Андреас Брандхорст «Корабль»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Космоопера )
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) | Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос | Марс, спутники Марса | Луна | Юпитер, спутники Юпитера )
- Время действия: Очень далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Бессмертие | Искусственный интеллект | Вторжение «Чужих» | Обмен разумов, перемещение разума | Спасение мира | Контакт | Артефакты
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный | Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Девятое тысячелетие нашей эры. После войн и нового всемирного потопа, власть на Земле перешла к разумным машинам, управляемых коллегиальным Кластером. Немногие оставшиеся в живых люди превратились в подобие комнатных собачек – машины ухаживают за ними и в 30 лет одаривают даром бессмертия. Иногда что-то идет не так и бессмертие не срабатывает – тогда человек обречен прожить свои обычные биологические годы; как своеобразное утешение ему дают возможность стать Говорящим – отправлять свое сознание к далеким звездам.
Машины давно освоили Солнечную систему и активно исследуют другие миры. В особенности Кластер интересует древняя технологическая цивилизация Мюрия (Muriah), предположительно погибшая около миллиона лет назад в столкновении с противником, вновь возвращающимся в нашу галактику.
Входит в:
— цикл «Das Erwachen / Das Schiff Universe» > цикл «Корабль»
Награды и премии:
лауреат |
Немецкая научно-фантастическая премия / Deutscher Science Fiction Preis, 2016 // Лучший роман | |
лауреат |
Премия Курда Лассвица / Kurd-Laßwitz-Preis, 2016 // Лучший роман |
Номинации на премии:
номинант |
Премия сайта sf-Lit / sf-Lit Award, 2016 // (Германия) |
- /языки:
- русский (2), немецкий (2)
- /тип:
- книги (3), аудиокниги (1)
- /перевод:
- М. Перекалин (2)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Green_Bear, 1 ноября 2024 г.
Путешествуя меж галактиками и звездами, сюжет «Корабля» Андреаса Брандхорста охватывает миллионы лет истории иных цивилизаций и тысячелетия земной. Проносится над планетами, которые были стерилизованы, изуродованы, разрушены во времена Мирового Пожара. Задерживается возле загадочных артефактов, оставшихся от исчезнувших еще до Пожара мурийцев, которые владели секретами перемещений быстрее скорости света и портальной сети. Регулярно посещает Солнечную систему, где под бдительным взором Супервайзера мирно уживаются машины и окормляемые ими люди.
К теме конфликта между машинной и человеческой цивилизациями обращались несчетное число фантастов. Брандхорст пошел по самому простому пути, представив машины совершенно человечными в своем эгоизме и высокомерии сознаниями, выбирающими самые простые и примитивные силовые решения. Это можно было бы компенсировать многомерными интригами, захватывающими приключениями или яркими характерами — привет сайлонам из «Звездного Крейсера «Галактика»», но в финале выясняется, что стратегия машин представляла собой нагромождение нелогичных и противоречивых решений, зависящих исключительно от авторского произвола.
Вопреки издательскому и премиальному позиционированию «Корабль» не имеет ни малейшего отношения к твердой научной фантастике, представляя собой пеструю компиляцию из космооперных клише. И дело не только в силовых полях, гравитационных двигателях, очевидно недостижимых в обозримых научных горизонтах, не говоря уже о почти мгновенных порталах Каскада или сверхсветовых кораблях мурийцев. Проблема в том, что почти весь сюжет и большая часть конфликтов основаны на том, что квантовая связь между планетами и звездными системами доступна лишь для переноса сознания людей, не обладающих бессмертием, а машины ей воспользоваться не способны. Но при этом человеческое сознание помещается в некие андроидные сосуды, явно неорганической природы. Однако в то же время никакая оцифровка человеческого разума недоступна, при этом машины могут свободно манипулировать и корректировать его, вплоть до мельчайших деталей. А про возможность клонирования людей здесь даже не подозревают, хотя это тоже решило бы массу проблем. В целом, по уровню технологий Земля напоминает неуклюжее смешение старого киберпанка с блокбастерной космооперой.
