fantlab ru

Чэнь Цюфань «Мусорный прибой»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.84
Оценок:
81
Моя оценка:
-

подробнее

Мусорный прибой

荒潮

Роман, год

Аннотация:

Мими тонет в мусоре. Она работает на Кремниевом острове, где электроника — от сотовых телефонов и ноутбуков до роботов и бионических конечностей — отправляется на переработку. Отходы скапливаются и загрязняют каждый свободный дюйм земли. На этом острове у берегов Китая плоды капитализма и культуры потребления находят свой конец. Тысячи рабочих-мигрантов, таких как Мими, заманиваются на Кремниевый остров обещаниями стабильной работы и лучшей жизни. Назревает конфликт между безжалостными местными бандами, борющимися за власть. Экотеррористы «раскачивают лодку». Американские инвесторы жаждут прибыли. Когда эти силы сталкиваются, вспыхивает война — между богатыми и бедными, между традициями и современными амбициями; между прошлым человечества и его будущим. Мими и ей подобные должны решить, останутся ли они пешками в этой войне или вообще изменят правила игры.

С этим произведением связаны термины:

Награды и премии:


лауреат
Китайская премия Синъюнь («Туманность») / Xingyun Awards (Nebula Award), 2013 // Роман

Номинации на премии:


номинант
Локус / Locus Award, 2020 // Дебютный роман (перевод с китайского)

номинант
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2023 // Роман, переведённый на французский

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)

Мусорный прибой
2020 г.

Издания на иностранных языках:

Waste Tide
2019 г.
(английский)
Waste Tide
2020 г.
(английский)




 



Рецензии




Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Помнится, когда-то я уже говаривал, что китайская научная фантастика ввиду своей относительной молодости чем-то напоминает мне неуверенного новичка, который, идя по давно протоптанным дорожкам казалось бы своим путем, набивает все те же шишки, которые у западных коллег уже успели рассосаться (и местами набиться по новой, куда ж без этого). Так вот, книга «Мусорный прибой» — лишнее тому подтверждение.

Итак, сюжет всего произведения крутится в типичном для жанра киберпанка месте – обочине общества, в данном случае своего рода гигантской свалки, где бедняки за гроши перебирают отходы. Кстати, аннотация к книге плоха и в какой-то мере дезинформативна, так как сюжет тут крутиться не вокруг одной-единственной девушки из тех самых низов, а здесь у нас выступает целый квартет героев. Компанию нашей бедняжке составляют достаточно стереотипные глава местного клана (разумеется криминального, азиатские провинциальные кланы иными почти не бывают), вернувшийся после эмиграции местный житель, которому достанется роль «прекрасного принца» и «рыцаря в сияющих доспехах», а также представитель злобной корпорации. Почему злобной? Да потому что все корпорации – ЗЛООО, это вам любой почитатель фантастики в целом и киберпанка в частности скажет. У каждого корпоративного представителя рангом чуть повыше среднего звена в ежедневнике между «сходить в парикмахерскую» и «послать рабов за продуктами» будет непременно красоваться «захватить мир, ну или хотя бы какую страну».

И в таком вот обилии героев и заключается один из первейших недостатков повествования. Мало того что сюжет постоянно скачет между ними туда-сюда, порой весьма резко, так и еще и не все они достаточно равнозначны. Скажем, линию того же корпората можно было бы вообще безболезненно ампутировать, ибо для общей картины он практически не нужен (такое ощущение, что он вообще в сюжет, чтобы где-то на фоне постоянно маячила зловещая тень лаоваев из США). Остальные же герои просто несколько обыденны. Героиня – типичная наивная деревенская девушка, которую жизнь сперва ломает, а затем дарит ей магические способности (автор конечно же пытается подвести под них хлипкое научное обоснование, но давайте будем честны – по сути это просто эдакая техномагия). Герой – типичны «юноша светлый со взором, горящим», защитник униженных оскорбленных, ответственный за романтическую линию, который разумеется при первой же встрече сразу спасает героиню, и вообще ведет себя как защитник униженных и обездоленных. Глава клана – типичный азиатский мафиозный босс, в котором безжалостная прагматичность сочетается с некоторой суеверностью (и вокруг которой и будет крутится один из основных конфликтов сюжета). Я даже не называю их по именам, потому что, как и у меня, они у вас скорее всего выветрятся из головы через неделю после прочтения, а в памяти останутся лишь шаблоны поведения и характеров.

