Ханну Райаниеми «Квантовый вор»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | Киберпанк | Планетарная фантастика | Космоопера )
- Общие характеристики: Приключенческое | С множеством интриг | Авантюрно-плутовское
- Место действия: Вне Земли (Марс, спутники Марса | Открытый космос | Сатурн, спутники и кольца Сатурна | На орбите Земли ) | Виртуальная реальность | Наш мир (Земля)
- Время действия: Очень далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Бессмертие | Искусственный интеллект | Становление/взросление героя | Обмен разумов, перемещение разума | Изобретения и научные исследования | Артефакты | Киберсети, нейросети, киборги, наномашины
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный | Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Трилогия о похождениях великого вора и авантюриста — Жана ле Фламбёра. Его имя широко известно во всей Солнечной системе, которая почти успешно пережила технологическую сингулярность и почти успешно ведёт дальнейшее развитие.
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
- /языки:
- русский (8), английский (9)
- /тип:
- книги (13), аудиокниги (2), цифровое (2)
- /перевод:
- И. Савельева (6)
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Neradence, 15 декабря 2021 г.
Сложно, но очень интересно. Интересно, но очень сложно. Честно, не знаю, что поставить на первое место в своей оценке. У меня мозг при чтении кипел примерно также на монструозном творении Кнута, но ведь Райаниеми как бы художественное произведение написал.
Цикл запутанный, многослойный и многогранный, Райаниеми чередует чудовищной сложности технологии с отсылками на современную культуру, классическую литературу, фольклор, религии и вообще всё, что попалось ему под руку. Кое-что из этого милостиво снабжено сносками, но далеко не всё, и я подозреваю, что считала в лучшем случае половину заложенных автором аллюзий.
В книгах сложное абсолютно всё. Нет, правда.
Очень сложный лор, который автор не раскрывает, а просто повествует, мол, додумайте сами, я показал вам достаточно, очень сложная завязка сюжета, очень сложное повествование, очень сложный язык. Отдельно стоит отметить и стиль, в котором автор пишет: у него в одной главе легко могут смешаться настоящее время и прошедшее время, третье и первое лицо, причём иногда эти внезапные смены проходят буквально каждый абзац. С непривычки несколько отталкивает, но потом как-то втягиваешься и даже немного понимаешь авторский замысел.
Главное удержаться, не бросив на середине первого тома. (Очень советую читать в замкнутом пространстве, из которого никуда нельзя деться и в котором скучно, самолёт подходит идеально, ага.) Если этот рубеж преодолеть, втягиваешься.
Оценивать романы по отдельности, как мне кажется, практически невозможно, они не только вытекают друг из друга сюжетно, но и объясняют, что это такое было, один за одним. Третий том наконец «собирает» всё то, что читатель только что смог осилить, в одно целое, в нём же наконец приоткрывается тайна не только того, куда всё это время стремились все участники, но и откуда они вышли. Однако так приоткрывается, что часть всё равно неизбежно придётся додумывать самому.
Однако именно объяснение тому, как человечество дошло до жизни такой в своих технологиях, автор постепенно вводит и в третьем томе наконец открывает картину того прошлого, которое породило все эти странные сюрреализм и сингулярность.
Интересно, что при очень нагруженном мире Райаниеми не особенно нагружал персонажей. Они не статичны, многие из них меняются — и не всегда можно точно оценить, в лучшую или худшую сторону — под гнётом обстоятельств, но при этом они всё равно упорно казались мне менее важными, чем сама вселенная, в которой всё это происходит.
Больше всего меня в книге поразило и заинтересовало само представление о будущем. Тот факт, что человечество даже в эпоху колонизированной Солнечной системы и баз на планетах-гигантах умудряется друг с другом воевать, как раз совершенно не удивителен, но вот описанное Райаниеми представление о том, как именно выглядит и война, и быт... Много встречалась в фантастике с описанием виртуальной реальности, но никогда раньше не видела такого смелого смешения реальности и виртуальности в одно целое, где виртуальное тело и реальное тело могут представлять собой одно и тоже. Не «вот вам капсула, в которой лежит ваш мозг», не «вот очки, через которые видишь», а прям «вот здесь ты в интеллектуальной материи стоишь ногами, а вот здесь уже летишь в капсуле к границе Хэмминга и становишься плотноупакованным кодом, чтобы там погулять по фрактальным лесам».
