fantlab ru

Питер Уоттс «Подсолнухи»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.15
Оценок:
236
Моя оценка:
-

подробнее

Подсолнухи

Sunflowers

Цикл

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 27
Аннотация:

Звездолёт «Эриофора», двигаемый излучением Хокинга собственной маленькой чёрной дыры, бороздит просторы Галактики со скоростью около 60 000 км/с. Десятки, сотни кругов вокруг ядра… и никому не ведома конечная цель. — Но такой полёт займёт миллионы лет — скажешь ты, и будешь прав. Такова поставленная Землёю задача, и «Эриофора» сконструированна с мыслью об ожидающих её геологических эпохах. Команда «Эриофоры» составила бы по численности небольшой город, но во время полёта на палубах летящего мира не встречаются более 1% звездоплавателей единовременно. По сотни тысяч лет проводит каждый из них в ледяном сне, подобном смерти, чтобы восстать из гроба на день или два для отработки своей смены. Лишь искусственный интеллект по кличке Шимп никогда не спит… но даже ему неведомы все инструкции, заложенные в его программу оставшимися далеко в прошлом людьми из Центра Управления.

Земля забыла об «Эриофоре». Лишь странные существа выпрыгивают временами из порталов, создаваемых «Эриофорой» в мириадах звёздных систем Млечного Пути.


Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу


7.36 (340)
-
9 отз.
7.82 (556)
-
28 отз.
  • + Hitchhiker  [= Автостопщик] (2018), не окончено  
8.57 (53)
-
2 отз.
8.10 (1490)
-
33 отз.
7.59 (330)
-
7 отз.

Похожие произведения:

 

 


По ту сторону рифта
2016 г.
Лучшая фантастика XXI века
2017 г.
Лучшая зарубежная научная фантастика: Сумерки богов
2017 г.
Революция в стоп-кадрах
2021 г.

Периодика:

Если № 2, февраль 2011
2011 г.
Clarkesworld. Issue 96, September 2014
2014 г.
(английский)

Самиздат и фэнзины:


Аудиокниги:

Грани вселенной. Антология фантастики
2015 г.
Созвездие Льва-3: Приход ночи
2017 г.

Электронные издания:

The Year's Top Ten Tales of Science Fiction 2
2010 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

The New Space Opera 2
2009 г.
(английский)
The Best Science Fiction and Fantasy of the Year: Volume Four
2010 г.
(английский)
The New Space Opera 2
2010 г.
(английский)
Year's Best SF 15
2010 г.
(английский)
The Year's Best Science Fiction & Fantasy 2010
2010 г.
(английский)
The Year's Best Science Fiction: Twenty-Seventh Annual Collection
2010 г.
(английский)
The Year's Best Science Fiction: Twenty-Seventh Annual Collection
2010 г.
(английский)
The Mammoth Book of Best New SF 23
2010 г.
(английский)
Twenty-First Century Science Fiction
2013 г.
(английский)
Beyond the Rift
2013 г.
(английский)
Reach for Infinity
2014 г.
(английский)
Reach for Infinity
2014 г.
(английский)
Отвъд разлома
2015 г.
(болгарский)
Imaginarium 4: The Best Canadian Speculative Writing
2016 г.
(английский)
The Freeze-Frame Revolution
2018 г.
(английский)
The Final Frontier
2018 г.
(английский)
The 2020 Look at Space Opera Book
2020 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книги Питера Уоттса как маленький праздник. И не беда, что в новом сборнике всего 350 страниц, не беда даже, что один из рассказов есть у меня уже в трёх изданиях. Самое главное, что вновь появилась возможность прикоснуться к творчеству одного из лучших фантастов современности. Такое не каждый день случается.

«Революция в стоп-кадрах» состоит из четырёх историй, объединенных миром, героями и их обстоятельствами. Далее остановимся чуть подробнее на каждом произведении.

• «Остров». Повесть – будто облегченная версия «Ложной слепоты». А ещё это самое ранее произведение, ставшее отправной точкой для всего цикла. Иронично, что по сюжету это же произведение цикл и завершает. Итак, люди на борту космического корабля «Эриофоры» бороздят просторы галактики с великой миссией по постройке портальных врат. Кроме особенностей поведения людей в замкнутом пространстве, замешанных на остро-болезненном психологизме, в наличие еще необычный контакт с инопланетным существом и неожиданный финал.

• «Отчаянная». Самое начало пути. Великая миссия «Эриофоры» ещё не началась, но подготовка к ней активно идёт. Вот только некоторые будущие члены экипажа сталкиваются с экзистенциональным кризисом и не очень понимают, к чему же им стремиться. Рассказ неплох, но на фоне остальных произведений сборника смотрится слабовато.