Кстати, о сюжете. Здесь опять все типично для китайской фантастики (ну если судить по тем двум с половиной книгам, что я прочитал до этого). Местный колорит в нем сочетается с определенными штампами, а жестокость и некоторый натурализм – с наивностью, присущей фантастике многолетней давности. Автор может любовно описывать азиатские обычаи, странные и местами жестокие, где современные веянье причудливо переплетаются с многовековыми традициями, а затем засунуть в сюжет пошлейшую deus ex machina (причем практически в буквальном смысле – в безвыходной ситуации на сцене внезапно появляется боевой робот и начинает крушить недругов). Может описывать довольно жесткие сцены издевательства (правда, хвала Будде, без излишних подробностей), а потом выписать крайне нереалистичный эпизод о том, как беднота спасает тех, кто буквально минуты назад рвал их на куски, просто потому, что они «не такие». И такого здесь полно. Хватает и просто избитых ходов вроде зловещих артефактов, запускающих сюжет, что валяются просто где-то посреди свалки, а еще тут есть тайные эксперименты, неоригинальные заговоры, и ну и все такое самое. Под стать всему повествованию и финал, вроде бы и банальный, да не совсем, с эдакой азиатской горчинкой.

Язык произведения вполне сносен. Как уже было сказано выше, даже касаясь весьма жестоких вещей, автор не стремится как нынче модно у многих западных авторов сделать все «резче и темнее» и все придерживается определенных рамок. Да и описания у него выходят вполне увлекательные. Портят впечатления разве что те самые резкие рывки от героя к герою, от одной сюжетной линии к другой.

По итогу же можно сказать, что если вам кто-то скажет, что это очередной прорыв или внезапный шедевр – разумеется, не верьте. «Мусорный прибой» – просто добротная книга, не лишенная банальностей и шероховатостей. Сможет ли китайская фантастика в целом и автор в частности от подобных книг в итоге перейти к чему-то более уникальному и зрелому, где различия с произведениями западных коллег двадцати-тридцати летней будут заключаться не только в присутствия некоторых более современных веяний и наличии легкого азиатского колорита? Время покажет. Но потенциал определенно есть.

P. S. И я все еще безосновательно жду, когда кому-то за бугром резко понадобится продвигать интересы индийского рынка. Жутко интересно, как же выглядит современная фантастика этого древнего народа.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Китайская фантастика остается пока что «темной лошадкой». Успех трилогии «В память о прошлом Земли» теперь кажется скорее случайным. Да и положа руку на сердце, эпика и замаха, в ней было больше, чем стиля и научно-фантастической достоверности. В остальном и Лю Цысинь, и Бао Шу и вот теперь Чэнь Цюфань изрядно напоминают мне новороссийскую фантастику 1990-х гг.

Книга заявляется то ли как киберпанк, то ли как антиутопия. Что ж, всего этого в ней есть понемножку, но соль-то в другом.

Сюжет вертится вокруг Кремниевого острова — аллегории города Гуйю в провинции Гуандун, где находится крупнейшая в мире свалка электронных отходов и «налажены бизнес-процессы их утилизации», единожды познакомившись с которыми вы еще долго не сможете спокойно спать по ночам. Сюда прибывает белый голубь глобализации с оливковой ветвью инвестиционных обещаний в клювике. На острове правят не совсем Триады, но вполне себе мафиозные китайские семейные кланы, регулирующие супердоходный бизнес по переработке внутрикитайских рабочих мигрантов в наркоманов-рабов и будущих краткосрочных пациентов онкологических клиник.

В среде мигрантов зреет классовая вражда к местным министрам-капиталистам, но на самом деле они находятся в одной лодке — вмешательство транснациональных корпораций в процесс потенциально лишит доходов и тех, и других.

Дамокловым мечом над островом нависает недовольство китайского правительства, которое заинтересовано и в инвестициях и в решении за чужой счет экологических проблем острова.