Любопытная идея, хотя несколько пугающая.
«Квантовый вор» не подойдёт для лёгкого вечернего чтива, осилить его за один вечер, как мне кажется, не получится. Да даже за неделю — с трудом. Текст настолько концентрированный, что его нельзя просто листать, надо тщательно вчитываться и осмысливать каждую фразу. Однако для любителей такой твёрдой фанастики, чтобы на зубах скрипела, это прекрасная находка. Как минимум, яркие впечатления от описанного будущего обеспечены.
Десять Абсолютных Предателей из десяти.
xdma, 24 мая 2024 г.
Неоднозначный цикл. По сути — это один роман, разделённый на три части. Если преодолеть трудно воспринимаемое начало, то дальше читается цикл легко и с интересом. Язык романа и перевод весьма неплохи. Как уже говорилось в других отзывах, автор с первых страниц буквально заваливает читателя научными и псевдонаучными(собственного изготовления), малопонятными терминами и названиями. Повествование с бешенной скоростью перемещается от одного персонажа к другому, перескакивая от первого лица к третьему. К концу цикла появляется небольшая ясность в море терминов и в мотивациях и значении происходящего. Но ясность незначительная — очень много так и остаётся непонятным. Правда, финал оставляет возможность для продолжения. Или — для бесконечного множества продолжений. Ведь персонажи практически бессмертны и имеют способность бесконечно воплощаться практически во всё что угодно и где угодно.
По поводу жанра этого цикла — это скорее фантастическо-фэнтезийный боевик, с серьёзной претенцией на научность. Откуда определение «твёрдой фантастики» — совершенно непонятно. Да, фантазия автора вроде бы на высоте, но научность книг ограничивается одной только терминологией. «Квантовый» — это, наверное, самое использоваемое слово цикла, оно встречается на каждом шагу, причём в комбинации с самыми неожиданными предметами, процессами и понятиями. Было ощущение что вот-вот встретишь «квантовый унитаз из разумной материи». В процессе чтения возникает серьёзное подозрение что автор просто использует модное (и малопонятное для большиства людей) понятие «квантовый» всего лишь для полного устранений всех логических и литературных ограничений для своего произведения. При этом не имея не малейшего представления о значении этого термина. А читатель должен, открыв рот от восторга и уважения к эрудированности автора, проглатывать любой бред из повествования. Это касается и других терминов и понятий, которыми щедро напичкана книга. Меня особо развесилили контролируемые чёрные дыры (разных размеров и чуть ли не бытового назначения), «разумная материя»(о том что это и как действуюе не было нималешего намёка), ядерный реактор в виде импланта в ноге одного из главных персонажей. Вот такая получилась «твёрдая фантастика»...
В итоге получается очень драйвовый боевик, очень малопонятный, зачастую — нелогичный, но зато нескучный. Чисто развлекательное чтиво, скроенное в соответствии с современными стандартами — быстрые действия, не дающие скучать и исключающие любую умственную деятельность читателя. Радует что лгбт составляющая (без этого никуда даже в «квантовой вселенной») не слишком обсасывается...
Luсifer, 5 мая 2024 г.
Концепции, концепции и ещё раз концепции. Именно они являются сутью данной книги в трёх частях.
А сюжет нужен лишь для того, чтобы провести читателя по этим концепциям невероятного мира пост-сингулярности: его технологиям, вариантам развития социума и взаимодействиям между фракциями.
В мире «Квантового вора» людей (в привычном смысле) уже не существует, человечество переросло в существ биологическо-цифровых, с перекосом в ту или иную сторону. Отсюда следуют многочисленные детали, используемые в сюжете: тела, начиненные технологиями и оружием, возможность их замены, самокопирование, перемещения между реальностью и слоями виртуального мира, возможность «уйти в инвиз» и тд, и тп. Причём, все идеи настолько хорошо подогнаны друг к другу, что остаётся лишь поражаться широте авторской мысли. Однако, повсеместно зашкаливающая технологичность не отменяет присутствия человеческих эмоций и мотивов, пост-людям будущего всё еще чего-то хочется: кому любви, кому славы, а кому безграничной власти и порабощения.
Что здесь есть: закрученные интриги, яркие персонажи (основные — с хорошо прописанными характерами и мотивацией), очень запоминающиеся локации: чего только стоят марсианский ходячий город, чья работоспособность поддерживается пребывающими в послесмертии гражданами, или же постапокалиптичная Земля, медленно умирающая от цифрового вируса «дикий код»...
Особо стоит отметить, что Ханну не щадит читателя, сыпля научными (и своими собственными) терминами как из рога изобилия, о смысле которых остается лишь догадываешься по контексту... впрочем, спустя сотни страниц автор вскользь раскроет значение того или иного явления/предмета.
Как ни странно, при всем масштабе событий, сама история ощущается довольно камерной. Пожалуй, мне не хватило большего количества повов и сюжетных веток.
Жанр книги, по своей сути, — динамичный авантюрно-приключенческий боевик, отсюда его главные достоинства и недостатки: описания кинематографичны, а события пролетают быстро. Так что, с одной стороны, ты не успеваешь заскучать и хочешь ещё, но с другой — только погрузился в чтение, а книга уже заканчивается, не успеваешь толком насладиться всеми находками и идеями. Чисто на субъективном уровне, мне хотелось бы видеть эту книгу более размеренной и серьезной, меньше экшена, но больше погружения в лор и атмосферу. Тогда, глядишь, была бы оценка на все 10 баллов, ведь мыслью и стилем автор владеет.
flying_kitten, 13 июля 2023 г.
Земля полнилась слухами, восторженные и просто хорошие отзывы множились и решил я, что время для прочтения данной саги пришло. Пугал размер (это уж лично мои тараканы — люблю книги среднего размера), но я мужественно преодолел свои страхи и приступил к чтению.
Поначалу было очень даже. Некий киберпанковско-постапокалиптичный концепт мира, противостояние непонятных сил друг с другом, недоговорённости, таинственность — всё как я люблю. Обилие непонятных терминов практически не напрягало — тоже, в общем-то, пища для ума, тем более понятно — высокие технологии, отдалённое будущее, можно и поднапрячься. Но чем дальше я продвигался, тем больше меня терзали смутные сомненья, что-то очень тревожило и обещанное блюдо высокой кухни прямо во рту таинственным образом превращалось в обычную жвачку... Границ у технологий, способностей по выживанию, восстановлению и самовоспроизведению у героев книги не оказалось. В любой безвыходной ситуации из кустов извлекался рояль и преподносился как новейшая секретнейшая технологическая фишка. По факту неких ограничений возможностей героев в книгах нет. Вообще. Возможно в суперсовременных фантастических вселенных так и должно быть, но не моё, совсем не моё.
Что можно сказать? В итоге я прочитал всё три книги, так что в общем-то автор написал вполне себе интересное и захватывающее произведение, однако желание перечитать у меня вряд ли возникнет, да и уже через не очень продолжительное время после прочтения сюжетные перипетии начали постепенно испаряться из головы.
Повторюсь — не моё.
km02, 14 октября 2022 г.
На протяжении чтения всей серии было стойкое ощущение, что я нашел сайт с очень интересным контентом, но нажал некое сочетание клавиш и вижу исходный код этого сайта, продираясь сквозь малознакомый язык программирования. Такое ощущение, что автор просто отдал читателю на аутсорсинг всё построение мира и все нюансы технологий.
В итоге скорее да, чем нет, но осадочек остался. Возможно вы скажете, что нужно тренировать воображение, тут я с вами соглашусь.
Оценка 7
Deliann, 16 января 2018 г.
Трилогия «Квантовый вор» занимает в моей библиотеке особое место.
Первая книга попала ко мне в самом конце 2013 года, и я хорошо помню, как прочитал ее за три дня новогодних каникул. «Квантовый вор» будоражил воображение, в нем было приятно разбираться и пытаться постичь авторскую картину мира. Это была история Вора, которого вытаскивают из необычной тюрьмы ради загадочной цели, но в тоже время это была еще и история Сыщика, которому предстояло столкнуться с Вором. Научная фантастика сталкивалась с французским детективом и из этого столкновения рождались ходячие города на Марсе, Абсолютный Предатель, мутации под воздействием обезумевших нанитов, расследование убийств и кражи Времени, взаимодействие с джиннами и столкновения с Богами, которые на самом деле лишь люди, находящиеся на фронтире научных разработок. Ни одна из последующих книг трилогии не смогла сравниться с первой по яркости образов и необычности всего происходящего. Впрочем, тут важную роль сыграла новизна ощущений, которые дарила эта история.
С «Фрактальным принцем» я познакомился спустя полтора года. Перед знакомством был заново прочитан «Квантовый вор», и вторая история впечатлила в меньшей степени. Продолжение получилось слишком отличным от оригинала. Вместо французского детектива в научно-фантастической обертке читателю предлагались арабские сказки с тонким налетом научности. Хотя неподготовленному человеку по-прежнему крайне сложно переварить всю суть научных обоснований, которые предлагает Райаниеми. Это по-прежнему история Вора, но в большей степени это история Сказительницы, которая благодаря Вору круто изменит свою жизнь.
Кто бы мог подумать, что завершение трилогии придется ждать еще два с половиной года. Естественно, сюжет успел выветриться из моей памяти и перед прочтением «Каузального ангела» пришлось устроить перепрочтение «Квантового вора» и «Фрактального принца». И я не пожалел. Первая книга все так же интересна, пусть и не поражает воображение как раньше. Вторая книга стала более понятной, пусть и не более интересной. И только благодаря перепрочтению стало возможно осознание событий «Каузального ангела». Это история Вора, ведущего собственную игру, цель которой заключается в спасении друга. Но не только. Впрочем, Вор всегда играл по-своему, просто теперь это стало видно отчетливо. Да и целей у него несколько. А еще это история того самого друга, которая ищет свое место в мире.
Трилогия «Квантовый вор» – книги не для всех. Слишком специфичная литература. Алмазной твердости научная фантастика, граничащая с фэнтези, сказками и детективами. Ее легко и хвалить, и критиковать, потому что критикующий не понимает чего-то, а хвалящий чего-то не видит. Но если вам нравится необычная НФ, то попробовать почитать трилогию Райяниеми однозначно стоит.
tirthika, 4 апреля 2018 г.
Трилогия «Квантовый вор» — образец твёрдой фантастики. Причём твёрдой как алмаз, поскольку автор даже не пытается упростить читателю понимание сути происходящего. Изобилие терминов и понятий без каких-либо определений — читатель по контексту должен сам догадываться, что означают все эти странные слова. И не факт, что читатель поймёт это так, как автор задумывал. Сюжет, в принципе, достаточно стандартный — ГГ выдёргивают из тюрьмы для выполнения некоего задания. Для решения задачи ГГ собирает инфу (и свою личность, спрятанную по кускам в разных местах), решает задачу и приступает к новой — ничего необычного. Стрелялок-пихалок нет.
Если вы готовы продираться сквозь ряды непонятных слов, разгадывать семантические загадки — эта книга для вас. Если хотите просто развлечься — вряд ли. Лично я прочитал полторы книги цикла и сильно заскучал. Ну не «илита разума», не дано мне, видать :-)
k2007, 21 февраля 2018 г.
Фантазия у автора есть, но такое впечатление, что направлена она в первую очередь на показ технологий будущего, а вот люди его интересуют гораздо меньше. Соответственно, в книге неплохо показано возможное будущее и совсем не душевно показаны люди.
Так что чтение трилогии представляло абстрактный интерес
Valmont, 3 июля 2016 г.
Главная преграда, с которой встречаешься, путешествуя по космическим просторам цикла, не внезапная «терминологичность» первой книги, не сказочно-восточный антураж второй, и не строгая определенность последней. Это идея, что даже в постсингулярных просторах будущего человечество может остаться все тем же.
Что некоторые смогут добровольно уйти из жизни в вечный неизменный цифровой рай. Некоторые закроются в своих коконах одиночества и индивидуальности на столько, что даже могут решить не помнить часть своих жизней. Часть превратят свое существование в бесконечные раунды игр.
Что богами будущего могут стать не лучшие его представители, а те, кому может просто повезти. Что кто-то может создать целую мифологию из несчастного случая, и судить других согласно ей.
С одной стороны все это может очень оттолкнуть, но с другой позволило Райаниеми внести в сюжет ту самую «человечность». Показать ее как любовь марсианского сыщика Исидора к разгадыванию загадок и поиску истины. Как проницательность и сострадание земной сказительницы Таваддуд. Как преданность и самоотвержение Перхонен. И конечно с помощью главных персонажей похитителя Жана и воительницы Миели, которым предстоит измениться на протяжении их путешествия, найти себя, насколько это допустимо в мире практически безграничных возможностей.
Все это происходит на фоне мира, который может показаться совсем малопонятным при первом знакомстве с ним. Райаниеми пишет не стараясь объяснить все тонкости квантовых технологий используемых персонажами как что-то привычное, а дать возможность понять их так как если бы читатель стал частью этого мира. Его стиль может в некотором смысле даже раздражать, но позвольте вас заверить, что по окончанию вы получите все ответы, сможете насладиться эстетикой сражений происходящих за секунду и панорамами новых планет.
Такой цикл как «Квантовый вор» способен, как и отпугнуть нового читателя от жанра научной фантастики, так и привязать его или уже состоявшегося любителя к нему еще больше. Как получиться в каждом конкретном случае неизвестно, но позволю предположить, используя цитату из Каузального Ангела:
«… сингулярность поглощает планету и становиться ослепительной, разум по имени … открывает миллион своих глаз и смотрит прямо в нее, больше не страшась»
igor_pantyuhov, 17 июля 2018 г.
Мне понравилось. Главным образом из-за стиля автора. Он даже мудрёней и запутанней Уоттса. Сначала это немного коробит, но как только начинаешь читать третью книгу, понимаешь, что это тексту только на пользу. Что можно еще сказать? Ну прежде всего то, что зря время я не потерял, когда читал трилогию. И деньги тоже зря не потратил. Хотелось бы конечно, чтобы финал первого романа был иным, не таким примитивным (привет «трилогии Киберпространства» Уильяма Гибсона) но нет в мире совершенства. Автор потом исправился.
Самая лучшая книга цикла — это вторая. ИМХО 7/10. Самая запутанная, хаотичная и еще бог весть какая. И мне она понравилась больше всех
GomerX, 31 января 2018 г.
Цикл интересный, но, к сожалению, не до конца «причесанный» и структурированный, что не делает его читательски-дружелюбным. Т.е. не способствует его легкому восприятию читателем. Единственный вики-ресурс ( http://exomemory.wikia.com/wiki/The_Quantum_Theif_Wiki ) с некоторыми разъяснениями — и то далеко не закончен фанатами!
По сути это один роман, одна история с не особо акцентированными промежуточными финалами. Читается сложно, но, при желании, докопаться до сути можно :)
Особо понравились отдельные авторские кибер-панковые находки, такие как «дикий код», личность и история «Абсолютного предателя», раса зоку (особей с абстрагированным индивидуальным разумом и коллективным разумом в состоянии «сцепленности»), квантовые полу-боги Солнечной системы из Соборности с их бесчисленными цифровыми слепками личностей в виде «гоголов». В общем, хороший НФ «хард-кор», но можно было сделать ещё круче, или хотя бы словарик с терминами в конце приложить.
chuvikovsky, 30 декабря 2017 г.
Отличный законченный цикл. Иногда кажется что твой мозг готов взорваться в попытке не отставать от замысла автора.
EvS, 30 января 2016 г.
Полет фантазии у автора, выше всяких похвал. Первые две книги цикла понравились, прежде всего за размах фантазии и умелой их реализации на бумаге. Конечно, местами гуляет в литературном отношении, но на это можно спокойно закрыть глаза, отпустить фантазию и наслаждаться плотно уложенным нагромождением мыслей и идей о том, какое может быть наше далекое будущее.