Не лучше обстоят дела и с персонажами. Говорящий с Разумом Адам уже почти достиг предельных лет для смертного, чье сознание регулярно подвергается квантовой передаче и напряженной работе. Из-за дегенерации нейронов его память разрушается, а сознание постоянно уплывает в туман обрывочных воспоминаний и впечатлений. Но именно он окажется тем ключевым камушком, что в конечном счете приведет лавину событий в точно рассчитанную автором точку. Благодаря флэшбекам складывается достаточно подробный образ персонажа. Другим повезло меньше. Что Эвелин, бессмертная четырех веков от роду, ведущая опасную игру в бунт с машинами Кластера, что Бартоломеус и Урания, влиятельные лидеры среди машинных разумов, предстают перед нами в виде скупых и плоских функций, сводящихся к паре предложений.
Складывается ощущение, что автор надергал ярких образов из культовых кинофильмов и романов, разбавив их банальными философствованиями о балансе между иррациональностью и расчетом, эмоциональностью и взвешенностью решений. Отчасти негативные впечатления компенсируются наивным и прекраснодушным финалом, в котором Брандхорст выскочил «демиургом из головы», попутно снова прочитав лекцию о правильном устройстве вселенной. Однако наивная вторичность не то, чего ждешь от современной космооперы с премиями и блербами.
Итог: философская сказка-киберпанк на галактических просторах космооперы.
Francine, 13 ноября 2024 г.
Читала в рамках книжного клуба Фантлаба, иначе бы читать не стала. Отзывы прочитавших очень настораживали, но я смогла найти свой урок в чтении этой книги. Получить хоть какое-то удовольствие от процесса не удалось.
Все началось с претензий к качеству перевода, переводчик не удосужился отредактировать собственный перевод, были найдены как технические ошибки, так и грамматические. О стандартном запросе к переосмыслению множественных неологизмов автора в процессе перевода, созданию собственного литературного переложения текста на другой язык можно даже и не упоминать. Этого нет. Текст безнадежно испорчен. Причем, в оригинале, судя по-которому автор прекрасно чувствует свой родной язык, текст хорош.
Зато нет ничего кроме текста, создающего нелогичную, рассыпающуюся при первой же попытке понять как такое вообще возможно, реальность. Лор непонятен, нелогичен, научного обоснования Вселенной нет, персонажи непонятны, не проработаны, и это все в научно-фантастическом романе, изобилующим огромным количеством «научных» терминов как современного мира, так и неологизмов автора. Безусловно, никаких пояснений в сюжете, позволяющих понять функциональное применение и принцип действия почти каждого технологического устройства, нет. Кроме этого, происходит подмена уже известных современному читателю терминов другим значением. Я, вот, например, не смогла понять, почему машины создали социальную структуру, подобную человеческой. Я могу понять такую структуру применительно к людям — социальным животным, по сути. Я не могу понять наличия социальных взаимоотношений между машинами. Действие происходит через 6 тыс.лет, за это время искусственный интеллект, главенствующий во Вселенной книги, уже мог бы «понять» неэффективный расход машинных ресурсов на «социализацию», «эмоции» и проч. То есть слово «машина» выглядит странно и неуместно при описании Аватаров. Но это все-таки механизмы.
Сам уровень структурной непродуманности и неувязки всего лора книги заставил меня приглядеться повнимательнее к автору, очень сложно было поверить, что я читаю книгу, выигравшую немецкую премию в области фантастики в 2016 году, которую написал писатель с 30-летним опытом, номинант и лауреат немецких литературных премий в области фантастики.
И у меня сложилось впечатление, что в творчестве автора преобладает коммерческая направленность в противовес расходу личного времени жизни автора на создание мира своей космооперы. Да, есть Вселенная «Корабля», которой посвящено уже 5 романов автора с 2016 по 2024 год. Кроме фантастики автор пишет в том числе остросюжетные приключенческие романы, привлекая поклонников этого жанра острыми и современными трендами, темами и понятиями.
Еще меня привлекло умение автора визуализировать. Описание волн, моря, леса, природы глазами главного героя словно вышли из сердца автора и передают его личное отношение. Это красиво. Во время чтения часто возникала мысль о том, что писатель отождествляет себя с Адамом, вкладывает свое мироощущение в его слова и мысли. Это как удовольствие от публикации личного дневника, спрятанного в фантастическом романе, и от осознания, что миллионы будут читать его. Дополнительный бонус автору. Все мы хотим поделиться сокровенным и не прятаться в социальных ролях. Но не у всех есть такие возможности.
Мне показался заслуживающим уважения бренд писателя Андреаса Брадхорста, я без малейшего осуждения, а где-то с восхищением отношусь к такому бизнесу и его успеху, но я никогда больше не буду читать его книги. От книг ожидаю нечто совершенно другое.
axelkon, 6 октября 2024 г.
Должен сразу оговориться: я обожаю киберпанк, активную экшн фантастику, космические исследования и приключения. Сергей Павлов «Лунная радуга» или «Гиперион» Дэна Симмонса — отлично, очень нравится. Ричард Морган «Разреженный воздух», «Черный человек», «Видоизмененный углерод»? Это моё. Джон Скальци «В клетке. Вирус. Напролом», «Война старика»? Давайте оба. «Ложная слепота» Уоттса, «Звезды в наследство» Хогана очень мне по душе. Также последнее время хочется почитать новинки, а не старинки. Что-то посовременнее, хотя бы не старше 10-15 лет, потому что естественное наполнение таких романов стареет с годами — прогресс не остановить, новинки в технике и развитие технологий в медицине, роботостроении, компьютеризация общества — естественный постоянно ускоряющийся процесс. Вот с такими эмоциями я подошёл к чтению. Аннотация была многообещающая, навевала мотивы «Гипериона».
Книга не разочаровала — всё, что я обожаю в космических приключениях, присутствует: сложная разветвленная интрига, космос (дальний и не очень), поиск внеземных артефактов и технологий (не спойлер, т.к. это в аннотации), восстание машин, бессмертие, перенос сознания и другие прелести далекого будущего. Более того, все представленные особенности выдуманной вселенной грамотно и логически увязаны между собой, позволяя наслаждаться романом, а не отвлекаться на исследования, «попал» ли автор в придуманное, нет ли лишних нагромождений в конструкции.
Сюжет. На моё скромное мнение, всё, что надо знать перед чтением, раскрыто в аннотации к книге, добавить без раскрытия интриги что-то не хотелось бы, да и есть ли смысл. Вопросы, как часто бывает с такими сложно устроенными историями, могут быть только к концовке. Хотя на мой вкус, она вписывается в канву — автор на протяжении всего романа подводил к ней, считаю, что существующая развязка закономерна. Отмечу глубину проработки наполнения выдуманной Брандхорстом вселенной — понадобился даже глоссарий для используемых терминов и названий местностей на Земле.
Возможно, позднее я бы дополнил отзыв, когда уляжется пена эмоций, трудновато это сделать без раскрытия элементов сюжета. Также осталось пара вопросов, например, почему роман так называется, или почему
Неоднократно ловил себя на мысли: эта книга как приятный собеседник, мы с ней прекрасно провели время.
Остаётся добавить, что здесь у нас стопроцентное попадание блёрбов. А это, я бы сказал, не частый случай с современной литературой.
lammik, 1 ноября 2024 г.
Шесть тысяч лет назад люди изобрели ИИ, тот быстро осознал, что человечество свою роль выполнило, и после этого машины резко сократили численность своих создателей до четырёх миллионов, заодно даровав оставшимся бессмертие. Но не всем, около сотни имели другие задачи и цели. Их сознание через «квантовую связь» (не спрашивайте) можно иногда отправлять к звёздам, ведь там тоже не всё хорошо. По Галактике летает чёрное нечто в 172 километра длиной и зачищает планету за планетой. Много лет назад самой развитой цивилизацией Млечного Пути были мурийцы, но они тоже куда-то подевались, остался один, полуживой, его решено отправить на Землю. Адам, главный герой романа, является как раз одним из смертных — Говорящих с Разумом, у машин для него постоянно возникают «важные миссии» и его сознание носится по Галактике туда-сюда в границах исследованного космоса.
Аннотация романа буквально заставляла всё бросить и тут же приняться за чтение. Ну ещё бы — Древние, артефакты исчезнувших цивилизаций, система порталов через Галактику и дальше, господство машин, всё как мы любим, от чего загораются глаза. Великая книга должна была получиться, современная классика. По факту же — сборная солянка из чужих идей, наивная, антинаучная и тягомотная. Читался «Корабль» очень медленно, немного ускорился под конец, да и то только потому, что хотелось успеть к голосованию за Книгу месяца и написать этот отзыв-предостережение.
Manowar76, 12 ноября 2024 г.
Война старика
Шесть тысяч лет тому вперед. На Земле живут четыре миллиона бессмертных людей, опекаемых Кластером, сообществом разумных машин, и его Аватарами.
Космос осваивается, но только машинами. Людей в космос не отправляют. В тело машины на дальних космических рубежах могут переселяться по квантовой нити с Земли только Говорящие с Разумами — люди, из-за омега-фактора не могущие получить бессмертия. Со временем их нейроны деградируют и их сознание пролазит по узкому лучу. Зачем сознание стариков в космосе? Вроде как принимать нестандартные решения и управлять машинами. Но это не факт.
Условности мира крайне надуманны: машины управляют гравитацией; у них есть брутеры — универсальные фабрикаторы чего угодно, передают на расстоянии сознание.
При этом не используются самые базовые даже для нашего времени технологии слежения и контроля, для предотвращения нежелательных встреч и для наблюдения за ситуацией или для шпионажа.
Видеокамеры, дроны, спутники. Проверка контрольной суммы, антивирусы.
Кластер откровенно туповат.
Ещё про условности, вызывающие недоумение: зачем машинам, сразу после войны машин и людей, надо было делать людей бессмертными? Почему в тайне не выращивать клонов и воспитывать их так, как нужно Аватарам? Нам так убедительно рассказывают о молекулярном всемогуществе машин и мастерстве в промывке мозгов, что потом удивляешься, что же Кластер не наделал себе столько людей, сколько надо.
Да, это вам не бездифицитная гуманистическая Культура Бэнкса.
Во вселенной «Корабля» искусственный интеллект Кластер тот ещё интриган и манипулятор.
"– Что произошло? – спросил Адам.
...
«Что происходит?» – спрашивал себя Адам.
...
– Что происходит? – Адам оторвал взгляд от фактотума
...
– Я хочу знать, что происходит, – сказал Адам, когда помощники внесли его в коннектор.
...
Что происходит там, в космосе?»
Извините, это очень смешно. И это первая четверть романа.
Филипдиковщина какая-то с непрерывной промывкой мозгов и заговором машин.
Не люблю романы от лица глубоких стариков, или про них.
А тут самый что ни на есть дряхлый девяностодвухлетний тип.
В какой-то момент понял, что хорошо не будет. Будет посредственный перевод посредственного романа, где всё скучно и не убедительно.
Не хотел верить негативным отзывам почему-то, но против фактов не попрешь.
Попытка «давайте жить дружно» на последних страницах выглядит крайне жалко: «мы научим органику и кремний развиваться мирно!», сказало сознание человека, существующее только в виде электрических импульсов в глубине инопланетного корабля. Сознание человека, чьей судьбой всю жизнь манипулировали машины.
Ах да, по поводу Врага. Двинутый роевой машинный интеллект, уничтоживший или поработивший своих создателей не нашёл ничего лучшего, как воплотиться в единственный космический корабль, пусть и огромный. С настолько дырявой защитой, что троянец Кластера, намного отстающего в развитии от Корабля, смог навертеть дел, полностью переписав интенции всего сообщества разумных машин.
3(ПЛОХО)
Не рекомендую.
k2007, 19 ноября 2024 г.
Скучные приключения скучных героев.
Идея романа, в принципе, хороша. На Земле назревает конфликт бессмертных людей и бессмертных машин, а в это время в космосе появляется зловещий черный корабль под черными парусами... нет, это не отсюда... в общем, корабль, уничтожающий все живое.
И очень так себе реализация. На Земле прошло шесть тысяч лет, человечества осталось только четыре миллиона, всем заправляют машины. Машины ведут себя как кучка сварливых престарелых политиков. При этом они исследуют дальний космос, и вот тут им обязательно нужны люди, которые вследствие генетической аномалии не получили дар бессмертия. Проблема в в том, что описано все это не очень достоверно. Некоторые вещи просто постулируются автором из серии «есть вот так», и все тут.
Хотя авто изо все сил пытался показать противостояние земной цивилизации и корабля вторжения и одновременно противостояние машин, управляющих Землей, и небольшой кучки свободолюбивых людей, роман читать было неинтересно. Плюс перевод в романе довольно странный, на мой взгляд.
Следующую книгу автора читать не буду
Вадим Вадимов, 21 февраля 2025 г.
В принципе,мне понравилось,да согласен,часто герои ведут себя неразумно, имея муфусаилов век за плечами,но строгая минималистично-технократичная атмосфера романа меня лично очень привлекла,да и концовка нетривиальная.Спасибо автору,порадовал.