Это, так сказать, антиутопическая часть, которая на самом деле моментально перерождается в антиглобалистский памфлет. И довольно плоский и неталантливо карикатурный. Тут тебе и посланнец ТНК с кучей грехов за душой, и вся эта риторика о том, как ТНК приходят и превращают процветающий райский уголок в филиал ада на земле, и реверансы китайскому правительству.

Тут вскрывается первый засадный полк. Книжка написана китайцем про китайцев (и совсем капельку — коварный лаоваев с туго набитой мошной) и для китайцев. И все предупреждения сделаны именно им, родным и любимым. Не всему миру — что ж вы, с***, делаете с чудесной планетой? А персонально китайцам, которые вполне себе добровольно, с энтузиазмом в глазах и коммерческой песней на устах стали крупнейшим мировым импортером мусора, но себя винить ни в коем случае нельзя. Это всё плохие лаоваи. И тогда, и сейчас, и потом.

При этом у автора был материал на потенциально невероятно ЖУТКУЮ вещь про современный коммерческий холокост: дети, жгущие печатные платы, чтобы добыть чутка цветмета, дышащие пластиковым дымом, растворяющие компьютерные комплектующие в кислоте, гниющие и разлагающиеся заживо — читать репортажи из мусорных столиц Африки, Южной Америки и Азии и не стать в душе немножко марксистом просто невозможно. Мне не хотелось бы читать такую чернуху за христа ради. Но если выбрана такая тема, то мне хотелось бы, чтобы она была написана честно и откровенно, пусть и с чернухой. Так вот именно социальный ужас происходящего там Чэнь Цюфань изобразил совсем слабенько. В отличие от классовой борьбы в духе официальной китайской идеологии. Это как если бы вы написали сентиментальный роман в декорациях Холокоста, который позиционировали бы как псевдодокументальную биографию.

Сюжет в книге не блещет.

Во-первых, автор никак не может определиться, от чьего лица он пишет. Пытается использовать прием POV, но симпатии слишком откровенно на стороне 1 конкретного героя (иногда 2). И хотя вроде бы у всех своя правда, но отчего-то за версту видать на чьей стороне автор. А это делает POV бессмысленным и беспощадным — довольно скучно читать главы за персонажей, которым реально не сопереживает даже автор.

Во-вторых, уж слишком очевидно, что одной книгой всё не закончится в случае коммерческого успеха и даже в финале (особенно в финале!) автор всё больше засевает поле, чем собирает камни.

В-третьих, в книге примерно ноль интересных сюжетных ходов. Сюжет представляет собой эдакий конструктор лего из сюжетных штампов. Да, собранно в целом плотно, но ни осязаемой узнаваемой формы, ни цветовой композиции у этого конструктора нет.

В-четвертых, герои откровенно типовые и слабые.

Всё же написано настолько искренне, что ты раз за разом выдаешь автору кредит доверия на следующие полсотни страниц. Всё кажется, что вот сейчас-то начнется жара. А вместо жары вас в конце ожидает прохладно-сентиментальный слёзный дождик (описанный как вполне реальный тайфун). Ну как же без экшооооон-сцены под дождем в центре тропического циклона да на мосту, с непременно подпрыгивающей на волнах моторной лодкой и отважным прыжком «лягушкой об асфальт» во имя любви.

Единственное достоинство — в принципе никакого хэппи-энда не ждите. Видимо, это автор приберег на вторую часть (надеюсь, ее не будет).

Итог: манифест китайского марксистского антиглобализма с явно прослеживающимися националистическими нотками. Сюжет дурно скроен, многие сюжетные линии не раскрыты или не доведены до конца. Социальная составляющая так вообще на тройку с минусом. Достоверность чуть выше уровня киберпанка 25-30летней давности. Написано тем не менее искренне и задорно, хотя задора и не хватает явно. А мог бы получиться действительно отличный... эээ... посткиберпанк... или антиутопия-предостережение... или футурологическое антиглобалистское экологическое эссе с сюжетом (это как порно с сюжетом, только фантастика — также бессмысленно, но интересно). И кажется, многие проблемы книги от того, что автор пишет исключительно для китайцев и сам не определился с жанром.

