Роберт М. Вегнер «Все дети Барби»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | Киберпанк )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Вне Земли (На орбите Земли ) | Виртуальная реальность
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Искусственный интеллект | Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Психолог Шэн Денавер направляется на орбитальную станцию «Альфа Один», чтобы вытащить девушку, застрявшую в виртуальной реальности. Задание выглядит легким, но на деле всё оказывается сложнее. Шэну предстоит распутать клубок тайн вокруг Барбары, умирающей от рака.
Входит в:
— журнал «Science Fiction, Fantasy i Horror 05 (31) 2008», 2008 г.
— антологию «Голос Лема», 2011 г.
- /языки:
- русский (1), польский (1)
- /тип:
- книги (1), периодика (1)
- /перевод:
- С. Легеза (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Seidhe, 17 сентября 2020 г.
Когда берёшься писать о самозародившемся в Сети разуме в конце нулевых, спустя три десятилетия после того, как Желязны с Саберхагеном написали «Витки», а потом эту тему долго мусолили киберпанки, есть только два пути.
Путь первый — понимать, что тема уже рассмотрена со всевозможных сторон и углов, и вряд ли можно сказать в ней что-то новое, поэтому привлекать читателя придётся либо замысловатым антуражем (пример: «Молча, быстро и легко» Кэтрин М. Валенте), либо изначально настраивать его на несерьёзный, стёбный текст (пример: «Мегабайт» Александра Лоскутова).
Путь второй — быть предельно серьёзным, и рассуждать о том, что это, собственно, значит, быть разумным.
Поляк Роберт Вегнер, стремительно ворвавшийся несколько лет назад в мир читателей фантастической литературы со своим «Меекханом», пошёл по второму пути. И написал историю о психологе Шэне Денавере, специализирующемся на вытаскивании людей, застрявших в виртуальности, который отправляется на космическую станцию «Альфа Один», чтобы попытаться помочь девушке по имени Барбара Ландор, страдающей новой формой сверхагрессивного рака. Но даже учитывая её заболевание, ситуация всё равно видится Шэну слишком странной, потому что «девушки, носившие в университете отнюдь не со зла данное прозвище Барби, бывшие предводителями университетского братства, капитанами команд поддержки, командирами отрядов скаутов, волонтерами Красного Креста и двукратными Вице-Мисс Улыбка штата Вашингтон, просто не могли затеряться в Сети. Конечно же, уйти туда может всякий, но с некоторыми такого просто не происходит. У них нет склонности». Чуть позже выясняется, что Барбара Ландор не просто «уходит в виртуал» — периодически её сознание вообще куда-то исчезает, и даже лучшие программы не могут найти её в Сети...
Далее автор вполне мог растянуть повествование на роман, занявшись красочными описаниями виртуальной реальности с приключениями и погонями, но, к счастью, Вегнера интересуют совсем другие, более взрослые вопросы. Да, перед нами всего лишь очередная история о разуме, который зародился в недрах Сети в не столь уж отдалённом будущем. Да, некоторые сюжетные повороты выглядят откровенными натяжками. Да, чудесное исцеление героини от рака выглядит скорее элементом фэнтезийным, чем строго научно-фантастическим. Да, можно при желании ещё к чему-нибудь придраться.
Вот только зачем? Хорошая ведь, крепкая получилась повесть! И высказанные в ней идеи и мысли, хоть и не могут похвастаться какой-то новизной и оригинальностью, но менее интересными от этого не становятся! Вегнер предлагает свой вариант зарождения разума в Сети, не забывая при этом ставить серьёзные моральные и этические вопросы. Можно ли жертвовать жизнью одного человека, чтобы спасти сотни тысяч? Можно ли творить страшные с точки зрения морали и нравственности вещи, оставаясь при этом добрым и отзывчивым человеком? Что отличает искусственный разум от разума человеческого, помимо распознавания абстрактных шуток? И действительно ли «быть человеком — это носить шрамы от падений, <...> носить снова и снова, и снова карабкаться на скалы» или всё не так просто?
Вопросов много, и ответы, которые предлагает Вегнер — не хуже, чем у коллег по цеху.
