Хосе Карлос Сомоса «Кроатоан»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Роман-катастрофа )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Южная Европа ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Последний человек/люди на Земле | Путешествие к особой цели | Стихийные бедствия, природные катаклизмы | Нетрадиционная ориентация/самоидентификация героев
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых | Только для взрослых
В романе Сомозы «Кроатоан» происходят странные события. 6 сентября (в недалеком будущем) мир сходит с ума: люди и животные, змеи и насекомые целыми колониями идут, ползут, летят – в едином ритме, единым телом – сквозь города, леса, горы и болота. Любые встреченные на пути живые существа либо вливаются в зловещее шествие, либо гибнут на месте.
Правительства разных стран, полиция, ученые, журналисты теряются в догадках, не понимая, что происходит, ибо тотальной эпидемией охвачена почти вся планета. Гаснут экраны телевизоров, перестает действовать связь. Грядет исчезновение всех форм цивилизации.
Этот апокалипсис предвидел профессор Карлос Мандель, специалист по поведению животных, покончивший с собой два года назад. Перед смертью он запрограммировал отправку нескольким близким людям, в том числе своей ученице, биологу Кармеле Гарсес, сообщения, которое могло бы помочь изменить ход этих ужасных событий. Но удастся ли им понять этот сигнал, ведь сообщение состоит из единственного слова — «Кроатоан»? Эта надпись была найдена на далеком острове, где в шестнадцатом веке таинственным образом исчезло все население…
Хосе Карлос Сомоза — один из самых популярных испанских писателей, лауреат премии «Золотой кинжал» и множества других литературных премий.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Corwin Morgan, 16 февраля 2024 г.
С романом «Кроатоан» Хосе Карлоса Самосы у меня сложились неоднозначные отношения. Как начал читать, не думал, что меня хватит более чем на пару десятков страниц — просто на дух не переношу повествование с использованием настоящего времени («он смотрит на ...», «она думает, что...» и т.д). Но очень скоро, я вообще перестал обращать на это внимание — книга затянула. И ещё как! В какой-то момент я читал, пока поднимался по лестнице между этажами. И, самое странное, не могу даже внятно объяснить этот эффект: сюжет, глобально, вполне характерен, даже стандартен, для жанра катастроф; персонажи прописаны хорошо, но, постфактум, кажется, что есть перебор с «не такими как все» героями — есть талантливые учёные, спецагенты, художники, гении, психи, наркоманы — обывателей нет (за исключением Дино). Но роман цепляет, сильно цепляет.
В таком восторге я проглотил три четверти книги — до момента, когда, читателю разъясняются первопричины происходящих событий. Остановился. И прелестная картина рассыпалась. Возможно, дело в том, что я больше предпочитаю научную фантастику, чем триллеры, и в ней, особенно в последнее время, идёт серьёзный упор на научную базу, и чего-то подобного я ждал от этого романа, коль уж там ключевые персонажи — учёные. Но признаться, было бы лучше, чтобы всё обосновывалось совершенно не научно, вроде проклятия условных индейцев, или мести разъярённой Геи, за экологические преступления, чем тем несуразным объяснением, что есть в книге. Серьёзно, чем больше над этой идеей задумываешься, тем более глупой и невразумительной она кажется. И, автор, по моему, это прекрасно понимал, поэтому позволил форме, ради масштаба, полностью задавить содержание.
По итогу, роман Самосы, с учётом главной темы, показался мне «Ложной слепотой» Уотса наоборот — там отличные идеи соседствуют с посредственным художественным исполнением — в «Кроатоане» же, затягивающее повествование рушится под неудачно реализованной задумкой. За этой книгой я провёл несколько увлекательных часов, но послевкусие она оставила, увы, не очень приятное — будто хлебнул осадка на дне бокала отличного пива.
Сараби, 13 июня 2022 г.
Начали за здравие, а кончили за упокой.
Этот роман относится к тому роду произведений, когда не знаешь какую оценку ему поставить. Сама идея просто потрясающая, но реализация — это просто ужас и отвращение. Задумка катастрофы мирового масштаба, что природа или даже сама Земля, решила взбунтоваться и просто взять и обнулиться и уничтожить всё живое на себе любимой, просто интригующая. И как странно это происходит. Животные вместе с людьми и насекомыми просто кочуют в неизвестном направлении без какой либо цели и логики. Просто живая биомасса. И все они рано или поздно погибают. И,естественно, многие противные моменты автор смакует и описывает со всеми подробностями. Очень интересная идея, которую можно было крутить и так и эдак. Сделать что-то крышесносное и очень страшное. Не получилось.
Проблем романа в персонажах. Возьмём главного гения покойного гениального этолога Карлоса Манделя. Хоть и умнейший дед, НО к нему нет ни какого-то сочувствия, ни понимания, ни объяснения его поступков. Педофил,расист, какой-то сексуальный маньяк не гнушающийся ни юных студенток, ни студентов, наркоман с нестабильной психикой, состоящий в секте поклоняющейся природе. И вот это чудо в перьях в день Х (через 2 года после своего самоубийства) отправляет сообщения всем своим бывшим любовникам/любовницам. На этом и начинается развитие сюжета.
Все остальные герои тоже со своими тараканами в голове. Любимая ученица Манделя Кармела хоть и умненькая этолог, но оказалась обычной дурой в жизни. Вместо того что бы углублённо заняться проблемой и начать делать хоть что-то она страдает и вспоминает жёсткие соития со своим бывшем мужиком абьюзером от которого она никак не может, читайте — не хочет, отделаться. Ведь он такой аххх и оххх....
Поэтесса Фатима Кройер, та самая кого Мандель изнасиловал в 14 лет вечная истеричка с суицидальными наклонностями, которую хочется просто замочить лопатой.
И таких экспонатов много.
Единственный нормальный герой всего этого сборища фриков — бывший полицейский, а сейчас художник-гей, по совместительству бывший любовник гениального этолога-извращенца Николас Рейноса. Нормальный, адекватный и здравомыслящий человек. Он единственный кто реально задумывается о том КАК выжить во всём этом хаосе, НО у него нет необходимых познаний. А у Кармелы они есть, но она только и думает что о своём садисте.
Короче, весь сюжет роман крутиться вокруг того, что герои разъезжают на машине и подбирают ещё больше психов с вою недалёкую компанию. И все они истерят, ругаются между собой и ведут себя как сборище кретинов. А и жрут постоянно. То есть не решают проблему, не ищут выхода из ситуации.
Но интересней всего работают спецслужбы. Ладно, пусть информация засекречена, но об эпидемии было известно за 2 года! И что делает правительство и спецслужбы? Все эти 2 года просто ждут когда все случиться, а в день Х начинают бегать и хвататься за голову. просто гениально!!!!
Вот и весь сюжет. Автор, видимо, решил, что читателям будет интересна не тема сверхъестественной катастрофы и поиска лекарства, а вздохам героини по бывшему.
Но круче всего был финал.
Роман ни о чём, или я просто не поняла гениальности автора. Пропаганда наркотиков, педофилии, расовой ненависти со скопищём психически нестабильных героев. Для меня книга полнейший провал и худшее произведение за последние лет 10. Но это сугубо моё мнение. Быть может кто-нибудь сможет в последующих отзывах объяснить гениальность сея произведения.
majj-s, 15 декабря 2021 г.
...ибо я един со всем
»- Если я открою холодильник и возьму себе пива... так это из-за того, что какой-то колибри порхает в Бразилии, а какой-нибудь тюлень занимается акробатикой в Антарктиде?
— Нет: не «из-за», а «вместе с». Твое поведение переплетено с поведением других видов. Всякий раз, когда тюлень или колибри совершат подобное действие, ты сдвинешься с места и возьмешь что-нибудь в руку: банку пива, палку, авторучку... или просто сожмешь ладонь, если рядом с тобой нечего ухватить.»
Хосе Карлос Сомоса потому что один из ведущих современных испаноязычных авторов мейнстрима. Потому что его «Клара и тень» оказалась роскошной. Потому что нашла автора, с которым можно практиковать испанское чтение. Небольшое литрическое (опечатка, но удачная) отступление. Читать на испанском люблю, с ним, в отличие от английского, у нас интуитивное понимание, но английского на порядок больше и трудно найти интересную новинку, какая не была бы тотчас на него переведена.
А тут такой интересный автор с совсем скромным рейтингом на Goodreads. Стало быть, загребущая англосаксонская лапа не дотянулась пока, берем на заметку, для начала прочитав из его двенадцати романов те четыре. что есть на русском, спасибо Азбуке. Итак, «Кроатоан», апокалиптика от мастера социальной фантастики и детектива.
Несколько человек, включая любимую бывшую ученицу, бывшего любовника, бывшую любовницу и другого бывшего любовника, спустя два года после самоубийства на почве депрессии, получают от знаменитого ученого этолога послания, в которых одно слово. То самое, найденное вырезанным на дереве после исчезновения всех членов колонии Роанок. И кое-какие, не изобилующие подробностями, указания: найди того-то,поезжайте туда-то.
Стоп, непонятно. А я на что? Сейчас объясню. Мандель был этолог с мировым именем и одновременно человек довольно распущенный в личных отношениях. К тому же бисексуал, отсюда такое изобилие. Теперь кто такой этолог. Это ученый, который занимается изучением инстинктивного поведения животных. Люди, к слову, тоже животные. А также рыбы, птицы, рептилии, насекомые, членистоногие, кольчатые и чешуйчатокрылые.
И вот, красотка Кармела, этолог едет к художнику Нико, бывшему полицейскому и гомосексуалу. А потом они должны найти Фатиму, поэтессу и наркоманку, в данный момент содержащуюся в той же психиатрической клинике, где в свое время лечился Мандель. А после встретиться с Логаном, это такой экофашист (среди поклонников Природы тоже встречаются ударенные всей головой о секс-наркотики-насилие).
В мире, тем временем, начинают твориться странные и страшные события. Повинуясь некоему импульсу кончают самоубийством члены семьи, приехавшей на пикник. Стая голубей прицельно испражняется на окна многоэтажки. Люди массово выбрасываются из окон и толпами сигают в воду с набережных. И вообще все неясно, пугающе, а Мандель, к тому же, как выясняется, заранее знал о месте-времени событий.
Дальше — больше. Люди, слипшиеся в единую биомассу, этакий человейник, управляемый коллективным разумом (достаточно скверно и безжалостно). Такую апокалиптику я прежде уже читала у Лазарчука («Солдаты Вавилона» 1994) и Кинга («Мобильник» 2001). С той разницей, что у Сомосы вместе с людьми в этих вакханалиях хаоса принимают участие животные. Роман, на самом деле, неплох, а идея такого деструктивного союза биосферы с ноосферой и вовсе яркая, свежая, никем прежде не разработанная (тут могу ошибаться, всего знать нельзя, пусть с оговоркой «никем заметным»).
Но по моему читательскому ощущению Хосе Карлос Сомоса все-таки невероятно хорош с камерными произведениями в эстетствующем антураже. В масштабной апокалиптике с кровью, грязью, дерьмом его дар проигрывает. Управлять многофигурной композицией, удерживая читательское внимание, «Кроатоану» не удается. Потому линия спецназовцев всю дорогу воспринимается скорее досадной помехой, чем двигателем сюжета, и шестерка беглецов от сумасшествия не становится группой, за которой интересно следить.
Возьму на себя смелость посоветовать отличную книгу на эту тему. Российскую. не переводную. «Последние станут первыми» Елены Арифуллиной. А сама продолжу читать Сомосу.