В первый день лета в парижском здании Института Франции состоится церемония вручения премии Чино дель Дука. Имя лауреата было объявлено на прошлой неделе — им стал популярный японский писатель Харуки Мураками.
Сумма премии составляет 200 000 евро, что делает её одной из крупнейших международных наград в области искусства, если говорить о денежном выражении.
Премия учреждена в память Чино дель Дука, французского предпринимателя, издателя и филантропа итальянского происхождения, по инициативе его вдовы Симоны дель Дука. После смерти учредительницы в 2004 году Фонд перешёл в ведение Института Франции.
Строго говоря, награду нельзя назвать литературной: она может также присуждаться историкам, филологам, журналистам, публицистам, реже — известным медикам или учёным естественнонаучного направления. В числе лауреатов прошлых лет Конрад Лоренц (1969), Андрей Сахаров (1974), Леопольд Седар Сенгор (1978), Хорхе Луис Борхес (1980), Уильям Стайрон (1985), Жоржи Амаду (1990), Исмаил Кадаре (1992), Марио Варгас Льоса (2008), Милан Кундера (2009), Андрей Макин (2014), Джойс Кэрол Оутс (2020) и Мариз Конде (2021).
Издательство: М.: Livebook, 2022 год, 3000 экз. Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 608 стр. ISBN: 978-5-907428-13-3
Аннотация: Роман «Искусство терять» принёс автору Гонкуровскую премию лицеистов и премию Le Monde.
Сильная и откровенная сага о трёх поколениях одной семьи, прошедшей три войны, сменившей континенты. «Искусство терять» — роман о том, какую цену платят наши потомки за выбор, который делаем мы.
Найма почти ничего не знает об Алжире — родине её предков. Она не понимает арабского, не увлекается национальной кухней и не видит ценности в семейных безделушках. Ее бабушка с дедушкой бежали из государства, разорённого гражданской войной. Их детям пришлось отречься от прошлого и своей культурной идентичности, чтобы получить шанс на будущее во Франции. Теперь Найма отправляется в самостоятельное путешествие в Алжир, где обнаруживает, что с этой страной её связывает гораздо больше, чем она ожидала.
История о том, как мы продолжаем жить перед лицом утраты: утраты страны, идентичности, языка, связей. О наследии колониализма, иммиграции, о семье и войне.
Комментарий: Внецикловый роман.
Чуть больше узнать о книге и прочитать фрагмент из неё можно на сайте ГодЛитературы.РФ
Приятно было узнать, что хотя бы в некоторых странах читатели фантастики обратили достойное внимание на замечательную книгу Кадзуо Исигуро "Клара и Солнце". В шорт-лист британской Букеровской премии роман не прошёл, видимо, по той причине, что он вполне жанровый. В списках финалистов главных фантастических наград, за исключением самой неформатной премии "Прометей", мы его тоже не видим: автор из другой тусовки.
Премия "Tähtivaeltaja" ("Блуждающая звезда") учреждена Хельсинским обществом научной фантастики в 1986 году и присуждается по решению жюри. Лауреатов прошлых лет перечислять слишком долго, скажу только, что в их числе были как классики (Кордвайнер Смит, Филип Дик, Флэнн О'Брайен), так и современники (Маргарет Этвуд, Питер Уоттс, Ханну Райаниеми).
Примечательно, что пять лет назад Кадзуо Исигуро уже становился обладателем другой награды Хельсинского общества НФ, премии "Звезда фэнтези" (Tähtifantasia), за "артуровский" роман "Погребённый великан". Нобелевскую премию автору присудили двумя месяцами позже.
Давно ничего не писал в авторской колонке, давно не открывал новых старых циклов.
Итак, представляю вашему вниманию страницу межавторского цикла «Медея».
Действие всех произведений цикла происходит на одной планете (точнее, луне), которую земные колонисты назвали Медеей. Одной стороной эта луна всегда обращена к раскалённому газовому гиганту Арго, другое же полушарие навеки сковано льдами. Люди позволили себе расселиться лишь на благодатных берегах Кольца-Океана, отделяющего полушария друг от друга. Впрочем, помимо землян, Медею населяют два вида разумных существ, гораздо лучше приспособленных к местным условиям.
Концепция фантастического мира была разработана в рамках семинара «10 вторников вниз по кроличьей норе» («10 Tuesdays Down a Rabbit Hole»), проходившего в 1975 году в Калифорнийском университете (Лос-Анджелес). На этом семинаре Харлан Эллисон и другие известные писатели-фантасты делились опытом и объясняли молодёжи процесс создания вымышленных миров. К примеру, параметры орбиты спутника рассчитывал преподаватель астрономии Хол Клемент, в плане метеорологии и океанологии мир разрабатывал дипломированный физик Пол Андерсон, а биосферу моделировал Ларри Нивен, хотя он и математик. Сборник материалов семинара вышел под редакцией координатора проекта "Медея", Эллисона.
Издательство: UCLA Extension, 1975 год, мягкая обложка, 24 стр.
Десять лет спустя была опубликована большая антология, куда помимо вводных и учебных материалов вошли также рассказы, написанные за это время авторами-преподавателями. Внутренние иллюстрации Фрэнка Келли Фриса достойны особого внимания.
Издательство: West Bloomfield (MI): Phantasia Press, 1985 год, твёрдая обложка + супер, 534 стр. ISBN: 0-932096-36-0, 978-0-932096-36-4
Аннотация: Это межавторская антология — разработка мира Медеи — планеты, придуманной Эллисоном, на примере которой он и другие писатели учили остальных, как придумывать фантастические миры.
Рассказ Пола Андерсона завоевал премию Хьюго в 1979 году, а рассказ Харлана Эллисона — премию журнала "Локус" в 1986 году. Тогда же читатели "Локуса" признали "Medea: Harlan's World" лучшей антологией.