Итог2: так вышло, что когда-то я любил читать и по 10 раз перечитывать понравившиеся книги, а сейчас больше люблю читать, и читать, и читать, и читать новое. Новое и в поисках нового: нового читательского опыта, нового знания, новых эмоций. В этом смысле слова книга неплоха хотя бы уже тем, что это первая для меня на 146% китайская фантастика (Лю Цысинь и Бао Шу все-таки не в счет). И кажется, это довольно типичный ее представитель.

Оценка: 6
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Мусорный прибой» — это новый фантастический роман Чэнь Цюфаня и по совместительству «апофеоз научной фантастики ближайшего будущего» по мнению другого прославленного китайского автора Лю Цысиня. И если я не путаю термины, а «апофеоз» — по-прежнему означает обожествление, прославление, возвеличение какого-либо лица, события или явления, то у меня для вас плохие новости. Потому как с фантастикой в ближайшем будущем всё, по крайней мере, прискорбно.

История же «Мусорного Прибоя» стартует в аккурат с приезда в китайский провинциальный городок одного крупного американского дипломата, выступающего в роли посла известнейшей транснациональной корпорации, которая специализируется на переработке промышленного мусора. Планировалось, что все переговоры будут вестись с местным правительством, но те наотрез отказываются принимать какие-либо важные решения, а лишь ненавязчиво намекают, что от них по-сути ничего не зависит и все они ходят под колпаком местного преступного синдиката. Глава же данного синдиката, по стечению обстоятельств, оказывается дальним родственником переводчику американского дипломата и они после трудного рабочего дня напару спасают беглую рабыню/рабочую/крестьянку соседнего с ними противоборствующего клана, которая впоследствии станет одним из основных персонажей. К слову, всего их будет четверо:

герой №1 — классический американский дипломат, разговаривающий заученными корпоративными речевками и волнующийся исключительно о процветании фирмы;

герой №2 — не менее классический глава местной триады: опасный, серьезный и постоянно что-то твердящий о важности многовековых традиций;

герой №3 — стандартный молодой студент-переводчик, у которого благодаря юношескому максимализму нестерпимо зудит от окружающей его несправедливости;

герой №4 — клишированная взбалмошная дама в беде, которую тоже хлебом не корми, дай только устроить пару цветных революций.

С этого знакомства и начинается новый киберпанковский роман Чэнь Цюфаня. И знаете, все любители по настоящему качественной литературы давно привыкли, что выбранный автором сеттинг имеет непосредственное и безоговорочное влияние на общий сюжет и основных персонажей. А без выбранного сеттинга его герои уже не были бы сами собой, а весь сюжет мог повернуться совсем иначе. И вот конкретно у этих людей мог уже возникнуть вполне резонный вопрос. А где, собственно, хваленый автором киберпанк? И почему я до этого момента ни слова о нем не сказала?

А это все потому, что автор поступает с читателями ровно также, т.е. неспешно ведет повествование, знакомит с основными персонажами и вообще ничего не говорит о том, что на дворе сейчас далекое будущее. А догадаться о том, что сейчас не начало предыдущего десятилетия или, скажем, не наше время, можно только после как-бы невзначай брошенной автором фразы про «очередное расширение границ виртуальной реальности» или мысли о «плохом качестве связи между двумя двигательными имплантами», которые проскакивают в тексте пару раз за сто страниц. Т.е. понять, что «Мусорный Прибой» вообще хоть каким-то боком относится к фантастике будущего, можно только или применив свой нереальный опыт детектива, или если заранее смотреть различные рекламные материалы издательства, где всем читателям обещали прорыв в жанре «киберпанка». Да-да, мы ничего не забыли!

Ну, и забегая наперед, можно с уверенностью сказать, что никакого прорыва, конечно же, не случилось. Да, и в остальном история не то чтобы сильно блещет оригинальностью. Персонажи получились хоть и разными, но насквозь вторичными архетипами и потому особого интереса не вызывают. Наивный молодой человек с предсказуемой историей становления/взросления, перепуганная беглая крестьянка, классический мафиозный босс и бесчувственный американский дипломат. Согласитесь, мы их всех уже не раз видели и видели в гораздо более удачных проявлениях.

