Тобиас Бакелл «Хрустальный дождь»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Планетарная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Ксенофантастика | Артефакты
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
Много столетий прошло с тех пор, как последние уцелевшие после нашествия «чужих» земляне бежали на далекую планету и взорвали за собой пространственный тоннель. Люди уже привыкли к безопасности, уже забыли об угрозе из космоса. Но неожиданно в их новый дом вторгаются захватчики.
Эти жестокие завоеватели, именующие себя теотлями, уничтожают сотни тысяч людей, требуя выдать им одного — Джона де Брана.
Помощь колонисты находят у исконных врагов и соперников теотлей — лоа. Но в награду новые союзники тоже требуют выдачи де Брана. Каким же секретом, важным для двух могущественных рас галактики, может обладать обычный бывший космолетчик?!
Джон и сам этого не знает. Но должен узнать — пока еще не слишком поздно...
Первый роман автора.
Входит в:
Номинации на премии:
номинант |
Локус / Locus Award, 2007 // Дебютный роман |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vam-1970, 19 марта 2023 г.
Первый роман цикла «The Benevolent Satrapy Universe» (Вселенная Доброжелательной Сатрапии), остальные не переводились и не издавались в русскоязычном варианте. Хотя один из романов -номинант Небьюла.
Хрустальный дождь — это обычный снег , но на планете НАГАДАН. Завораживающее название для привлечения покупателей. Увлекательный сюжет на тему поиска чудооружия предков для спасения мира людей плюс две расы чужих , воюющих между собой и использующих землян в своих интересах. Стоит почитать для досуга. Не более того.
а Также номинант премии Локус 2007года.
primorec, 28 ноября 2013 г.
Кто, собственно, сказал, что там, среди Звезд, нас ждут с распростертыми объятиями? Что все будет разыграно по привычному сценарию: «пришел -увидел-покорил»? Видимо, думали земляне, бежавшие в поисках Земли Обетованной на Нанагаду, что нет для них ничего невозможного, считая, что нанотехнологии и генная инженерия делают их равными богам.
Но, как говорится, не кричи, что крут — всегда найдется тот, кто круче. Не успели начать земляне обустраиваться, как появились чужие с еще более мощными технологиями. Оглянуться «крутые» не успели, как оказались снова едва ли не в каменном веке. От былого могущества остались только развалины, ржавые машины, да малопонятные легенды.
Но это все предыстория. Мы же попадаем на Нанагаду, когда прошли века с момента катастрофы, отрезавшей землян и захватчиков от их родных планет. Сменилось несколько поколений, прошел первый шок потери, родились новые общества и социальные структуры, приспособленные к необычным условиям существования враждующих рас. Даже появились кое-какие технологии: паровой двигатель, электричество, воздухоплавание, огнестрельное оружие, железная дорога, телеграф. Жалкая замена бластерам и звездным кораблям, но все же что-то.
Вот такой мир. Мир, в котором наравне с обычными рыбаками, чиновниками, солдатами и крестьянами еще живут те самые первые отцы-основатели, создававшие первые поселения и помнящие былое могущество людей. И инопланетяне-захватчики тоже живы, мечтая продолжить начатое. И еще многие, кто не участвовал в конфликте — исследователи, торговцы, политики, жаждущие покинуть негостеприимный мир любой ценой. А цена эта — таинственный «Ма Ви Джанг», ради обладания которым все стороны готовы буквально на все.
Я так подробно описываю сюжет и мир только по одной причине: мне обидно, что эта книга, судя по малому количеству отзывов, выпадает из внимания читателей. А роман отличный, ничуть не хуже знаменитых приключений от Гаррисона. Прекрасно прописанный мир джунглей, суровых гор, ледяных пустынь. Приключение, в котором есть тайны, поиски артефактов, война, шпионаж. Интрига, которая не оставляет до последнего. Сначала ломаем голову, что же такое «Ма Ви Джанг». Потом, кто такие Джон де Бран, Пеппер, чужаки. А когда, казалось, все тайны разрешены, повисает новый вопрос: что будут делать люди, если врата откроются вновь?
При этом герои не картонные персонажи или голливудские типажи, зажатые в рамки читательских ожиданий. Взять того же Пеппера — настоящего маньяка-убийцу, которому, оказывается, не чуждо чувство справедливости и милосердие/Эпилог в этом плане просто великолепен/. Или ацтекский шпион Оакситль, честно выполнявший все веления своих жестоких «богов» и обретший перед смертью покой. Вроде бы должен был внушать ужас и отвращение за свое предательство, а мне было его жаль: только обрел человек свободу, а уже пора умирать.
