Паоло Бачигалупи «Девочка-флейта»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Неопределённо далёкое будущее...
Технологии и биоинженерия позволяют творить чудеса. Но в своих обычаях и нравах человечество, кажется, вернулось назад. К полуфеодальному строю.
В одном из отдалённых замков у госпожи Белари живут две несчастных сестры — Лидия и Ния, две девочки-флейты. Их участь — быть игрушкой в руках госпожи, но всё может изменить случай...
Входит в:
— «Модель для сборки», 1995 г.
— антологию «Science Fiction: The Best of 2003», 2004 г.
— антологию «Лучшее за год 2005: Мистика. Магический реализм. Фэнтези», 2004 г.
— антологию «Лучшее за год 2005: Научная фантастика, космический боевик, киберпанк», 2004 г.
— антологию «The Best of the Best: 20 Years of the Year's Best Science Fiction», 2005 г.
— сборник «Помпа номер шесть», 2008 г.
— антологию «Futuredaze2: Reprise», 2014 г.
— антологию «Созвездие Льва-5», 2021 г.
Номинации на премии:
номинант |
Мемориальная премия Теодора Старджона / Theodore Sturgeon Memorial Award, 2004 // Лучшее произведение малой формы | |
номинант |
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第41回 (2010) // Переводной рассказ | |
номинант |
Премия "Нильс Клим" / Niels Klim-prisen / Niels Klim Award, 2017 // Переводное произведение (США; рассказ) |
- /языки:
- русский (6), английский (8)
- /тип:
- книги (12), аудиокниги (2)
- /перевод:
- К. Егорова (2), М. Мусина (2)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
zslooo, 29 августа 2023 г.
Паоло Бачигалупи, несомненно, является одним из тех авторов, чьи произведения заставляют нас задуматься о будущем человечества. В его «Девочке-флейте» мы видим мир, где грани между человечностью и технологией стираются, а гротеск и реальность переплетаются настолько, что отличить их становится сложно.
Однако, честно говоря, мир рассказа кажется излишне гротескным. В моменты чтения возникают ассоциации с такими мультсериалами как «Футурама» или «Рик и Морти». И это, возможно, делает произведение менее убедительным, отодвигая нас от серьезного восприятия поднимаемых вопросов. Вместо того чтобы углубиться в тематику эксплуатации и человеческой жертвы, читатель может остаться на поверхности, погруженный в карнавальную атмосферу рассказа.
Несмотря на это, нельзя отрицать талант Бачигалупи и его способность создавать зрелищные, хоть и дистопические миры. Но «Девочка-флейта», по моему мнению, не является лучшим примером его мастерства.
Моя оценка этому рассказу – 6 из 10. Возможно, для кого-то он станет откровением, но меня он оставил с чувством недосказанности и легкой иронии.
Manowar76, 20 июля 2022 г.
Четырнадцатое место в списке лучших новелетт двадцать первого века по версии журнала «Локус».
В активе у произведения — номинации на премии Старждона и Сэйун. И даже номинация на премию Нильса Клима, которая вручается scholar under the age of 35, from or in a Nordic country, for outstanding contributions to research in the humanities, social sciences, law or theology (учёным до 35 лет, из северной страны, за выдающийся вклад в исследования в области гуманизма, социальных наук, закона иди теологии).
Сразу скажу, получилось чуть более убедительно, чем в «Помпе номер шесть», но тоже не без логических дыр.
Итак, антиутопичный мир будущего. Америка откатилась в феодализм. Почти вся страна разделена на Поместья, где правят сеньоры. Сеньоры — это или богачи, или знаменитости. Согласно автору, основной предпосылкой перехода к феодализму стало изобретение «Ревитии», препарата бессмертия.
Нас пытаются шокировать сценами ужасов из жизни крепостных. Но сравнивая сеньору Белари с реальной Салтычихой или не менее реальной графиней Батори, понимаешь, что автору удивить читателя не удалось.
Стоит отметить, что Белари сама из низов. Её сделали знаменитостью и позволили разбогатеть. Значит, социальные лифты действуют.
Вообще, ранний Бачигалупи, создаётся ощущение, абсолютно не понимает действие законов рынка и сути капитализма.
Демократия эффективна как раз потому, что даёт большинству как минимум иллюзии свободы и собственного достоинства. Феодализм такой иллюзии не даёт, чем и вызывает недовольство у масс.
Ещё два противоречия: в мире повести существует рынок ценных бумаг, на нем, как раз, торгуются акции знаменитостей; также существует развитый мир шоу-бизнеса. И для акций, и для шоубиза практически непременным условием является массовость рынка. А рабы-крепостные никак не смогут обеспечить массовый спрос на инвестиции и развлечения.