Сам же сюжет будет крутиться вокруг договора о переработке мусора, который предлагает американский дипломат. О плюсах-минусах его принятия и о дальнейшей судьбе людей, живших на этом островке безумия. Получилось неплохо, но без изысков и откровений. Эдакая твердая ремесленная работа, которую и похвалить полноценно не получается, и ругать толком не за что.

Единственный более-менее однозначный плюс произведения заключается в отличной проработке национального колорита. Но согласитесь, что было бы совсем грустно, если автор с именем Чэнь Цюфань не смог бы на должном уровне прописать быт китайской глубинки.

Оценка: нет
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Китайская фантастика. Звучит? Наверное, да. Всё-таки есть что-то притягательное в культуре Востока. Поэтому, желание ознакомиться с книгой в жанре научной фантастики, вполне объяснимо.

«Мусорный прибой» — смесь из фантастики и совсем немного магии. Магия, которую автор старательно пытался преподнести читателю, как продолжение развития технологий. В итоге, мы получили техносказку. Хорошо это или нет? Мне не понравилось.

Во-первых, абсолютно безликие персонажи. И дело даже не в том, что тяжело запомнить их по именам. Они слишком прямые, без каких-либо отклонений от заданного курса. Или плохие, или хорошие, без полутонов.

Относительно сюжета, также не могу сказать ничего хорошего. Да, тема поднимаемая автором, безусловно нужная и своевременная. На злобу дня, это точно. Сможет ли его произведение хоть как-то повлиять на распространение мусора? Конечно, нет.

Из прочитанного в данной серии от Фанзон, эта книга самая слабая. К изданию никаких претензий нет, красиво, привлечёт внимание читателя и несомненно вызовет интерес.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Азиатская фантастика своеобразна, в целом как и любые другие их произведения. Но тут мы имеем кальку с западного стиля, такого, каким его видит автор-китаец. Если коротко, то роман оставляет такое же впечатление как дешёвая китайская подделка любого популярного западного товара.

Такое чувство что автор пытался создать что-то близкое западному читателю в надежде на какую-нибудь награду вроде Нобелевской Премии по Литературе. В общем: интригующий синопсис, исполнение на уровне супергеройских фанфиков.

Оценка: 1
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Про Ч.Цюфаня я узнала из интервью автора на лл — там молодой писатель горячо рассказывал о реальном Кремнеевом Острове, заваленным мусором. Его родном доме. Реальные люди разбирают отходы электроники и копаются в пластике, теряя здоровье с каждым рабочем днем. Локация книги — сегодняшний Китай, только в фантастической истории. Первые 100 страниц — все в закладках. Я была в восторге и кивала на каждое высказывание автора. ️

«Американцы сначала будут складывать весь свой мусор у чужого порога, а потом вдруг придут и скажут, что хотят помочь тебе убраться, и что все это для твоего же блага».

Разве наша страна делает не то же самое со своими гражданами? Попадание в точку!

Была бы вся книга в таком духе — соц.вызов мусорным магнатам, едкая сатира в фантастических образах — это был бы шедевр. Но что-то пошло не так. Из социальной нф жанр вдруг распался на тысячи кусочков: здесь вам и шпионский детектив, и киберпанк про биоинженерию, и романтическая драма, и даже месилово-боевик. Больше закладок я не делала...

История начинается с приезда представителя американской компании и его переводчика на Кремневый остров с деловым предложением. Их бизнес-план предполагал строительство современных комплексов по переработке отходов, самые новейшие технологии, чистые воду и воздух. Эдакие чумные доктора 21 века. Обстановка на острове изначально напряжённая — три клана борются за власть и ресурсы, а общество разделено на коренных жителей и «мусорных людей». Просто мигранты, китайцы, за копейки работающие на свалке электроники. Протезы с вирусами, ядовитые испарения, грязь — вот что их окружает.

