Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Вертер де Гёте» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 24 декабря 2024 г. 18:31

Я познакомился с Владом в ноябре 2008 на Первой Всероссийской встрече Фантлаба в Подмосковье. Поскольку мероприятие проводилось первый раз, то, как обычно бывает для "пробного шара", народу приехало не так много, в основном москвичи/подмосквичи и питерцы, и только два человека из других городов — в том числе и Пикман. Честно говоря, я ждал встречи с ним с большим интересном. По его статьям, постам на форуме было видно, что человек он очень умный, знающий, с хорошим вкусом, прекрасно разбирающийся в излюбленной теме — хорроре. Даже ник он взял себе — Pickman, думаю, не надо любителям фантастики лишний раз рассказывать из какого произведения Лавкрафта.

Мероприятие проводилось по укороченному графику: вечерние шашлыки, ночь в пансионате, а на следующее утро после завтрака уже по домам. Пикману не повезло, он опоздал на общий автобус, добирался самостоятельно, разбил по дороге очки (а без них плохо видел)... В общем чудом добрался, когда шашлычное мероприятие уже началось. И выглядел очень уставшим. Посидел с нами совсем немного и пошёл спать. Но успел придумать один из самых известных фантлабовских терминов — "пратчетт". "Пратчетт" — это не фамилия, а глагол. "Меня пратчетт" — то есть "мне нехорошо". У Влада вообще был талант к литературной игре, умению строго и просто обозначить явление одним метким словом.

Ночью у него кровь пошла носом, подушка была в крови. Он нас успокоил, мол, это от усталости. Но, видимо, проблемы со здоровьем у него начинались уже тогда.

Мне удалось больше с ним пообщаться, когда мы вдвоём ехали в метро. После это встречались ещё не раз — в Москве, в Питере, в Самаре. Помню как на Питерской Ассамблее Пикман читал лекцию о русском хорроре при свете свечи. Как мы вдвоём проводили на конвенте кинопоказ фантастической анимации. Долго готовились, Влад насоветовал очень много интересных фильмов — в анимации он тоже прекрасно разбирался.

В память о Владе М. С. Парфёнов в 2016 году выпустил сборник "Запах", в который вошла почти вся художественная проза Женевского. Так получилось, что я тоже написал несколько абзацев для предисловия. Вот некоторые фрагменты:

"Общаясь с Владом, я впервые в полной мере понял значение слова "харизма": стоило ему о чём-либо негромко заговорить, как в наших шумных компаниях все замолкали и начинали прислушиваться ("всё, о чём говорит Пикман, — интересно"), он умел захватить внимание аудитории одной неожиданной остроумной фразой. Примечательно, что даже в обычном дружеском трёпе его речь была гармонична и красива, должно быть, сказывалось свойственное большим писателям внимание к деталям, к каждому слову. <...>

Он писал стихи и прозу, замечательные статьи и рецензии, занимался переводами, редакторской работой, организовывал интервью с зарубежными писателями, составлял библиографии на Фантлабе. И делал всё одинаково талантливо и добросовестно. Казалось, что он настоящий волшебник, у которого три руки, как у шамана из песни его любимого "Пикника".

Сделал он очень многое. Даже за столь небольшое время, но мне всегда казалось, что всё, что он уже сделал, это только подготовка, ступени перед новым, гораздо более высоким уровнем. Перед чем-то очень значительным в творческом плане.


Статья написана 11 июля 2024 г. 10:31

5 июля мне исполнилось 50 лет.

17 из них прошли на Фантлабе. Треть жизни.

В связи с этим в Москве 5-6 июля прошёл небольшой "Вертер-конвент". Специально приехали фантлабовцы из Новосибирска и Питера. Пришли москвичи, некоторых я не видел много лет.

Были замечательные подарки, очень много книг, огромный глобус-бар от друзей с Фантлаба.

Но главное — дружеское общение, как в старые добрые времена, когда на встречах Фантлаба царила по-настоящему семейная атмосфера.

Спасибо, друзья!




Статья написана 17 марта 2024 г. 18:07

В апреле 1960 года молодое миланское издательство Feltrinelli, несколькими годами ранее прославившееся первой публикацией "Доктора Живаго" Пастернака, опубликовало толстенькую (почти 800 страниц) антологию Орнеллы Вольты и Валерио Ривы "I vampiri tra noi" ("Вампиры среди нас") с подзаголовком "37 вампирских историй". Книга вышла в серии фантастики и приключений "Il Brivido e l'Avventura". В этой серии выпускались преимущественно антологии фантастики и хоррора, в частности — сборники из цикла "Хичкок представляет", антология советской фантастики и антология эротической фантастики "Fantasesso".

Предисловие к "Вампирам" написал знаменитый французский режиссёр Роже Вадим. Кстати, его настоящее имя Вадим Племянников. Вадим как раз заканчивал снимать в Италии вампирский фильм "Умереть от наслаждения" по мотивам классической повести "Кармилла" Шеридана Ле Фаню и, помня об успехе "хичкоковских" антологий, с радостью воспользовался возможностью дополнительно прорекламировать свой фильм.

Основным составителем антологии выступила Орнелла Вольта (1927-2020), публицист, журналист, искусствовед. Сфера её интересов отличалась удивительным разнообразием — от хоррора в кино и литературе и сюрреализма до классической музыки, архитектуры и исследования социальных причин студенческих волнений во Франции. Особенно притягивали Вольту революционеры в искусстве, она была знакома со знаменитыми писателями-авангардистами — Андре Бретоном и Тристаном Тцарой, но более всего прославилась как крупнейший специалист по творчеству экстравагантного (чего стоит только его фортепианная пьеса "Досады", где музыкальная тема по замыслу автора повторяется 840 раз) французского композитора Эрика Сати (1866-1925), реформатора классической музыки. В 1957 году Вольта переехала в Париж, но продолжала много работать и на родине. В Париже Вольта некоторое время управляла "Музеем-шкафом" Эрика Сати на улице Корто. Этот музей называют самым маленьким в мире, ведь его площадь всего три квадратных метра.

автопортрет Эрика Сати
автопортрет Эрика Сати
Эрик Сати
Эрик Сати
автопортрет Эрика Сати
автопортрет Эрика Сати

В 1967 году Орнелла встретилась и подружилась с великим режиссёром Федерико Феллини, работала в качестве ассистента на съёмках его фильма "Клоуны". Вольту представили Феллини как главного специалиста по вампирам и он, конечно, сказал: "Вампиролог?! Я обязательно должен с ней познакомиться". Феллини и сам не чужд был хоррору и готике, в 1968 году поучаствовал в фильме по рассказам Эдгара По "Три шага в бреду".

Значительно позже Орнелла призналась в интервью, что до того, как начала работу над антологией, мало что знала о вампирах. Но талант, эрудиция и добросовестность помогли ей создать сборник, который на долгие годы стал эталоном в своей области.




Статья написана 6 марта 2024 г. 20:06

В 70-х и в начале 80-х годов в Югославии стремительно рос интерес к фантастике, это время даже называли фантастическим бумом. Но к отечественным авторам у читателя долгое время сохранялось предубеждение, считалось, что югославская фантастика заметно уступает западной. Поэтому местные авторы любили издаваться под звонкими псевдонимами (Астер Файербол, Ричард Андерс, Дейвид Дж. Строрм, Эдвард Кингстон, Вольдемар Лейзи...), герои книг тоже носили иностранные имена, а действие происходило в далёких мирах и разных далёких странах, но только не в Югославии.

Получивший международное признание сербский писатель и исследователь фантастики Зоран Живкович обрисовал ситуацию одной фразой: "Летающие тарелки в Лайковаце не приземляются" ( Лайковац — это провинциальный сербский городок). Фраза получила большую популярность в сербском фэндоме и известна как "закон Зорана".

Ситуация начала меняться в середине 80-х после выхода фэнтези-повести Владимира Лазовича "Соколар", основанной на славянской мифологии и ряда книг других авторов.

Радмило Анджелкович в 1990 году выпустил одноимённый рассказ "Летећи тањири не слећу у Лајковац" ("Летающие тарелки в Лайковаце не приземляются").

Лайковац
Лайковац


Статья написана 4 марта 2024 г. 20:37

Получил в прошлом году грамоту от Представительства Республики Сербской (Части Боснии и Герцеговины) в РФ.





  Подписка

Количество подписчиков: 300

⇑ Наверх