Джеффри Форд «Сотворение человека»
- Жанры/поджанры: Магический реализм (Современный )
- Общие характеристики: Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 21 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
То, что будоражит нас в детстве — не будет отпускать и всю жизнь...
Герой рассказа пронесёт свои воспоминания от первого столкновения с Ветхим Заветом сквозь несколько десятилетий, чтобы задать своему отцу единственный мучающий его вопрос...
Входит в:
— «Модель для сборки», 1995 г.
— сборник «The Fantasy Writer's Assistant and Other Stories», 2002 г.
— антологию «Fantasy: The Best of 2002», 2003 г.
— антологию «Лучшее за год: Мистика. Магический реализм. Фэнтези», 2003 г.
— антологию «Fiction - tome 1», 2005 г.
— антологию «The Very Best of Fantasy & Science Fiction: Sixtieth Anniversary Anthology», 2009 г.
— журнал «Fantasy Magazine. Issue 50, May 2011», 2011 г.
— антологию «Глубина. Погружение 4-е», 2018 г.
— сборник «The Best of Jeffrey Ford», 2020 г.
— антологию «Бумажные драконы», 2020 г.
Награды и премии:
лауреат |
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 2003 // Рассказ |
Номинации на премии:
номинант |
Небьюла / Nebula Award, 2002 // Рассказ | |
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 2003 // Рассказ |
- /языки:
- русский (3), английский (4), французский (1)
- /тип:
- книги (5), самиздат (1), аудиокниги (1), цифровое (1)
- /перевод:
- М. Куренная (2), Т. Шантрен (1)
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тимолеонт, 21 апреля 2024 г.
Очень уместные религиозные аллюзии добавляют рассказу атмосферности, но вообще он даже не про это и не про голема. Он про хорошего родителя — ГГ повезло с образцовым отцом, который и за ребёнка всегда заступится, и важной мудрости научит, и поучаствует в его глупых, как многим бы показалось, играх. Автор вообще прекрасно показал взаимоотношения сына с хорошим отцом. Да и в целом это просто-напросто прекрасная история.
vanishrap, 5 августа 2024 г.
Рассказ о мальчике, который учил в школе Ветхий Завет и историю создания мира. Бог создал Адама из глины, вдохнул в него жизнь, а затем из ребра Адама создал Еву.
Мальчик, вдохновленный этим, решил создать своё существо из досок и вдохнул в него дым отцовской сигареты как эссенцию жизни.
Позже мальчик обнаружил, что может видеть, где находится его существо и что оно делает. Когда наступила зима, он рассказал отцу, и они вместе пошли в лес. Мальчик услышал голос существа, спрашивающего, зачем его создали. Он ответил, что, как и Бог, из большой любви.
Появляется отец, и кажется, что всё это вымысел, фантазии мальчика. Отец мог подыграть ему. Взрослый мальчик спрашивает отца, было ли это реальностью или вымыслом, но отец не понимает, о чем речь.
Рассказ поднимает вопрос: зачем Бог создал человека? Ответ, возможно, ни за чем. Даже если высшее божество существует, его действия не обязательно имеют глубокий смысл и цель. Это интересная идея, что создание человека могло быть бессмысленным экспериментом
Yarowind, 21 марта 2024 г.
Хороший рассказ. Тут вам и аллюзии на голема, и на сотворение человека, и даже немного на Буратино:). Отличный стиль, атмосфера книги (есть что-то от Бредбери), и смысловая часть неплоха. Казалось бы, ничего такого, но рассказ затрагивает струны души.
- Зачем ты сотворил меня, — спрашивает странный человек.
- От преизбытка любви, — отвечает мальчик.
Может быть это и есть ответ на вопрос, который мучает людей поколение за поколением?
sanchezzzz, 28 марта 2009 г.
Рассказ великолепный! Мне он напомнил некоторые творения Клиффорда Саймака, такой же глубокий, в самую точку местами ироничный, и написанный с той же верой и такой искренней и непоколебимой любовью мальчишки в своего отца.
Мальчик-создатель своего творения, — ведь он по сути-то вовсе и не желал и не ждал изначально, что бревно с берёзовыми ветками на замену ног и папоротником заместо волос вдруг «оживёт». Он ведь просто «иллюстрировал» свою любимую историю из Библии о сотворении Первого человека, просто-напросто подражал Создателю, пародировал даже, ведь все его старания были лишь мальчишескими потугами, некой игрой... Но вышло как вышло, и Кавано, этот лесной человек (хм, человек... не человек, конечно, но создание человеческое) зашагал по жизни. Занятно, что мальчишка чувствовал полную ответственность за своё творение, и душа его болела искренне за него, как он, где он, что он… Удивительное свойство, но вполне объяснимое, стоит лишь пару раз встретить образ его отца – крепкого, немногословного, уверенного в себе и в своих делах мужчины с большой буквы и с «десятым размером» сапога. Кстати, эта метафора, аллегория, даёт исчерпывающее понятие о личности этого персонажа, краткое, но такое ёмкое, оно заменяет сотни водянистых слов описания характера и личности вообще. Это очень привлекательный ход Дж. Форда, мне жутко понравилось.
В общем и целом, уровень рассказа даёт понять, что о современной литературе нельзя так уж безапелляционно говорить, что, мол, «так, как раньше уже и не пишут, вот прежде были времена, были писатели, а щас…». И хотя это первое моё знакомство с Джеффри Фордом, но аванс я ему даю, и аванс нехилый. Безусловно, я буду читать его и дальше, и очень надеюсь на отличные впечатления.
Gelena, 13 июня 2009 г.
«Какая красота!» — первые эмоции после прочтения рассказа. Просто невероятной силы и прелести рассказ, цепляющий даже не на уровне текста, а где-то в подсознании, на уровне мыслеобразов. Читаешь буквы, а видишь картину, написанную гениальным художником. Причем осознание смысла приходит не сразу, а как волна набегает на берег во время прилива – постепенно заливая песок. Только здесь не песок впитывает воду, а наш мозг и сознание — замысел автора.
Наверное, каждый хоть раз задавал себе и богу этот вопрос:»А зачем мы здесь? Почему нас создали?». Форд дает нам простой, но очень емкий ответ. Так ли было на самом деле — нам не узнать, но хотелось бы надеяться, что именно поэтому – из-за любви.
И еще одна очень ценная истина проступает в рассказе – если человек не кричит о своей любви к нам, то это не значит, что он нас не любит.
NHTMN, 12 января 2013 г.
Прочёл рассказ. И всё никак не могу понять восторга отзывающихся о нём.
История ведь не слишком запутанная (просто хороший авторский слог) —
Идём дальше: линия отца и сына, проецируемая на Бога и человека, Создателя и Создания. Мораль: мы в ответе не только за тех кого приручили, но ещё и за тех, кого создали. Рассказ очень печальный, и держит, вроде бы, от начала до конца, но всё равно, нет в нём какого-то особенного дыхания, как в том големе.
Yazewa, 20 августа 2010 г.
Замечательный рассказ! Настроение и интонация сродни Брэдбери, который, что и говорить, большой мастер описаний мальчишеской психологии.
Очень ярко, и как-то здорово «по-настоящему».
Переизбыток любви — по аналогии с рекламой пива; и ни малейшего ощущения святотатства, кощунства. Опять же, потому что — искренне.
Очень сильный образ отца. Собственно, ради него, по-моему, и написана вся история. Ведь это — абсолютный реализм. Вся мистическая составляющая суть фантазия/представления мальчика...
ceh, 20 июня 2007 г.
Тема о сотворении человека... очень непроста, очень специфическая, что-ли.
Что же это за такая штука — жизнь? Зачем мы живем? Почему мы, люди, появляемся на этом свете?
И Форд дает нам потрясающий, на мой взгляд, по красоте ответ. Потому что творить или создавать можно лишь тогда, когда нас переполняет ЛЮБОВЬ.
Так Бог сотворил человека.
Так наш главный герой сотворил свое лесное создание.
Так, например, писатели творят свои произведения.
И по большому счету, именно так мы сами создаем наши продолжения — своих детей.
Блестяще! А кроме того, это просто очень хорошо написано.
Илориан, 17 июня 2014 г.
А я думаю, что этот рассказ не о любви. И не о Боге. И даже не о смысле бытия. Всё это всего лишь декорации.
Это рассказ о лжи. О лжи из самых лучших побуждений. В этом рассказе лгут все: и сын, и даже отец. Но их неправда имеет благородные цели. Но нет лжи на спасение. Даже лучшие из людей лгут. Но за неправду всегда приходится платить. Ложь — это найжесточайшая из всех пыток во Вселенной...
evridik, 28 марта 2011 г.
