Кларк Эштон Смит «Дверь на Сатурн»
- Жанры/поджанры: Фэнтези («Дотолкиновское» фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | Ироническое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не найденные (вымышленные) континенты, земли, страны ) | Вне Земли (Сатурн, спутники и кольца Сатурна )
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Путешественники (попаданцы) (в другой мир )
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Жрец Морги, преследующий исчезнувшего вероотступника колдуна Эйбона, следует за ним и отправляется в пространственный переход между домом Эйбона и планетой Сатурн. Если бы он знал какие злоключения будут ждать их там...
Завершён 26.07.1930 г.
Первая публикация — январь 1932 г., «Strange Tales of Mystery and Terror».
Входит в:
— цикл «Гиперборея»
— журнал «Strange Tales of Mystery and Terror, January 1932», 1932 г.
— сборник «Lost Worlds», 1944 г.
— сборник «Hyperborea», 1971 г.
— сборник «The City of the Singing Flame», 1981 г.
— сборник «The Book of Hyperborea», 1996 г.
— сборник «The Emperor of Dreams», 2002 г.
— сборник «The Door to Saturn: The Collected Fantasies Of Clark Ashton Smith, Volume 2», 2007 г.
- /языки:
- русский (5), английский (9)
- /тип:
- книги (12), периодика (1), самиздат (1)
- /перевод:
- М. Клеветенко (1), О. Коген (3)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Xosander, 28 августа 2022 г.
Странный, думаю всё-таки скорее по хорошему странный, рассказ. Это пожалуй один из наиболее необычных и примечательных рассказов «Гиперборейского Цикла». Тут мы видим, по сути дела весёлую пародию на «лавкрафтианские рассказы», тогдашнюю фантастику, и по сути дела, прозу самого Смита. А во главе этого действа сам маг Эйбон, чья «Книга Эйбона» нередко появлялась что в произведениях самого К. Э. Смита, что у Лавкрафта. Сам же рассказ, довольно интересный и весёлый, с целым калейдоскопом необычных мест и существ (которые моментами напоминали мне путешествия Рэндольфа Картера по Стране Снов), а главного героя в виде Эйбона, отныне можно назвать персонажем Мифов Ктулху с одной из самых необычных биографий. Сами же отношения между двумя бывшими противниками (Эйбоном и инквизитором Морги), можно назвать хоть и очертанными довольно бегло, но довольно забавными, и придающими рассказу больший интерес.
Ramonak, 20 мая 2023 г.
Зашел как-то Кларк Эштон Смит в грибной лес. И видимо там же и написал этот рассказ.
Не такого рассказа я ждал о маге Эйбоне, авторе легендарной книги Эйбона, она же Liber Ivonis. Хотя погуглив, в принципе всё сходится. Древний Цаттогуа еще известен под именем Зотаквы, и он обучил мага Эйбона многим заклинаниям в награду за службу, а так же дал оному артефакт, открывающий дверь на Сатурн, куда тот убежал от преследования инквизиции. И там же остался жить. А культ Цаттогуа возродился, как и легенды о самом Эйбоне, и видимо его рукописи разошлись по Гиперборее.
В общем, сначала я был несколько разочарован, ибо ждал более серьезного произведения на эту тему. Ждал эпоса в стиле «Пришествия белого червя». Но приключения на Сатурне написаны в некоем специфическом юмористическом ключе — какие-то железные деревья, железные гиганты, птицы-философы, люди с приплюснутыми головами, кругом грибы (разработчики Марио и Морровинда видимо большие поклонники этого рассказа). А потом, поразмыслив и переключившись на этот стиль — привык. В принципе, забавно и не типично для писателя. Свое разнообразие в творчество вносит. И вселенную «мифов Ктулху» дополняет. Читать стоит. Главное не ждать серьезного эпичного повествования.
AlisterOrm, 5 декабря 2021 г.
Странно, что одному из заочных сквозных персонажей «лавкрафто-смитовой» Вселенной, магу Эйбону, посвящён именно такой рассказ. Что же меня смущает: прежде всего, конечно, что повесть имеет автопародийный характер, и представляет из себя ироничный перифраз своего собственного стиля. автору удалось очень неплохо обыграть и хтонических монстров, которых он придумывал пачками, и которых выставил в самом нелепом свете. Как, хотите спросить? Вся эзотерическая муть и жуткие таинства иных миров превращаются в картинный фарс, случайную игру нелепых и смешных сущностей, населяющий наш родной Сатурн, а путешествие по загадочному миру, с которого пришли боги, превращается в лёгкий развлекательный травелог. в котором причудливо смешиваются колониалистские мифы о наивных дикарях и искажённые романные образы инопланетных жителей (Берроуз?). Но, конечно, не ясно, зачем в этой автопародии присутствует Эйбон, чьё наследие пережило века, и значимость которого мы бы никак не поняли, если бы исходили из этого рассказа.
