| |
| Статья написана 15 декабря 2022 г. 16:44 |
В список попадают романы, повести, циклы и авторские сборники, напечатанные на языке оригинала после 2000 года. Старался по мере возможности уйти от вкусовщины (читал далеко не все книги). Список этот на полноту не претендует, но если есть дополнения, буду рад подсказкам. Почему только научная фантастика? Во-первых, фэнтези переводится на порядок чаще, так что охватить невозможно. Во-вторых, в научной фантастике хоть немного разбираюсь. В пограничных случаях, если научно-фантастический элемент перевешивает, заношу в подборку. Сетевые переводы, не издававшиеся на бумаге, не учитываю. Это тема для отдельного исследования. Как о современной детско-юношеской НФ, так и о ранобэ знаю недостаточно, поэтому не откажусь от помощи зала. Выделены имена авторов, чьи библиографии открыты на нашем сайте. В скобках указан год публикации на языке оригинала. Алжир Буалем Сансаль "2084: Конец Света" (2015) Аргентина Агустина Бастеррика "Особое мясо" (2017) — подозреваю, что это в первую очередь хоррор. Гильермо Саккоманно "Человек из офиса" (2010) Ариэль Торрес "Дамокл" (2007) Саманта Швеблин "Кентуки" (2018) Бельгия Томас Гунциг "Учебник выживания для неприспособленных" (2013), "Рокки, последний берег" (2023) Эмманюэль Пиротт "De Profundis" (2016) Бразилия Карина Риси "Любовь, которая меня нашла" (2013) Германия Андреас Брандхорст "Корабль" (2015) Райнер Векверт "Ghostwalker" (2021) Хельге Т. Каутц "Вселенная Х" (2000, 2004, 2006) Марк-Уве Клинг "Страна Качества" (2017, 2020) Томас Лер "42" (2005) Кай Майер "Корона из звёзд" (2017) Карл Ольсберг "Зеркало" (2016), "Мальчик в белой комнате" (2017, 2018) Анна Руэ "Автостопом до Водоворота" (2015) Томас Тимайер "Рептилия" (2005), "Хроники искателей миров" (с 2009) Франк Шетцинг "Стая" (2004) Йохен Шимманг "Новый центр" (2011) Мартин Шойбле "Сканеры" (2013) Андреас Эшбах "Железный человек" (2003), "Выжжено" (2007), "Управление" (2018) и др. Дания Ольга Равн "Персонал" (2018) Питер Хёг "Твоими глазами" (2018) Израиль Йоав Блум "Я всегда остаюсь собой" (2016), "Что другие думают во мне" (2021) Леви Тидхар "Усама" (2011), "Центральная станция" (2016) — всё на английском языке. Ирак Ахмед Саадави "Франкенштейн в Багдаде" (2013) — не совсем НФ, но пусть будет. Исландия Сигридур Хагалин Бьёрнсдоттир "Остров" (2016) Андри Снайр Магнасон "LoveStar" (2002) Испания Феликс Х. Пальма "Викторианская трилогия" (2008 — 2014) Хосе Карлос Сомоса "Зигзаг" (2006), "Соблазн" (2010) и "Кроатоан" (2015) Альберт Санчес Пиньоль "Страхи" (2002, 2005), "Тринадцать печальных происшествий" (2008) Италия Туллио Аволедо "Метро 2033: Бессолнечная Италия" (2011-2015) Дарио Тонани "Мир9" (с 2014) Канада (только переводы с французского) Морис Ж. Дантек "Призрак джазмена на падающей станции «Мир»" (2009) Филипп-Обер Котэ "За честь нохаума" (2010) Китай Баошу "Возрождение времени" (2011) Кен Лю "Невидимые планеты" (2016), "Сломанные звёзды" (2019) — антологии китайской фантастики. Лю Цысинь "Воспоминания о прошлом Земли" (2004-2010), "Блуждающая Земля" (2013) и др. Чэнь Цюфань "Мусорный прибой" (2013) Ци Юэ "Звёзды" (2019) Нидерланды Леон де Винтер "Право на возвращение" (2008) Марлус Морсхёйс "Тени Радовара" (2018) Норвегия Сверре Кнудсен "Фабрика без сердца" (2006) и "Власть Аарона" (2011) Майя Лунде "Климатический квартет" (с 2015) Ю Несбё "«Крысиный остров» и другие истории" (2021) Польша Роберт М. Вегнер "Все дети Барби" (2008), "Ещё один герой" (2012) Урсула Гарднер "Метро 2033: В руинах" (антология, 2017) Ярослав Гжендович "Владыка Ледяного