В книге 4 основных пласта сюжета — история американца Скотта, его переводчика Кайцзуна, «мусорной девушки» Мими и трех кланов острова. Вдобавок сюжетные разветвления эпизодических героев. Следить за этим непросто, так как повествование параллельное и все время скачет, и даже никак не выделено. Кайцзун — это проблема самоидентификации, поиска себя и своей родины, реальной и духовной. Китаец, переехавший в Америку и вернувшийся домой на Кремнеевый остров. Мими — мусорная девушка, причина всех конфликтов, заруб и беготни, кибербогиня с явным раздвоением личности. Проблематика тоже обширная: загрязнение и упад экологии, игра бизнес империй, раздел ресурсов, дискриминация в обществе, проблема отцов и детей, культурные границы и многое другое. Добавьте к этому киберпансковский бэграунд с неоновыми вывесками, гигантским мехом, хакером в капюшоне и постоянным дождём. «Мусорный прибой» заслуживает крутую экранизацию в духе Бегущего по лезвию, образы прорисованы очень кинематографично. А вот с языком в книге беда. Он блин странный — перепутана постановка слов, много сравнительных «будто», нагруженность метафора ми. Это проблема двойного перевода. Передать многогранный китайский язык со всеми его диалектами и тонами на английский, а потом на русский — практически невозможно. При этом «Мусорный прибой» хорошо раскрывает азиатский колорит и китайскую культуру. Часто приходилось гуглить названия китайской кухни или каких-то предметов — много новых фактов о стране и традициях.

Свежий глоток научной фантастики — китайский автор пишет дистопию ближайшего будущего в рамках экологической катастрофы. Китай сейчас актуален, а проблема мусорных полигонов льётся изо всех щелей ядовитым фильтратом. Я вообще считаю, что единственное, что может объединить человечество — это грядущий экозвездец, который накроет всю планету. Когда-то был интернационал пролетариев, пора создавать интернационал эко-активистов. Злободневность книги сразу же зацепила, но не все мои ожидания оправдались.

Что можно сказать о книге? От фантастики здесь твёрдые научные описания технологий — подробно рассказывает о вирусах, протезах, военных экспериментах, о работе мозга. Отсюда сильный уклон в киберпанк и биоинженерию. Актуальная тема экологической катастрофы. Романтическая линия с поцелуями. Аниме-рубилово с мехом. Винегрет, но каждый найдёт здесь что-то свое.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почему решил прочитать: свежий китайский киберпанк, номинация на Локус

В итоге: проблемы экологии и глобализации.

Хищные корпорации и не менее хищные китайские кланы.

Обстоятельностью и приземлённостью повествование напомнило позднего Гибсона, трилогию Моста. Собственно, название третьего романа трилогии, «Все вечеринки завтрашнего дня», впрямую цитируется в тексте как рекламный слоган высокотехнологичного глазного протеза. Изящная пасхалочка.

Потрясающе переданы китайские колорит и разнообразие. Разные диалекты, национальные блюда и праздники, своеобразный менталитет.

Приметы мира: дополненная реальность, продвинутая имплантология, чипирование животных, цифровые наркотики, приручённые вирусы. Ничего сверхъестественного.

Все персонажи по западному канону имеют не только бэкграунд, но и обязательный внутренний надлом, травму прошлого или настоящего. И все, согласно правилам драматургии, кардинально изменяются по мере развития сюжета.

Четыре главных героя:

Мими из «мусорных людей», член самой презренной касты на Кремниевом Острове.

Остров специализируется на переработке хай-тек отходов. Тысячи эмигрантов-«мусорных людей» работают на сортировке день и ночь, гробя своё здоровье за жалкие юани. Работу им дают три клана, правящие островом.

Лю Цзинчень – наследственный глава самого сильного из этих кланов, крёстный отец Острова.

Скотт Брэндл прибыл на Остров как представитель «TerraGreen Recycling», американской корпорации, которая хочет модернизировать Остров, лелея при этом зловещие планы.

Чэнь Кайдзун – переводчик Скотта, уроженец Острова, с детства живущий в Америке.

Конфликт богатых и бедных, альтруизма и корысти, любви и ненависти, духов прошлого и ИИ будущего.

Несмотря на то, что в тексте есть пара сильных завораживающих сцен, шёл роман очень тяжело. Возможно, сказывается двойной перевод.

Злободневный нудноватый очень китайский экопанк ближнего прицела. Ожидал бОльшего.

