музыка "Аукцыона". Речитатив знаменитого Хвоста (Хвостенко). Режиссёр Алексей Антонов.
"Жидоголонога". Музыка — "Аукцыон". Стихи — Д. Озерский. Режиссёр А. Антонов.
Известный российский аниматор москвич Святослав Ушаков, 1967 г. р., прославился клипом "Харумамбуру" на песню группы «Ногу свело»
В 1996 году он также принимал участие в создании клипа на песню группы Ноль "Человек и кошка", нарисовал главную героиню — кошку и сыграл как актёр (это он стучит в клипе на пишущей машинке), всё остальное нарисовал Анатолий Тур. В создании клипа участвовали также режиссёры Алексей Алексеев, Игорь Вейштагин и Олег Кузовков. С 1998 по 2002 г. Ушаков работал в США, затем вернулся в Россию.
Андрей Золотухин (род. 1966) работал в США и Швейцарии. Лауреат Премии «Эмми» Американской академии телевидения «За достижения в области анимации».
В 2009 году снял клип "Молодость" для группы "Мумий Тролль". В клипе использованы материалы анимационного фильма Золотухина «Колыбельная».
В 2012 году отечественной анимации исполнилось сто лет — 26 марта 1912 года (8 апреля по новому стилю) состоялась премьера первого российского анимационного фильма – «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» гениального российского ( а потом, по понятным причинам, к сожалению — французского) аниматора Владислава Старевича. Решил я опубликовать в своей колонке несколько заметок о российской анимации.
И начну с заказной анимации, с анимационных музыкальных видео.
Пожалуй, самым интересным отечественным аниматором-клипмейкером является Дмитрий ("Дим") Резчиков (1962 г.р.), также много работающий и в области рекламы. Анимацией Резчиков начал заниматься с 1989 года. Учился и работал на студии "Пилот" художником-аниматором. С 1994 работает на студии "ДЕВОН" режиссером и художественным руководителем. Ведёт ЖЖ-блог — devon9. Клипы Резчикова неоднократно отмечались различными призами. Вот, к примеру, мощный клип группы "Настя" "Голоса" 1995 года, признанный "Лучшим клипом года" на фестивале «Поколение», 1996; и получивший Премию Ассоциации молодых кинематографистов России «Зелёное яблоко – золотой листок» в 1997 г.. Впрочем, для меня гораздо важным обстоятельством является то, что даркеровцы посчитали этот клип одним из самым "хорроровых" по духу российских клипов.
Очень интересен клип "Тишина и волшебство" Tequilajazz совместная работа Резчикова и Владимира Сакова. 1998 год. (приз за лучшую работу художника постановщика на фестивале «Поколение», 1998)
Нестареющий хит "Элис" Михаила Башакова
"Кислое вино" группы "Ва-банкъ", совместная работа Резчикова и Александра Ратновского. 1994 год. На фестивале "Поколение"-95 клип признан "самым скандальным клипом года"! Первый известный музыкальный клип Резчикова.
Клипы Резчикова разнообразны и никогда не скучны, ведь нет зрелища более печального, чем банальная и скучная анимация. Вот ещё несколько шедевров, найти их в сети не составит труда: "Комета" для панк группы "Огненная муха" (1999), каверы от "Приключений электроников" — "Трава у дома" (2003) и "Мой адрес Советский Союз" (2011)
, "Звери" Tequilajazz (1996 — лучшее музыкальное видео года по версии «Fuzz»), "Ждите солнца" "Пилота" (2006).
В 1996 году в России появился первый пластилиновый музыкальный клип — "Веди себя хорошо" на песню группы "Адо". Его снял молодой аниматор Максим Свиридов 1975 г.р.).
. После успеха клипа он сделал на "Пластилиновой студии Макса Свиридова" ещё несколько музыкальных видео в похожем стиле, в том числе — "Завтра выходной" для поп-группы "Заплатки", "Базар-вокзал" ("Поезд чух-чух-чух") для Виктора Королёва , "Бьёт по глазам" (группа Тотал) и "Осень" ("Бахыт-компот").
Мэтры отечественной анимации тоже пробовали свои силы в жанре музыкального видео. Великий Александр Татарский, создатель Пластилиновой вороны и братьев Пилотов, в соавторстве с Андреем Кузнецовым сделал клип "Я дам тебе знать" для "Машины времени". Кузнецов прославился потом в интернете роликом "Арам-зам-зам" с зайцами.
Культовый армянский мультипликатор Роберт Саакянц, поразивший в 80-х своими армянскими сказками весь Советский Союз, снимал клипы для Лолиты и Агутина.
