fantlab ru

Терри Биссон «Медведи познают огонь»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.37
Оценок:
277
Моя оценка:
-

подробнее

Медведи познают огонь

Bears Discover Fire

Другие названия: Медведи, узнавшие огонь

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 56
Аннотация:

Этот рассказ, собравший немыслимое количество НФ-премий, вызвал немало обсуждений. Кто-то назовет его душещипательной элегией, а кто-то потерей мечты об Америке. Но... факт остается фактом — медведи бросили зимовать в лесах, и вместо этого принялись осваивать лесные разделительные полосы возле автомагистралей. И, самое главное, многие видели их и с факелами в руках, и сидящих в круге у костра. Медведи, кажется, получили то, что мы, люди, потеряли — искусство наслаждения компанией и теплым огнем в лесу.

© ozor
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

впервые в «Isaac Asimov's Science Fiction Magazine», август 1990


Входит в:

— журнал «Isaac Asimov's Science Fiction Magazine, August 1990», 1990 г.

— антологию «The Year's Best Science Fiction: Eighth Annual Collection», 1991 г.

— антологию «Nebula Awards 26», 1992 г.

— антологию «Пригоршня прозы. Современный американский рассказ», 1992 г.

— журнал «Фантакрим MEGA 1992'2», 1992 г.

— сборник «Bears Discover Fire», 1993 г.

— антологию «Die Zeitbraut», 1993 г.

— антологию «Isaac Asimov's Sf-Lite», 1993 г.

— антологию «Third Annual Best Fantasy Stories of the Year», 1993 г.

— антологию «Future Primitive: The New Ecotopias», 1994 г.

— антологию «The New Hugo Winners III», 1994 г.

— антологию «Hugo and Nebula Award Winners from Asimov's Science Fiction», 1995 г.

— антологию «Visions of Wonder», 1996 г.

— антологию «Modern Classics of Fantasy», 1997 г.

— антологию «The Fantasy Hall of Fame», 1998 г.

— антологию «The Greatest Science Fiction Stories of the 20th Century», 1998 г.

— антологию «Masterpieces: The Best Science Fiction of the Century», 2001 г.

— антологию «Nouvelles des siècles futurs», 2004 г.

— антологию «The Locus Awards: Thirty Years of the Best in Science Fiction and Fantasy», 2004 г.

— антологию «The Best of the Best: 20 Years of the Year's Best Science Fiction», 2005 г.

— антологию «The Secret History of Fantasy», 2010 г.

— антологию «Sense of Wonder — A Century of Science Fiction», 2011 г.

— журнал «Lightspeed. Issue 44, January 2014», 2014 г.

— антологию «Корабль призраков», 2016 г.

— антологию «Ноябрьский фантастический марафон 2018», 2018 г.


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1991 // Рассказ

лауреат
Небьюла / Nebula Award, 1990 // Рассказ

лауреат
Локус / Locus Award, 1991 // Рассказ

лауреат
Премия читателей журнала «Азимов» / Asimov's Readers' Awards, 1991 // Рассказ

лауреат
Мемориальная премия Теодора Старджона / Theodore Sturgeon Memorial Award, 1991 // Лучшее произведение малой формы

лауреат
Премия читателей журнала "Science Fiction Chronicle" / Science Fiction Chronicle Reader Awards, 1991 // Рассказ

Номинации на премии:


номинант
HOMer Awards, 1990 // Рассказ

номинант
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 1991 // Рассказ

номинант
Литературная премия "Хатафи-Кибердарк" / Premios Literarios Xatafi-Cyberdark, III (2008) // Зарубежный рассказ (США)

номинант
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2008 // Зарубежный рассказ (США)

Похожие произведения:

 

 


Пригоршня прозы
1998 г.

Периодика:

Isaac Asimov's Science Fiction Magazine, August 1990
1990 г.
(английский)
Фантакрим MEGA 1992'2
1992 г.

Самиздат и фэнзины:

Корабль призраков
2016 г.
Старый грубый крест
2023 г.

Аудиокниги:

Ноябрьский фантастический марафон 2018
2018 г.

Электронные издания:

Lightspeed. Issue 44, January 2014
2014 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

The Year's Best Science Fiction: Eighth Annual Collection
1991 г.
(английский)
The Year's Best Science Fiction: Eighth Annual Collection
1991 г.
(английский)
Best New SF 5
1991 г.
(английский)
Nebula Awards 26
1992 г.
(английский)
Nebula Awards 26
1992 г.
(английский)
Die Zeitbraut
1993 г.
(немецкий)
Isaac Asimov's Sf-Lite
1993 г.
(английский)
Bears Discover Fire
1993 г.
(английский)
The New Hugo Winners, Vol. 3
1994 г.
(английский)
Future Primitive: The New Ecotopias
1994 г.
(английский)
Hugo and Nebula Award Winners from Asimov's Science Fiction
1995 г.
(английский)
Modern Classics of Fantasy
1997 г.
(английский)
The Fantasy Hall of Fame
1998 г.
(английский)
Masterpieces: The Best Science Fiction of the Century
2001 г.
(английский)
The Locus Awards: Thirty Years of the Best in Fantasy and Science Fiction
2004 г.
(английский)
The Locus Awards: Thirty Years of the Best in Science Fiction and Fantasy
2004 г.
(английский)
Nouvelles des siècles futurs
2004 г.
(французский)
The Best of the Best: 20 Years of the Year's Best Science Fiction
2005 г.
(английский)
The Mammoth Book of The Best of The Best New SF
2008 г.
(английский)
The Secret History of Fantasy
2010 г.
(английский)
Sense of Wonder: A Century of Science Fiction
2011 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Из тех редких произведений, которые и после прочтения остаются загадкой :(. Нет, когда читаешь, всё вроде бы просто и понятно: медведи разводят костры (каким образом — ни автора, ни его героев не заботит), матушку главного героя отдали в дом престарелых (так сейчас и у нас по примеру запада многие делают), главный герой предпочитает шины с камерами внутри и умеет их менять....