Сада" (2005 — 2012), "Гелий 3" (2017) Юлия Дидух, Доминика Пичинская "Метро 2033: Эхо умершего мира" (антология, 2016) Яцек Дукай "Иные песни" (2003), "Идеальное несовершенство" (2004) и др. Цезарий Збешховский "Рамма" (с 2004) Анджей Земяньский "Автобан нах Познань" (2001), "Вроцлавские ванильные плантации" (2001) Анна Каньтох "Миры Данте" (2008) Рафал Косик "Чётки" (2017) Павел Майка "Мир миров" (2014), "Метро 2033: Район обетованный" (2014) Марцин Подлевский "Прыгун" (2015) Доминика Репечко "Метро 2033: Шёпоты убиенных" (антология, 2015) Михал Холева "Гамбит" (2012) Михал Цетнаровский "Голос Лема" (антология, 2011) Роберт Е. Шмидт "Метро 2033: Бездна" (2015) Финляндия Эмми Итяранта "Дневник чайного мастера" (2012) Ханну Райаниеми "Квантовый вор" (2010-2014), "Сервер и дракон" (2015) и "Страна вечного лета" (2016) — всё на английском. Франция Эли Андерсон "Мила Хант" (2019) Франсуа Баранже "Dominium Mundi" (2013, 2014) Фредерик Бегбедер "Вечная жизнь" (2018) Камель Бенауда "Норман" (2018) Поль Беорн и Силен Эдгар "14 — 14" (2014) Николя Бёгле "Последнее послание" (2020) Лоран Бине "Цивилиzации" (2019) Пьер Бордаж "Пророчество" (2001-2005) Серж Брюссоло "Запретная стена" (2012) Мишель Бюсси "Новый Вавилон" (2022) Дидье Ван Ковелер "Томас Дримм" (2009-2016) Бернар Вербер "Древо возможного и другие истории" (2002), "Рай на заказ" (2008), "Зеркало Кассандры" (2009) и др. Ив Греве "Мето" (2008-2010) Антони Ино Комбрексель "Почти полночь" (2018) Эрве Ле Теллье "Аномалия" (2020) Ромен Люказо "Лаций" (2016) Александр Муа "Таинственные существа. Криптиды" (2008-2011) Давид Муате "Проект «Новая земля»" (2017) Жан-Клод Мурлева "Зимняя битва" (2006) Ксавье Мюллер "Эректус" (2018) Люси Пьерра-Пажо "Тайны Лариспема" (2016-2018) Лолита Пий "Город Сумрак" (2008) Жан-Кристоф Руфен "Глобалия" (2002) Франк Тилье "Иллюзия смерти" (значительная часть сборника 2020 г.) Мишель Уэльбек "Возможность острова" (2005) и др. Манон Фаржеттон "Десять дней до конца света" (2018) Тимоте де Фомбель "Девочка из башни 330" (2007) Чехия Вилма Кадлечкова "Мицелий" (с 2010, если не считать рассказы) Швейцария Кристиан Крахт "Я буду здесь, на солнце и в тени" (2014) — перевод с немецкого. Швеция Оса Авдич "Эксперимент «Исола»" (2016) Стефан Каста "Зелёный круг" (2010) Йенс Лильестранд "Даже если всему придёт конец" (2021) Даниель Оберг "Вирус" (2016) Дан Сельберг "Мона" (2013), "Симон" (2015) Карин Тидбек "Аматка" (2012) Нинни Хольмквист "Биологический материал" (2006) Оса Эриксдоттер "Бойня" (2016), "Фаза 3" (2022) Южная Корея Ким Ён Су "Чудо-мальчик" (2012) Ким Чхоёп "Оранжерея на краю света" (2021) Пак Соён "Снежный шар" (2020) Хван Хи "Парень без понедельника" (2015) Чхве Инхо "Город знакомых незнакомцев" (2011) Чхугон "Поднятие уровня в одиночку" (2016-2017) Япония Кэйкаку Ито, То Эндзё "Империя мертвецов" (2012) Рэки Кавахара "Sword Art Online" (с 2001) Томихико Морими "Пингвинья тропа" (2010) Хироси Сакуразака "Грань будущего" (2004) Мамору Хосода "Красавица и дракон" (2021) Соавторы из разных стран: Кристиан Крахт (Швейцария) и Инго Нирман (Германия) "Метан" (2007) Международные антологии Майкл Рейнольдс "1989. Десять историй которые прошли сквозь стены" (2009) — частично. Андреас Эшбах "Триллион евро" (2004) В свете действующего законодательства вынужден сделать оговорку, что данный список не следует рассматривать как пропаганду чего бы то ни было. Обещаю, что список будет пополняться, и надеюсь, что он окажется полезен не только для меня. PS. Большое спасибо всем, кто помог и помогает советами и подсказками.
