Боб Шоу «Свет былого»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Молодая пара, испытывая кризис семейных отношений, решается на путешествие — а вдруг поможет? По пути они встречают ферму, где выращивают медленное стекло — особый материал, способный запечатлеть то, что «видит» вокруг себя. Всё, вроде бы, банально. Однако одного беглого взгляда оказывается достаточно, чтобы посмотреть на себя со стороны.
Другой перевод: Б. Шоу. Свет минувших дней: [Фантастический рассказ]./ Пер. с английского Л. Дымова // Памир (Душанбе), 1982, №2 – с.83-87.
Входит в:
— цикл «Медленное стекло» > роман «Свет былого», 1972 г.
— журнал «Analog Science Fiction/Science Fact, August 1966», 1966 г.
— антологию «Nebula Award Stories 2», 1967 г.
— антологию «World's Best Science Fiction: 1967», 1967 г.
— антологию «Analog 6», 1968 г.
— антологию «A Science Fiction Argosy», 1972 г.
— антологию «Above the Human Landscape: A Social Science Fiction Anthology», 1972 г.
— журнал «Amazing Science Fiction, July 1972», 1972 г.
— журнал «Amazing Science Fiction, May 1972», 1972 г.
— антологию «Il passo dell'ignoto», 1972 г.
— роман «Свет былого», 1972 г.
— антологию «Die Ypsilon-Spirale», 1973 г.
— антологию «Kroki w nieznane 4», 1973 г.
— антологию «Практичное изобретение», 1974 г.
— антологию «Alpha 6», 1976 г.
— антологию «Metagalaktika», 1978 г.
— антологию «Constellations: Stories of the Future», 1980 г.
— антологию «The Arbor House Treasury of Modern Science Fiction», 1980 г.
— журнал «Urania #861», 1980 г.
— антологию «Anthologie de la littérature de science-fiction», 1981 г.
— антологию «The Road to Science Fiction #4: From Here to Forever», 1982 г.
— антологию «101 Science Fiction Stories», 1986 г.
— антологию «Robert Silverberg's Worlds of Wonder», 1987 г.
— антологию «Безжалостное небо», 1988 г.
— антологию «Here Today... Gone to Tomorrow», 1990 г.
— антологию «Калейдоскоп», 1990 г.
— журнал «Квант 1991'9», 1991 г.
— антологию «The Ascent of Wonder: The Evolution of Hard SF», 1994 г.
— антологию «The Road to Science Fiction: Volume 4: From Here to Forever», 1996 г.
— антологию «1958-1981, l'expansion», 2000 г.
— антологию «Nouvelles des siècles futurs», 2004 г.
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1967 // Рассказ | |
номинант |
Небьюла / Nebula Award, 1966 // Рассказ |
- /языки:
- русский (5), английский (23), немецкий (1), французский (3), итальянский (2), польский (1), венгерский (1)
- /тип:
- книги (33), периодика (3)
- /перевод:
- Ш. Барш (1), И. Гурова (5), Э. Зыхович (1), Б. Мартен (1), Л. Понзини (2), Г. Штеге (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mputnik, 12 мая 2021 г.
На фоне предыдущих восторгов (и вообще восторгов по поводу конкретной фантИдеи) мое непонимание сути и причины «восторгания» выглядит несколько неуместно, и — тем не менее.
Нам предлагается умилиться изобретением, суть которого в том, что существует технология, замедляющая скорость света в прозрачном материале в неимоверное число раз. В результате — допустим для 10-летнего замедления — мы имеем видеоизображение того, что было перед этой прозрачной преградой 10 лет назад. И эта «фильма» будет «крутиться» 10 лет кряду.
Пардон, конечно, однако… это напоминает одноразовую флешку гигантского размера с чуть ли не бесконечным видеороликом. Но… ещё раз пардон, а не проще — снимать и архивировать обычное видео? А потом — просто «прокручивать» хронологически, по мере формирования записи.
Разве эффект будет не тот же самый? И где же тут тогда — красота фантИдеи? А «величие» изобретения тогда — в чем? И разве обычный синематограф — не из той же самой оперы? Но этот самый фильм из этого самого кинотеатра — его же можно «крутить» чуть ли не бесконечно, в отличие от «медленного стекла», которое — по сути — одноразовое (его же нельзя «повторить»). Где поводы для восторгов?
artem-sailer, 1 июля 2015 г.
Потрясающий рассказ. Признаться, не ожидал я такой проницательности от Боба Шоу — читал у него до этого пару-тройку рассказов, казалось, обычный НФ-писатель. Вдвойне был удивлён и даже тронут этой новеллой. Чувственно, трагично, но без слезливости, без излишеств. Герои прописаны глубоко — настолько, насколько позволяет объём малой формы. Поражает — всего десять страниц, а характер отношений супругов и трагедия фермера полностью раскрыты.
Да, кто-то скажет, что идея не нова, тот же Ефремов ещё в 45-м писал о «природной фотографии», и даже названия произведений похожи. Но тут медленное стекло — лишь вспомогательный предмет, фантастическая составляющая, фон, на котором развивается основная мысль. Мысль светлая и вечная — ценность семейного счастья.
Что имеем — не храним, а потерявши — плачем...
йети, 8 сентября 2015 г.
Потрясающе великолепная идея! Как гром среди ясного неба!. Печально, лирично и... Фантастично! Несомненно, один из лучших образцов фантастики.
Позднее автор переработал эту необыкновенную новеллу в роман с одноименным названием, который также достаточно интересен.
Квилл, 10 октября 2012 г.
Рассказ следует прочитать, интересная фантастическая идея лишь фон для анализа взаимных чувств семейной пары в ожидании ребёнка. Финал заставляет почувствовать важность семейных ценностей, что удалось понять и главному герою. Эмоциональные люди могут и всплакнуть :-)
Kalkin, 15 марта 2008 г.
Очень сильный рассказ, один из лучших среди рассказов, вошедших в антологию «Безжалостное небо». Для меня медленное стекло — символ памяти, физическое воплощение очень сложного явления. Идея Шоу не только является сюжетообразующей, но и меняет восприятие рассказа. Медленное стекло — удивительно зримый образ, меняющий восприятие мира и текста. Сквозь стекло текста я смотрю на мир будущего и вижу жизнь обычных людей, вечные проблемы и отношение их к прошлому. Но я вижу не все — только то, что можно заметить одному человеку в стеклянном оконце в светлое время суток. Да, наверняка невозможно точно применимый образ стекла как памяти и не нов в литературе и человеческой мысли. Но уже за то заслуживает восхищения Шоу, что он столь умело воспользовался таким образом.
elent, 22 июля 2009 г.
Очень печальный, но в то же время светлый рассказ. Хотя видеть ежедневно тех, кто уже давно умер и знать, что еще год и их образы исчезнут..