Сюжет — девочка-бунтарка, одна из двух хирургически модифицированных сестёр, является живым инструментом и жутко ненавидит свою госпожу. Прячется от нее, мечтает если уж не о свободе, так о смерти назло хозяйке.
Кульминационная сцена повести, момент выступления девочек-флейт, Бачигалупи удалась.
Эпизод по-хорошему порнографический. Раскрываются все возможности тел музыканток-инструментов. То, что номер показывают две сестры, добавляет порочности происходящему.
И вот интересно, за что голосовали читатели «Локуса»? За слабую и неубедительную социалку или за мощно выписанное чувственное выступление сестёр?
Это всё ещё не «Заводная», но уже близко.
7(ХОРОШО)
Jaroslav25, 13 февраля 2023 г.
Сплошь восторженные отзывы... рискну вызвать на свою голову праведный гнев поклонников и плеснуть ложку (и не одну) дегтя. Гибсон? Вы серьезно? Пара прямых заимствований — не повод для сравнения. Ладно, не об этом. Рассказ не понравился от слова «забыть». Две абсолютно идентичные, как по рождению так и по апгрейду девочки. Но вот почему-то, одна из них четко справляется с возложенными на нее задачами, а вторая совершает такое себе «мыслепреступление». Да, есть какой-то невразумительный Стивен. Который, находясь, по сути в том же положении, что и девочки, откуда-то слишком много имеет (таинственный препарат) и слишком много знает о мироустройстве. О котором (мироустройстве) — причинах и факторах его возникновения и социально-экономического существования в рассказе нет вообще ничего. И, самое разочаровавшее — финал. Попсовый и бестолковый. ГГ хотела получить свободу посредством собственной смерти. Но приняла другое решение. Его же и реализовала. И что??? Что ты от этого выиграла??? Стала ты, дурочка, от этого свободнее??? Или, наоборот??? Низшие остаются низшими, независимо от смены между высшими и средними — читайте классику...
Sergio Blanc, 18 февраля 2021 г.
Так много рецензий на этот рассказ....
Я использую только пару слов, чтобы его охарактеризовать — изящный постмодернизм. Изящный и восхитительный как та ягода в финале.
Любой человек в нашем мире — это недоразумение. Его можно съесть как кусок мяса, превратить во флейту... и к удивлению люди относятся к этому как к должному. Ценность и смысл рассказа в том, что Бачигалупи поднимает ВЕЧНУЮ и ГЛАВНУЮ проблему человечества — СВОБОДУ ВЫБОРА. И своим великолепным текстом Паоло говорит нам — выбор есть всегда!!!!
Читать для воспитания хорошего вкуса.
Dan-Master, 9 сентября 2018 г.
Восхитительный рассказ. Прекрасно все от идеи, до финала. Идея создания существ живых музыкальных инструментов — абсолютно нетривиальна. Но она требует создания целого мира со своими правилами и героями. Мира где вновь царит феодализм и все покупается и продается через биржу. (Конечно на автора повлияло падение NASDAQ в 2000 -х когда произошел крах бума доткомов и миллиардные состояния превратились в пыль).Страшный мир, где родители продают детей в рабство ради покровительства и преуспевания И выход из рабства только один.... Финал же рассказа -выше всяких похвал.
Книжный червь, 27 мая 2016 г.
Знаменитость. В последнее время это слово приобрело какой-то особый, пошловатый оттенок. Немалая часть знаменитостей — это продюсерские проекты. Создаваемый для них образ специально нацелен на вкусы определённой аудитории (как правило, весьма широкой). Заранее спланировано всё — одежда, скандальные детали биографии, поведение, и даже внешность всегда можно подогнать под желаемый образ с помощью операций. И вот уже эти люди становятся популярными в первую очередь как знаменитости, а уж потом как музыканты, актёры и т.п. Они делают всё, чтобы сохранить интерес публики. Из-за такого подхода массовое искусство становится всё более коммерческим и собственническим.
Взяв за основу эту мысль, автор развил её до гротескной абсурдности, описав близкое будущее, в котором важно прежде всего владение искусством. Знаменитости будут принимать лекарства от старения, их тела будут переделываться по желанию владельцев-«продюсеров». Хирурги будут превращать музыкантов в ходячие инструменты, а актёров будут подключать к специальной программе, дающей зрителям возможность смотреть из глаз актёра. Таким же «произведением искусства» является главная героиня — девочка-флейта, которая интересует свою хозяйку только по одной причине — цене, по которой её можно продать. Примечательно, что в этот странноватом мире самих будущих знаменитостей никто не спрашивает, нравится ли им их доля. Нет, владельцы всегда правы, ведь они тратят деньги, делают инвестиции.