|
| | |
| Статья написана 13 декабря 2022 г. 01:00 |
Роман британской писательницы Сюзанны Кларк "Пиранези" был отмечен Premio Italia — важнейшей наградой страны, присуждаемой в области фантастической литературы. Церемония состоялась 10 декабря на конвенте Aetnacon 2022, который прошёл в сицилийском городе Катания. Помимо "Пиранези" в номинацию "Лучшая зарубежная книга" попали: Н.К. Джемисин "Каменные небеса", Аластер Рейнольдс "Elysium Fire", Чарльз Стросс "Neptune's Brood" и Клод Сеньоль "Меченая" — всего три представителя от Великобритании и по одному от Франции и США. Вносить победителей и финалистов в дюжине номинаций на итальянском, откровенно говоря, лень, поэтому новость получилась такая короткая.
|
| | |
| Статья написана 18 ноября 2022 г. 14:38 |
Позавчера назвали лауреатов Национальной книжной премии, 73-я церемония награждения прошла в Нью-Йорке.
Саба Тахир и Саманта Швеблин — профильные для Фантлаба авторы, их библиографии открыты на нашем сайте. Хотя конкретно этот роман Тахир, похоже, сугубо реалистический. Арт Шпигельман, создатель "Мауса", надеюсь, в рекомендациях не нуждается. Чтобы узнать чуть больше о премии, рекомендую воспользоваться тегами.
|
| | |
| Статья написана 8 ноября 2022 г. 00:55 |
Несколько дней назад стали известны лауреаты премий Фонда Артура Кларка (Arthur C. Clarke Foundation), американской некоммерческой организации, созданной в 1983 году. Помимо того, что Фонд ставит своей целью популяризацию идей и работ знаменитого писателя-фантаста, он также содействует интеграции науки и технологии с искусством и литературой, а также тому, чтобы космические и телекоммуникационные технологии использовались на благо всего человечества. Для этого Фонд организует лекции, спонсирует образовательные программы, сотрудничает с университетами, музеями и другими учреждениями.
Френсис Коллинз, если кто не знает, руководил проектом по расшифровке человеческого генома. Эстер Дайсон — не только дочь прославленного физика Фримена Дайсона (тоже лауреата этой премии), но и сама фигура весьма известная в IT-кругах: инвестор, журналист, филантроп. В прошлые годы лауреатами премии становились многие писатели-фантасты, перечисляю в обратном хронологическом порядке: Сэмюэл Дилэни, Тед Чан, Джордж Мартин, Лю Цысинь, Ким Стэнли Робинсон, Маргарет Этвуд, Ларри Нивен, Урсула К. Ле Гуин и Бен Бова. Кроме того, наградами был отмечен вклад таких учёных и популяризаторов науки как Стивен Хокинг, Митио Каку и Мартин Рис. Страница этой премии ещё не открыта. Её не следует путать с британской премией Артура Кларка.
