Анджей Земянский «Автобан нах Познань»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика | Темпоральная фантастика, хроноопера | Таймпанк (Стимпанк/паропанк ))
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Восточная Европа ))
- Время действия: Близкое будущее | 21 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
XXIII век. Земля пережила глобальный катаклизм, после того как в ходе Третьей Мировой войны китайцы активировали свою загадочную чен-бомбу. Теперь в мире невозможно использование электричества, снова в ходу паровая техника. На руинах европейской цивилизации процветает Польша, так как через Познань проходит один из немногих уцелевших автобанов, по которому ежедневно идут автоколонны с жизненно важными грузами. Майор Вагнер — один из «воинов дороги», он профессиональный солдат и перспективный сотрудник контрразведки...
• Повесть впервые опубликована в журнале «Science Fiction» №1 в 2001 г.
• В сети также доступен перевод Владимира Марченко.
• Как сообщает переводчик Леонид Кудрявцев, до 2021 года на русском языке повесть публиковалась с небольшими сокращениями: в случае журнала «Если» нужно было уложиться в отведённое количество страниц, а в случае издания 2020 г. свою роль сыграли цензурно-возрастные соображения. В новом сезоне «Модели для сборки» текст был восстановлен и озвучен заново.
Входит в:
— «Модель для сборки», 1995 г.
— антологию «Zajdel 2002», 2002 г.
— журнал «Если 2003'9», 2003 г.
— сборник «Zapach szkła», 2004 г.
— антологию «Воля дракона. Современная фантастика Польши», 2020 г.
Награды и премии:
лауреат |
Премия им. Януша А. Зайделя / Nagroda im. Janusza A. Zajdla, 2001 // Рассказ | |
лауреат |
Премии КЛФ «Ad Astra» (Зелёна-Гура) / Nagrody klubu «Ad Astra», 2002 // Кубок Бахуса |
Номинации на премии:
номинант |
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2002 // Польский рассказ года. 2-е место (повесть) | |
номинант |
Сигма-Ф, 2004 // Перевод (Лучшее зарубежное произведение) |
- /языки:
- русский (4), польский (5)
- /тип:
- книги (6), периодика (1), самиздат (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Л. Кудрявцев (3)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
omaksimov, 26 июля 2023 г.
Рассказ о наёмниках Вагнера ведущих войну и восстанавливающих империю.
Рассказ неприятный и тяжёлый. Герои описаны хорошо, но ни один не вызывает сочуствия. Конец романа — местные националисты переигрывают Американских империалистов — нельзя назвать счастливым. Стоит отметить смелость автора — описать людей готовых убить два миллиарда человек что бы восстановить некогда существовавшую империю от моря до моря — на это не каждый решится.
NIKItoS1989, 18 июня 2023 г.
Не знаю откуда, но есть у меня любовь к польскому, в особенности к литературе. Збешховский и Дукай — одни из любимых авторов, но сегодня у меня в руках сборник с не совсем очевидным названием «Воля дракона» и первый рассказ в нём — Автобан нах Познань от Анжея Земянского, с коим я знакомлюсь впервые.
Странное время, будто времена второй мировой или чуть позже, но в альтернативной истории. Рядом с людьми в армии служат мутанты, например поручик гепард, который говорит на невнятном английском.
«Не пендзи – Вагнеру уже давно надоел польско-российско-немецкий сленг»
Мозг так и хочет поменять местами буквы в слове «пендзи» и отбросить одну лишнюю, но не будем материться в отзывах — все, итак, поняли какое слово...
Фамилия главного героя — Вагнер, в 2023 году это слово имеет специфичное значение, хотя Вагнер польский офицер и руководит отрядом наёмников, так что параллели прямо напрашиваются... оказывается, что это не альтернативное прошлое, а альтернативное будущее, без электричества и с мутантами, почти что мир сериала «Революция», где тоже произошёл тотальный блэкаут.
За что я не люблю рассказы и короткие повести — так за то, что ты только чуть-чуть окунулся в мир, а книга уже закончилась... потенциал тут на большой роман, но автор ограничился небольшой повестью... небольшой, но определённо стоящей!
petrokr122, 12 апреля 2022 г.
Влад читает бесподобно, но это «произведение» до середины ещё ничего, но чем дальше тем хуже, а концовка просто дно: польские фашисты победили американских))
Lilian, 16 марта 2021 г.
Повесть впечатляет соединением множества фантастических элементов, но при этом оставляет ощущение избыточности. Избыточности и изрядного гротеска. В событиях есть динамика и неожиданные повороты сюжета, картинка собирается яркая, постоянно «играющая мускулами», удивляющая и провоцирующая. Но при этом в качестве второй стороны медали — постоянный гротеск и грубоватые шутки, неприятные герои и отсутствие минимальной серьезности там, где она должна быть. Финал неприятный — во многом как раз из-за сочетания внешнего балагана и запущенного по сути планетарного геноцида.
Manowar76, 4 марта 2021 г.