Увы, созданный автором мир не кажется таким уж нереалистическим и далёким. Чтобы убедиться в этом, достаточно просто включить телевизор. А есть ли выход? Автор оставляет вопрос открытым, как и финал рассказа. Одно очевидно: всё зависит от самих людей, которые добровольно ли, принудительно ли становятся игрушками в руках публики. Девочка-флейта свой выбор сделала.
Prokhor, 15 марта 2018 г.
Великолепный рассказ. Рекомендовано к обязательному прочтению всем дельцам и звездам от шоу-бизнеса. Шутка, конечно. Но мир, где эти люди правят, где все поставлено в угоду развлечению, по настоящему пугает. Опять же отлично прописан бунт/выбор маленького человека.
Лучше всего получился финал, неоднозначный, предлагающий задуматься... а могло бы быть так, а могла так.
Очень всем рекомендую — прочтите.
sterh77, 7 сентября 2013 г.
В последние лет 15 я мало читаю НФ, а малую форму — вообще изредка. Рассказ произвёл сильное впечатление, и мне его особо не с чем сравнивать. Автор прогнозирует постепенное снятие и так не сильно заметного налёта человеколюбия в нашем обществе, а также увеличение роли медиа. Это понятно и вполне допустимо.
Главное в рассказе, как мне кажется, это очень эмоциональное описание выбора, который стоит перед каждым из нас. Такой же выбор стоял перед рабами в Древнем Египте, строящими бессмысленные пирамиды. Такой же выбор стоит и перед живущими в современных суверенных демократиях. Большинство из нас не делают выбор, оставляя тоскливый статус кво.
bean17, 1 июня 2014 г.
Прослушал этот рассказ в аудиоварианте. Идея необычная, жутковатая и завораживающая. Здорово написано, не пресно. Автор, безусловно, крут. Задаюсь вопросом, почему же, из наших современных писателей-фантастов никто не дотягивает до такого уровня. Может, я ни тех слушаю или читаю? Подскажите. Мы ведь, вроде как, страна великих писателей или все в прошлом?
upfallen, 24 декабря 2012 г.
Рассказ произвел на меня впечатление игрушки: изящной, замысловатой, но совершенно бесполезной. Антураж и атмосфера довольно интересны, но где-то я уже это видел (передаем привет Гибсону и Мьевиллю). Скорее всего, Паоло хотел шокировать, эпатировать читателя физиологическими подробностями, каннибализмом. У меня же это все, включая центральную сцену рассказа, вызвало лишь легкую брезгливость. Наверное, здесь есть вина и таких авторов в том числе — чувства, атакуемые со страниц, мониторов и экранов мерзостными картинами, сильно притупляются: в этом видишь если не обыденность, то что-то почти «привычное». Раскрытие идей свободы, цены известности и власти мне также не очень понравилось. А вот открытая концовка — это, безусловно, изюминка даного произведения.
Gelena, 31 июля 2009 г.
Великолепный, прекрасно-тревожный рассказ о мире, который вполне возможен в ближайшем будущем, когда переделка человека ради наживы и популярности перестанет ограничиваться лишь только внешностью, а затронет физиологическую сторону. Страшно осознавать, что такой аморально-феодальный строй близок, гораздо ближе, чем мы думаем.
Единственный рассказ, из всех мной прочитанных, где сцена каннибализма не выпирает из текста, а является лишь наброском, штрихом. И именно этот набросок в своей почти незаметности и дает эффект шока, как для читателя, так и для героини.
Очень понравилась концовка — момент недоговоренности, без которого она скорее всего была бы банальной и пафосной, а так..
В общем, грустный, щемящий, невероятно красивый гротеск. Похоть, превращенная в искусство, пошлость на грани экстаза. Извращенное наслаждение — музыка плоти в прямом смысле этого слова.Хрупкая струна красоты, способная обернуться отравленной иглой.
И над всем этим музыка...Которая вечна.
Gynny, 3 марта 2013 г.
У автора до этого рассказа читала только «Народ песка и шлаков», перед чтением «Заводной» решила познакомиться еще с чем-то из его малой прозы.
Если честно — не впечатлена.
В плюс — красивый описательный язык и сама идея сестричек-флейт — эдаких декадентских живых игрушек для пресыщенных долгожительством бессмертных.
Сам же мир персонажей оригинальным и логичным не показался.