|
| | |
| Статья написана 30 октября 2022 г. 16:43 |
Упражнение на тему кинорецензии. Шутка. Кого я смогу обмануть? Это в лучшем случае отзыв, похуже тех, что размещаются на "Кинопоиске". | короткометражный, 2014, Великобритания драма, фантастика режиссёр: Джакомо Чимини, сценарий: Джакомо Чимини в ролях: Ламбер Вильсон, Сэмюэл Джослин, Даррелл Д'Силва, Стивен Томпсон, Скотт Хиндс, Алекс Уоррен, Элисон Бэйкер, Джульет Адлер, Милтон Макгрори В ретрофутуристическом городе Ваниль всегда безоблачное ванильное небо — настоящий синтетический рай, поддерживаемый искусственным интеллектом. Но даже идеальная система может дать сбой — и Ваниль окажется потёмкинской деревней, за фасадом которой — мрачное будущее, в котором все —... |
|
Фильм решительно рекомендуется к просмотру. Оценка на IMDb — 7,1/10, моя оценка — 9/10. "Ностальгист" — короткая история об утрате, об иллюзиях, о том, что значит жить прошлым, о жертвенности, о семейных взаимоотношениях, о виртуальной реальности и, конечно, о роботах. Пожалуй, много о чём ещё, но перечислять долго. Это экранизация дебютного рассказа Дэниела Уилсона, современного американского писателя, специализирующегося на теме роботов. Надобно сказать, что рассказ уступает фильму, в котором некоторые драматические моменты поданы лучше. Однако даже бегло просмотренный английский текст кое-что добавляет к общему впечатлению. Итак, первая сцена. Квартира, обставленная в викторианском стиле. Немолодой мужчина и мальчик лет 11, одетые по моде конца XIX — начала XX веков. Отец (в рассказе «дедушка») учит сына игре в шахматы и на примере пешечного гамбита объясняет суть и смысл самопожертвования... Дальше пойдёт спойлер. Вы за это время можете посмотреть фильм, так что прекрасно обойдётесь без краткого пересказа сюжета. Особое внимание обратите на финальную сцену, а я пока поделюсь некоторыми мыслями. Прочитаете после просмотра, если будет интересно. Осторожно, спойлеры
На первый взгляд кажется, что это очередная вариация на тему "Пиноккио", тем более, что режиссёр родом из Италии. Если бы всё было так просто... Обратите внимание, что что за весь фильм главный герой — «отец» — лишь один раз обращается к роботу, глядя на него своими глазами, а не через гарнитуру дополненной реальности. Причём в стрессовой ситуации, не задумываясь, произносит странную фразу: «Беги, мальчик!». Не «беги, сынок», не «беги, Джонни», допустим. Все остальные реплики он произносит, когда видит перед собой образ давно умершего сына, от которого остался лишь оборванный по краям портрет. В рассказе этот момент ещё более заострён: главный герой старается не смотреть на робота, а на лице его отражается смесь страха, отчаяния и отвращения. Подчеркнём последнее слово. Нет, робот здесь всё-таки не Пиноккио, а главный герой не добрый папа Джеппетто. Ведь это, согласитесь, довольно страшно: сначала понять, что тебе всю жизнь врали и ты не человек, а затем осознать, что любят вовсе не тебя, а другого ребёнка, которого представляют на твоём месте. Очевидно, что главный герой не смог смириться с потерей и тронулся рассудком. Специально выбрал псвевдовикторианскую реальность, как можно менее похожую на окружающую разруху, постапокалиптику пополам с киберпанком. Так и живёт теперь в дополненной реальности, как-то умудряясь добывать себе хлеб и чинить сломанного робота. А мальчик-робот своего человеческого "отца", похоже, любит искренне. В фильме есть любопытная сцена, которая не позволяет поверить в то, что эта привязанность — всего лишь базовая программа. Робот бросается на выручку "отцу" после минутного колебания, вспомнив слова: "Нужно защищать то, что тебе действительно дорого". И затем, в финальной сцене, когда человек ничего не отвечает на проникновенное "я люблю тебя, папа", мальчик соглашается пожертвовать своей памятью, лишь бы всё стало как раньше и все были счастливы. Вот только счастливы ли они на самом деле? --------- Напоследок краткая справочная информация. Награды: — Короткометражка более чем на 15 минут (второе место) — Международный фестиваль короткометражных фильмов в Палм-Спрингс 2014 (США). — Лучший короткометражный фильм (Generator +18) — Giffoni Film Festival 2014 (Италия). — Prix du Publique — Утопиалии (Utopiales), Международный фестиваль научной фантастике в Нанте 2014 (Франция). — Méliès d’Argent and Audience Award — Trieste Science + Fiction Festival (Триест, Италия). — Лучший научно-фантастический короткометражный фильм — 28-й Международный кинофестиваль в Лидсе (Великобритания). — Лучший профессиональный короткометражный фильм более чем на 10 минут — Raw Science Film Festival (Лос-Анджелес). Всего 622 оценки на "Кинопоиске", что объяснимо, но печально. Джакомо Чимини — итальянский режиссёр, живёт в Лондоне. На странице IMDb учтены 2 его полнометражных фильма, 4 короткометражки и один документальный сериал — преобладают научная фантастика и триллеры (вроде бы ничего больше на русском не дублировалось). Актёров всего двое, если не считать эпизоды и массовку. Ламбер Вильсон: Француз из "Матрицы", Жак-Ив Кусто из относительно недавней "Одиссеи" и много кто ещё. Юный актёр Сэмюэл Джослин известен ролями в фильмах "Невозможное" (средний сын, Томас) и "Приключения Паддингтона" (Джонатан).
------------ А о чём Вы подумали, посмотрев этот фильм? Приглашаю к дискуссии.
|
|
|