• «Революция в стоп-кадрах». Эта история призвана раскрыть одно из ярчайших событий жизни экипажа «Эриофора», а именно – борьба людей против искусственного интеллекта. Да, исход этой борьбы уже известен, да, автор вместо астрономии сосредотачивается на психологии. Зато как сосредотачивается! Так, как он любит, умеет и отлично демонстрирует в «Ложной слепоте» и «Морских звёздах». Только мягче и живее. Местные персонажи и их мотивы оказываются более понятными читателю, нежели в предыдущих работах. Хотя нельзя не признать, что вся ценность повести для цикла заключается в углублении истории и придания объемности её персоналиям.

• «Гиганты». Миссия «Эриофоры» в самом разгаре, и бортовой ИИ пробуждает человека для решения нетривиальной задачи. Перед читателем во всей красе расцветают конфликт двух людей между собой, конфликт человека и машины, а заодно и конфликт человека и совершенно иной формы жизни. Написано ярко, красочно и динамично. Назвал бы «Гигантов» лучшим рассказом сборника, если бы не «Остров».

В итоге сборник получился ожидаемо интересным, но слишком коротким. Только входишь во вкус, как уже переворачиваешь последнюю страницу.

П.С. В «Революции в стоп-кадрах» зашифровано послание, которое должно привести к рассказу «Автостопщик».

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

У меня только один вопрос к циклу. Почему так мало? 65 миллионов лет в стоп-кадрах, или по образному выражению главной героини в нарезанных на тонкие пластинки времени. Очень плотно, концентрировано, много идей, мыслей, захватывающих дух описаний космоса, но все равно мало.

Хотя может так и задумано? Чтобы некоторые вопросы навсегда остались без ответа? То самое непознаваемое, невозможность получить ответ от потомков, что так гнетет главных героев? Есть ли смысл в их бесконечном Джонте? Это так близко и понятно каждому.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не Скайнет единым

***

Питер Уоттс – один из самых знаковых авторов хард сай-фая. Мало кто может потягаться с ним по части харда, а уж по самобытности (научное обоснование вампиризма) канадец может уделать много кого. Разве что Нил Стивенсон может потягаться с Питером, и то условно. Всё-таки у Нила немного иное направление (и не только хард сай-фай).

…будущее. Потраченная Земля решает надышаться перед сном – отправляет в закат корабль «Эриофора». Все члены корабля – эдакие смертники, купившие билет в один конец. Они не только не вернутся, не факт, что они даже увидят свою смерть. А миссия, в общем-то, простая – быть мясом (вспомогательным материалом) для корабля…

Цикл состоит из ряда рассказов и романа. Давайте пройдемся по каждому (кратко).

Рассказ «Отчаянная». Личная оценка 8 из 10.

Здесь читатель впервые знакомится с Сандей (гг), видит Землю относительно близкого будущего. Рассказ апеллирует к эмоциями, из экшена – полёт к солнцу. Неплохая вводная для цикла.

Роман «Революция в стоп-кадрах». Личная оценка 8 из 10.

Уоттс упорно называет роман повестью (по объёму это и правда повесть). ГГ – Сандей, она на короткой ноге с Шимпом (ИскИн). Сюжет – стоп-кадры из далёкого будущего. Героев будят, чтобы латать дыры. Порой, даже ими самими. Антураж, герои, сюжет – всё это условности на фоне тематик, поднимаемых автором – столкновение человека и ИИ, попытка создать ограниченный ИИ (чтоб не получился Скайнет 2.0), чуть более локально – попытка двигать революцию в условиях жесткого ограничения (по времени) при тотальном контроле (большой брат не дремлет). Роман больше напоминает несколько эпизодов из жизни Шимпа, так что название автор выбрал уместное.

Рассказ «Остров». Личная оценка 8 из 10.

Рассказ примечателен тем, что он появился раньше всех в цикле. При этом он чуть ли не самый последний по сюжету. Образцовый (для Уоттса) рассказ. На фоне небезызвестного приёма (разумного объекта во вселенной, см «Солярис» С. Лема) автор раскрывает вопросы родительства искусственных отпрысков.

Рассказ «Гиганты». Личная оценка 8 из 10.

Впервые главным героем является не Сандей. Рассказ примечателен классической задачей (трех тел) на фоне субъекта (того, кто решает задачу). Наиболее эмоциональный рассказ из цикла. При этом личность гг весьма занятная.

Что ещё сказать о цикле? Это короткие произведения (даже в сумме все произведения едва дотягивают до объёма романов), в которых автор больше вкладывается в идею, чем в исполнение. Не ждите здесь детерминации раздела хард (сай фай), а вот социальную фантастику и психологизм – это вы непременно получите. С учётом кризиса нынешнего хард сай фая (переводного), «Подсолнухи» – хороший цикл, который достоин внимания. Много будет претензий (по части сюжета, героев), но стоит учесть, что Уоттс, вероятно, решил сделать ставку на идеи. Да, цикл проще «Ложной слепоты». Но уж лучше начать с неё, чем с «Революции».

Заключение: «Подсолнухи» – интересный короткий цикл, где на фоне хард сай фая бал правит социльщина и психологизм. Уоттс и по сию пору отсается сильным представителем твёрдой НФ.