Обладатель «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля гениальный Иван Максимов ("Болеро", "Ветер вдоль берега") был режиссёром и художником "эротического" музыкального клипа "Люба" ("Французская любовь") для Е. Балакина и М. Супруненко. Заказчики от клипа в итоге отказались. Честно говоря, это не лучшая работа мастера. Это признаёт и сам режиссёр:
цитата
— Суть в том, что успешные музыкальные продюсеры, работающие с разными музыкальными коллективами, как правило, любят попеть. Вот двое таких господ решили, что поют не хуже подопечных — неплохо бы и самим записать чего-нибудь. Люди небедные, они наняли себе сессионных музыкантов. Взяли у Виктора Чайки песню «Французская любовь» и записали ее. Когда зашла речь об анимационном клипе, они захотели более изысканную, модерновую стилистику. Но такая воздушность не позволяла делать прикольный жанровый сюжет. Для анимационной жанровости нужны более пластические, гротесковые персонажи. Ими вымечталась стилистика в духе Дон Кихота Пикассо. Можно бы сделать и такой клип. Но это не совмещалось с их же требованиями по прикольности сюжета. Даже для того чтобы выяснить строго: чего же им надо? — требовалось время, которого не было. Задача — успеть ко дню рождения композитора, то есть сделать клип за месяц. И в результате — масса ошибок, халтуры. Мы не спали по ночам. А вышло так себе. Стилистика более или менее традиционная, какую любят все эти музыканты в своих глянцевых клипах. Получился микс: мои персонажи в пластике Рината Газизова. Потом долгое время шли доделки-переделки, перемонтаж. Один из упреков заказчиков — получился мультфильм, а не клип. То есть, понимаешь, акцентирование не музыкального, а типично мультипликационного мышления.
Повествуя о российской прикладной анимации нельзя не упомянуть о Ринате Газизове (1962 г. р.). Уроженец Кирова, Ринат начал свой творческий путь в Ленинграде, в цехе мультипликации "Леннаучфильма". Работал художником-карикатуристом в газетах «Смена» и «Вечерний Ленинград». Сотрудничал со знаменитой анимационной студией "Пилот" Александра Татарского и снимал поначалу странные сюрреалистические фильмы. Цикл мини-мультфильмов Газизова "Происхождение видов" (ироничные зарисовки на тему эволюции) удостоился высшей российской кинопремии "Ника" в 1994 году. С 1994 года Ринат полностью ушёл в шоу-бизнес, создавал рекламные ролики и музыкальные видеоклипы и вскоре стал самым известным российским клипмейкером 90-х — 00-х гг., работающим в области рисованной анимации. Он снимал клипы для Филиппа Киркорова ("Зайка моя", "Милая", "Медсестра") , Наташи Королёвой ("Маленькая страна", "Прощайте детские мечты", "Пидманула"), Ирины Салтыковой, Михаила Шуфутинского ("Пацаны"), Дмитрия Маликова, Анжелики Варум, Валерия Меладзе, Александра Буйнова, Николая Фоменко, Профессора Лебединского. В общем, сотрудничал практически со всей элитой российского "шоу-биза". Все эти работы вам наверняка знакомы: их постоянно крутили по "ящику". Клипы сделаны, безусловно, профессионально, с юмором и самоиронией, но всё же излишне академичны и слащавы. "Поп-музыка" не тяготеет к экспериментам и это сказалось на стилистике клипов, а "ми-ми-ми-образы" мне не слишком интересны, да и "попсу" в целом я не слишком жалую. Из наиболее заметных музыкальных работ Газизова назову ролик И. Салтыковой "Бай-бай", выполненный в достаточно новаторской на то время для российской анимации форме комикса, "Малосольный огурец" Лебединского, "Не сегодня" Варум, "Мерзость" группы AVTO! и, конечно, анимационные составляющие клипов Киркорова, продюсером и художественным руководителем, которых был Олег Гусев. "Зайка моя", кстати, признана лучшим российским клипом 1996 года и награждена премией "Овация". Хотя, на мой взгляд, "Зайка" с гламурными ангелочками весьма пошловата, а вот другой киркоровский клип Газизова "Милая" — лучшая работа Рината, отличается сложным сценарием, достаточно неплохой анимацией и выглядит поинтереснее.
С 2003 г. Газизов живёт и работает в Лос-Анджелесе.