Alex_Razor, 23 декабря 2020 г.
Очень странный для Смита рассказ.
Начинаясь как классическое для него фентези с магом в качестве главного героя, оно постепенно превращается в пародию одновременно и на Лавкрафтиану с намеренно нечитаемым именем Древнего, и на фантастику того времени с причудливыми мирамии, в какой-то степени, на собственные странные миры. Тут есть и грибные леса (дальше вы не пройдёте, пока не получите бумаги), и племя с головами, сросшимися с телом (мне представился мужик из Розовой Пантеры), и их странные обычаи, и птицы-философы, и... не хватает только танца весёлых медуз для полного комплекта:) И концовка довершает несерьёзность всего происходящего.
Да, здесь нет того, что я люблю в творчестве Смита — мрачного чувства неизбежности, но всё же рассказ любопытный и забавный.
Petr, 24 февраля 2020 г.
Не понимаю тех, кто ставит этому рассказу невысокие оценки.
Ведь рассказ сей — можно сказать один из ключевых в Мифах Ктулху!
Здесь же практически биография (хоть только и последнего периода жизни) того самого Эйбона, автора той самой «книги Эйбона», регулярно упоминающаяся в произведениях Лавкрафта и которая по могуществу практически ничем не уступает Некрономикону!
И хотя здесь повествование идёт о том, как Эйбон со своим недавним недругом пытаются с переменным успехом и относительным комфортом пристроиться на Сатурне, это нисколько не умаляет её ценности для всех любителей мифологии Ктулху и для всех поклонников таланта Кларка Эштона Смита!!!
В отличии от Лавкрафта, Смит писал более веселее и менее витиевато, так что рассказ этот рекомендую всем неравнодушным ко Вселенной Древних Богов!
Rovdyr, 22 августа 2016 г.
Кларк Эштон Смит не относится к числу моих любимых авторов, но все же хочу отметить рассказ «Дверь на Сатурн», который я прочел в сборнике «Затерянные миры» (кстати говоря, оформление этой книги есть ужас куда более сильный, чем ее содержание). Этот рассказ отнюдь не шедевр, но есть в нем определенная изюминка, благодаря которой он запомнился мне и даже в какой-то степени импонирует. Эта изюминка — наличие элемента легкого юмора. Лично я этот инструмент в творчестве Смита видел всего пару раз, а между тем именно его критически не хватает произведениям КЭС. Слишком уж Смит любит громоздить всякие монструозности, сцены экстраординарного насилия и т.п. От этого быстро устаешь и теряешь вкус.
В качестве примера изящного юмора в «Двери на Сатурн» приведу упоминание о человекоподобных птицах стилитеанах (одних из обитателей оной планеты), которые селились поодиночке, каждая в своем доломитовом гнезде, где годами размышляли о космосе, периодически выкрикивая друг другу мистические слова «йор», «йир» и «йуп», выражавшие непостижимо логичную последовательность эзотерических мыслей.
Какая красивая, грациозная фраза, благодаря которой сюжет воспринимается намного легче и органичнее (в том числе и присутствующие в нем элементы фантастики и хоррора)!
Black Douglas, 30 мая 2017 г.
Хороший рассказ, к тому же — как бы биография как бы того самого автора Книги Эйбона из миров Лавкрафта)). Троллинг инквизиторов и фанатизма — всегда приветствуется.
CorbenDalas, 2 декабря 2015 г.
Возможно, я неправильно улавливаю стиль Смита, но в ожиданиях моих была увлекательная, держащая в напряжении до последнего, история. И вновь единственное, что я могу сказать, это «неплохо». Что на самом деле странновато, ибо «Пришествие белого червя» или «Свидетельство Атаммауса» и даже более ранний «Рассказ Сатампры Цейроса» написаны гораздо лучше.
Как всегда
Тема: отлично
Реализация : удовлетворительно с натяжкой
В итоге: неплохо.
---
Для тех, кто готовится к прочтению:
Можно читать на любой стадии знакомства с циклом (и вообще с автором, думаю)
---
Возраст:
16+
Vlad lev, 22 июня 2014 г.
Интересный рассказ с неким двойным подтекстом: те сущности, твари и создания, которых люди принимают за богов и демонов и призывают с помощью зачастую нелепых и зверских ритуалов, оказываются представителями иных — более могущественных и развитых цивилизаций.