Но, закончив читать, задаёшься вопросом — а на кой ляд всё это написано? Мысли здесь вроде бы никакой не проглядывает, развлекательность не сказать чтобы очень сильная, в качестве эмоциональной картинки тоже не работает. Возможно, что здесь что-то очень национальное? Но читаем же мы, например, того же Саймака, куда уж национальнее — и нравится. Или то же «Вино из одуванчиков» Брэдбери....

Оценка: 3
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Версия перевода «Медведи познают огонь» очень удачная – удачно вот это слово «познание».

Маму ГГ совсем недаром тянет к медведям, она совсем недаром ест ягоды, которые другие люди есть не могут.

Как вот эти медведи – поддерживающие костёр – поняли что-то такое, чего обычные медведи еще не понимают, так и мама ГГ уже знает о жизни и смерти что-то такое, чего еще не знают обычные люди. Знает, что за свет проникает сквозь листву, но не рассказывает сыну и внуку, потому что это знание можно получить только самому, на ощупь – как медведи пока только на ощупь подбирают такие породы деревьев, которые дают больше тепла.

Пока еще ГГ не может есть те ягоды, а медведи не принимают его у своего костра как равного – так, как приняли его, когда рядом была мама – но есть у меня ощущение, что после той – последней – ночи, проведенной с мамой у медвежьего костра – он начал что-то понимать.

И еще есть у меня ощущение, что и мы – те, кто прочитал этот прекрасный рассказ – узнали о жизни, об этом мире и даже, возможно, о смерти чуть больше, чем знали до этого.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ о том, чего нам так сегодня не хватает — о общении, о сопричастности к чему-то по-настоящему важному, о попытке понять кто мы и что мы в этом мире.

Не нужно в этом небольшом тексте искать сюжетную конкретику. Просто предствавьте себя на лесной опушке возле костра, с медведями и миской ягод в руках. И тогда вам, наверное,станет ясно-о чём рассказ и для кого он.

Добрый, светлый текст с нотками ностальжи и грусти.

Читать не только, и даже не столько любителям фантастики.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Запах костра и привкус кислых ягод. Грусть и ирония. Терри Биссон пишет просто и красиво, его искренность очаровывает: «Я понимаю, что мой рассказ сбивчив и то и дело перескакивает с одного на другое, но по-другому не умею». Медведи познали огонь. А люди его потеряли.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шесть самых престижных премий и четыре номинации!!!!

Самый для меня непонятный поэтому рассказ. За что? Нет оригинальной идеи, нет яркого финала.

Попробую поразмышлять. Что же всё-таки привлекло многочисленных жюри в этом рассказе?

Медведи начали жечь костры и собираться вместе, греясь вокруг них. Но зачем им греться? Их мех защищает их в любую зиму. Тогда — завораживает пламя костра. Возможно.

Первобытные люди приручив огонь также собирались у костра.Три вещи завораживают человека:течение воды, пламя костра и чужая работа.Так бы и смотрели всю вечность.

Останавливаемся на мысли — костёр завораживает медведей. И второй шаг каков? Начать беседы у костра. Так у человека появилась речь. По всей видимости автор показал начало зарождения разумности у медведей. Следующий шаг будет — начало звуков и речи.

Тогда этим рассказ силён.

Но следующий вопрос -а какова роль бабушки, которая никак не могла умереть по желанию? И умерла только , посидев у костра с медведями. Вот здесь у меня ответа нет.

Возможно тонкости перевода. Особенно они важны в коротких рассказах — когда одно предложение раскрывает соль и изюминку рассказа. Не так перевели -и всё , прощай творчество.

Я думаю последующие читатели додумаются

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Необычный атмосферный светлый рассказ. Как будто ты сидишь с медведями у того костра.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекраснейший рассказ-настроение.

Грустный рассказ о прощании с матерью, ностальгический рассказ о родных местах, где автор провел детство. Вообще-то этот рассказ можно, на мой взгляд, использовать как некий барометр «взросления» в литературе. Тем, которые ищут в фантастике прежде всего сюжет, идею, и приключения — он совершенно не понравится. Они просто не поймут — зачем такие рассказы пишутся. А всех тех, кого интересуют совсем другие темы — рассказ очарует. В первую очередь своей атмосферой.

Ozor, идея о «русских» медведях мне понравилась, очень любопытнo.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне, как не американцу, не оценить, но рассказ приятный и лиричный. Простой спокойный и ощущение что не фантастический совсем, подумаешь...

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ показался вымученно скучным, но претендующим при этом на некую высшую мудрость. Именно из-за этой недосказанности, из-за этой атмосферности он и запоминается.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это даже не фантастика. Медведи это фон. Это настоящий классический рассказ относящийся к классической литературе. Это рассказ о человеческих отношениях: родители-дети-внуки... Но тогда, что же такое фантастическая литература?..

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Символично, что медведь всегда олицетворял Россию. Быть может, она и впрямь пробуждается от спячки и выходит на дорогу процветания?! Но рассказ о другом...

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

А не зря премий надавали, рассказ классный.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх