Кэйкаку Ито «Орган геноцида»
Мир погрузился в смуту, когда самодельное ядерное оружие клочок за клочком уничтожало плодородные земли. Некогда ведущие демократические государства установили наблюдение и тотальный контроль за каждым гражданином. Наступила эпоха террора, ознаменовавшая гибель привычного всем уклада жизни. По всей планете разгорелись войны, положив начало страшному и бесчеловечному геноциду.
Во время мора, бесконечного цикла насилия и вопроса: «Кто же всему виной?» появился первый подозреваемый — таинственный американец Джон Пол. Возможно ли усилиями одного человека разрушить всю мировую систему? Чтобы это выяснить, столь сложную миссию возложили на плечи агента разведки — капитана Клевиса Шеперда. Ему предстояло не просто выследить оставшихся в руинах былой цивилизации Джона Пола, но и найти истинное сердце катастрофы — орган геноцида.
Номинации на премии:
номинант |
Премия Сакё Комацу / 小松左京賞 / Komatsu Sakyō shō, 第7回 | |
номинант |
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第39回 (2008) // Японский роман |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
krampuls, 16 декабря 2023 г.
Исследователи птичьих базаров отмечали про перенаселении групповые нарушения репродуктивного поведения птиц, в результате которых прирост поголовья снижался. Допустим, что у людей тоже есть встроенные адаптационные механизмы, служащие целям снижения популяции для сохранения вида в целом в ущерб отдельным особям.
Люди обладают мощным эволюционным преимуществом – языком, позволяющим быстрее передавать информацию в группах. Допустим, что передача информации о необходимости включения вышеупомянутого адаптационного механизма может осуществляться с помощью языка.
Так как адаптационный механизм появился раньше языка, допустим, что он использует для передачи информации самые базовые «протоколы» языка – не слова или форму предложений, а базовые грамматические структуры, общие для всех языков.
В романе учёный исследовал язык различных обществ в то время, когда в них происходил геноцид (Германия, например), и обнаружил изменения в грамматике языков, общие для всех таких периодов. А то, что можно прочитать, можно и написать: включить механизм снижения населения.
Всё это несколько похоже по шаткости конструкции на типичный японский детектив, в котором осуществление убийства в крупном городе оказывается возможным из-за того, что в зависимости от фаз лун Юпитера раз в 23 года случается нарушение расписания железных дорог, и два (а лучше три) поезда разных железнодорожных компаний одновременно проходят мимо заброшенного синтоистского святилища в лесу.
Как и с подобным детективом, нужно дать себе по рукам и не раскачивать конструкцию, а наслаждаться хрупкой красотой и интереснейшими деталями.
Главный герой – боец американского спецподразделения, которое сбрасывают в «горячие точки» для уничтожения лидеров беспорядков. Таких точек становится всё больше, боец и его руководство начинают подозревать, что между событиями в разных странах есть связь.
Заметно, что творческий путь автор начал с фанфиков по Metal Gear. Стелс-экшен с участием наноусиленных нейроподготовленых суперсолдат перемежается очень длинными диалогами на очень серьёзные темы.
Стены текста позволяют рассказать интересное не только об эволюционных механизмах и языках, но и о здешнем мире будущего: схеме «мировой безопасности» с США в роли мирового полицейского, структуре встроенных в государство частных военных компаний-подрядчиков, об очень дорогих и при этом совершенно не expendable солдатах, которых обязательно надо возвращать, так как за десятилетия сформированное давление общественного мнения не позволяет «бросать своих». Мир, в котором был создан прецедент применения тактического ядерного оружия, после которого стало не страшно повторить. Это не скучное чтение.
В книге имеется замечательная оригинальная деталь – мясные механизмы. Мясной самолёт с кожей, которая подаётся при встрече с завихрениями воздуха, снижая таким образом сопротивление. Мясные капсулы, в которых сбрасывают суперсолдат – с человеческими по форме ногами в качестве посадочных амортизаторов. С источником мышечной ткани связана одна из любопытных линий в романе.
Какие есть придирки с моей стороны.
Механизм снижения населения путём геноцида в романе основывается на подавлении совести. Братоубийство скорее может быть обусловлено не подавлением совести (из такого варианта скорее следовала бы культура, где стариков в лес отводят умирать), а резким уменьшением допуска/погрешности системы распознавания «свой-чужой», когда человек, ранее считавшийся в пределах допуска своим, считается теперь опасным чужим. Но с совестью можно же лучше поиграть творчески (согласие на отключение системы жизнеобеспечение матери главного героя, и сотня флешбеков на это), поэтому совесть.
Повторения. Словно двенадцатисерийный аниме сериал, в каждой серии которого необходимо показать флэшбек травмирующего воспоминания главного героя. Это довольно сильно мешало.
Местами неубедительный главный герой. Но тут нужно вспомнить про не раскачивать конструкцию, с шаткой логикой допущений и герой такой. Сделаем скидку на молодость автора.
С другой стороны, сложно не понравиться книжке, в которой борец за снижение численности человечества читал Балларда, главный герой вспоминает не самый известный кадр из «Сердца ангела» Алана Паркера, а суперсолдаты после задания, во время которого один из их товарищей недосчитался конечностей смотрят эпизод про Чёрного Рыцаря из «Монти Пайтона».
На всякий случай примечание: я читал перевод на английский.