Популярнейшей российской группе "Крематорий" долгое время не слишком везло на хорошие музыкальные видео. Но вот в 2000 году уфимский режиссёр Виталий «Муха» Мухамедзянов сделал для "Крема" анимационный клип на песню "Убежище".
Эта работа стала лучшим, наравне с "Мусорным ветром", клипом группы.
Давным-давно Олег Куваев, будущий создатель сериала "Масяня", играл в одной рок-группе с Александром Васильевым, будущим лидером группы "Сплин". И когда в 2003 году Куваев создал вместе с Катей Гореловой хороший мультипликационный сериал "Магазинчик Бо", то одна из серий стала клипом на песню "сплинов" "Мы сидели и курили". В клипе обыгрывается сюжет "Алисы в Стране чудес". Участвуют герои "Магазинчика Бо" — Чувырла, Охламон, Выпендрёжник, Лапкин, заяц Бо и мультяшные музыканты группы "Сплин".
В результате опроса посетителей сайта, в самом конце прошлого года "Локус" определил лучшие фантастические произведения XX-го и XXI-го веков по категориям (роман, короткий рассказ — Short Story, короткая повесть — Novelette, повесть — Novella) и направлениям — НФ и фэнтези. В короткой форме деления на фэнтези и НФ не было. Собственно итоги опроса по крупной форме уже были опубликованы на Фантлабе. Результаты по малой форме не вызвали такого интереса, хоте мне, к примеру, всегда интереснее были короткие произведения. И уж, конечно, написать талантливый рассказ не легче, чем огромную эпопею. Здесь вспоминается хрестоматийный случай с Самуилом Маршаком, который на просьбу написать "хоть маленькое стихотворение" ответил с возмущением: "неужели вы думаете, что маленькие часы сделать легче, чем большие". Каждый рассказ — это как признание в любви, в короткий текст надо вложить все самые главные мысли, самые главные чувства. И никакой фальши. И ничего лишнего.
Результаты опроса оказались довольно интересными, но и предсказуемыми. Конечно, проголосовало не так много народу, чтобы говорить об абсолютной объективности рейтинга (более-менее серьезное количество голосов набрали лишь первые 15-20 произведений в каждой категории), но почти любое произведение, упомянутое в этом списке "Локуса" заслуживает внимания. Особенно — произведения 20-го века. В списке победителей не оказалось ни одного рассказа Шекли, который считается у нас чуть ли не величайшим мастером рассказа. С одной стороны — как правильно заметили у нас на форуме — у Шекли очень много рассказов высокого уровня и нет какого-то произведения, которое бы ярко выделялось в творчестве писателя, с другой — популярность Шекли у нас всегда была ощутимо выше, чем на Западе. Я очень люблю Шекли, но "Седьмая жертва" заняла только 62-е место, "Специалист" — 70-е... Увы. Не попал в 50 лучших и Уильям Тенн. Хотя на Фантлабе его рассказ "Срок авансом" занимает 36-е место среди зарубежных повестей и рассказов. Зато мало издававшиеся у нас Джеймс Типтри-младший и Теодор Старджон захватили несколько позиций в каждой категории. На первом месте среди коротких рассказов великолепный рассказ Артура Кларка "Девять миллиардов имён Бога", лауреат ретроспективной "Хьюго" 1954 года (на Фантлабе он всего на 508 месте среди зарубежки, но оценки в целом имеет весьма хорошие), среди лидеров ещё два философских рассказа Кларка — "Звезда" и "Часовой". Сильная притча Урсулы Ле Гуин "Уходящие из Омеласа", возникшая из идеи Достоевского о "слезинке замученного ребёнка" на 2-ом месте среди рассказов. Далее — два известнейших рассказа Харлана Эллисона, хотя мне больше нравится второй из них — "У меня нет рта, а я хочу кричать" — мощнейший рассказ, пропитанный тяжелой, безысходной атмосферой. Рассказ Брэдбери "И грянул гром", один из величайших рассказов всех времён, наглядно показавший работу "эффекта бабочки" при неосторожных путешествиях во времени, лишь на 6-ом. Следом расположились — Хайнлайн с ещё одним просто виртуозным рассказом о временных парадоксах. Уильям Гибсон с культовым рассказом киберпанка "Джонни-мнемоник", Типтри-младший с непереведенным пока на русский The Screwfly Solution. Замыкает десятку мрачный рассказ Ширли Джексон "Лотерея". На 11-ом "Будет ласковый дождь" Брэдбери, поэтичный и трагический рассказ(на Фантлабе — 6-ой!), который, впрочем, не входит в число моих самых любимых у Рэя. Так же, как и "Велд" (24-е), хотя рассказы — отличные, я поставил им высокие оценки, но у Брэдбери есть и более близкие мне. Мне, пожалуй, даже больше нравится "Всё лето в один день", занявший 48-е место. Один из моих любимых рассказов Азимова — на 12-ом. Автор и сам включал "Последний вопрос" в число своих самых любимых рассказов. Рассказ Боба Шоу "Свет былого" я читал так давно, что почти полностью забыл, та что — умолчу о нём. Следом за ним идут: ироничная антиутопия Воннегута "Гаррисон Бержерон", насыщенный поэзией (в том числе — и в самом прямом смысле слова) рассказ Хайнлайна о слепом поэте -"Гомере космоса", "Игра с крысодраконом" К. Смита, юмористический рассказ Пола — попытка представить себе жизнь людей в далёком-далёком будущем, пронзительный шедевр Эллисона "Джеффти пять лет", собравший чуть ли не все фантастические премии, уже упоминавшийся "Часовой" и рассказ представительницы феминистской фантастики Джоанны Расс, в своё время даже немного удививший меня агрессией по отношению к мужчинам. Из попавших в список отмечу ещё рассказы Биксби, один из самых по-настоящему страшных рассказов, что мне доводилось читать, "странный" атмосферный рассказ Терри Биссона, самый знаменитый рассказ Аврама Дэвидсона, любимую у нас "Абракадабру" Рассела, гениальную "Сонату без сопровождения " Карда, прекрасный, красивый и романтичный рассказ Мартина "Мистфаль приходит утром", ещё один рассказ о путешествиях во времени — Бестера, весьма ироничный, "Лжец" Азимова, где впервые, насколько помню, были сформулированы "три закона робототехники", которые для фантастики важны не меньше, чем законы Ньютона, "Троллев мост", один из лучших рассказов Геймана и великолепный, но не слишком известный рассказ Деймона Найта "Страна милостивых" о преступнике, жестока наказанном в утопическом обществе будущего.
Рассказы 21-го века знакомы мне гораздо хуже — из 20 я читал только шесть. И лучшим из этих шести был, безусловно, рассказ Теда Чана, нынешнего "короля рассказов". Думаю, "Вдох" вполне заслуженно расположился на первом месте. Довольно сильные, но и гнетущие впечатления остаются после "Отпевая сестру" Лэнеган. "НЕЧТОжества" Уоттса — это взгляд на события в фильме "Нечто" со стороны самого Нечто, его размышления.
Среди "коротких повестей" 20-го века ожидаемо победил любимец Фантлаба — "Цветы для Элджернона" (ср. балл на нашем сайте — 9, 25, безоговорочный лидер среди малой прозы), на 2-ом и 3-ем местах тоже выдающиеся произведения Азимова и Желязны. Очень хороши "Короли-пустынники" Мартина (5-е). Симпатичная, хоть и слегка наивная "Марсианская одиссея" Вейнбаума на 15-ом. Радует, что один из лучших рассказов (у нас он числится рассказом) "золотого века" "Арена" Брауна попал в 20-ку. На 21-ом Отличная повесть Джеймса Блиша "Поверхностное натяжение". Одно из лучших произведений, из числа созданных гениальным Роджером Желязны "Жизнь, которую я ждал" — на 31-ом. В число "избранных" попали две повести Дика, самые, наверное, известные, и во многом — благодаря экранизациям. И две культовых повести Лавкрафта.
В 21-ом веке безраздельно правит Тед Чан. И по заслугам. Хороший рассказ Геймана, совместивший в себе миры Лавкрафта и Конан Дойла — на 3-ем. Часто называли произведения Бачигалупи.
Из Болгарии пришёл дивный альбом художника Петра Станимирова (моя статья о нём в "Даркере") "Вдъхновен от Стивън Кинг/Inspired by Stephen King". Как понятно из названия на обложке — внутри иллюстрации к произведениям "короля ужасов". Коллекционное издание : каждый из 500 экземпляров пронумерован и подписан автором. Текст на двух языках — болгарском и английском, толстая мелованная бумага, суперобложка, огромный формат, 64 страницы, в подарок прилагается брошюра с черно-белыми иллюстрациями Станимирова "по Кингу", выполненными в гротескной манере. Почему у нас не могут издать что-то в этом роде? А если и издадут, то стоить это будет как поездка в ту же Болгарию.
Из-за бликов картинки получились мутноватыми и не столь яркими, как в альбоме, но всё же позволяют получить общее представление о книге.