Аврам Дэвидсон «Моря, полные устриц»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Вторжение «Чужих»
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Если вдруг чайник, пылесос или велосипед ведут себя странно, не стоит показывать, что вы это заметили. И уж тем более не стоит поднимать шум, привлекая к замеченному вами явлению внимание окружающих. Это может привести к печальным последствиям. Ведь вам же, в конце концов, могло просто показаться, верно?
Входит в:
— журнал «Galaxy Science Fiction, May 1958», 1958 г.
— антологию «SF:'59: The Year's Greatest Science-Fiction and Fantasy», 1959 г.
— антологию «The Fourth Galaxy Reader», 1959 г.
— сборник «Or All the Seas with Oysters», 1962 г.
— антологию «The Hugo Winners», 1962 г.
— антологию «The Vintage Anthology of Science Fantasy», 1966 г.
— антологию «Earth is the Strangest Planet», 1977 г.
— антологию «The Arbor House Treasury of Modern Science Fiction», 1980 г.
— сборник «Avram Davidson: Collected Fantasies», 1982 г.
— антологию «Isaac Asimov Presents The Great SF Stories: 20 (1958)», 1990 г.
— журнал «Если 1993'1», 1993 г.
— антологию «Фата-Моргана 7», 1993 г.
— антологию «Врата времени», 1995 г.
— сборник «The Avram Davidson Treasury: A Tribute Collection», 1998 г.
— антологию «Aliens Among Us», 2000 г.
— журнал «Супер Триллер №12 (159)», 2008 г.
— антологию «Sense of Wonder — A Century of Science Fiction», 2011 г.
— антологию «Фантастические создания», 2013 г.
— антологию «Самое далёкое плавание. Посвящается Хьюго Гернсбеку», 2018 г.
— антологию «Марафон Научной Фантастики 2019», 2019 г.
Награды и премии:
лауреат |
Хьюго / Hugo Award, 1958 // Рассказ |
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 9 апреля 2022 г.
Рассказ, в котором муссируется одна из любимых на Западе фобий: наш мир уже давно захвачен чужеродными пришельцами, которые тайно живут среди людей, подделываясь под знакомые нам образы. Впервые я встретился с подобным взглядом на вещи в известном фильме Карпентера «Чужие среди нас» (They live...), где инопланетяне использовали для конспирации особое маскирующее поле, делавшее их людьми чисто внешне. Однако, при более детальном рассмотрении, похожий мотив был замечен еще у ... Куприна в его рассказе «Штабс-капитан Рыбников» (1906). Там японский шпион успешно выдавал себя за героя русско-японской войны Рыбникова, попутно собирая о России весьма специфическую информацию. Как и положено по жанру, рассказ не раскрывал всех секретов и не давал ответы на все поставленные вопросы, оставляя читателя в сомнении и недоумении. Нечто похожее мы имеем и у Дэвидсона: один из персонажей догадывается о скрытном вторжении «чужих» на Землю, но абсолютных доказательств у него нет. А финал произведения только усугубляет ситуацию, подтверждая опасения героя только косвенно. К недостаткам можно отнести как не до конца проработанный фокус с маскировкой «чужих», так и не совсем очевидную форму «рассказа в рассказе». «Прямые» истории, как правило, воспринимаются острее и натуральнее, чем рассказанные с чужих слов.
-------------
РЕЗЮМЕ: рассказ о том, как один велосипедныйы мастер раскрыл великую тайну инопланетного вторжения на Землю. Интересно. хотя и не совсем до конца проработано.
Seidhe, 28 июня 2016 г.
Писатель Аврам (Эйв) Дэвидсон, достаточно широко известный на Западе, практически не известен российскому читателю. По сути, получить представление о его фантастическом творчестве можно лишь из «северо-западного» томика 1993 года, в котором представлен его роман «Феникс и зеркало», а также сборник рассказов «Странные моря и берега». Были, правда, изданы ещё романы «Рорк!» и «Сын Неба» (о странствиях Марко Поло), но оба они, мягко говоря, не относятся к вершинам творчества автора.
К счастью, на русском доступен ещё и один из самых популярных рассказов Дэвидсона, который если и не является одной из помянутых вершин творчества, то, по крайней мере, принёс ему престижную премию «Хьюго» в 1958 году. В данном рассказе автор обращается к весьма популярной теме человеческих страхов: вдруг, окружающие нас вещи — на самом деле не то, чем кажутся? Наверное, каждый в детстве переживал это чувство. Ну, знаете, когда в голову лезут мысли наподобие «а вдруг шкаф, когда я стою к нему спиной, превращается в чудовище?» =))) Вот как раз об этом и рассказ. Дэвидсон смог рассказать короткую, в меру наполненную юмором историю, которая запоминается надолго. Вы ведь не раз замечали, что некоторых вещей, тех же скрепок, например, постоянно не оказывается под рукой именно в тот момент, когда они нужны, зато в остальное время они постоянно попадаются на глаза?... Ну а лучшим примером того, что рассказ отлично читается и спустя более 50 лет, служит тот факт, что Нил Гейман и Мария Хэдли не забыли включить его в свою антологию 2013 года «Фантастические создания».
Одним словом, для знакомства с творчеством автора — однозначно рекомендую!
P.S. Существует несколько переводов (по меньшей мере три, указанных в базе, хотя и есть ощущение, что попадался мне и четвёртый...) рассказа на русский язык, но читать, по большому счёту, можно любой из них — различаются они не очень сильно.
Leguha, 27 февраля 2018 г.
Из всех рассказов-лауреатов премии Хьюго этот в свое время показался мне самым разочаровывающим, бредовым и наркоманским. С тех пор прошли годы и сюжеты большинства рассказов изгладились из памяти, но только не про вешалки, булавки и велосипеды. На днях перечитал его в антологии «Фантастические создания» и теперь он кажется неплохим. Кстати, поначалу решил, что рассказ мог не понравиться из-за некачественного перевода, как это бывало с произведениями из «Фата-Моргана». В результате сравнения имевшихся тогда переводов с оригиналом, действительно обнаружились не только неточности, но даже и некоторые опущения. Последний перевод Светланы Владимировны Силаковой отличается целостностью и является самым удачным. Таким образом, мое восприятие рассказа меняется со временем в положительную сторону, как бы мимикрируя под него.
makelen, 20 июля 2017 г.
Очень часто действительно кажется, что вещи вокруг нас живые. У меня, например, стопроцентное ощущение, что мой телефон живет собственной жизнью: включается и выключается когда захочет:) Так что, очень интересную идею подкинул автор! И плюс — интересно и с юмором написано.
Великолепный рассказ, без сомнения заслуживающий внимания читателей.
vam-1970, 31 марта 2018 г.
Рассказ — лауреат премии Хьюго 1958 года.Сюрреализм. О живых велосипедах, о смерти парня, обидевшего велосипед. Может за сумасбродность сюжета и полагается высшая премия?
god54, 10 мая 2011 г.
Рассказ резко отличается от других произведений этого автора манерой литературного изложения материала. Легкая, свободная, слегка завораживающая речь собеседника довольно точно переданная буквами на бумаге. Читаешь и постепенно начинаешь слышать этот голос, описывающий довольно странные события. А сама идея ох как интересна и оригинальна: велосипеды и мимикрия, человек и новая порода животных, или вообще неизвестно кого. Советую прочитать.
alex1970, 26 января 2011 г.
Странный и завораживающий рассказ, завоевавший «Хьюго».
Владелец велосипедного магазина обратил внимание на отсутствие скрепок и это привело его к удивительным открытиям.
Рассказ очень странный, но как-то затягивает в удивительную логику рассказчика.