Терри Биссон «Медведи познают огонь»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Этот рассказ, собравший немыслимое количество НФ-премий, вызвал немало обсуждений. Кто-то назовет его душещипательной элегией, а кто-то потерей мечты об Америке. Но... факт остается фактом — медведи бросили зимовать в лесах, и вместо этого принялись осваивать лесные разделительные полосы возле автомагистралей. И, самое главное, многие видели их и с факелами в руках, и сидящих в круге у костра. Медведи, кажется, получили то, что мы, люди, потеряли — искусство наслаждения компанией и теплым огнем в лесу.
впервые в «Isaac Asimov's Science Fiction Magazine», август 1990
Входит в:
— журнал «Isaac Asimov's Science Fiction Magazine, August 1990», 1990 г.
— антологию «The Year's Best Science Fiction: Eighth Annual Collection», 1991 г.
— антологию «Nebula Awards 26», 1992 г.
— антологию «Пригоршня прозы. Современный американский рассказ», 1992 г.
— журнал «Фантакрим MEGA 1992'2», 1992 г.
— сборник «Bears Discover Fire», 1993 г.
— антологию «Die Zeitbraut», 1993 г.
— антологию «Isaac Asimov's Sf-Lite», 1993 г.
— антологию «Third Annual Best Fantasy Stories of the Year», 1993 г.
— антологию «Future Primitive: The New Ecotopias», 1994 г.
— антологию «The New Hugo Winners III», 1994 г.
— антологию «Hugo and Nebula Award Winners from Asimov's Science Fiction», 1995 г.
— антологию «Visions of Wonder», 1996 г.
— антологию «Modern Classics of Fantasy», 1997 г.
— антологию «The Fantasy Hall of Fame», 1998 г.
— антологию «The Greatest Science Fiction Stories of the 20th Century», 1998 г.
— антологию «Masterpieces: The Best Science Fiction of the Century», 2001 г.
— антологию «Nouvelles des siècles futurs», 2004 г.
— антологию «The Locus Awards: Thirty Years of the Best in Science Fiction and Fantasy», 2004 г.
— антологию «The Best of the Best: 20 Years of the Year's Best Science Fiction», 2005 г.
— антологию «The Secret History of Fantasy», 2010 г.
— антологию «Sense of Wonder — A Century of Science Fiction», 2011 г.
— журнал «Lightspeed. Issue 44, January 2014», 2014 г.
— антологию «Корабль призраков», 2016 г.
— антологию «Ноябрьский фантастический марафон 2018», 2018 г.
Награды и премии:
лауреат |
Хьюго / Hugo Award, 1991 // Рассказ | |
лауреат |
Небьюла / Nebula Award, 1990 // Рассказ | |
лауреат |
Локус / Locus Award, 1991 // Рассказ | |
лауреат |
Премия читателей журнала «Азимов» / Asimov's Readers' Awards, 1991 // Рассказ | |
лауреат |
Мемориальная премия Теодора Старджона / Theodore Sturgeon Memorial Award, 1991 // Лучшее произведение малой формы | |
лауреат |
Премия читателей журнала "Science Fiction Chronicle" / Science Fiction Chronicle Reader Awards, 1991 // Рассказ |
Номинации на премии:
номинант |
HOMer Awards, 1990 // Рассказ | |
номинант |
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 1991 // Рассказ | |
номинант |
Литературная премия "Хатафи-Кибердарк" / Premios Literarios Xatafi-Cyberdark, III (2008) // Зарубежный рассказ (США) | |
номинант |
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2008 // Зарубежный рассказ (США) |
- /языки:
- русский (5), английский (21), немецкий (1), французский (1)
- /тип:
- книги (22), периодика (2), самиздат (2), аудиокниги (1), цифровое (1)
- /перевод:
- И. Бонхорст (1), С. Жак (1), П. Катин (2), Ю. Латынина (2)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
amak2508, 11 сентября 2024 г.
Из тех редких произведений, которые и после прочтения остаются загадкой :(. Нет, когда читаешь, всё вроде бы просто и понятно: медведи разводят костры (каким образом — ни автора, ни его героев не заботит), матушку главного героя отдали в дом престарелых (так сейчас и у нас по примеру запада многие делают), главный герой предпочитает шины с камерами внутри и умеет их менять....
Но, закончив читать, задаёшься вопросом — а на кой ляд всё это написано? Мысли здесь вроде бы никакой не проглядывает, развлекательность не сказать чтобы очень сильная, в качестве эмоциональной картинки тоже не работает. Возможно, что здесь что-то очень национальное? Но читаем же мы, например, того же Саймака, куда уж национальнее — и нравится. Или то же «Вино из одуванчиков» Брэдбери....
Almeg, 11 января 2024 г.
Версия перевода «Медведи познают огонь» очень удачная – удачно вот это слово «познание».