Автобан нах Познань, Земянский
На удивление хорошо и много отрецензированная лаборантами повесть. Видимо, в том числе благодаря недавно изданному сборнику польской фантастики, самиздату, аудиоверсии и журналу «Если». Я прочитал «Автобан» в журнале «Если», который решил проштудировать весь, прочитав в нём неплохую и прошедшую мимо меня повесть Зорича «Топоры и лотосы».
«Автобан» — польский стимпанк-постап рубежа тысячелетий. «Остров доктора Моро» встречает «Безумного Макса».
Электричества нет, но паровые авто развивают скорость до двухсот км, семафоры с успехом заменяют радио. И есть разумные животные. Как на стороне условной «цивилизации», так и на стороне «диких». Звери и птицы служат в армии, получают чины и звания. Люди накачиваются водкой, поручик-гепардоскорпион — валерианкой.
В отряд майора Вагнера (надо же, какое провидческое имя для человека, командующего наёмниками) прикомандирована редкая гостья — американская чернокожая военная Сью, по-польски Зося. Зооося!
Майор с уважением и теплотой отнёсся к Сью, но думая о ней, Вагнер отмечает, что «она и в самом деле оказалась неглупой обезьянкой», а обращаясь к ней, называет её Шоколадкой! Вот такой системный расизм.
Пара совершенно неожиданных поворотов в конце просто восхитили!
Невероятный микс из фантастических жанров, умело смешанный в любопытный коктейль!
9(ОТЛИЧНО)
Ярослав Васильев, 30 сентября 2019 г.
Царь несытый и упрямый
Четырех подлунных царств,
Не стыдясь, ты роешь ямы,
Множишь тысячи коварств, —
Но, отважный, со стихией
После бьешься, с грудью грудь,
Чтоб еще над новой выей
Петлю рабства захлестнуть.
Валерий Брюсов
Давно уже, в том числе и на самом себе наблюдаю удивительное явление. Англия находится не так уж и близко, США ещё дальше — если сравнивать с Польшей. Но фантастов из этих стран мы знаем намного лучше и больше, чем польских. Лем, Сапковский и?.. И всё. А ведь Польша и страна немаленькая, и живёт там не один миллион человек. Явно хороших авторов должно быть немало, но мы про них даже не слышали. Потому-то книга любого польского писателя дня нас — Терра Инкогнита.
Честно признаюсь, что повесть Анджея Земянского «Автобан нах Познань» мне попала в руки случайно. А ведь этот писатель публикуется с далёкого 1979 года и в копилке у него уйма престижных литературных премий. Впрочем, это не помешало мне и повесть прочитать, и насладиться.
Сразу скажу — мир у Земянского вышел одновременно и мрачный, и светлый. А сам жанр — стык постапокалисиса и стимпанка (первый раз такое встретил, вот честное слово). Лет 500 от нашего века, суша — сплошные пустыни, в которых оазисами расположены редкие города. Увы, последствия нескольких крупных конфликтов, помноженных немного на атомное оружие, но в основном на климатическое, тектоническое, массовое применение генетически сконструированных форм жизни и прочей высокотехнологичной гадости. Не зря же пустыня полна самой разной мутировавшей и приспособившейся жизни, в том числе и разумной, рядом с людьми живут искусственно выведенные разумные коты, гепарды, ястребы — плод военной геноинженерии. Поэтому люди вынуждены скрываться в городах-бункерах, ресурсы тратить экономно, делить население по классам генетической чистоты, дабы не исчезнуть как вид. Плюс осложняется всё, что последняя война закончилась, когда одна из сторон распылила в атмосфере наногадость, после которой электричеством стало пользоваться невозможно в принципе. Люди вернулись к веку пара, пусть и сохранили многие достижения в области химии, медицины, генетики и так далее. Теперь по дорогам ездят бронированные паровые танки, а воюют все как и в девятнадцатом веке пулемётами и автоматами.
Именно в таком мире и живёт майор Вагнер со своей ротой, состоящей из наёмников, сборной солянки русских, немцев, поляков, венгров, чехов и разумных зверей. Живёт по своим меркам вполне неплохо, человек ещё раз доказал — в любой ситуации он выживет и сумеет сохранить за собой место царя природы. Даже если придётся есть синтетическую пищу, а натуральная станет роскошным деликатесом. Даже если говорить тебе приходится на чудовищном сленге из смеси всех языков, каждый день во главе команды сорвиголов уходить в рейд по пустыне. Убивать и рисковать быть убитым на дороге, соединяющим Вроцлав и Познань — городов, от которых зависит жизнь всей остальной страны. Пока руки сжимают автомат, пока поручик-гепард прикрывает спину, немцы-артиллеристы стреляют точно по врагу, а бесшабашная команда из русских штурмовиков-десантников готова пройти через шквал огня и порвать мутантов — ты жив. А пока ты жив, во Вроцлав идут невредимые грузовики с продовольствием и город тоже жив. Добро пожаловать на автобан нах Познань!