Одним словом, если вам нравятся произведения, посвящённые проблемам, с которыми может столкнуться человечество при появлении полноценного искусственного интеллекта — повесть «Все дети Барби» определённо стоит вашего внимания. Хорошая, крепкая, умная вещь. 8 баллов по моей системе оценивания вполне заслуживает.
P.S. Ответ на вполне резонный вопрос, возникающий после прочтения, — «А в чём тут, собственно, трибьют Станиславу Лему?» — максимально прост: в оригинальную антологию «Голос Лема» повесть Вегнера не входит, добавлена она только в русскоязычное издание.
Artem_Nochkin, 25 августа 2019 г.
Роберт М. Вегнер — это достаточно молодой польский писатель, который в недавнем времени категорически и безапелляционно ворвался в множество литературных чартов. Сразу же отхватил там добрый десяток популярных премий и сходу завоевал любовь не только соотечественников, но и всех остальных читателей, до которых сумел добраться.
У меня уже давненько скуплен и до дыр зачитан весь меекханский цикл. Жуть, как хочется чего-нибудь свеженького. Но сами знаете, пока дождешься новых книг от любимого автора, можно все оставшиеся волосы на голове вырвать. Да, что я вам рассказываю! Уверен, среди коллег-лаборантов я далеко не единственный Хатико. Во за неимением возможности дотянуться до чего-то более глобального и вкусного, я и пытаюсь довольствоваться малым.
В данном конкретном случае тем малым оказался фантастический рассказ «Все дети Барби», который повествует о работе психолога будущего, специализирующимся на проблемах связанных с зависимостью от виртуальной реальности. Здесь проблемы в семье, легкие и затяжные депрессии, неврозы, раздвоение личности и почти клинические случаи полного ухода из реального мира в мир виртуальный. Последний случай у нас самый сложный, самый интересный, а потому Вегнер за основу для текущего рассказа берет именно его. Ну, кто-бы сомневался! Это же Роберт М. Вегнер! Уже почти бренд. Его фамилия на обложке настоящий показатель качества…
Если же спуститься с небес на землю и перестать расхваливать поляка, то в сухом остатке получим неплохой фантастический рассказ написанный в жанре киберпанковского боевика, с проработанными персонажами и живыми диалогами. В плюс моя универсальная лакмусовая бумажка для определения хороших рассказов дала уверенный положительный результат — именно это произведение я бы с удовольствием почитал и в более крупном формате. Скажем, в виде полноценного романа.
Ни это ли показатель хорошего рассказа?
240580, 28 февраля 2021 г.
Этой повестью я бы закончил антологию. Очень уж просится на финальный аккорд.
Итак, главная интрига. Она состоит в распутывании психического/психологического расстройства, помещённой в виртуальную реальность пациентки. Девушка больна раком, но болезнь не намечает путь к разгадке головоломки. Аллюзия к Лему очевидна — некоторое сходство с «Футурологическим конгрессом» и распутывающий загадки главный персонаж, как и Лем, медик.
Автор поднимает две ключевые темы. Первая касается ответственности учёных за свои открытия. Должен ли исследователь в погоне за славой и признанием преступать неписанные моральные нормы? Очевидно, нет. Иначе тот, кто должен спасать неминуемо превращается в подобие доктора Менгеле.
Вторая проблема — возможна ли жизнь в виртуальной реальности. Жизнь не того, кто погружается в неё, а изначально рождённая в ней. Может ли цифровой образ, заданный алгоритмами, превратиться в нечто большее, стать ожившим персонажем? Конечно, в повести на этот вопрос дан положительный ответ, на то она и фантастика.
То, что «программа»-образ нечто большее, чем пиксели и сигналы по оптоволоконной связи, нам даёт понять развитие сюжета. Ведь только человек, а если точнее — неразумный ребёнок может поступать во вред многим, спасая одного, дорогого и любимого. При том, делая это совершенно искренне, не понимая последствий творимого зла.
Демьян К, 25 марта 2019 г.
С одной стороны, очередной образчик довольно занимательного «кибер«боевичка, в котором виртуальные сущности начинают вести себя как люди, прямо в духе пресловутого «восстания машин» (в данном случае — скорее, в виде «восстания виртуальной реальности»), с другой — весьма идеологизированный текст. В качестве идеологии — банальные католические догмы (что для поляка вполне ожидаемо).