Джеймс Типтри-младший «Неприметные женщины»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Феминистское | Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Латинская Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Контакт
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Из-за крушения самолета в мангровых болотах оказались четверо — двое мужчин и двое женщин. Выживание в джунглях или выживание в мире мужчин, что сложнее для женщин. Или они могут приспособиться везде, даже у инопланетян...
Входит в:
— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, December 1973», 1973 г.
— антологию «The Best Science Fiction of the Year #3», 1974 г.
— антологию «The 9th Annual. Best SF: 1974», 1975 г.
— сборник «Warm Worlds and Otherwise», 1975 г.
— антологию «The Best from Fantasy and Science Fiction, 22nd Series», 1977 г.
— антологию «The New Women of Wonder», 1978 г.
— журнал «The Magazine of Fantasy & Science Fiction, October 1979», 1979 г.
— антологию «The Arbor House Treasury of Modern Science Fiction», 1980 г.
— антологию «The Magazine of Fantasy & Science Fiction: A 30 Year Retrospective», 1980 г.
— сборник «Her Smoke Rose Up Forever», 1990 г.
— антологию «Future Earths: Under South American Skies», 1993 г.
— антологию «The Norton Book of Science Fiction: North American Science Fiction, 1960-1990», 1993 г.
— антологию «Women of Wonder: The Classic Years», 1995 г.
— журнал «Сверхновая американская фантастика № 3, 1995», 1995 г.
— антологию «The Campfire Collection: Thrilling Chilling Tales of Alien Encounters», 2005 г.
— антологию «The Very Best of Fantasy & Science Fiction: Sixtieth Anniversary Anthology», 2009 г.
— сборник «Счастье — это тёплый звездолёт», 2018 г.
Номинации на премии:
номинант |
Юпитер / Jupiter Award, 1975 // Короткая повесть |
- /языки:
- русский (3), английский (21)
- /тип:
- книги (20), периодика (3), самиздат (1)
- /перевод:
- Л. Безымянная (2), М. Клеветенко (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mak-grou, 13 августа 2018 г.
Вчера наткнулся на сборник фантастики Владимира Рыбина «Не бойся зверя», выбрал один случайный рассказ «Если разбудить память» и повесть «Что мы Пандоре?» — попадание два из двух: писатель оказался с отличным чувством юмора, приятным слогом, рассказы актуальны и по сей день. Рекомендую всем ценителям качественного юмора в духе Шекли, Клугера и прочих.
А ещё несколькими днями ранее открыл для себя писателя-фантаста Виктора Гончарова, познакомившись с «Приключениями доктора Скальпеля и фабзавука Николки в мире малых величин». Повесть была написана ещё в 1924 году, но до сих пор читается свежо, юмор тоже на уровне. Вдобавок стало понятно, откуда Ян Ларри и компания воровали идеи :)
Теперь о Типтри-мл. — тоже выбрал 2 случайных рассказа из свежего сборника «Счастье — это тёплый звездолёт», а именно «Неприметные женщины» и «Тут я проснулся поутру на диком склоне» — попадание ноль из двух, всё плохо...
Выяснилось, что так называемый Типри-мл. (она же Алиса Шелдон) страдает многословностью, а попросту говоря — пустословием, вниманием к ненужным деталям и повёрнутостью на феминизме.
Начало «Неприметных женщин» настраивает на юморной лад — от тряски в самолёте героя швыряет на колени к сидящей женщине, но это единственный смешной момент! Дальше сплошное пустословие и занудство:
Пока продирался сквозь муторный текст, казалось, что что-то не так с женщинами и к финалу раскроется какая-то в них загадка, но вышло всё куда банальнее:
Ну а феминизм здесь проявляется довольно бестолково: повествование ведётся от лица мужчины и как только он с грязными мыслями придвигается поближе к попке одной из женщин — пожилой матроне (пришлось вместе заночевать в джунглях), она тут же отодвигается, словно чувствует эти недостойные, низменные порывы. Мол, я «девушка» гордая и благовоспитанная... А её дочь в это время кувыркается с другим.
Второй рассказ тоже не блещет:
чувак в должности механика столько налетал с инопланетянами (читай — и наразвлекался), что секс с обычными, земными женщинами кажется ему чем-то отвратительным и давно отжившим свой век. О чём он и рассказывает в интервью одному журналисту. Притом настроение этого чувака, вопреки полученным неземным удовольствиям, почему-то скверное.
Ещё одна неприятная особенность рассказов Типтри-мл. — они морально и сюжетно устарели (время их написания — начало 70-х): упоминание повстанцев Че Гевары, бездарность в описании инопланетян, хлещущий из всех дыр феминизм... Последний, кстати, судя по отзывам, свойственен всему творчеству писательницы.
В общем, произведения Рыбина и Гончарова, несмотря на возраст, оказались гораздо более свежи и оригинальны.
Конечно, представление о творчестве Типтри-мл. я составил только по двум рассказам и кто-то скажет, что мне просто не повезло с их выбором, но что поделаешь: фантастики, даже качественной, сейчас повсюду и валом, банально не хватит жизни на подробное знакомство с каждым автором. Но шанс мне понравиться у Типтри-мл. был. К сожалению, писательница его с треском провалила и потому её толстенный фолиант смачным пинком отправляется в мусорную корзину...
P.S.: новые отзывы в моей авторской колонке здесь: https://fantlab.ru/user157189/blog
qkd, 21 мая 2018 г.
Женщинам, которых мужчины не замечают — часто есть что скрывать.
А может быть так, что по долгу службы главная героиня имеющая доступ к информации и материалам связанными с внеземными контактами, отправилась в путешествие со своей дочерью. Устроила диверсию на перевозившем их самолёте, который под чутким руководством индейца-пилота, совершил аварийную посадку в обитаемых лишь браконьерами мангровых топях. Здесь, после непродолжительной игры в выживание, она дожидается заинтересованных лиц, и предлагая им сделку, покидает родную планету в обмен на выкраденную из стен своей конторы вещь (подающую сигналы), якобы принадлежавшую и потерянную ранее визитёрами. Назад героине путь заказан, и как можно догадаться, не только из-за кражи таинственного предмета. Или это паранойя навеянная характером главного героя?
Что же это за штуковина, безответственно оставленная инопланетными студентами? И не попади она в надёжные руки спецслужб, какие могли быть последствия? Может это какой-нибудь «этак» из «Пикника на обочине», а может и вариант «смерть лампы» от-туда же. Неплохая отсылка-параллель. «Пикник» написан 1971-1972, а данное произведение в 1973г... или опять паранойя?
П.С. В рассказе очень грамотно расставлены герои, в начале мужчина, опытный и видавший жизнь, думает, что всё крутится вокруг него и он в центре событий, а после он понимает, что был «в тёмную использован» как случайный попутчик, которому спасли жизнь только лишь для того, что бы он передал весточку домой.
vam-1970, 27 декабря 2018 г.
В этом сюжете есть что-то личное от Алисы Шелдон. И так, как она выбрал мужской псевдоним, и героини её здесь полностью не принимают мужское общество- общество в смысле возглавляемое мужчинами. И путь бегства , выбранный героинями — на другую планету , в другую цивилизацию, но рассчитали всё , хитрые бестии — даже дочь забеременела , чтобы иметь наследника и опору в жизни среди инопланетян. Но почему-то приятный рассказ, хоть и феминистский. Как бы улёт от нашей реальности, которая некоторых достала.
mshvez, 3 марта 2018 г.
У вас когда-нибудь появлялась мысль: «Сесть бы сейчас в звездолет и улететь отсюда куда подальше в другую галактику и прожить там всю оставшуюся жизнь». Вот как раз этот рассказ и есть развернутая иллюстрация этой мысли. Только у них (неприметных женщин) всё пронзительнее и бесповоротнее. И у них получилось. Может оно для них и к лучшему.