Написано всё просто отменно. Очень изящно, каждый персонаж, даже второстепенный — это личность, со своими привычками. Ты словно знаком со всеми много лет, ничего лишнего — но и всё на месте. Написано просто красиво так что в конце, когда я с сожалением закрыл последнюю страницу, остался лишь один вопрос. Сколько в этой красоте слова от Анджея Земянского, а что от замечательного перевода Леонида Кудрявцева?
vam-1970, 7 июля 2020 г.
Повесть — лауреат и номинант ряда престижных премий. Оригинально, свежо, захватывающе, даже сказал бы неповторимо. Сюжет наполнен ситуациями весьма редкими в фантастике. Открываю для себя Земянского как талантливого писателя. Можно писать и писать о повести, но лучше прочитать, что всем и советую
volga, 2 октября 2013 г.
«Смешались в кучу (кони) звери, люди и залпы тысячи орудий…»
После прочтения этой повести стало понятно, что ничего не понятно. Посему было решено последовать совету бывалых и прослушать это произведение в аудио-версии. Чтецу надо отдать должное: текст воспринимается полегче. Текст, но не смысл.
Сказать что у автора богатая фантазия, значит, ничего не сказать. Это тот случай, когда фантастики слишком много. Чего здесь только нет: говорящий гепард-поручик с ядовитым жалом на хвосте, голая сигнальщица-чешка – «радистка Кэт», жуткий винегрет из четырех языков, цитаты из «Бриллиантовой руки» («непереводимая игра слов»), дикая, слезливая чернокожая американка-агент ЦРУ, пьяные, прошу прощения, выпивающие наемники, конец света, машина времени... Не хватает лишь световых мечей и файерболлов. Хотя… Нет, по-моему их там все-таки не было.
Сюжет странный, шутки глупые, некоторые с уклоном «ниже пояса», персонажи картонные. Если это женщины, то обязательно глупы, истеричны, слезливы, хотят детей или пытаются покончить с собой. Если это мужчины, то они умны, расчетливы, отважны и всегда хотят.
Ещё более странно выглядит реакция персонажей. Оказывается, когда человек видит что-то удивительное, то его тошнит или он сразу стреляется. Но больше всего меня поразила сцена допроса американки. Вы думаете, она испугалась уродливых мутантов-дознавателей или посажения на кол, или четвертования? О нет. Её доканали фотографии пятерых детей генерала, которые тот выкладывал одну за другой, медленно. И она сломалась. Выложила всё, что знала. Это что же за дети такие уродились у человека с первой степенью чистоты?
Хотя есть ещё одна сцена, заслуживающая отдельного упоминания – это сцена с девушкой из киоска. В то время как голая чешка направо и налево использует парализатор против мирных жителей, майору с генералом ничего другого не пришло в голову, как проявить свои торговые таланты и добыть план города и фонарик с батарейками в обмен на два золотых слитка. Причем доблестный майор ухитрился при этом пострадать. Вот так вот! Знай наших! Девушка-продавщица из киоска – это не просто девушка, а отважный боец, готовый в любую минуту применить средства индивидуального поражения!
В общем, перебор. По всем статьям. Первоначальная оценка 5, но благодаря Владу Копп ещё +1.
Tatooine, 15 июня 2017 г.
Сложилось впечатление что автор набрал разных идей, сложил все в миксер, хорошенько смешал и получил на выходе невзрачного вида кашицу которую назвал «смуззи» и предлагает окружающим.
Рассказ не заслужил тухлых помидоров, но и аваций тоже... увы
Helleformer, 21 мая 2015 г.
Фантастика Восточной Европы вообще имеет свой особый колорит — вроде не самые большие масштабы, не самые завернутые концепции, местами даже приземленность, но есть какой-то свой непередаваемый шарм, неспешность, медитативность происходящего, своя глубина лиц и ролей, какой нет ни в американской, ни в русской фантастике. Некая прожитость сюжета персонажами. Говорю об «Автобане» в контексте всей восточноевропейской фантастики, потому что он для меня стал ее визитной карточкой.
Simontsev007, 9 марта 2012 г.
Очень интересная постапокалиптическая повесть.
Очень большой полет фантазии автора.
Весь мир пустыня, населенная мутантами и среди этого безумая есть своебразный оазис Познань, в который стремиться попасть караван из одного укрепленного бункера для пополнения своих запасов. Вместо электричества паровые машины, генномодифицированные животные в союзе с людми.
Трудно описать словами впечатление от произведения — его нужно прочитать, хотя бы всем любителям постапокалиптики.
Концовка показалась мне довольно печальной (хотя как на это посмотреть).
С исполнении Влада Коппа в «Модели для сборки» — просто шедевр.
oleg19602, 17 декабря 2014 г.
Повесть не претендует на «нетленку» и написана исключительно для развлечения публики. И не надо искать в ней каких-то двойных смыслов. Что по мне, так этот веселый винегрет из различных ходульных фантастических сюжетов читался с большим интересом и удовольствием. А что, собственно, еще нужно?