Маму ГГ совсем недаром тянет к медведям, она совсем недаром ест ягоды, которые другие люди есть не могут.
Как вот эти медведи – поддерживающие костёр – поняли что-то такое, чего обычные медведи еще не понимают, так и мама ГГ уже знает о жизни и смерти что-то такое, чего еще не знают обычные люди. Знает, что за свет проникает сквозь листву, но не рассказывает сыну и внуку, потому что это знание можно получить только самому, на ощупь – как медведи пока только на ощупь подбирают такие породы деревьев, которые дают больше тепла.
Пока еще ГГ не может есть те ягоды, а медведи не принимают его у своего костра как равного – так, как приняли его, когда рядом была мама – но есть у меня ощущение, что после той – последней – ночи, проведенной с мамой у медвежьего костра – он начал что-то понимать.
И еще есть у меня ощущение, что и мы – те, кто прочитал этот прекрасный рассказ – узнали о жизни, об этом мире и даже, возможно, о смерти чуть больше, чем знали до этого.
Sergio Blanc, 27 марта 2021 г.
Рассказ о том, чего нам так сегодня не хватает — о общении, о сопричастности к чему-то по-настоящему важному, о попытке понять кто мы и что мы в этом мире.
Не нужно в этом небольшом тексте искать сюжетную конкретику. Просто предствавьте себя на лесной опушке возле костра, с медведями и миской ягод в руках. И тогда вам, наверное,станет ясно-о чём рассказ и для кого он.
Добрый, светлый текст с нотками ностальжи и грусти.
Читать не только, и даже не столько любителям фантастики.
Leguha, 9 июля 2016 г.
Запах костра и привкус кислых ягод. Грусть и ирония. Терри Биссон пишет просто и красиво, его искренность очаровывает: «Я понимаю, что мой рассказ сбивчив и то и дело перескакивает с одного на другое, но по-другому не умею». Медведи познали огонь. А люди его потеряли.
vam-1970, 21 ноября 2017 г.
Шесть самых престижных премий и четыре номинации!!!!
Самый для меня непонятный поэтому рассказ. За что? Нет оригинальной идеи, нет яркого финала.
Попробую поразмышлять. Что же всё-таки привлекло многочисленных жюри в этом рассказе?
Медведи начали жечь костры и собираться вместе, греясь вокруг них. Но зачем им греться? Их мех защищает их в любую зиму. Тогда — завораживает пламя костра. Возможно.
Первобытные люди приручив огонь также собирались у костра.Три вещи завораживают человека:течение воды, пламя костра и чужая работа.Так бы и смотрели всю вечность.
Останавливаемся на мысли — костёр завораживает медведей. И второй шаг каков? Начать беседы у костра. Так у человека появилась речь. По всей видимости автор показал начало зарождения разумности у медведей. Следующий шаг будет — начало звуков и речи.
Тогда этим рассказ силён.
Но следующий вопрос -а какова роль бабушки, которая никак не могла умереть по желанию? И умерла только , посидев у костра с медведями. Вот здесь у меня ответа нет.
Возможно тонкости перевода. Особенно они важны в коротких рассказах — когда одно предложение раскрывает соль и изюминку рассказа. Не так перевели -и всё , прощай творчество.
Я думаю последующие читатели додумаются
Aralian, 11 мая 2016 г.
Необычный атмосферный светлый рассказ. Как будто ты сидишь с медведями у того костра.
ceh, 23 декабря 2006 г.
Прекраснейший рассказ-настроение.
Грустный рассказ о прощании с матерью, ностальгический рассказ о родных местах, где автор провел детство. Вообще-то этот рассказ можно, на мой взгляд, использовать как некий барометр «взросления» в литературе. Тем, которые ищут в фантастике прежде всего сюжет, идею, и приключения — он совершенно не понравится. Они просто не поймут — зачем такие рассказы пишутся. А всех тех, кого интересуют совсем другие темы — рассказ очарует. В первую очередь своей атмосферой.
Ozor, идея о «русских» медведях мне понравилась, очень любопытнo.
elsolo, 9 января 2011 г.
Мне, как не американцу, не оценить, но рассказ приятный и лиричный. Простой спокойный и ощущение что не фантастический совсем, подумаешь...
22sah22, 15 июня 2010 г.
Рассказ показался вымученно скучным, но претендующим при этом на некую высшую мудрость. Именно из-за этой недосказанности, из-за этой атмосферности он и запоминается.
god54, 27 августа 2009 г.
Это даже не фантастика. Медведи это фон. Это настоящий классический рассказ относящийся к классической литературе. Это рассказ о человеческих отношениях: родители-дети-внуки... Но тогда, что же такое фантастическая литература?..
ozor, 18 декабря 2006 г.
Символично, что медведь всегда олицетворял Россию. Быть может, она и впрямь пробуждается от спячки и выходит на дорогу процветания?! Но рассказ о другом...