Джордж Р. Р. Мартин «Второй род одиночества»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В глубине космоса, на станции нуль-пространственного перехода, в одиночестве коротает свои дни в ожидании сменщика землянин. Но время идет, а сменщика все нет.
Входит в:
— антологию «Introductory Psychology Through Science Fiction», 1974 г.
— сборник «A Song for Lya and Other Stories», 1976 г.
— антологию «Space Mail», 1980 г.
— сборник «Portraits of His Children», 1987 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
— журнал «Если 1996'6», 1996 г.
— сборник «Ретроспектива», 2003 г.
— сборник «Миры Джорджа Мартина», 2023 г.
- /языки:
- русский (6), английский (7), немецкий (1)
- /тип:
- книги (10), периодика (1), аудиокниги (3)
- /перевод:
- В. Гольдич (2), Е. Мальш (1), И. Оганесова (2), И. Петрушкин (2)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Strannaya_Masha, 16 сентября 2024 г.
По сути, это рассказ о защитном механизме человеческой психики, для которой изолированность посреди холодного и бескрайнего космического пространства предпочтительнее брошенности и отверженности в человеческом обществе. Думаю, понять его до конца могут только люди, сами пережившие подобный опыт. Интересно, что в особо острые моменты одиночества, картины необъятного черного космоса и правда оказывают терапевтический эффект, о чём лично мне было известно задолго до прочтения этого рассказа.
Тимолеонт, 14 сентября 2023 г.
Прекрасное и глубокое художественное исследование безумия, одиночества и сущности человека. Не просто так детям в школе объясняют, что человек может стать человеком только взаимодействуя с остальными людьми, живя в социуме. И даже во взрослом виде, при долгом отрыве от сородичей, сохраняется нешуточный такой шанс одичать и потерять человеческий облик. Пытаясь излечиться, ГГ только усугубил свои проблемы.
AlisterOrm, 11 ноября 2022 г.
Рассказ, казалось бы, простой, но назвать его банальным довольно сложно. Оставим в стороне вопрос, насколько реалистичен сценарий работы одного-единственного оператора на станции-«червоточине» без связи, в данном случае главное не в этом. Главное — это пограничное состояние человека, у которого нет выхода из собственной головы, и который вынужден постоянно прокручивать в ней ошибки прошлого, и жизненный тупик, в котором оказался. Он обезумел, да, но только отчасти из-за собственного одиночества, дело не совсем в этом. Сломала его не тишь глубинного космоса, а перспектива возвращения к людям, нахождение среди которых не сулит ему ничего хорошего, ведь жизнь нашего дежурного полностью и окончательно превратилась в череду бессмысленных дней. И что же, вернуться, посмотреть в глаза несостоявшейся любимой, которая, скорее всего, давно забыла тебя, в растерянности встать перед живущими своей жизнью былыми друзьями, прекрасно обходящимися без тебя, вновь растворять себя в обществе и собирать себя заново в сложном переплетении связей, в котором ты занимаешь ничтожное место?
Ожидание конца одиночества — вот сердце этого безумия.
jolly-fellow, 21 июня 2018 г.
Этот рассказ из той серии рассказов где автор закрывает в ограниченном пространстве человека или группу людей, отрезает их от цивилизации и начинает копаться в их внутреннем мире. Чаще всего герои рассказа это экипаж корабля, звездолёта, наземной или космической станции долгое время не имеющей контактов с остальным человечеством. И проблемы у этого рассказа типичные для этого типа произведений. Основная проблема заключается в том, что в реальной жизни и с точки зрения логики такие экипажи должны подбираться из наиболее психологически совместимых людей, характеры которых позволяют им комфортно чувствовать себя в одиночестве. Но так как автору нужны эмоции, конфликты, экшн, то в подобных произведениях герои представляют собой не нордически-спокойных, сдержанных, трезвомыслящих персонажей, точно знающих свою цель, а истеричных психопатов с кучей моральных комплексов и заболеваний психики. Постоянные истерики таких людей, их безумные выходки, нерациональное поведение, немотивированная агрессия, позволяют держать читателя в напряжении, создавать интригу и сюжетные повороты на ровном месте, и прикрывать сюжетные дыры. Типичными представителями такого рода произведений можно назвать фильмы «Чужой: Завет», «Пекло» или «Прометей».