8 революций из 10.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Цикл Питера Уоттса «Подсолнухи» представляет собой пример самой современной научной фантастики и содержит идеи о закате человеческой цивилизации, о психологии людей, о борьбе и сотрудничестве людей с искусственным интеллектом, о контакте с невероятным иным разумом. Это история корабля-астероида «Эриофора», который десятки миллионов лет колесит по галактике, создавая «звёздные врата». Периодически ИИ «размораживает» некоторых из спящих в анабиозе людей (всего их тысячи) для решения нестандартных задач. При этом ИИ корабля намеренно создан не очень умным, чтобы в процессе пути он не передумал выполнять поставленную задачу.

Хронологически самым первым рассказом из этого цикла стал «Остров», и в нём сосредоточены основные идеи и смыслы; он и самый интересный, собственно. «Гиганты» и «Отчаянная» — рассказы, дополняющие цикл. А «Революция в стоп-кадрах» — разросшаяся до размеров маленького романа повесть об одном из самых острых эпизодов в истории «Эриофоры» — о мятеже людей против искусственного интеллекта.

В целом «Подсолнухи» не содержат столько новых и оригинальных идей, как цикл «Огнепад», но он более понятный и человечный; психология героев тут более понятна, чем психология пост-людей из мира «Огнепада».

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Питер Уоттс – неподражаем. Его книги похожи на тики. Не зря этот коктейль, внешне напоминающий детский понос, стали подавать в непрозрачных бокалах. Ты вкушаешь сущность тики, не видя его внешнюю структуру. Скольких это могло отпугнуть? Гениально! Так и с Уоттсом.

Уоттс очень сложен для восприятия. Если думаете, что в оригинале он проще и понятнее – это не так. Многие вменяют ему кривой слог, невнятное и сумбурное описание, нагромождение терминами к месту и нет, засилье разнокалиберным научпопом и прочими псевдотеориями. На 25%.

Так как пишет Уоттс, и о чём — не пишет никто. Это данность, талант. Читатели либо это принимают, либо нет. «Подсолнухи» — офигенный экскурс в предалёкое будущее человечества. Тут невозможное в возможном. И опять Уоттс сшибает носами нетипичных персонажей, добавляет ИИ в качестве «смотрящего вампира», вкручивает в читательские мозги туеву хучу терминов, теорий и прочих экстраполяций. И это работает! За всей вакханалией, которая творится на Эриофоре, наблюдать дико интересно.

«Подсолнухи» — это цикл без конца. Каждый год-два можно приписывать туда повесть, расширять лор, добавлять Островов и прийти к какому-то логическому завершению. Но для меня 65 млн лет и более — это слишком далеко, слишком непостижимо. И в этом, считаю, минус. На протяжении цикла чувствуется бесконечность. Никогданезавершённость. И тут понимаешь, что реально чувствуют Сандей, Лиан и прочие… ни романтизированную звёздную бесконечность, ни Интерстеллар, а всамделишную бытовую зацикленность, которая будет повторяться до самой тепловой смерти. И у тебя нет выхода, нет выбора.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Собственно, сходу заявленная в аннотации интрига — «полет займет миллионы лет, такова поставленная Землей задача» — уже смахивает на шизофрению. Тут горизонт планирования и рекомендаций населению более чем на десяток лет не организуешь, слишком быстро меняется окружающий мир, прогресс катится вперед как снежный ком, а они вишь ты, на миллионы лет в будущее задачи распланировали.

» Их отправили, чтобы проложить дорогу в космос человеческой цивилизации. Это было 60 миллионов лет назад». Это не стеб, не хохма? Автор всерьез считает, что прошедшее за пару веков от лошадей до ядерного оружия и космических полетов человечество не способно за это гигантское время изобрести более верный способ покорения Вселенной? Классический сюжет из старой НФ — люди отправляют звездолет поколений, но подлетая к заданной звезде вдруг выясняется, что пока они летели, земляне давно уже придумали гипер, пуперсветовой двигатель и вполне себе шастают по космосу, обустраивая колонии, а про них забыли уже благополучно. И их монументальная задача в одночасье превратилась в пшик, фарс. Автору такая мысль не приходила в голову?

Постановка подобных задач элементарно не то, чтобы невозможна, а просто-напросто нерациональна, тем более для обитателей Эриофоры, для кого эфемерная цель полета вообще должна вызывать отторжение по причине отсутствия рабочего стимула.

Какой смысл нарезать по космосу круги, однажды, спустя дикое количество прошедших лет выяснив, что же было нужно от них на самом деле, если на Земле за эти годы может кардинально смениться не только жизненный уклад, но и даже сама цивилизация может рухнуть, изобрести нечто, позволяющее достичь любой точки Вселенной за минуты либо вообще исчезнуть? Наполнение абсурдное.

Ну и сакраментальное — Земля про них забыла — вызывает искренний смех. Кто-то взаправду думал, что их и их миссию будут помнить спустя даже не миллионы, а просто несколько веков?

Абстрагируясь же от внутренней логики происходящих событий, читается влет.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх