Дэйв Дункан «Планета первого класса»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка )) | Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Клоны и клонирование
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
«Струны» — нити в другое измерение. Именно там жители Земли, испепелённой безжалостным солнцем, могут найти пригодные для жизни планеты первого класса. Седрик Хаббард, главный герой романа, — девятнадцатилетний юноша, выросший в спецпитомнике для клонированных детей. Чтобы вырваться из ада, на который он обречён с рождения, и обрести в результате красавицу принцессу и целую планету в придачу, он вынужден пройти десятки фантастических испытаний. А начинается всё с загадочного убийства исследовательской группы на планете с кодовым названием «Нил»...
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
URRRiy, 13 апреля 2020 г.
Прочитал роман на момент выхода первого и единственного на русском языке издания в далёком 1998 году. Восхитило высокое качество как идей, так и описаний, и с научной точки зрения, и в части социального прогнозирования, и в области остросюжетности, в общем — труд плотный, без неинтересных страниц, во многом вполне жизненный. Например, не секрет, что преступность — один из элементов человеческого общества, но борьба с ней может быть хуже, чем договоренности в определенных рамках (хотя и придавить особо вредного гада и мерзопакостника, используя хитрость, тоже выигрышный элемент:)). Или клонирование людей в качестве КИКО (комплекс искусственно клонированных органов), без прав, но с печальной обязанностью — прослужить резервуаром запчастей для хозяина — спонсора. При этом ситуация показана автором очень грамотно — остросюжетно, но без тошнотворного ощущения при прочтении. Предполагаю, что, несмотря на все запреты, сей бизнес все таки возможен с высокой степенью вероятности.
История главных героев юного КИКО и юной принцессы, между которыми, понятно, пусть не сразу, но через всякого рода тернии, ведущие к звёздам, возникнет чувство, (это не спойлер, поскольку очевидный сюжетный ход) изложена четко, естественно, волнующе, но без пошлости, в общем, также в высшей степени грамотно и правильно.
Отмечу, что к моему удивлению и сожалению, Дэйв Дункан написал крайне мало научно-фантастических книг, кроме этой ещё «Герой!», специализируясь в основном на фэнтези. С другой стороны, обе эти книги, на мой взгляд, очень даже получились, возможно малое количество сформировало высокое качество.
Рекомендую.
primorec, 11 февраля 2016 г.
На ум приходят три классических варианта использования клонов. Первый, самый популярный в фантастических мирах, это, конечно, выращивание на запасные части — вариант жуткий, но зато позволяющий в полной мере раскрыть все лицемерные и темные стороны человечества в целом и отдельных его представителей.
Второй, как ни странно, при слове «клон» на ум приходит чаще всего, несмотря на то, что используется несколько реже. Зато он более разрекламирован. Скажи вслух «клон», и сразу получишь в ответ «атака».
Третий вариант, хотя и по аморальности близок к первому, но все-таки не предполагает физического убийства. Выращивание клонов для пересадки сознания из дряхлеющего тела и получение таким образом бессмертия, едва ли не более популярно в литературе, чем разборка на детали.
Но вот разведение клонов исключительно для сложных, многоходовых и многолетних политических интриг я встречаю в фантастической литературе впервые.
Но вернемся к самому началу. Земля больше не может поддерживать жизнь многомиллиардного человечества. Глобальное потепление затопило целые страны, воздух отравлен, озоновый слой уничтожен и радиация сжигает последние леса. В мире царит полный хаос: все воюют против всех, в городах правят преступные банды, а Землю под контролем держит некая корпорация, которая монополизировала энергетические ресурсы. Эта же организация занимается поиском нового дома для людей, используя для поиска подходящих планет тоннели, созданные с помощью суперструн.
Но вот беда: проходят десятилетия, а подходящая планета не находится. Попадаются с жизнью, но у них у всех есть изъян. То аминокислоты не туда закручены, но ядовитые грибы, то землетрясения, то канцерогены. И вот чудо: находиться полностью подходящая для людей планета, Вторая Земля, Первый класс не меньше. И тут то и выходят на первый план два наших героя — выросший в спецпитомнике для клонов молодой Седрик Хаббард и его подружка и ясновидящая Элия.
Это только сначала может показаться, что перед нами история об обретении нового мира, взрослении героев в духе лучших хайнлайновских романов и моральных проблемах клонирования в духе описанных выше вариантов. Ведь это Седрик и Элия попадают в отчаянные и опасные ситуации и находят из них выходы. Они пытаются по кусочкам сложить, что же на самом деле происходит с исследованием новых планет, и разобраться с запутанными политическими интригами. Они за какие- то дни проходят путь от робких подростков до уверенных в себе взрослых людей.
Но как бы ни так. Главный герой появляется на сцене всего то несколько раз и очень мало говорит. Зато присутствует незримо: тень всесильной интриганки Агнес Хаббард маячит за всеми событиями. Она переставляет пешки на огромной, с целую Вселенную, игральной доске, переплетая многочисленные интриги в прочную паучью сеть, в которую попадает то мелкая рыбешка, то настоящие матерые звери.
Самое приятное в романе, что до самого финала остается неизвестным, как этот клубок интриг будет распутан, при чем тут клоноводство и зачем нужен был во всем действии этот лопоухий добряк Седрик. Более того, как всегда у Дункана, ответить на вопрос, кто же такая Агнес Хаббард — беспринципный монстр или борец за лучшее будущее — предстоит каждому читателю решить самому.
Но при всех достоинствах, есть у романа, с моей точки зрения, несколько явных недостатков. Очень-очень-очень длинный разгон, практически на половину всего романа, когда идет «набор» критической массы фактов. Второй недостаток: мне была бы более интересна практически оставшаяся за кадром личная история Агнес Хаббард, рождения и реализации замысла со столь нетрадиционным применением клонов, чем любовные похождения Седрика и Элии. Но это уже дело вкуса.
volodimer, 2 июня 2013 г.
Первый роман автора, который я прочитал. После этого перечитывал несколько раз. Конечно по прошествии времени читается не так, как когда-то, но в романе есть потрясающие идеи.
В общем, рекомендую прочитать обязательно.
BromDumhammer, 6 июня 2012 г.
Перечитал еще раз, спустя...ммм..ну лет 8 точно:)
Что тут скажешь — в 19 лет казалось,что это просто невозможно переплюнуть:)))На сегодняшний день — мнение несколько менее восторженное. Впрочем, вот что следует отметить — «Планета Первого класса» вещь однозначно не претендующая на эпичность, на включение в список классических произведений, которые будешь перечитывать постоянно, из года в год ну и понятно в 2012 году уж точно не блещет новыми идеями...но...:)))Это хорошо.Вот просто так,- «хорошо».Наверное, впечатления, которые оставила книга с детства не дают себя просто проигнорировать.
Yazewa, 5 июня 2011 г.
Не могу сказать, что была захвачена сюжетом. Пожалуй, понравилась только идея с этой самой обостренной интуицией. Правда, как-то уж очень сомнительным кажется длительное «внутрисемейное воспроизводство», — неизбежным следствием этого было бы вырождение, накопление негативного генетического материала... ну да ладно, примем за фантастическое допущение.
К сожалению, не понравился всерьез ни один из героев. Какой-то набор харАктерных типажей. Живыми я их воспринимать так и не смогла. Пожалуй, это — самая большая проблема данного текста. ИМХО, конечно же.
Dimson, 10 апреля 2007 г.
Чувствуется почерк мастера-сериальщика. Налить столько воды в очень простенький и тривиальный сюжетец — это надо уметь!
Koshka, 29 ноября 2007 г.
Среди других романов Дункана вещь средняя, но довольно интересная. Фанатам автора читать!