Финал? С точки зрения психологии застрявшего в подростковом возрасте существа со спонтанными решениями, возможно, и логичен, но у меня возникает вопрос: а что дальше? Вместо Белари все обитатели поместья перейдут во владения кого-то типа Вернона. Выход, подаренный Стивеном, был пораженческим, но все-таки способом бегства без мучений и пыток.
2480, 21 июля 2012 г.
Рассказ о том, чего стоит известность. Госпожа утратила свою славу и своё положение в обществе, но она надеется его поправить с помощью девочек-флейт. Что надо пережить, чтобы стать знаменитыми, вызывает определённое удивление, а то и шок. И то, что приходится пережить, необратимо. Назад дороги нет.
Рассказ и том, чего ждёт самая влиятельная публика, пресыщенная всем чем можно. И это страшно — где же пределы извращённости, когда дозволено всё? Кажется, пределов нет. Нет, предел существует и он один: деньги.
Рассказ и про эмоциональную сторону рабства. И про унизительную свободу: посидеть час на чердаке, пока тебя не нашли. Что есть свобода? И есть благо в обмене свободы на известность?
Вряд ли рассказ понравится всем — некоторые моменты вызывают отвращение у неподготовленных, впрочем, на мой взгляд ничего особо гадкого там нет.
Shean, 28 октября 2010 г.
Прочла рассказ по рекомендации Фантлаба, нахожусь в некотором недоумении... Но не по тем же причинам, что предыдущие рецензенты. Рассказ а) заметно вторичен и б) нечетко структурирован.
Если подробнее — в реалиях текста нет практически ничего, что не было бы развитием или простым повторением идей, заложенных ажно еще в «Нейроманте». Просто Гибсон не смакует декадансных деталей, так, отмечает их наличие — и вперед, к экшну и философиии. Почему «практически», а не «абсолютно»? Крошечная лазейка — начало рассказа имеет средневековый колорит... сходящий к концу на нет, а жаль — он интересен. Впрочем, и это было, но уже у Суэнвика.
б) Я, быть может, рассуждаю уже как Занудный Конкурсный Рецензент, но очень неряшлива коллизия. Кто такой Стивен (кроме того, что сексуальная игрушка хозяйки)? Откуда у него, поросеночка на убой, такие особенные таблеточки?
Зачем автор так подчеркивает несвободу хозяйки? Ведь в этом случае становится очевидно, что ее смерть в принципе никак не изменит ситуацию героини?
Замененные глаза, уж простите, настолько открыто сворованы у Гибсона, что аж неловко.
Теперь о хорошем. Рассказ, что называется, антуражный. Визуальный по последней фразы. Бронежилет на леди со шрамом. Красивооооо!!! Бессмысленнно!!!! (если на нее с ножом бросались — смысл носить броник? да еще расстегнутым у горла???) Детский секс под музыку. Глазки, вставленные только для цвета. Клубника, малина, желтенькие шарики. Нет, я не глумлюсь — видеоряд действительно очень яркий, и один дает рассказу в моих глазах плюс балла четыре.
Но сюжет скучен.
Аевит и группа Тату — вот наш ответ итальянскому декадансу!
Black ermine, 22 января 2013 г.
Меня всегда удивляли отзывы типа «да это просто развитие идей Толкиена/Гибсона/Мьевиля/дяди Васи». В таком случае вообще вся фантастика — не более чем развитие идей Сирано де Бержерака и его «Иного света». А вся русская литература — развитие идей Кирилла и Мефодия, придумавших буковки. Я не литератор, но, насколько я помню, во всей мировой литературе существует всего с дюжину основных сюжетов и абсолютно все произведения являются их смешением в тех или иных пропорциях.
Вообще, я не поклонник Бачигалупи. Не то чтобы его книги мне не нравились, но просто их проблематика меня мало интересует. Однако «Девочка-флейта» — случай особый.
Я не буду описывать сюжет, тем более, что и описывать-то там особенно нечего. Скажу лишь, что — рассказ о неожиданных сторонах человеческой личности, причем неожиданных зачастую для самой личности. Вскользь поднимаются вопросы о том что есть свобода и рабство. Прибавьте к этому необычный мир (хоть и довольно скупо описанный), в котором разворачивается действие и получите прекрасную работу.
В плюс следует зачесть и приличный перевод, что в наше время редкость уже само по себе.
Разумеется, рассказ не претендует на какие-то высоты — для этого он просто слишком мал. Но в свой нише небольших рассказов-зарисовок он просто великолепен.
P.S. Одно время в интернете ходили слухи, что Бачигалупи пишет полноценный роман по миру «Девочки-флейты». К сожалению, они не подтвердились.