Так, что это — замечательное космическое приключение, где есть звездолеты и сражения, проблемы колонизации, межрасовых отношений и контакт, а новые технологии соседствуют с каменными топорами и дубинками. При этом читалось легко, быстро и, что называется, взахлеб. И, может, хорошо, что многие вещи поданы лишь легкими мазками и намеками. Без длинных описаний, перечисления деталей, выдуманных терминов. От этого Нанагада остается для нас по-прежнему загадочным и полным тайн местом, даже после завершения чтения. Фантазия продолжает работать, воображение подсовывает варианты того, как будут развиваться события дальше, после того, как мы покинули эту странную планету и ее обитателей.
ааа иии, 7 октября 2008 г.
Вообще-то, библиография на сайте рассказывает вполне достаточно для адекватного восприятия «Хрустального дождя».
Лучшее, что здесь есть — мир. На моей памяти это первый НФ текст, переносящий на другую планету людей Вест-Индии, с их домашней мудростью, независимостью и практицизмом. Бакелл удалось передать ощущение жизни на взморье и плавания на маломерах. По сравнению с пляжами и джунглями льды описаны слабее, но «холодная» часть действия занимает сравнительно мало времени.
В таких ландшафтах даже набор знакомых примет не раздражает. Читателя ожидают противостояние культурных и демократичных нангадийцев, индусов и тольтеков безжалостным тоталитарным дикарям-ацтекам; почти обязательная женщина на посту премьер-министра; невероятные схватки; чудесные спасения; осада городов и древние карты. Герои передвигаются пешком, на рыбачьих лодках, пароходах, аэростатах, поездах и космических кораблях. Хватает предательств, шпионов, убежищ, забытых технологий, честных до предела людей и генетических модификаций. Финал, в котором, по большому счету, побеждает сообразительность, хорош. И он совершенно не такой, как можно бы предположить по издательской аннотации. Простил за него амнезию ГГ.
Обрамляющие историю вторжения ацтеков конфликт с инопланетянами и судьба полуподпольной планеты, существование людей на которой зависит от того, войдет ли однорукий Джон Бран в «Ма Ви Джанг», набросаны конспективно. Не более подробно, чем Говард задал историю Хайбории. То есть, в самый раз.
Манера рассказа явно хороша. Изложение простое, без высосаной из пальца терминологии, энергичное. Кто, что, как и когда делает — понятно. Гекатомбы описываются деловым, почти протокольным слогом. Сражения всегда выглядят как схватки. Пусть без особых психологических изысков, но персонажи получились живыми и непохожими. Люди-мангусты («мифическое животное») с известным ямайским обращением«мужик», обитатели острова франчи — нормальные человеки. Более того, и нелюди, мирные лоа и кровожадные тетолы, воспринимаются без ужаса или восторга. Сравню их роль в книге с языческими божками, власть которых велика, но с которыми верующим можно и играть, и обмануть, и «договориться», а при случае убить.
Автора по манере письма сравнить с Т. Пауэрсом, только гораздо менее учёным и колоритным:wink:. По персонажам: Пеппер вполне мог действовать в «Этот бессмертный» или «Умереть в Италбаре». Разумеется, сходство чисто внешнее.
Нормальная, крепкая фантастика, близкая к космической опере и колониальным приключениям старой школы. Читал с удовольствием от начала до конца.
Kalvin, 30 марта 2009 г.
Приключенческая SF нового поколения — вот какое мнение у меня сложилось по поводу этого романа. Просматриваются параллели с Нилом Эшером, Гарднером, Скальци, писателями 2000-х, с их характерными акцентами и приоритетами. Бурный экшен и некоторая идейная депрессивность — характерные черты книг всех этих авторов, на мой взгляд. И Бакелл явным образом вписывается в эту традицию. Внимание больше уделено событийной канве, минимум рассуждений и описаний, характеры даны контурно, мир очень условен. Авторский пафос выживания целеустремленного человека вопреки всему — я так его понял — далеко не очевиден, потому что главный герой скорее поставлен в условия отсутствия выбора. Однако, несмотря на это, уровень автора достаточно высок. Пусть и не дотягивает до его коллег, названных выше. Для дебютной вещи роман достаточно силен, перевод адекватен, читается без усилий. Да, эта книга не запомнится как исключительное явление, но и жалеть о потраченном на прочтение времени не заставит.
Вердикт: крепкий середнячок. Для соскучившихся по путешествиям и приключениям в экзотическом антураже читателей — в самый раз.