Скажем так – «Прибой» это далеко не «Заводная», несмотря на похожий экзотический азиатский сеттинг.

6(НЕПЛОХО)

Оценка: нет
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мусорный прибой рассказывает нам историю не слишком жизнерадостного будущего, уготованного, по задумке автора, родимой Поднебесной.

В принципе, в ней все очень близко к повседневным китайским реалиям, если не брать в расчет скакнувшие вперед технологии.

Дешевая рабочая сила, особые экономические зоны, призванные поднимать китайскую экономику, ущемление прав малоимущих, гробящих свое здоровье за разбором токсичного мусора и всяких неполезных подарков от заокеанских друзей и , естественно, мощный удар поддых Матушке-Природе.

Сразу в памяти всплывают фотографии берегов Хуанхэ, дым горящих мусорных куч и толпы азиатов в марлевых повязках.

Несмотря на довольно мрачную обстановку сам Кремниевый Остров, место, где разворачиваются события, не лишен некоторого очарования феодальной колонии выживальщиков.

Эдакий муравейник, собранный из чего попало, даже удивляешься, порой, чем так гордится и дорожит господин Ло и прочие полу-криминальные боссы этого клочка суши, ставя себя и прочих коренных жителей острова выше приезжих, «мусорных людей»…У них-то, в отличие от приезжих из нищих деревень, есть возможность и деньги выбрать другую жизнь.

Бежать отсюда надо, бежать!

Вот единственная здравая мысль, которая может возникнуть у попавшего в этот «мир больших возможностей» человека.

Однако, они варятся в общем зловонном котле, наравне с прочими, такими как Мими — главная героиня романа, девушка добрая и наивная, приехавшая на остров на заработки и сумевшая привязаться даже к брошенному неисправному кибер-псу и только волею случая ставшая кем-то или чем-то большим на Кремниевом Острове.

Вообще, линия главной героини, ее друзей и знакомцев, мне не показалась особенно интересной, по сути, до определенного момента, они выступаю в роли статистов, которые о чем –то болтают отстраненно, куда-то ходят, но в целом, плывут по течению.

Лишь после определенных событий и апгрейда, Мими приобретает чуть больше жесткости характера и какие-то цели, которые, по-факту, отражают желания ее пробудившейся второй личности.

А вот читать про хитросплетения высоких технологий со старинными азиатскими суевериями, верой в изгнание духов и насылание порчи, довольно интересно.

Это добавляет еще больше абсурда хаоса и какой-то дикой самобытности в жизнь обитателей Кремниевого Острова.

То, как мельчайшие условности, старинные ритуалы и традиции вошли в высокотехнологичный быт ближайшего будущего очень хорошо получилось описать у автора.

Небольшой штрих общей картине мира добавляет мистер Скотт, агент американских партнеров китайского правительства.

Друзья из страны, над которой никогда не заходит солнце демократии, предлагают бедным и развивающимся странам руку помощи, разрабатывая интереснейшие бизнес-концепты, основанные на складировании и переработке мусора на территории менее успешных партнеров, а взамен берут на себя тяготы возведения парков отдыха, современной инфраструктуры и прочих радостей эпохи потребления.

Тип мусора, который станут перерабатывать страны-помойки светлого будущего, заранее не оговаривается, а потому, в качестве гостинцев, «мусорные люди» могут запросто получить что угодно, от просто токсичного пластика, до отходов биологических экспериментов.

Мир загоняет себя в глобальную экологическую яму, попутно пытаясь исправить ситуацию и заодно подзаработать.

Отличный план просто офигенный, надежный, как швейцарские часы, как сказал бы герой одного известного фильма. Одной из невольных жертв этой хитрой экономической многоходовочки и становится девчушка Мими, после чего ей уже резко становится не до разговоров с приятелями и прогулок вдоль замусоренной кромки прибоя.

С этого момента пошло постепенное ослабление сюжетной нити, ибо если сама подача мира, ключевых событий и места действия у автора получилась хороша, о чем уже говорил выше, то что делать с резко изменившейся и покрутевшей героиней автор до конца не придумал.

Она, как будто, позарез всем нужна, на ней завязываются и высокотехнологичные и, местные, архаичные, интересы людей и не без причины.