В этом рассказе главный герой только один. Он отправлен аж на 4 года далеко в космос для того чтобы управлять входом в космическую червоточину через которую идут межзвёздные корабли. В целом ситуация очень похожа на замечательный фильм «Луна 2112». Но в отличие от фильма, где прекрасно была объяснена такая нелогичная вещь как оставление одного оператора на годы на целой станции (что если он случайно убьётся, сойдёт с ума, или специально устроит террор?), в этом рассказе действительно одного человека оставляют на 4 года в космосе без каких либо контактов с миром. То, что он сходит с ума, в результате, является не внезапным поворотом сюжета а, скорее, закономерностью.
И вторая проблема это описание душевных метаний ГГ. У него действительно большие ментальные комплексы и проблемы с социализацией. Непонятно как такого персонажа отобрали для такой ответственной работы? ГГ решил подписаться на 4 года одиночной работы в космосе только потому, что не смог сказать девушке, которая ему нравилась, что он к ней неравнодушен. И вот этой проблемой герой страдает все 4 года, а автор ездит по мозгам читателя подробным описанием мыслей, страхов, сомнений и страданий ГГ, которыми в реальном мире все мальчики успешно переболели в возрасте 13-15 лет. Читать о таких проблемах взрослого мужчины совершенно не интересно и не хочется, а тем более сопереживать ГГ.
mykoster, 1 июля 2018 г.
Ледяная бездна космоса, глухая к мольбам, безразличная к радости. Звёзды — немые свидетели страданий и размышлений героя, его метаний в страхе будущего и ненависти к прошлому.
Но это лишь воображаемая жизнь интроверта, который боится реальности больше всего на свете. Настолько, что, когда возникает возможность вернуться, герой в исступлении уничтожает транспортное средство, которое должно было доставить его домой.
Герой прячет от себя собственное решение остаться навсегда на станции, поскольку, признав его и сохранив в памяти уничтожение «Харона», он лишит себя мечтаний о неосуществимой жизни, об идеальной личности, созданной им вдали от беспощадного человечества.
Сумасшествие? Мозг всего лишь прячет несколько воспоминаний, которые могут лишить смысла ежедневные мысли об одиночестве, его желанности и его преодолении.
И герой не замечает, как два вида одиночества сливаются для него в один — в одновременное желание одиночества и ненависть к нему, противоречие, шанс на существование которого может подарить только забвение уничтожения ««Харона».
Интроверт лишится смысла жизни вне социума.
Поэтому — каждый год заново ведутся дневники, каждый год — обратный отсчёт до встречи с ранящей сердце Землёй.
Каждый год — обратный отсчёт до события, которое не произойдёт.
Космос — замечательный образ уединения.
Адреналинкс, 14 января 2017 г.
Сильный атмосферный рассказ-монолог на тему одиночества.
Спасаясь от одиночества герой оказывается в одиночестве ещё бОльшем, при том, что первое, от которого хотел сбежать, никуда не делось — и в итоге двойное одиночество приводит к весьма закономерному финалу.
Вывод — убегай, не убегай... А впрочем, пусть выводы каждый делает сам:)
sergej210477, 3 ноября 2016 г.
Очередной психологический рассказ Д. Мартина. Человек, убежавший с Земли от одиночества, неумения сходиться с людьми, оказывается в открытом Космосе. Совсем один на несколько лет. Т. е. Он поменял один вид одиночества на другой.
Ну и в ожидании конца своей долгой вахты, он попросту сходит с ума. Мечется между желанием поскорее вернуться на Землю, и желанием остаться. Опять у героя возникают комплексы неполноценности. Он панически боится найти дома старые проблемы, столкнуться с женщиной, которую безответно любил. Бессонница, кошмары. Вывод: если у человека не все в порядке с головой, то не так важно, где он находится, на Земле или в открытом Космосе. Проблемы со здоровьем от этого не решаться.
Опять же, как и во многих рассказах Д. Мартина: написано великолепно, прекрасные описания космоса, тонко переданная психология героя. Но сам сюжет мне не понравился. Это не те проблемы, над которыми мне хотелось бы задуматься.
primorec, 19 декабря 2012 г.
И снова история об Одиночестве. Нет, это даже не рассказ, а концентрированное Одиночество, выплеснутое на страницы в виде дневника человека, оставшегося один на один с пустотой Космоса.
Одиночество — вот настоящий герой многих рассказов Мартина. Возвышенное — в «Одиноких песнях Ларена Дорра», трагическое — в «Портретах его детей», романтичное — в «Песне о Лии», опустошающее — в «Башне из Пепла». Но здесь оно совсем другое, Одиночество второго рода. Огромное, всепоглощающее «одиночество человека, попавшего в западню внутри самого себя. Человека, который так часто ошибался, что боится открыть рот и заговорить с кем-нибудь». Оно растет в душе, как рак, пока не захватит каждый уголок сознания, пока не подчинит мысли и чувства, не создаст свой собственный мир, который уже не имеет ничего общего с жизнью всех остальных людей. И в этом искаженном мире Одиночества страдание перерастает в наслаждение, воспоминания о прекрасном замещаются старыми обидами, действительными и мнимыми. Этот мир найдет для своего носителя оправдание даже самым страшным мыслям и поступкам.
Рассказ оставил двоякое чувство. Восхищение формой и полное неприятие содержания. Наверное, нет ни одного человека, который был хоть раз не испытал чувство одиночества в толпе людей, вызывающее жалость к себе и желание забиться в самый дальний уголок, прячась от проблем. Но большинство преодолевают это чувство, находит выход, загоняя в самую глубь унизительное желание смаковать свои беды. Здесь же Одиночество возведено почти в абсолют, лишая всякой надежды на излечение и возрождение. Этакая мастерски выписанная депрессия в чистом виде.
И второе, что крайне не понравилось. Это мир будущего, который краешком приоткрылся в рассказе. Мир, где, видимо, все так запущено, что на такую ответственную работу попадают откровенные психопаты и невротики. С кадрами в будущем так плохо или люди в нем будут сплошь страдать маниакально-депрессивным психозом? Как не крути, сплошная безнадега.
yemets, 5 января 2014 г.
Неожиданная концовка рассказа, я почему то ожидал, что в качестве сменщика гг пришлют его бывшую девушку. Несмотря на то, что гг явно не положительный, его метания вызывают сопереживание и жалость, потому как за четыре года полной изоляции у кого угодно крыша поедет. Лишнее подтверждение тому, что нормальному человеку без общения не выжить, и лечить душевные травмы одиночеством — самообман.
Звездочёт, 18 июня 2013 г.
Самое важное, самое запоминающееся Время в жизни — это Время-когда-ты-мечтаешь. Главный герой, находясь в этом состоянии, надеется, фантазирует, сомневается, боится, снова надеется. Рутинное существование доведено до автоматизма и не мешает мыслям Одиночки двигаться по кругу со всё нарастающей скоростью и болью, калеча его самосознание. Страх потерять это состояние перевешивает, оказывается более сильным, чем надежда на счастливую жизнь на Земле после возвращения. Как говорится — ожидание и предвкушение Нового года важнее самого праздника. Ещё более усиливает этот страх знание о том, что отбыв на Землю, он уже не сможет вернуться сюда: в это место и это состояние — такое ненавистное, прекрасное и ставшее привычным. «...Перемен требуют наши сердца...И, вдруг, нам становится страшно что-то менять...» Очень ёмко и глубоко!
tapok, 12 декабря 2010 г.
Шикарный рассказ!
Мартин смог меня удивить тем, что в коротком слоге смог показать очень многое. Атмосфера рвёт жилы: холод, одиночество и...красота. Именно такое дикое сочетание выбрал Джордж.
Рефлексия хороша, манера безумства — интересная. Тот факт, что этому произведению больше 30 лет меня удивляет. К раннему Мартину я всегда скептически относился =)
ПС: а всё же...я хотел бы вот так побывать на месте ГГ: много времени, много мыслей...
romanpetr, 18 января 2012 г.
Весьма романтический рассказ-дневник об одиночестве на просторах космической пустоши. Главный герой противостоит самому себе на отшибе вселенной, работая нуль-пространственным оператором. И от того, как он построит свой внутренний мир, зависит вся остальная жизнь. Лишний раз убеждаешься, что нельзя людей оставлять на долгий срок в полной изоляции. Даже , если у тебя твердая, убежденная психика! 4 года одиночества на добровольной основе, вряд ли доведут до добра....
konkor, 24 марта 2008 г.
Крайне антипатичный герой. Фактически никакого «второго» вида одиночества для него не существует.
Есть определенный комплекс неполноценности, неспособность героя признать это(а значит и не имея возможности избавиться) даже перед самим собой. И как результат всего этого — бегство от нормальной человеческой жизни на край солнечной системы, где комплекс прогрессирует до степени сумашествия, а боязнь(неумение) сказать правду самому себе приводит к убийству.
ganglery, 21 июня 2009 г.
Страшный расказ великолепно раскрывающий природу невротического страха. Сильная концовка — неожиданная и выводящая пафос рассказа на новый уровень
momus, 17 декабря 2008 г.
Чушь и ересь. На такую важную работу в глубоком космосе никогда не поставят одного человека.
Одиночество вредит рассудку. Не удивительно что он «с глузду зъихав»