Такое ощущение, будто этот рассказ написан в дополнение к роману «Год призраков». Тот же стиль, та же детская непосредственность героя, даже как будто те же географические места. На самом деле это здорово, потому что лично мне роман очень понравился. И к рассказу я отнеслась даже лучше, потому что он вобрал в себя несколько дополняющих друг друга идей и таким образом обрел целостность. Он одновременно красивый и грустный, серьезный и шутливый. Форд взял идею сотворения Богом человека и вложил ее в голову мальчика. И тот повторил действия Бога, пользуюсь, правда, несколько иным материалом. Форд предложил нам фантастическую историю, в которой немо заданы главные философские вопросы человечества: «Зачем Бог сотворил нас?», «Кто мы?» и т.д. Герой не задался целью найти ответы на эти вопросы, он просто сотворил. А зачем – это совсем другая история. Чтобы попасть в нее, нужно сказать правду. А мальчик своему человеку соврал.
+10. Блестяще.
mastino, 17 марта 2009 г.
Есть авторы, которые обладают даром — даром находить в душе читателя какие то особенные струнки, и так их цеплять своими произведениями, что долго и долго после этого, произведение не забывается. Форд обладает таким даром.
Великолепный, блестящий рассказ, в котором рассмотрена тема возникновения жизни. «Как?», «Почему?», «Зачем?» Эти вопросы задаются в рассказе. Какова причина и цель возникновения жизни? Почему маленький мальчик решил вдохнуть жизнь в бездушные предметы? Ну, и в концовке мы слышим самый главный вопрос. А ответ....
Ну и как обычно, всё, что выходит из под пера Форда, рассказ безупречен стилистически. Как всегда, читая, не перестаёшь восхищаться языком и стилем автора.
Kuntc, 29 декабря 2007 г.
Удивительнейший рассказ, одновременно простой и невероятно сложный. Почему простой? Из-за сюжета. Мальчишка решает создать своего человека, другими словами, голема – ничего необычного, эти существа частенько используются в фэнтези. Почему сложный? Из-за поднятой темы. Сотворение жизни, смысл существования — над этими вопросами человек бьется еще, наверное, с тех пор как начал осознавать себя Человеком. И вроде бы ничего нового, но Форд смог так рассказать нам свою историю, что в нее веришь. Она до ужаса РЕАЛЬНА и почти не похожа на обычные мистические рассказики…
Claviceps P., 19 июня 2007 г.
Потрясающий, незабываемый рассказ! Впрочем, кого-то он вполне может оставить равнодушным... Тут уж как совпадет...
Меня неслабо трясло когда я прочитал его в антологии «Лучшего за год». Настолько отточена там каждая фраза. Настолько правдоподобно показан мир ребенка и его понимание истории о сотворении человека. Удивительно тонкое переплетение легенды о творении, историй о големах, наивного детского взгляда, страха смерти и таинства жизни...
Рассказ пугающий, даже жуткий в чем-то. Но в то же время очень добрый и светлый. Настоящий.
Одно из главных произведений Джеффри Форда. Настоящая классика современного фэнтези.
Pupsjara, 21 августа 2007 г.
Рассказ действительно хорош, но меня не переполняют эмоции, как двух предыдущих, написавших отзывы. Если вдуматься, что же мы имеем после прочтения рассказа: мальчик, начитавшись библии, вернее наслушавшись, делает глиняного человека(здесь автор Америку не открыл, все уже это было у других писателей), затем этот глиняный человек оживает и спрашивает своего создателя: «почему», на что автор устами мальчика отвечает, что меня переполняла любовь, не знаю что тут особенного нашел ceh, любой человек, читавший библию или искренне верящий в бога, ответит также на этот вопрос, так что здесь автор тоже далеко не оригинален.
Ну а теперь, что действительно хорошего в рассказе, написано конечно очень красиво, читается просто превосходно, приятно удивил отец мальчика: внешне грубоватый человек, он в ответственные моменты проявлял себя настоящим отцом и защитником, также порадовала концовка, отец мальчика был и там на высоте.
В итоге хороший рассказ, но никак не шедевр.
Hell-lie, 31 августа 2011 г.
Понравилось. Всем, чем только может понравиться. Тут и сюжет, и атмосфера, и философия, и мистика, и характеры (рассказ ведь короткий, и там прописать-то можно персонажей лишь парой штрихов, но у автора получилось), и язык хороший, и послевкусие после себя рассказ оставляет. Вот честно, я даже и минусов-то не могу найти.)