Следуя канонам киберпанка в юной девушке пробуждается НЕЧТО и у этого чего-то есть собственные цели и представления, как дальше жить, кому мстить и что вообще делать, но….Не докрутили эту сюжетную гаечку, девочка по-анимешному сильна, овладевает способом управлять боевым роботом-мехой и даже разыгрывает собственную многоходовочку, однако есть такое ощущение, что автору не хватило объема одной книги, чтобы раскрыть эти сюжетные ходы.

Развязка наступает уж больно быстро и шибко радостной я бы ее не назвал.

Перемены наступили, но не сказать, чтобы глобальные и главное, порочная схема складирования и переработки отходов так и продолжила свое существование.

Рабочие получили страховку и какие-то социальные гарантии, сняли старые санкции и ограничения, но корабли с контейнерами так и продолжают, подобно мусорному прибою, накатывать на китайские земли, а подобревшие роботяги любуются строительство новых парков отдыха и развлечений.

Видимо, даже сам автор не видит выхода из вымышленной и в тоже время, очень животрепещущей, для его страны, ситуации((

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга напоминает историю города Гуюй, ставшего крупнейшей мировой свалкой электронных отходов. Это самый грязный город на планете. Содержание свинца в почве почти в 400 раз превышает норму, не лучше дела обстоят с воздухом и рекой, куда постоянно сливается кислота. Люди, живущие там и разбирающие платы, чтобы вытащить крохотные количества редкоземельных металлов, умирают от болезней очень быстро, рак возникает почти у всех, а бедолаги-дети имеют мутации. Интересно происхождение свалки, куда свозятся отходы со всего мира. Дело в том, что в США действуют законы, требующие максимально экологичной переработки таких отходов, что трудно, трудоемко и дорого, да и переработать можно далеко не все. Вместо того, чтобы это делать, отходы... просто перевозят в Китай, Индию и Африку.

Так вот «Мусорный прибой» рассказывает историю Кремниевого острова, на котором все живут в мусоре и мусор перерабатывают. Контроль над островом принадлежит трем китайским мафиозным кланам, которые делят власть над «мусорными людьми», чья работа приносит доходы, но чья жизнь ни черта не стоит. Туда приезжает представитель американской компании по переработке мусора с манящим предложением сделать жизнь лучше, но за ним, как водится, скрывается много подводных камней. Здесь Цюфань, по-моему, периодически цитирует «Доктрину шока» Наоми Кляйн про то, как под маской помощи развивающимся странам США устраивало перевороты, позволяющие им получить нужные ресурсы за бесценок. Кремниевый остров является свалкой не только электроники, но и медицинских отходов на стыке киберпанка и медицинской техники — сложных протезов для доступа в вирт, опасных медотходов, которые в развитых странах лень утилизировать, и т.д. «Мусорная девушка» Мими царапается об один из экспериментальных шлемов, и проникший в ее голову вирус (копия сознания актрисы и изобретателя Хеди Ламарр) ее сильно меняет. После избиений, насилия (и прочего необходимого для становления героини в глазах многих фантастов набора) Мими превращается в цифровую богиню.

У китайской фантастики есть свои особенности, главная из которых — романы всегда социальные, они не жанровые в том смысле, в котором это понимает простой человек. Поэтому везде, где речь идет об экономических проблемах Кремниевого острова или проблемах распространения цифровых наркотиков, читать интересно. Там же, где идет переключение на условно киберпанковую линию, роман не впечатляет. Также я не видела в китайской фантастике однозначных призывов к восстанию, характерных для западной фантастики. Лучший вариант выхода, который предлагается китайскими авторами, — это всегда компромисс или надежда на будущее, если двигаться верным курсом. Это непривычно, не дает катарсиса. Ближайшим аналогом сходного сочетания экономики и фантастики будет «Заводная» Бачигалупи. «Заводная» даже интонацией и отношением к героине очень похожа на «Мусорный прибой», там тоже речь идет о промышленности и ее подводных камнях, но Цюфань не такой остросюжетный. Бачигалупи, кстати, еще YA-роман про разборщиков старых кораблей написал, но это другая история. Прочитать стоило.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх